Доклад "Формирование социальных умений дошкольников средствами этикета"
статья
Формирование социальных умений дошкольников средствами этикета
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 25.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование социальных умений дошкольников средствами этикета.
Этикет – очень близкая и очень важная часть общечеловеческой культуры, нравственной морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.
Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого, связана с правилами этикета, и от того насколько правильно себя ведет, зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми, успешность его деятельности.
Нравственное воспитание рассматривается, как одно из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.
Старший дошкольный возраст – это тот возраст, когда у детей формируется гибкое отношение к выполнению правил этикета, стремления понять их. Ребенок собственным трудом ума, сердца, духа удовлетворяет свои желания и развивает свои способности.
Нравственно-этическое воспитание является неотъемлемой частью в формировании всесторонне развитой гармоничной личности. Немаловажным аспектом данной проблемы является воспитание культуры поведения, общения, то есть привития ребенку определенных этикетных навыков.
Наша задача - воспитать ребенка так, чтобы он в дальнейшем чувствовал себя комфортно в любых жизненных ситуациях, т.е., привить ему определенные этикетные нормы.
Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Знакомство с основами этикета в дошкольном возрасте позволяет усвоить нормы поведения в обществе и превратить их в привычку. Чем раньше будет начато воспитание культуры поведения, тем успешнее ребенок будет приспосабливать усвоенные социально-этические правила речевого поведения к целям, условиям общения и социальным ролям.
Целью моей работы является воспитание культуры поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим.
Для того чтобы добиться положительных результатов в работе с детьми были использованы разнообразные виды деятельности, методы и приемы.
Под девизом «Будь опрятным», совершенствовали культурно - гигиенические навыки детей: в режимных моментах контролировали выполнение детьми основных правил личной гигиены: своевременное мытье рук, умывание, полоскание рта после приема пищи и др.; поддерживали проявление детьми самостоятельности. Большое внимание было уделено формированию у воспитанников культуры еды. Использовали такие приемы: демонстрация образца, поощрения, приучения. В режимных моментах формировали и закрепляли у воспитанников полезные привычки, способствующие хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни (заниматься гимнастикой, играть в подвижные игры, с удовольствием выполнять закаливающие процедуры). Была организована деятельность детей в исследовательских проектах «Как появились расческа, мыло, зубная щетка и паста, щетки для одежды и обуви».
Дети в организованных беседах «Чистота – залог здоровья», «Что значит быть опрятным» рассказывали сверстникам о том, какой пастой и щеткой они чистят зубы и почему, как моют расчески, как они дома содержат свои вещи в порядке с демонстрацией фото. С детьми читали и обсуждали произведения К.Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», А. Барто «Девочка чумазая», отгадывали загадки о предметах гигиены. Были оформлены дидактические настольно - печатные и компьютерные игры «Предметы гигиены».
Был оформлен плакат «Культурно - гигиенические правила»:
- Вставай утром всегда в одно и то же время.
- Обязательно делай утреннюю гимнастику.
- Тщательно умывайся, обязательно чисти зубы, аккуратно причесывайся.
- Мой руки перед едой, после пользования туалетом, прогулки, ухода за животными.
- За столом всегда сиди прямо, не клади локти на стол.
- Правильно пользуйся столовыми приборами.
- Ешь не торопясь, аккуратно, бесшумно, жуй с закрытым ртом, тщательно пережевывая пищу.
- Не кроши хлеб, отламывай по кусочку.
- Косточки от фруктов из компота с помощью чайной ложки осторожно складывай на блюдце.
- Закончив еду, клади ложку, вилку в тарелку, а не на скатерть.
- Пользуйся салфеткой во время еды.
- Поднимаясь по лестнице, ставь ногу на ступеньку всей ступней.
- Спускаясь по лестнице, держи спину прямо и слегка придерживаяся за перила
- Пользуйся носовым платком; чихая и кашляя, отвернись от собеседника, прикрой нос и рот платком.
- После прогулки тщательно вытирай ноги, стряхивай куртку.
16.Сам чисти свою обувь, аккуратно вешай или складывай свою одежду.
17.Ложись спать всегда в одно и то же время.
Работа велась и под девизом «Будь вежливым». Для присвоения детьми культурных норм поведения и общения, а также ценностей, принятых в обществе, мы в режимных моментах в утренние и вечерние часы демонстрировали детям образцы общения: «здравствуйте», «доброе утро», «добрый день»; «до свидания», «до завтра»; «благодарю вас», «спасибо»; «будьте добры», «не могли бы вы...» и т.д., и создавали ситуации, направленные на использование детьми приобретенного опыта общения. Во время рефлексии в ходе НОД, во время подведения итогов дня, недели поддерживали в каждом ребенке уважение к себе, чувство собственного достоинства; способствовали проявлению доброты, отзывчивости и других положительных качеств, всем своим видом давали ребенку понять, что взрослый готов порадоваться его успехам, посочувствовать и помочь в случае неудачи. В течение дня организовывали решение различных жизненных ситуаций, направленных на формирование умений прислушиваться к предложениям и советам других детей; формировали умение уступать. В совместных играх и на занятиях содействовали налаживанию диалогического общения детей со сверстниками, учили пользоваться разнообразными средствами общения (словесными, мимическими, пантомимическими) с учетом конкретной ситуации. Широко использовали традиционные народные игры с правилами «Шел козел по лесу…», «Пирог», способствующие физическому, социальному, и этнокультурному развитию детей; позволяющие занимать позицию равноправного партнера в игре. Регулярно организовывали игры с правилами, в которых поощряли инициативность игрового поведения детей, проявление собственной индивидуальности в коллективных играх. Проводили этические беседы «Что такое правила? Почему мы должны следовать правилам?», «Как себя вести в группе», разъясняли детям нормы и правила жизни в обществе, группе, выраженные в понятиях «можно», «нельзя», «хорошо», «плохо», «нужно», а также демонстрировали проявления таких качеств личности как доброта, забота, ответственность. Организовывали ситуативные разговоры, чтение художественных произведений В.Осеевой «Просто старушка», «Волшебное слово», С.Я. Маршак «Ежели вы вежливы» с последующим обсуждением содержания, рассматривание сюжетных картин, направленные на освоение норм и правил жизни в обществе, группе; выраженных в понятиях «можно», «нельзя», «хорошо», «плохо», «нужно», а также проявления таких качеств личности как доброта, забота, ответственность. Была проведена работа с пословицами «Глупые ссорятся, а умные договариваются».
Слушали песени «От улыбки станет всем светлей» «Если добрый ты», «Дорогою добра». Ежедневно мы обсуждали с детьми кто, какие добрые дела сделал в группе.
С детьми оформили плакаты «Правила поведения в группе», «Вежливые слова», «Правила культуры общения»:
1.Пользуйся словами вежливого обращения: «Здравствуйте», «До свидания», «Пожалуйста», «Будьте добры», «Извините», «Спасибо», «Благодарю», «Разрешите войти».
2.Будь приветлив и вежлив со всеми взрослыми.
3. Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор.
4. На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко; веди себя сдержанно, не требуй к себе особого внимания.
5.Слушай старших внимательно, стой при этом спокойно, смотри в лицо собеседника.
6. Умей выслушать товарища, не перебивая.
7. С уважением относись к труду и отдыху старших, не мешай взрослым, не шуми, не капризничай.
8.Подай стул или уступи место вошедшему взрослому.
9. Подними и вежливо подай оброненный кем-то предмет (карандаш, варежку и др.).
10.Мальчикам: пропускай вперед девочек в помещение.
11.Помогай малышам и сверстникам надеть куртку, застегнуться, повязать шарф.
12.Делись с товарищами игрушками, книгами, играй дружно.
13.Умей признать, что был неправ.
14.Старайся договариваться с товарищами в споре, игре, умей уступать.
15. Радуйся успеху товарища.
16.Будь правдивым, имей мужество откровенно сказать о своем проступке. Не перекладывай вину на других.
17.Говори всегда только правду.
18.Дорожи доверием взрослых и товарищей.
19.Не хвастайся даже самым красивым поступком- хорошее дело само за себя говорит.
20. Дал слово- держи его, дал обещание- выполни.
21.Никого не обижай - ни словом, ни поступком; заботься о младших, помогай им, защищай тех, кто слабее.
22. Поступай так, чтобы окружающим –взрослым и детям- было с тобой приятно и радостно.
Под девизом «Будь настоящим другом» для формирования у детей отзывчивого и уважительного отношения к сверстникам мы воспитывали доброжелательное отношение, доверие к сверстникам; развивали умение общаться с ровесниками, мальчиками, девочками, с новым ребенком в группе детского сада. В ходе НОД и бесед «Что такое дружба», «Умеешь ли ты дружить?», бесед по содержанию художественных произведений В.П.Катаева «Цветик семицветик», Т.А.Шорыгиной «Федя и волшебный ключик», «Вредная ворона», М. Пляцковский «Урок дружбы», решения проблемных ситуаций, игр, ситуативных разговоров обогащали представления детей о людях, их эмоциональных состояниях, деловых и личностных качествах, возможностях, характере взаимоотношений. Дети выучили наизусть мирилки. После чтения произведения В.П.Катаева «Цветик - семицветик» дети решили сделать для своих друзей цветики –семицветики.
Оформлен плакат «Правила дружбы»:
- Помогай другу.
- Не обманывай друга.
- Уметь договариваться. Умей уступать.
- Не бойся просить прощения, если ты обидел друга
- Уметь прощать и быть вежливым.
Наблюдения за поведением детей показывают, что после проведенной работы дети:
1.В конфликтных ситуациях (например, в игре) ищут приемлемые способы разрешения спора («Тебе один самолет и мне один. Договорились?» или «Хорошо, сначала ты, а потом — я»)
2. Проявляют доброжелательность в общении со сверстниками, уважение к взрослым.
3. Способны к установлению устойчивых контактов со сверстниками, все имеют друзей в группе.
4. Умеют попросить о помощи и заявить, о своих потребностях в приемлемой форме, большинство детей стараются отстаивать свою позицию в совместной деятельности.
5. Проявляют готовность посочувствовать, пожалеть, утешить, когда сверстник чем-то расстроен, огорчен; помочь ему, поделиться с ним (игрушками, карандашами и др.).
6. Способны следовать установленным нормам, правилам, данному слову, общей договоренности.
7. Высказывают правильную оценку поступков героев литературных произведений, имеют четкие представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
8. Планируют игру, договариваются в общих чертах о ее ходе с партнерами, соотнося индивидуальные желания с содержанием общей игры и взятой на себя ролью.
9. Знают и выполняют правила поведения в природе и в быту, умеют объяснять необходимость их выполнения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФОРМУЛ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА
Язык - средство передачи и освоения социального опыта, овладения духовной, интеллектуальной и материальной культурой предшествующих поколений поколением подрастающим....
Реализация нетрадиционных форм работы в игровой деятельности со сказочным материалом как средство формирования социальной компетентности дошкольников
Актуальность обусловлена необходимостью введения ребенка в социальный мир, необходимостью обеспечения системы работы, направленную на социальное развитие ребенка, необходимостью обеспечения взаимодейс...
Подвижная игра как средство формирования социального здоровья дошкольника
В дошкольном детстве ребенок развивается в игре, и получает первый социальный опыт. Наиболее эффективной является та деятельность, в основе которой лежит движение, т.к. двигательная активность во мног...
Дидактические игры-тренинги как современное технологическое средство формирования социального поведения дошкольника в сюжетно-ролевой игре.
Одним из современных технологических средств формирования социального поведения ребенка являются дидактические игры тренингового характера, которые учат принятым в обществе моделям социального поведен...
Стендовый доклад "Работа с проблемными ситуациями и формирование социальной компетентности дошкольников."
К дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и других) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторг...
Народные традиции как средство формирования социальной компетентности дошкольника
Образовательная программа дошкольного образования «Радуга» ориентирована на формирование у детей общечеловеческих, гуманистических ценностей, предусматривает наполнение работы определенным...
Игра как основное средство формирования социальных компетенций дошкольников
В период дошкольного детства начинает формироваться индивидуальность ребенка и проявляются первоначальные социальные навыки, идет активное становление личности. Дошкольник, общаясь...