15,05,2022 Тема: " Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира"
материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение « Сказка» с. Становое
Отчет по самообразованию.
( Из опыта работы)
Тема: " Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира"
Воспитатель: Селиванова Н.М.
2021-2022 уч. Год
Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Мы, взрослые, должны активно помогать ему в этом.
Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе – игровую. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.
Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п.
Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, педагог развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различному роду исследовательской деятельности, в частности — к экспериментированию.
Поэтому я углубленно продолжаю работать над темой: «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»
Основная цель моей работы:
Создание условий для целостного восприятия окружающего мира и развивать интерес к экспериментальной деятельности.
ЗАДАЧИ:
1. Расширять представление детей о значении окружающего мира.
2. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов: бумага, вода, песок, растения и т. д.
3. Формировать выполнение правил техники безопасности при проведении экспериментов.
4. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
5. Активизировать речь и пополнять словарь детей, развивать наблюдательность, умение делать простейшие выводы.
6. Привлечь родителей к совместной деятельности.
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. в области опытно-экспериментальной деятельности у детей младшего возраста ; систематизировать работу по организации экспериментирования с детьми.
Методы и приемы:
Форма работы : совместная деятельность воспитателя с детьми, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей, консультативная работа с родителями.
Методы и приемы работы :
Наглядный:
- Наблюдение, демонстрация экспериментальной деятельности.
Словесный:
- Вопросы, побуждающие познавательную и речевую активность (художественное слово).
Практический:
- Экспериментирование, совместные действия воспитателя и ребёнка, самостоятельная деятельность детей.
Игровой:
- Создание игровой ситуации, смена деятельности.
Ожидаемый результат: У детей сформируются предпосылки поисковой деятельности. Дети смогут делать простейшие выводы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.У детей расширится кругозор, представления о свойствах и качествах предметов, природных материалов, пополнится словарь в процессе совместной исследовательской деятельности.
В группе младшего возраста опыты я провожу для ознакомления и закрепления детьми о свойствах неживой и неживой природы как в ходе занятий, режимных моментов и во второй половине дня, исходя из составленного плана в начале года.
Для детей младшего возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам возвращаюсь в процессе работы. За один раз предлагаю рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях, или один предмет с разными свойствами.
Для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей с своей группе создала мини-лабораторию « Лаборатория чудес», в которой имеются необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда ( стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки), бросовый материал ( камешки, песок, ракушки, семена), инструменты для опытов ( лупа, магнит, зеркало, песочные часы, фонарик и т.д.), огород.
С детьми проводились беседы на тему: « Необходимости и интереса к исследовательской деятельности», об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Познакомила детей с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.
На протяжении всего учебного времени проводила занятия , опыты-эксперименты по темам:
«Чудо-водичка »- где мы с детьми закрепили знания о свойствах воды, полученных ранее.
« Можно ли пить талую воду» - показала детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.
«Снеговик в гостях у детей» -показала детям какой бывает снег, что произойдет если его покрасить, взять в ладонь.
«Рвется,мнется»- совместно с детьми понаблюдали за бумагой что с ней происходит если ее смять, разорвать, намочить, нарисовать.
«Сказка о камушке»- продолжили знакомство со свойствами предмета.
« Хитрые семена» - познакомила со способами проращивания семян.
«Луковая грядка»- экспериментировали с выращивание лука в разных почвах, во влажной или сухой среде.
« Дерево умеет плавать» - расширяла представление о дереве, его качествах и свойствах; учила устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.
« Воздух невидимка» - дать представление о том, что воздух есть вокруг и внутри нас, обладает свойствами( невидим, легкий, не имеет запаха), прозрачный, бесцветный.
Так же на протяжении своей исследовательской деятельности использовала дидактические игры:
« Подбери материал для названного предмета»
« Оглянись вокруг».
« Расскажи о предмете».
« Отгадай материал.»
« Где спрятался воздух».
В результате опытов-экспериментов дети владеют элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ. Познакомились с явлениями природы ( явления погоды, снегопад, круговорот воды в природе. Уточняли знания детей о воде, о ее состояниях; познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения. Дети получили представления о свойствах ткани, бумаги и т.д. Познакомились со глиняной посудой, с процессом ее изготовления. Дети с удовольствием высказывали предположения и вместе со мной делали выводы.
Работа с родителями
Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В связи с этим используем разнообразные формы работы с родителями: консультации, ежедневные беседы об успехах детей, помощь в подготовке занятий , буклеты и т.д.
Для родителей были проведены консультации: «Экспериментирование –путь к познанию окружающего мира», «Эксперименты на кухне», «Игры с водой и песком. Это интересно!» буклет «Экспериментируем с детьми дома».
В заключение хочется сказать, экспериментирование не только приносит детям радость, но и развивает целый спектр умений и способностей, координацию рук, тактильные чувства, воображение, мышление, фантазию, речь и наблюдательность.
« Что я слышу - забываю,
Что я вижу - помню,
Что я делаю - понимаю.»
Конфуций
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект на тему"Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира".
создание условий для развития элементарных научных представлений о человеке,животном и растительном мире,для формирование экологической культуры детей....
Программа саморазвития педагога по теме: «Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира» 1 младшая группа
В данно программе поставлена цель , определены задачи по экспериментированию с водой, предложен перспективный план по работе с детьми 1 младшей группы, а так же разработан план работы педагога на учеб...
План работы по самообразованию на тему: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира».
Актуальность данной темы заключается в том, что современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под в...
Годовой план по самообразованию воспитателя средней «Б» группы на 2016-2017 учебный год Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»
Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»Цель: создать условия для формирования основ целостного мировидения ребёнка младшего возраста средствами эксперимента, пополнять э...
План самообразования на 2022-2022 учебный год. Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»
План самообразования на 2022-2022 учебный год. Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»...
План по самообразованию на 2022-2023г. Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»
План по самообразованию воспитателя первой младшей группы Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»...
План самообразования на 2022-2022 учебный год. Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»
Цель:создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.Задачи:изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятел...