План самообразования на 2022-2022 учебный год. Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»
учебно-методический материал (младшая группа)
Цель:
- создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
- изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
- развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности.
Актуальность темы:
Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе – игровую. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya.docx | 316.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Красносельский детский сад "Тургай" комбинированного вида Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
План самообразования на 2022-2022 учебный год.
Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»
Материал подготовила воспитатель
Миннуллина Зарина Фаридовна
Высокая Гора, 2022 год
Цель:
- создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
- изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
- развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности.
Актуальность темы:
Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе – игровую. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.
Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, педагог развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различному роду исследовательской деятельности, в частности — к экспериментированию.
Поэтому я углубленно начала работать над темой: «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»
Форма работы с детьми: совместная деятельность воспитателя с детьми, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей, консультативная работа с родителями.
Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.
Форма самообразования: индивидуальная
Возрастная группа: вторая младшая группа
Срок реализации: 1 год (2022 – 2023 учебный год.
Предполагаемый результат:
- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;
- освоение новых технологий по поисково-исследовательской деятельности и экспериментированию;
- совершенствование учебно-методического сопровождения;
- внедрение современных технологий в образовательный процесс;
- разработка и внедрение дидактических материалов;
- разработка перспективного планирования по экспериментальной деятельности детей.
Этапы создания системы работы:
Подготовительный этап.
Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).
Изучение теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.
Аналитико-диагностический
Проведение диагностирования по проблеме (дети, родители)
Основной этап.
Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми.
Создать картотеку опытов и экспериментов.
Оформить и провести консультации для родителей по данной теме.
Оформить папки-передвижки в родительский уголок.
Условия реализации.
Обобщающий (итоговый) этап.
Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.
Перспективный план занятий на год по следующим разделам:
- Свойства воды;
- Удивительный песок
- Воздух и его свойства;
- Твердое тело: камень;
- Свойства бумаги.
План работы:
Этапы | Месяц | Формы работы | ||
Работа воспитателя | Работа с детьми | Работа с родителями | ||
Сентябрь | Сентябрь – адаптационный период. На прогулке дать возможность детям поэкспериментировать с осенними листьями и семенами. Показать, как по-разному подлетают опавшие листья, если их собрать и снова подбросить, провести игры «Большие и маленькие листочки», «Соберем букет». | На протяжении месяца Петрушка знакомит детей с групповым помещением. Он может разыграть перед детьми какую-нибудь забавную сценку. Можно дать детям самим попробовать поиграть с Петрушкой, показать как он «оживает», когда его надевают на руку. | Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования. | |
Октябрь | Закрепление первоначальных представлений о воде, вода может литься, а может брызгать. Формировать навык правильно замечать и называть явление в природе («идет дождь»), развивать внимание и наблюдательность. | «Водичка-водичка» «Дождик» | Беседа по безопасности «Горячая вода – это опасно». | |
Ноябрь | Познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом, дать представления о свойствах песка. Помочь детям лучше узнать окружающий мир неживой природы; Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира | «Песочек» Дать представление о том, что песок бывает сухой и мокрый. «Следы» Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки. | Консультация «Организация экспериментальной деятельности младших дошкольников». | |
Декабрь | Дать представление о том, что воздух не виден. Дать представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нем много воздуха. Способствовать умению детей определять теплый и холодный воздух. Закрепить знания детей о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. | «Поймаем воздух» «Мой веселый звонкий мяч? «Ветер» «Кораблик плывет по воде» | ||
Январь | Формировать умение определять и называть явление природы (снег), различать и называть признаки снега (белый, холодный, из него можно лепить, он тяжелый). Закрепить знание о явлении природы – снегопаде; определить вес снежинок. | «Снег» «Снегопад» | Индивидуальная беседа «Опыты, которые можно провести с детьми дома». | |
Февраль | Расширять представления детей о свойствах снега и льда. Определить вес льда (лед легче, чем вода); закрепить знание свойств воды (вода замерзает при низкой t). Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде и тает в тепле. | «Тайны снега и льда» «Лед» «Тает льдинка» | Анкетирование для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность» | |
Март | Дать представления о том, что бумага легкая. Закрепить знания детей о различных материалах, из которых сделаны игрушки (бумага, дерево, резина). | «Бумажные листочки» Лото «Игрушки» | Консультация «Эксперименты на кухне». | |
Апрель | Формировать умение определять на ощупь температуру воды, предметов. Продолжать определять температуру жидких и твердых предметов (металл холоднее, дерево теплее). Определить температуру воздуха, отметить характерные признаки времени года | «Горячо-холодно» «Чудесный мешочек» Наблюдение за состоянием погоды» | Фотовыставка «Нам интересно все, что неизвестно» | |
Май | Расширять представления о свете. Развивать зрительные ощущения; формировать представления о свете и темноте Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте. | «Солнечные зайчики» «Солнечные зайчики» «Тень» | Презентация «Юные экологи» |
Работа с педагогами
(обобщение, распространение опыта)
- Посещение занятий по проблеме.
- Участие в семинарах-практикумах.
- Личное участие в конкурсах различного уровня.
- Подготовка воспитанников для участия в конкурсах, олимпиадах различного уровня.
- Подготовка консультаций, буклетов по изучаемой теме.
- Изготовлений пособий, игр, картотек по теме самообразования.
- Публикации в сборниках, журналах, интернет ресурсах и т.д.
Список литературы:
- «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры». Составитель Н.В. Нищева 2013г.
- «Экспериментальная деятельность в ДОУ» Л.И. Одинцова 2013г, методическое пособие.
- Дыбина О.В. «Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста», М.: Сфера 2005г.
- Дыбина О.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» М., 2005г.
- Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М.: Сфера, 2004г.
- «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ». Конспекты занятий в разных возрастных группах, Н.В. Нищева
- Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. Н.В. Нищева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект на тему"Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира".
создание условий для развития элементарных научных представлений о человеке,животном и растительном мире,для формирование экологической культуры детей....
Программа саморазвития педагога по теме: «Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира» 1 младшая группа
В данно программе поставлена цель , определены задачи по экспериментированию с водой, предложен перспективный план по работе с детьми 1 младшей группы, а так же разработан план работы педагога на учеб...
План работы по самообразованию на тему: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира».
Актуальность данной темы заключается в том, что современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под в...
Годовой план по самообразованию воспитателя средней «Б» группы на 2016-2017 учебный год Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»
Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»Цель: создать условия для формирования основ целостного мировидения ребёнка младшего возраста средствами эксперимента, пополнять э...
Отчет по самообразованию по теме: «Детское экспериментирование- путь к познанию окружающего мира».
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность,...
План самообразования на 2022-2022 учебный год. Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»
План самообразования на 2022-2022 учебный год. Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»...
План по самообразованию на 2022-2023г. Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»
План по самообразованию воспитателя первой младшей группы Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»...