План самообразования на 2022-2022 учебный год. Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»
методическая разработка (младшая группа)

Миннуллина Зарина Фаридовна

План самообразования на 2022-2022 учебный год.

 

Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx316.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Красносельский детский сад "Тургай" комбинированного вида Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

План самообразования на 2022-2022 учебный год.

Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»

                                                                      Материал подготовила воспитатель

                                                                Миннуллина Зарина Фаридовна

Высокая Гора, 2022 год

Цель:

  1. создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

  1. изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
  2. создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
  3. поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
  4. развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  5. развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
  6. развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность;
  7. сформировать навыки самостоятельной деятельности.

Актуальность темы:

Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе – игровую. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать  первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.

Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, педагог развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различному роду исследовательской деятельности, в частности — к экспериментированию.

Поэтому я углубленно начала работать над темой: «Детское экспериментирование – путь  к познанию окружающего мира»

Форма работы с детьми: совместная деятельность воспитателя с детьми, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей, консультативная работа с родителями.

Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.

Форма самообразования: индивидуальная

Возрастная группа:  вторая младшая группа

Срок реализации: 1 год (2022 – 2023 учебный год.

Предполагаемый результат:

  1. переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;
  2. освоение новых технологий по поисково-исследовательской деятельности и экспериментированию;
  3. совершенствование учебно-методического сопровождения;
  4. внедрение современных технологий в образовательный процесс;
  5. разработка и внедрение дидактических материалов;
  6. разработка перспективного планирования по экспериментальной деятельности детей.

Этапы создания системы работы:

Подготовительный этап.

Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).

Изучение теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.

Аналитико-диагностический

Проведение диагностирования по проблеме (дети, родители)

Основной этап.

Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми.

Создать картотеку опытов и экспериментов.

Оформить и провести консультации для родителей по данной теме.

Оформить папки-передвижки в родительский уголок.

Условия реализации.

Обобщающий (итоговый) этап.

Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.

Перспективный план занятий на год по следующим разделам:

  1. Свойства воды;
  2. Удивительный песок
  3. Воздух и его свойства;
  4. Твердое тело: камень;
  5. Свойства бумаги.

План работы:

Этапы

Месяц

Формы работы

Работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Сентябрь – адаптационный период. На прогулке дать возможность детям поэкспериментировать с осенними листьями и семенами. Показать, как по-разному подлетают опавшие листья, если их собрать и снова подбросить, провести игры «Большие и маленькие листочки», «Соберем букет».

На протяжении месяца Петрушка знакомит детей с групповым помещением. Он может разыграть перед детьми какую-нибудь забавную сценку. Можно дать детям самим попробовать поиграть с Петрушкой, показать как он  «оживает», когда его  надевают на руку.

Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования.

Октябрь

Закрепление первоначальных представлений о воде, вода может литься, а может брызгать. Формировать навык правильно замечать и называть явление в природе («идет дождь»), развивать внимание и наблюдательность.

«Водичка-водичка»

 «Дождик»

Беседа по безопасности «Горячая вода – это опасно».

Ноябрь

Познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом, дать представления о свойствах песка.  Помочь детям лучше узнать окружающий мир неживой природы; Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира

«Песочек» Дать представление о том, что песок бывает сухой и мокрый.

«Следы» Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

Консультация «Организация экспериментальной деятельности младших дошкольников».

Декабрь

 Дать представление о том, что воздух не виден.

 Дать представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нем много воздуха. 

 Способствовать умению детей определять теплый и холодный воздух.

 Закрепить знания детей о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха.

«Поймаем воздух»

«Мой веселый звонкий мяч?

«Ветер»

«Кораблик плывет по воде»

Январь

 Формировать умение определять и называть явление природы (снег), различать и называть признаки снега (белый, холодный, из него можно лепить, он тяжелый).

 Закрепить знание о явлении природы – снегопаде; определить вес снежинок.

«Снег»

«Снегопад»

Индивидуальная беседа «Опыты, которые можно провести с детьми дома».

Февраль

  Расширять представления детей о свойствах снега и льда. 

  Определить вес льда (лед легче, чем вода); закрепить знание свойств воды (вода замерзает при низкой t). 

  Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде и тает в тепле.

«Тайны снега и льда»

«Лед»

«Тает льдинка»

Анкетирование для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность»

Март

   Дать представления о том, что бумага легкая. 

 Закрепить знания детей о различных материалах, из которых сделаны игрушки (бумага, дерево, резина).

«Бумажные листочки»

Лото «Игрушки»

Консультация «Эксперименты на кухне».

Апрель

  Формировать умение определять на ощупь температуру воды, предметов.

  Продолжать определять температуру жидких и твердых предметов (металл холоднее, дерево теплее).

  Определить температуру воздуха, отметить характерные признаки времени года

«Горячо-холодно»

«Чудесный мешочек»

Наблюдение за состоянием погоды»

Фотовыставка «Нам интересно все, что неизвестно»

Май

  Расширять представления о свете.

  Развивать зрительные ощущения; формировать представления о свете и темноте

 Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.

«Солнечные зайчики»

«Солнечные зайчики»

«Тень»

Презентация «Юные экологи»

Работа с педагогами

(обобщение, распространение опыта)

  1. Посещение занятий по проблеме.
  2. Участие в семинарах-практикумах.
  3. Личное участие в конкурсах различного уровня.
  4. Подготовка воспитанников для участия в конкурсах, олимпиадах различного уровня.
  5. Подготовка консультаций, буклетов по изучаемой теме.
  6. Изготовлений пособий, игр, картотек по теме самообразования.
  7. Публикации в сборниках, журналах, интернет ресурсах и т.д.

Список литературы:

  1. «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры». Составитель Н.В. Нищева 2013г.
  2. «Экспериментальная деятельность в ДОУ» Л.И. Одинцова 2013г, методическое пособие.
  3. Дыбина О.В. «Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста», М.: Сфера 2005г.
  4. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» М., 2005г.
  5. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М.: Сфера, 2004г.
  6. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ». Конспекты занятий в разных возрастных группах, Н.В. Нищева
  7. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. Н.В. Нищева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект на тему"Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира".

создание условий для развития элементарных научных представлений о человеке,животном и растительном мире,для формирование экологической культуры детей....

Программа саморазвития педагога по теме: «Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира» 1 младшая группа

В данно программе поставлена цель , определены задачи по экспериментированию с водой, предложен перспективный план по работе с детьми 1 младшей группы, а так же разработан план работы педагога на учеб...

План работы по самообразованию на тему: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира».

Актуальность данной темы заключается в том, что современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под в...

Годовой план по самообразованию воспитателя средней «Б» группы на 2016-2017 учебный год Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»

Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»Цель: создать условия для формирования основ целостного мировидения ребёнка младшего возраста средствами эксперимента, пополнять э...

Отчет по самообразованию по теме: «Детское экспериментирование- путь к познанию окружающего мира».

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность,...

План по самообразованию на 2022-2023г. Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»

План по самообразованию воспитателя первой младшей группы Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»...

План самообразования на 2022-2022 учебный год. Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»

Цель:создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.Задачи:изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятел...