Доклад "Формирование социальных умений дошкольников средствами этикета"
статья

Кудряшова Татьяна Геннадьевна

 Формирование социальных умений дошкольников средствами этикета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.47 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование социальных умений дошкольников средствами этикета.

Этикет – очень близкая и очень важная часть общечеловеческой культуры, нравственной морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого, связана с правилами этикета, и от того насколько правильно себя ведет, зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми, успешность его деятельности.

Нравственное воспитание рассматривается, как одно из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

Старший дошкольный возраст – это тот возраст, когда у детей формируется гибкое отношение к выполнению правил этикета, стремления понять их. Ребенок собственным трудом ума, сердца, духа удовлетворяет свои желания и развивает свои способности.

Нравственно-этическое воспитание является неотъемлемой частью в формировании всесторонне развитой гармоничной личности. Немаловажным аспектом данной проблемы является воспитание культуры поведения, общения, то есть привития ребенку определенных этикетных навыков.
Наша задача - воспитать ребенка так, чтобы он в дальнейшем чувствовал себя комфортно в любых жизненных ситуациях, т.е., привить ему определенные этикетные нормы.

Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

Знакомство с основами этикета в дошкольном возрасте позволяет усвоить нормы поведения в обществе и превратить их в привычку. Чем раньше будет начато воспитание культуры поведения, тем успешнее ребенок будет приспосабливать усвоенные социально-этические правила речевого поведения к целям, условиям общения и социальным ролям.

Целью моей работы является воспитание культуры поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим.

 Для того чтобы добиться положительных результатов в работе с детьми были использованы разнообразные виды деятельности, методы и приемы.

Под девизом «Будь опрятным», совершенствовали культурно - гигиенические навыки детей: в режимных моментах контролировали выполнение детьми основных правил личной гигиены: своевременное мытье рук, умывание, полоскание рта после приема пищи и др.; поддерживали проявление детьми  самостоятельности. Большое внимание было уделено формированию у воспитанников культуры еды. Использовали такие приемы: демонстрация образца, поощрения, приучения. В режимных моментах формировали и закрепляли у воспитанников полезные привычки, способствующие хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни (заниматься гимнастикой, играть в подвижные игры, с удовольствием выполнять закаливающие процедуры). Была организована деятельность детей в исследовательских проектах «Как появились расческа, мыло, зубная щетка и паста, щетки для одежды и обуви».

 Дети в организованных беседах «Чистота – залог здоровья», «Что значит быть опрятным» рассказывали сверстникам о том, какой пастой и щеткой они чистят зубы и почему, как моют расчески, как они дома содержат свои вещи в порядке с демонстрацией фото. С детьми читали и обсуждали произведения К.Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», А. Барто «Девочка чумазая», отгадывали загадки о предметах гигиены. Были оформлены дидактические настольно - печатные и компьютерные игры «Предметы гигиены».

Был оформлен плакат «Культурно - гигиенические правила»:

  1. Вставай утром всегда в одно и то же время.
  2. Обязательно делай утреннюю гимнастику.
  3. Тщательно умывайся, обязательно чисти зубы, аккуратно причесывайся.
  4. Мой руки перед едой, после пользования туалетом, прогулки, ухода за животными.
  5. За столом  всегда сиди прямо, не клади локти на стол.
  6. Правильно пользуйся столовыми приборами.
  7. Ешь не торопясь, аккуратно, бесшумно, жуй с закрытым ртом, тщательно пережевывая пищу.
  8. Не кроши хлеб, отламывай по кусочку.
  9. Косточки от фруктов из компота с помощью чайной ложки осторожно  складывай на блюдце.
  10. Закончив еду, клади ложку, вилку в тарелку, а не на скатерть.
  11.  Пользуйся салфеткой во время еды.
  12.  Поднимаясь по лестнице, ставь ногу на ступеньку всей ступней.
  13. Спускаясь по лестнице, держи спину прямо и слегка придерживаяся за перила
  14. Пользуйся носовым платком; чихая и кашляя, отвернись от собеседника, прикрой нос и рот платком.
  15. После прогулки тщательно вытирай ноги, стряхивай куртку.

16.Сам чисти свою обувь, аккуратно вешай или складывай свою одежду.

17.Ложись спать всегда в одно и то же время.

Работа велась и под девизом «Будь вежливым». Для присвоения детьми культурных норм поведения и общения, а также ценностей, принятых в обществе, мы в режимных моментах в утренние и вечерние часы демонстрировали детям образцы общения: «здравствуйте», «доброе утро», «добрый день»; «до свидания», «до завтра»; «благодарю вас», «спасибо»; «будьте добры», «не могли бы вы...» и т.д., и создавали ситуации, направленные на использование детьми приобретенного опыта общения. Во время рефлексии в ходе НОД, во время подведения итогов дня, недели поддерживали в каждом ребенке уважение к себе, чувство собственного достоинства; способствовали проявлению доброты, отзывчивости и других положительных качеств, всем своим видом давали ребенку понять, что взрослый готов порадоваться его успехам, посочувствовать и помочь в случае неудачи. В течение дня организовывали  решение различных жизненных ситуаций, направленных на формирование умений прислушиваться к предложениям и советам других детей; формировали  умение уступать. В совместных играх и на занятиях содействовали налаживанию диалогического общения детей со сверстниками, учили пользоваться разнообразными средствами общения (словесными, мимическими, пантомимическими) с учетом конкретной ситуации. Широко использовали традиционные народные игры с правилами «Шел козел по лесу…», «Пирог», способствующие физическому, социальному, и этнокультурному развитию детей; позволяющие занимать позицию равноправного партнера в игре. Регулярно организовывали игры с правилами, в которых  поощряли инициативность игрового поведения детей, проявление собственной индивидуальности в коллективных играх. Проводили этические беседы «Что такое правила? Почему мы должны следовать правилам?», «Как себя вести в группе», разъясняли детям нормы и правила жизни в обществе, группе, выраженные в понятиях «можно», «нельзя», «хорошо», «плохо», «нужно», а также демонстрировали проявления таких качеств личности как доброта, забота, ответственность. Организовывали ситуативные разговоры, чтение художественных произведений В.Осеевой «Просто старушка», «Волшебное слово», С.Я. Маршак «Ежели вы вежливы» с последующим обсуждением содержания, рассматривание сюжетных картин, направленные на освоение норм и правил жизни в обществе, группе; выраженных в понятиях «можно», «нельзя», «хорошо», «плохо», «нужно», а также проявления таких качеств личности как доброта, забота, ответственность. Была проведена работа с пословицами «Глупые ссорятся, а умные договариваются».

 Слушали  песени «От улыбки станет всем светлей» «Если добрый ты», «Дорогою добра». Ежедневно мы обсуждали с детьми кто, какие добрые дела сделал в группе.

С детьми оформили плакаты «Правила поведения в группе», «Вежливые слова», «Правила культуры общения»:

1.Пользуйся словами вежливого обращения: «Здравствуйте», «До свидания», «Пожалуйста», «Будьте добры», «Извините», «Спасибо», «Благодарю», «Разрешите войти».

2.Будь приветлив и вежлив со всеми взрослыми.

3. Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор.

4. На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко; веди себя сдержанно, не требуй к себе особого внимания.

5.Слушай старших внимательно, стой при этом спокойно, смотри в лицо собеседника.

6. Умей выслушать товарища, не перебивая.

7. С уважением относись к труду и отдыху старших, не мешай взрослым, не шуми, не капризничай.

8.Подай стул или уступи место вошедшему взрослому.

9. Подними и вежливо подай оброненный кем-то предмет (карандаш, варежку и др.).

10.Мальчикам: пропускай вперед девочек  в помещение.

11.Помогай малышам и сверстникам надеть куртку, застегнуться, повязать шарф.

12.Делись с товарищами игрушками, книгами, играй дружно.

13.Умей признать, что был неправ.

14.Старайся договариваться с товарищами в споре, игре, умей уступать.

15. Радуйся успеху товарища.

16.Будь правдивым, имей мужество откровенно сказать о своем проступке. Не перекладывай вину на других.

17.Говори всегда только правду.

18.Дорожи доверием взрослых и товарищей.

19.Не хвастайся даже самым красивым поступком- хорошее дело само за себя говорит.

20. Дал слово- держи его, дал обещание- выполни.

21.Никого не обижай - ни словом, ни поступком; заботься о младших, помогай им, защищай тех, кто слабее.

22. Поступай так, чтобы окружающим –взрослым и детям- было с тобой приятно и радостно.

Под девизом «Будь настоящим другом» для формирования у детей отзывчивого и уважительного отношения к сверстникам мы воспитывали доброжелательное отношение, доверие к сверстникам; развивали умение общаться с ровесниками, мальчиками, девочками, с новым ребенком в группе детского сада. В ходе НОД и бесед «Что такое дружба», «Умеешь ли ты дружить?», бесед по содержанию художественных произведений В.П.Катаева «Цветик семицветик», Т.А.Шорыгиной «Федя и волшебный ключик», «Вредная ворона», М. Пляцковский «Урок дружбы», решения проблемных ситуаций, игр, ситуативных разговоров  обогащали представления детей о людях, их эмоциональных состояниях, деловых и личностных качествах, возможностях, характере взаимоотношений.  Дети выучили наизусть  мирилки. После чтения произведения В.П.Катаева «Цветик - семицветик» дети решили сделать для своих друзей цветики –семицветики.

Оформлен плакат «Правила дружбы»:

  1. Помогай другу.
  2. Не обманывай друга.
  3.  Уметь договариваться. Умей уступать.
  4. Не бойся просить прощения, если ты обидел друга
  5. Уметь прощать и быть вежливым.

Наблюдения за поведением детей показывают, что после проведенной работы дети:

1.В конфликтных ситуациях (например, в игре) ищут приемлемые способы разрешения спора («Тебе один самолет и мне один. Договорились?» или «Хорошо, сначала ты, а потом — я»)

2. Проявляют доброжелательность в общении со сверстниками, уважение к взрослым.

3. Способны к установлению устойчивых контактов со сверстниками, все имеют друзей в группе.

4. Умеют попросить о помощи и заявить, о своих потребностях в приемлемой форме, большинство детей стараются отстаивать свою позицию в совместной деятельности.

5. Проявляют готовность посочувствовать, пожалеть, утешить, когда сверстник чем-то расстроен, огорчен; помочь ему, поделиться с ним (игрушками, карандашами и др.).

6. Способны следовать установленным нормам, правилам, данному слову, общей договоренности.

7. Высказывают правильную оценку поступков героев литературных произведений, имеют четкие представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

8. Планируют игру, договариваются в общих чертах о ее ходе с партнерами, соотнося индивидуальные желания с содержанием общей игры и взятой на себя ролью.

9. Знают  и выполняют правила поведения в природе и в быту, умеют объяснять необходимость их выполнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФОРМУЛ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

Язык - средство передачи и освоения социального опыта, ов­ладения духовной, интеллектуальной и материальной культурой пред­шествующих поколений поколением подрастающим....

Реализация нетрадиционных форм работы в игровой деятельности со сказочным материалом как средство формирования социальной компетентности дошкольников

Актуальность обусловлена необходимостью введения ребенка в социальный мир, необходимостью обеспечения системы работы, направленную на социальное развитие ребенка, необходимостью обеспечения взаимодейс...

Подвижная игра как средство формирования социального здоровья дошкольника

В дошкольном детстве ребенок развивается в игре, и получает первый социальный опыт. Наиболее эффективной является та деятельность, в основе которой лежит движение, т.к. двигательная активность во мног...

Дидактические игры-тренинги как современное технологическое средство формирования социального поведения дошкольника в сюжетно-ролевой игре.

Одним из современных технологических средств формирования социального поведения ребенка являются дидактические игры тренингового характера, которые учат принятым в обществе моделям социального поведен...

Стендовый доклад "Работа с проблемными ситуациями и формирование социальной компетентности дошкольников."

К дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и других) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторг...

Народные традиции как средство формирования социальной компетентности дошкольника

Образовательная программа дошкольного образования «Радуга» ориентирована на формирование у детей общечеловеческих, гуманистических ценностей, предусматривает наполнение работы определенным...

Игра как основное средство формирования социальных компетенций дошкольников

В период дошкольного детства начинает формироваться индивидуальность ребенка и проявляются первоначальные социальные навыки, идет активное становление личности. Дошкольник, общаясь...