Реализация проекта «Приобщение воспитанников к истокам русской народной культуры»
проект
Старая поговорка гласит: «Все новое - хорошо забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что часто человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить. Однако по разным причинам они вновь становятся актуальными, а заплутавшему на тропах цивилизации обществу приходится обращаться к опыту предков.
Последние два года приоритетным направлением моей педагогической деятельности является русская народная культура. Я работаю по программе Князевой О. Л. ,М. Д. Маханевой «Приобщение к истокам русской народной культуры»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_r_n_kulytura.docx | 51.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация проекта
«Приобщение воспитанников к истокам русской народной культуры»
Старая поговорка гласит: «Все новое - хорошо забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что часто человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить. Однако по разным причинам они вновь становятся актуальными, а заплутавшему на тропах цивилизации обществу приходится обращаться к опыту предков.
Последние два года приоритетным направлением моей педагогической деятельности является русская народная культура. Я работаю по программе Князевой О. Л. ,М. Д. Маханевой «Приобщение к истокам русской народной культуры»
Выбранная мною тема очевидна: в настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре родной стороны. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потом и верный способ нравственно-патриотического воспитания.
В нашем Учреждении с 2018 года реализуется один большой проект «Приобщение воспитанников к истокам русской народной культуры». Подпроектами, из которых состоит общий проект являются:
- Русский народный костюм;
- История родного края;
- Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками;
- Народное творчество;
- Знакомство с русскими народными играми.
Мною разработана программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно– эстетическое воспитание детей.
Реализация проекта происходит в различной форме:
- занятия;
- беседы;
- экскурсии к историческим местам и памятникам города;
- фольклорные праздники и развлечения;
- встречи с интересными людьми;
- показ спектаклей и сказок;
- продуктивная деятельность детей;
- выставка творческих работ детей и родителей.
Я разработала и провела ряд экскурсий по историческим местам нашего города, познакомила с названиями улиц и их происхождением. В группе родители, совместно с детьми составляли свои родословные древа. На совместном вечере родителей и детей «Русские посиделки» рассказывали о своих прадедах и прабабушках. Тем самым ребята много узнали о своих предках, о том, чем они занимались, как жили.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.
Праздник выступает одним из средств формирования гражданской позиции у детей, воспитания патриотизма, так как именно в ходе праздника происходит сочетание лучших народных традиций воспевания труда простого труженика. Так в группе прошли: посиделки «Золотые руки мастеров», «Осеняя ярмарка», ежегодные Крещенские благотворительные ярмарки, тематический вечер «Березы России», день матери с показом русской народной сказки «Маша и медведь», праздник «А ну-ка девочки» с показом костюмов из подручного материала.
В моей группе сложилась традиция: все осенние и весенние праздники и развлечения проводятся на основе фольклора. Зимой на улице проходит прощание с Масленицей, дети водят хороводы, играют в русские народные игры, читают заклички, забавляются озорными соревнованиями. В праздник Пасхи дети делают из различного подручного материала «пасхальные яички» и разукрашивают их.
Для приобщения детей к истокам русской народной культуры необходимо, чтобы окружающие их предметы, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Уже в группе раннего возраста я знакомлю детей с русской народной игрушкой – матрешкой, дети с удовольствием играют с ней, рассматривают ее яркий наряд, радуются, обнаружив, что внутри одной матрешки спрятались ее сестрички. В речевых зонах присутствуют иллюстрации к потешкам и русским народным сказкам.
В своей работе широко использую все виды фольклора: сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д. в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы, тем самым, приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально – положительную основу для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Неоценимым национальным богатством являются календарные национальные игры. Мои воспитанники знакомы с календарными играми, русскими народными играми во время проведения обрядовых праздников, посвященным разным циклам земледельческого календаря. Через игру я, на доступном для детей уровне, знакомим их с народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, с крестьянским трудом. Это способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.
Важным педагогическим инструментом этнопедагогики была рукотворная, или народная кукла. Кукла вообще занимает особое место в воспитании ребенка. Это игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности.
Куклы изготовлены из различных материалов: деревянных чурбачков, соломы, сена, тряпичные куклы, куклы из соленого теста, из ниток, природного материала. По назначению куклы делились на три группы: игровые, куклы – обереги и обрядовые. Например: куклы для игр детей: куклы-пеленашки, куклы-болванчики, стригушки; обрядовые куклы: «Параскева-Льняница», «Купава», «Десятиручка», «Кубышка – Травница». Нам рассказали, что означает каждая из них, почему ее так называют и когда в нее играют. Для того, чтобы больше заинтересовать детей народной игрушкой и побудить использовать их в своей игре, я привлекала родителей к их изготовлению. В ноябре 2017 года провела мастер – класс «Изготовление куклы – оберега».
Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно! Ведь людей, знающих свою историю, традиции, культуру, невозможно сбить с толку, купить на дешевую наживку, превратить в не помнящих родства Иванов.
Для приобщения детей к истокам народной культуры в моей группе была создана развивающая предметно - пространственная среда:
На мой взгляд, сущность моего опыта работы состоит в следующем: Знание культуры собственного народа, умение понять, желания приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой для воспитания патриотических чувств у детей, если их знакомить с народной культурой с самого раннего детства.
Отработав по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» более года, систематизировав накопленный материал, мне захотелось разнообразить чем-то новым и интересным педагогический процесс. Удачной находкой и открытием для меня стал интегрированный подход в построении занятий. Поэтому я стала включать сведения об истории и культуре России во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. Именно в этом я вижу новизну и значимость опыта моей работы. В своей работе делаю акцент на воспитание любви к родному дому, к природе, культуре малой родины. Знакомлю детей с родным краем с историко – культурными, национальными, географическими, природными особенностями, что формирует у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины.
Такая организация образовательной деятельности позволяет осуществлять дифференцированный подход и привлекать детей к проектной деятельности. Именно интересы детей подталкивают нас к созданию новых проектов.
- Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные игры.
- «Золотые руки мастеров. Я всегда охотно делюсь своими знаниями и опытом с воспитателями ДОУ. Для них были проведены консультации: - «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» - «Знакомим детей с народными праздниками и обрядами» - Городское открытое занятие «Знакомство с блюдами русской кухни». Кроме того, параллельно велась просветительская работа с родителями, направленная на ознакомление их с особенностями традиционной народной культуры, с принципами воспитания уважения к иным культурным традициям. С этой целью были организованы такие формы работы с родителями, как консультации «Использование фольклора в воспитании детей», «Русские народные игры», «Семейные традиции»; размещение информации о воспитании у детей в семье интереса к традиционной народной культуре, к народным, праздничным традициям на информационных стендах.
Активно размещаю свои публикации на различных образовательных сайтах.
Принимаю участие в интернет – конкурсах.
Все это помогает мне строить педагогическую деятельность в соответствии с современными требованиями и на более высоком профессиональном уровне.
В процессе реализации проекта были отобраны следующие приоритеты:
- Широкое использование фольклора во всех его проявлениях с самого раннего возраста (песенки, потешки, сказки, частушки и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представление о добре, красоте, правде, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются человеческие качества. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
- Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.
Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Я считаю, что эта народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.
- Ознакомление детей с народным искусством.
Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту, однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты, природы, людей. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, причудливые игрушки. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, я считаю очень важным знакомить с ним наших воспитанников.
- Знакомство с русскими народными играми.
Русские народные игры привлекали наше внимание не только как жанр устного народного творчества. Заключающийся в них огромный потенциал для физического развития ребенка побудил нас ввести народные игры в организацию двигательной активности детей.
- Создание атмосферы народного быта.
Каждому педагогу известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Я решила, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского быта.
Какую бы сторону развития ребенка дошкольного возраста мы не взяли, всегда решающую роль в его эффективности играет семья. Но сегодня не секрет, что далеко не все родители имеют достаточный уровень как общей, так и духовной культуры. В рамках реализации проекта предусмотрено сотрудничество с родителями. Взаимодействие позволит педагогу и родителям объединить свои знания, накопить опыт в вопросах духовно-нравственного воспитания детей и широко использовать его на практике.
План реализации проекта
«Приобщение воспитанников к истокам русской народной культуры»
2019-2020 уч. год | ||||||
Работа с детьми | ||||||
Тема | Содержание | Сроки проведения | ||||
«Ходит сон близ окон» | Знакомство с колыбельными песнями | Ноябрь | ||||
«Чудесный сундучек» | Знакомство с сундучком, в котором живут загадки | |||||
«Как у нашего кота» | Заучивание потешки | |||||
«Водичка, водичка, умой мое личико» | Разучивание потешки | |||||
«Волк и семеро козлят» | Знакомство со сказкой | Декабрь | ||||
«Стоит изба из кирпича, то холодна, то гореча» | Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой | |||||
«Оденем куклу на прогулку» | Дидактическая игра | |||||
Развлечение «Пришла коляда открывай ворота» | Знакомство детей с Рождеством | |||||
Фока воду кипятит и как зеркало блестит | Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим –куклу чаем» | Январь
| ||||
«Сундучок Деда Мороза» | Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде | |||||
«Маша и медведь» | Знакомство со сказкой | |||||
«Хозяйкины помощники» | Знакомство детей с предметами обихода - коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской | Февраль | ||||
«Половичку курочка веничком метет» | Разучивание потешки «Наша-то хозяюшка сметлива была» | |||||
«Заюшкина избушка» | Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка» | |||||
«Колобок» | Знакомство со сказкой | |||||
Развлечение «Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая» | Знакомство детей с Масленицей | Март
| ||||
«Нет милее дружка, чем родная матушка» | Этическая беседа «Моя любимая мама» | |||||
«Весна, весна красная!» | Разучивание заклички «Весна, весна красная!» | |||||
«Трень-брень, гусельки» | Знакомство с русским народным инструмен¬том — гуслями | |||||
«Кот, лиса и петух» | Знакомство со сказкой «Кот, лиса и петух» | Апрель | ||||
«Петушок с семьей» | Знакомство с рассказом К. Д. Ушинского «Петушок с семьей» | |||||
«Здравствуй солнышко колоколнышко!» | Разучивание потешки «Здравствуй солнышко колоколнышко!» | |||||
«Курочка Ряба» | Знакомство со сказкой «Курочка Ряба» | Май
| ||||
«Сорока - белобока кашу варила» | Знакомство с предметом обихода - глиняным горшком | |||||
«Чудесный сундучок». | Дидактическая игра «Чудесный сундучок». | |||||
Взаимодействие с родителями | ||||||
Тема | Мероприятия | Сроки проведения | ||||
«Фольклор в жизни малышей» | Оформление папки-передвижки | Ноябрь | ||||
«Русский народный костюм» | Пошив костюмов для детей | Ноябрь - январь | ||||
«Значение потешек в жизни детей» | Консультация | Декабрь | ||||
«Пришла коляда открывай ворота» | Участие родителей в развлечениях и праздниках | Январь | ||||
«Моя любимая сказка» | Оформление выставки семейного творчества | Февраль | ||||
«Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая» | Участие родителей в развлечениях и праздниках | Март | ||||
«Колыбельная в подарок» | Консультация | Май
| ||||
2020-2021 уч.год | ||||||
Работа с детьми | ||||||
Тема | Содержание деятельности | Сроки проведения | ||||
«Во саду ли, в огороде» | Дидактическая игра «Что растет в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах. Разучивание потешки «Наш козел» | Сентябрь | ||||
Коровушка и бычок | Знакомство детей с домашними животы коровой и бычком. Разучивание потешек про корову и бычка | |||||
«Приглашаем в гости к нам» | Игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям». Повторение потешек о козле, коровушке, бычке | |||||
«Гуси-лебеди» | Знакомство со сказкой «Гуси-лебеди». Разучивание потешки «А тари, тари, тари» | |||||
«Сошью Маше сарафан» | Знакомство с женской русской народной одеждой. Повторение потешки «А тари, тари, тари» | Октябрь | ||||
«Чудесный мешочек» | Повторение песенки-потешки «Наш козел», дидактическая игра «Чудесный мешочек» | |||||
«Чудесный сундучок» | Дидактическая игра «Кто спрятался?» Отгадывание загадок о домашних животных). Повторение потешек и попевок о домашних животных. | |||||
«Здравствуй, зимушка-зима» | Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок» | Ноябрь | ||||
«Зимовьё зверей» | Знакомство со сказкой «Зимовьё зверей». Повторение песенки «Как на тоненький ледок» |
| ||||
«Лиса и козел» | Дидактическая игра «Похвали лису». Повторение потешек о домашних животных. Знакомство со сказкой «Лиса и козел» |
| ||||
«Веселые ложки» | Знакомство с предметами обихода - деревянными ложками. Загадывание загадок о животных | Декабрь | ||||
«Сундучок Деда Мороза» | Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос» |
| ||||
«Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!» | Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание колядки «Щедровочка» |
| ||||
«Кто же в гости к нам пришел?» | Знакомство с домовенком Кузей. Игра «Аюшки» | Январь | ||||
Русская балалайка | Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке |
| ||||
«Небылица-небывальшина» | Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц |
| ||||
«Золотое веретено» | Знакомство с предметами обихода - прялкой, веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено» | Февраль | ||||
«Волшебные спицы» | Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берется шерсть (козья, овечья) |
| ||||
«Лисичка со скалочкой» | Знакомство с предметом обихода – скалкой. Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой». |
| ||||
«Лисичка-сестричка» | Знакомство со сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк» |
| ||||
«Масленица дорогая — наша гостьюшка годовая» | Знакомство с Масленицей. Разучивание песенки «Блины» | Март | ||||
«При солнышке -тепло, при матушке - добро» | Беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Самостоятельный рассказ «Какая моя мама». Пение песенок о маме |
| ||||
«Крошечка-Хаврошечка» | Знакомство со сказкой «Хаврошечка» |
| ||||
«Весна, весна, поди сюда!» | Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне |
| ||||
«Пришла весна!» | Повторение заклички о весне. Создание из цветных лоскутков коллективной аппликации «Пришла весна» | Апрель | ||||
«Шутку шутить - людей насмешить» | Знакомство с потешным фольклором — дразнилками, скороговорками |
| ||||
Русская свистулька | Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистулек |
| ||||
«Чудесный сундучок» | Раскрашивание свистулек. Дидактическая игра «Угадай по звуку». Слушание народных мелодий. |
| ||||
Времена года | Рассказ о временах года с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года | Май | ||||
«Волшебная палочка» | Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам |
| ||||
Игра с Колобком | Самостоятельное творческое развитие сюжета сказки «Колобок» |
| ||||
Взаимодействие с родителями | ||||||
Тема | Мероприятия | Сроки проведения | ||||
«Моя семья» | Оформление фотоальбома | Сентябрь | ||||
«Посеешь привычку-пожнешь характер» | Консультация | Октябрь | ||||
«Приметы, праздники» | Оформление народного календаря | Ноябрь | ||||
«Эти звонкие частушки» | Участие родителей в развлечениях и праздниках | Декабрь | ||||
«Весна» | Оформление народного календаря | Январь | ||||
«Пасхальное яичко» | Оформление выставки семейного творчества | Апрель | ||||
«История праздника Пасхи» | Оформление народного календаря | Апрель | ||||
В гостях у русской березки» | Участие родителей в развлечениях и праздниках | Май | ||||
|
|
|
|
| ||
2021-2022 уч.год | ||||||
Работа с детьми | ||||||
Тема | Содержание деятельности | Сроки проведения | ||||
«Что летом родится, - зимой пригодится» | Беседа о лете. Народные приметы, поговорки, песенки о лете. Загадывание загадок о летних явлениях природы. | Сентябрь | ||||
«Гуляй, да присматривайся» | Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Разучивание песенке – попевки «Восенушка-осень» | |||||
«Вершки да корешки» | Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая игра «Вершки и корешки. Загадывание детьми загадок. | |||||
«Хлеб - всему голова» | Беседа с детьми «Откуда хлеб пришёл?» Знакомство со старинными орудиями труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе. | |||||
«Октябрь пахнет капустой» | Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода - деревянным корытцем, тяпкой. Повторение попевки «Восенушка-осень» |
| ||||
«Зайчишка-трусишка» | Знакомство со сказкой «Заяц-хваста». Разучивание потешки «Зайчишка-трусишка». | Октябрь
| ||||
«У страха глаза велики» | Беседа о страхе. Знакомство со сказкой «У страха глаза велики» | |||||
«Друг за дружку держаться - ничего не бояться» | Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый». Беседа о взаимовыручке и поддержке. | |||||
«Знаешь ли ты сказки?» | Литературная викторина по сказке «Заяц - хваста», «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый да масленый» | |||||
Гончарные мастеровые | Дидактическая игра «Что как называется?» Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин» | Ноябрь
| ||||
Дикие животные | Знакомство со сказкой «Лиса и рак». Разучивание песенки-потешки о лисе. Беседа о диких животных с использованием загадок о них | |||||
«Что нам осень принесла?» | Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц | |||||
«Здравствуй, зимушка-зима!» | Беседа о характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз» | |||||
«Проказы старухи зимы» | Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы» | Декабрь | ||||
«Лиса-обманщица» | Викторина по сказкам. Разыгрывание сюжета сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» | |||||
Пришла коляда — отворяй ворота» | Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки | |||||
«С Новым годом со всем родом!» | Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение колядок | |||||
«Гуляй, а присматривайся» | Беседа о характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко» | Январь | ||||
«Хороший город Городец» | Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Пение частушек | |||||
«Гуляй, да присматривайся» | Беседа о характерных особенностях февраля. Знакомство со сказкой «Два Мороза» | Февраль | ||||
Письмо Нафане | Составление детьми письма Нафане другу домовенка Кузи. Знакомство с обрядовыми песнями, посвященными Масленице | |||||
«Ой ты, Масленица!» | Рассказ о Масленице. Пение обрядовых песен | |||||
«Нет милее дружка, чем родимая матушка» | Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме | |||||
«Мудреному и счастье к лицу» | Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок | Март
| ||||
«Гуляй, да присматривайся» | Беседы о характерных признаках начала весны. Разучивание заклички о весне «Жаворонки, прилетите». | |||||
«Весна, весна, поди сюда!» | Пение закличек о весне. Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне» | |||||
«Шутку шутить — людей насмешить» | Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. х | |||||
«Небылица в лицах, небывальщина» | Загадывание загадок о весенних явления. Самостоятельное придумывание детьми небылиц. | Апрель | ||||
Красная горка | Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек. | |||||
«Апрель ленивого не любит, проворного голубит» | Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян. | |||||
«Весна красна цветами» | Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадки. Знакомство со сказкой Н. Павловой «Под кустом». | |||||
Городецкая роспись | Продолжение рассказа о городецкой росписи. Составление узоров из готовых форм. Повторение пословиц и поговорок о мастерстве | Май | ||||
Сказка для Кузи | Самостоятельное рассказывание детьми сказок. Словесная игра «Аюшки» | |||||
Взаимодействие с родителями | ||||||
Тема | Содержание деятельности | Сроки проведения | ||||
«Воспитание сказкой» | Консультация | Сентябрь | ||||
«Какие сказки нужны дошкольнику» | Консультация | Октябрь | ||||
«Какие сказки нужны детям» | Викторина с участием родителей | Ноябрь | ||||
К нам пришло Рождество» | Участие родителей в развлечениях и праздниках | Январь | ||||
«Масленица» | Участие родителей в развлечениях и праздниках | Февраль | ||||
«Пасха светлый праздник» | Участие родителей в развлечениях и праздниках | Апрель | ||||
«Это звонкие частушки» | Участие родителей в развлечениях и праздниках | Март | ||||
Консультация | «Каким может быть домашний кукольный спектакль» | Май |
2022-2023 уч.год | ||
Работа с детьми | ||
Тема | Содержание деятельности | Сроки проведения |
«Что летом родится, — зимой пригодится» | Беседа о лете. Повторение пословиц, поговорок и песенок о лете | Сентябрь |
«Восенушка - осень — сноп последний косим» | Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторение заклички «Восенушка-осень» | |
«Хлеб — всему голова» | Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием. | |
«К худой голове своего ума не приставишь» | Беседа об уме и о глупости. Знакомство со сказкой «Про Филю». Словесная игра «Филя и Уля». | |
«Октябрь-грязик - ни колеса, ни полоза не любит» | Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове | Октябрь |
«Дивный зверь-защитник Томска » | Продолжать знакомить детей с легендами родного города, воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества, развивать творческое воображение. | |
«Путешествие в прошлое. Прялка» | Формировать представление о деревенском быте, традициях русского народа, развивать интерес к истории Родины; продолжать знакомить детей с русским устным народным творчеством, обогащать словарный запас; воспитывать патриотизм, уважение к русским традициям. | |
«Синичкин день» | Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки. | Ноябрь |
«Где живет перо Жар-птицы?» | Знакомство детей с хохломской росписью. | |
«Чудо - чудное, диво -дивное - Золотая Хохлома» | Рассказ о традициях хохломской росписи («Кудрина», «травка» и т.п.) | |
«Зима - не лето, — в шубу одето» | Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение русской народной песенки «Как на тоненький ледок» | Декабрь |
«Светит, да не греет» | Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого театра | |
«Пришел мороз — береги ухо и нос» | Знакомство со сказкой В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе. Повторение песенки «Как на тоненький ледок» | |
Снегурочка - внучка Деда Мороза | Знакомство со сказкой «Снегурочка». Прослушивание фрагментов оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (в грамзаписи) | Январь
|
«Пришла Коляда накануне Рождества» | Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение песенок. | |
«Зимние узоры» | Знакомство с творчеством вологодских кружевниц. | Февраль |
«Гжель прекрасная» | Знакомство с гжельским художественным промыслом. | |
«Гжель прекрасная» | Самостоятельное рисование детьми гжельских узоров | |
«Дело мастера боится» | Знакомство со сказкой «Семь Симеонов» Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве. | |
«Живет в народе песня» | Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Разучивание русской народной песни «Ой, вставала я ранёшенько». | Март |
«На героя и слава бежит» | Рассказ о русских богатырях | |
«Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!» | Беседа о Масленице. Пение песен, частушек. | |
«Сердце матери лучше солнца греет» | Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок. | |
Русская матрешка | Рассказ о матрешке. Разучивание частушек. | Апрель |
«Грач на горе -весна на дворе» | Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне. | |
«Шутку шутить — людей насмешить» | Беседа о народном юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «Путаница» | |
Красная горка | Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки». | |
«Путешествие на златогривой чудо-тройке» | Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве (городецкая, палехская, хохломская роспись). Рассказ о мастерах Палеха. Прослушивание народных песен, воспевающих русскую тройку (аудиозапись). | Май |
Поэзия народного костюма | Рассказ о народном костюме. Прослушивание русских народных песен (аудиозапись) |
|
«Русская изба» | Экскурсия в мини-музей |
|
Взаимодействие с родителями | ||
Тема | Мероприятия | Сроки проведения |
Консультация | « Как сохранить самобытность языка сказки при ее пересказе ребенку» | Сентябрь |
«Изготовление театра ложек» | Мастер - класс | Ноябрь |
К нам пришло Рождество» | Участие родителей в развлечениях и праздниках | Январь |
«Масленица» | Участие родителей в развлечениях и праздниках | Февраль |
«Пасха светлый праздник» | Участие родителей в развлечениях и праздниках | Апрель |
«Изготовление русской народной игрушки» | Мастер-класс | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры
В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»
В статье рассматривается вид деятельности дошкольников - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...
Педсовет "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры":«Психолого-педагогические аспекты приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры».
Выступление на педсовете "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры" (краткая форма)....
Конспект НОД "«Приобщение к истокам русской народной культуры воспитанников второй младшей группы»"
Цель: знакомить детей с культурой, традициями и бытом русского народа; вызвать эмоциональный отклик на малые формы русского фольклора (загадки, потешки) .Задачи:-активизировать в речи детей названия п...
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...
Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»
Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народны...
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что н...