"Культура общения и межличностных отношений"
статья
Культура общения и межличностных отношений:
родители – дети, дети – дети,
дети – другие взрослые
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_obshcheniya_i_mezhlichnostnyh_otnosheniy.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Культура общения и межличностных отношений:
родители – дети, дети – дети,
дети – другие взрослые
Знание:
- Норм и правил общения;
- Представления о взрослых, половых, профессиональных, индивидуально-психологических (характер) различия детей и связанных с ними особенностей общения;
- Представление о нормах поведения и общения: родители – дети, дети – дети, дети – другие взрослые;
- Знание об элементарных речевых и неречевых средствах общения
Компетентность:
- Умение договариваться с ребенком в игре и другой совместной деятельности со взрослым;
- Установление контакта с ребенком, педагогами, другими родителями;
- Ориентирование на эмоциональное состояние собеседника, проявления сочувствия;
- Готовность помочь ребенку, педагогу, другому родителю;
- Необходимость внимательно слушать ребенка, педагога, другого родителя;
- Использование мимики, жестов, поз, интонаций как средства общения;
- Адекватное реагирование на успех или неудачу своего ребенка.
Ценностно-смысловой компонент:
- Заботливое, внимательное отношение к ребенку, педагогу;
- Соотношение своих желаний с желаниями ребенка;
- Стремление ориентироваться в ситуации общения и в состоянии собеседника.
Рефлексия:
- Осознание негативных последствий грубого, конфликтного общения;
- Осознание соответствия своих умений общаться принятым нормам.
Творчество: попытка находить выход, делать выбор в создавшейся проблемной коммуникативной ситуации.
Культура эмоций и чувств
Знание:
- Представления об основных эмоциях человека (страх, радость, гнев, интерес, удивление и др.);
- Понимание и различие смешного (комического) и грустного, прекрасного и безобразного, любви и ненависти и др.;
- Представление о способах выражения ребенком эмоциональных состояний.
Компетентность:
- Определение и различие основных эмоций, настроения ребенка;
- Описание его эмоционального состояния;
- Контроль над негативными эмоциональными состояниями ребенка.
Ценностно-смысловой компонент:
- Положительное ценностное отношение к ребенку, стремление эмоционально откликнуться на его состояние;
- Стремление к собственным позитивным эмоциональным состояниям.
Рефлексия:
- Осознание знака (+ или – ) эмоциональных состояний детей;
- Осознание соответствия выражения эмоциональных состояний детей принятым культурным нормам.
Творчество: освоение элементарных способов творческого самовыражения эмоциональных состояний.
Культура речи родителей
Знание:
- О речевом этикете: правила речевого поведения, проявляющиеся в употреблении формул и выражений, принятых в типичных ситуациях общения с собеседником;
- Нормах речевого поведения;
- Произносительной культуре речи: четкость, выразительность, соблюдение орфоэпических норм произношения, правильная постановка ударения;
- Роли слова в выражении мыслей и чувств: точность, образность, эмоциональная окрашенность.
Компетентность:
- Включение в общение с учетом правил речевого поведения на разных уровнях: ребенок – взрослый, ребенок – родитель, родитель – педагог;
- Поддерживание диалога: постановка вопросов, ответ на постановленные вопросы с учетом норм речевого этикета;
- Восприятие чужой речи: слушание, понимание, высказывание собственной позиции;
- Выбор слова с учетом его эмоционально-экспрессивной окрашенности и задачи создаваемого высказывания.
Ценностно-смысловой компонент:
- Понимание значимости культурного общения: с ребенком, педагогом, другими родителями;
- Принятие ответственности за выбор слова, интонации в процессе общения;
- Доброжелательное отношение к собеседнику, уважение его мнения, стремление позитивно выражать свою позицию;
- Понимание необходимости грамотно выражать свои мысли и чувства, показывая тем самым положительное отношение к окружающим.
Рефлексия:
- Адекватная самооценка способов и приемов общения;
- Самооценка продвижений в овладении речью.
Творчество: проживание различных ролей в процессе общения.
Культура нравственного сознания и поведения
Знание:
- Нравственных норм поведения и осознание необходимости их соблюдения в повседневной жизни;
- Основных правил этикета и осознание необходимости их выполнения в типичных ситуациях;
- Правил общения с детьми, педагогами, другими родителями;
- Представление о толерантном отношении к людям, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола.
Компетентность:
- Соблюдение правил этикета и норм поведения в общении с педагогами, другими родителями;
- Владение вербальными и невербальными средствами общения в различных поведенческих ситуациях;
- Соблюдение толерантного отношения с людьми другой расовой и национальной принадлежности.
Ценностно-смысловой компонент:
- Понимание ценности сотрудничества с педагогами;
- Ценностное отношение к себе и своему ребенку.
Рефлексия: адекватная самооценка норм и правил поведения в обществе.
Творчество: проживание ролей (родитель, профессионал, другой взрослый) в процессе присвоения норм поведения и этикета.
Культура детской игры
Знание:
- Содержания отдельных видов игр детей;
- Способов отражения в сюжете игры окружающей действительности, содержания книг, кино- и телесюжетов, мультфильмов, своего личного опыта;
- О слове как средстве замещения действия и предметов в игре;
- Правил дидактических и народных игр.
Компетентность:
- Организация предметно-игровой среды ребенка;
- Выполнение правил в игре;
- Стремление включать в игру сюжеты из личного опыта ребенка на основе прочитанного и увиденного вместе с ним;
- Соотношение индивидуальных желаний с сюжетом игры и ролью, принятой в ней ребенком;
- Согласование собственного игрового замысла с замыслами ребенка;
- Планирование правил сотрудничества в игре;
- Владение способами замещения в игре.
Ценностно-смысловой компонент:
- Доброжелательное отношение к партнерам по игре, уважение их мнения;
- Понимание ценности игры в жизни ребенка;
- Понимание значимости слова в игре и расширении игрового пространства.
Рефлексия:
- Адекватная самооценка собственного вхождения в игровое действие;
- Самооценка адекватности выполнения роли в игре.
Творчество:
- Творческое самовыражение в проигрывании различных ролей;
- Создание сюжета игры на основе содержания книг, кино- и телесюжетов, мультфильмов, своего личного опыта;
- Придумывание новых игр, ролей, сюжетов и персонажей.
Культура детского труда
Знание:
- О видах детского труда (самообслуживание, ручной труд, труд в природе);
- О способах организации детской трудовой деятельности;
- О значении и пользе детского труда на благо других людей и общества в целом.
Компетентность:
- Поощрение навыков самообслуживания, регулярное следование им в совместной с ребенком деятельности;
- Выполнение трудовых действий и порученной работы совместно с ребенком;
- Наведения порядка после завершения работы;
- Соблюдение элементарных правил общественно полезного обслуживающего труда;
- Проявление готовности в осуществлении трудовых действий по мере возникновения необходимости.
Ценностно-смысловой компонент:
- Понимание значимости труда по самообслуживанию и общественно полезного труда;
- Вера в силы ребенка, его возможности;
- Положительное отношение к обслуживающему и общественно полезному труду.
Рефлексия: адекватная самооценка результатов практической деятельности ребенка.
Творчество: проявление творчества в трудовой деятельности.
Культура здоровья детей
Знание:
- Основных режимных моментов, необходимости чередования физических нагрузок и отдыха;
- Элементарных правил здорового питания;
- Культурно-гигиенических навыков детей.
Компетентность:
- Сохранение правильной осанки ребенком в различных видах деятельности;
- Соблюдение некоторых приемов закаливания организма ребенка дома;
- Владение распространенными подвижными и спортивными играми;
- Координация движений ребенка (бросает мяч в цель, ловит его и др.);
- Готовность сводить комплекс гимнастических упражнений для определенной возрастной группы.
Ценностно-смысловой компонент:
- Принятие ценности здоровья, человеческой жизни, стремление беречь свое здоровье и здоровье семьи;
- Проявление устойчивости интереса к занятиям физкультурой и спортивным играм;
- Проявление потребности в ежедневной двигательной активности.
Ценностно-смысловой компонент:
- Принятие ценности здоровья, человеческой жизни, стремление беречь свое здоровье и здоровье семьи;
- Проявление устойчивого интереса к занятиям физкультурой и спортивным играм;
- Проявление потребности в ежедневной двигательной активности.
Рефлексия:
- Адекватная самооценка участия ребенка в подвижных и спортивных играх;
- Самоконтроль при выполнении действий по самообслуживанию и соблюдению гигиенических норм и правил.
Творчество: внесение творчества, творческого самовыражения в спортивные и подвижные игры.
Культура личной безопасности
Знание:
- О том, что безопасность зависит от самого человека;
- Правил пользования бытовыми приборами (телевизором, компьютером, газовой и электроплитой и т.д.)
- Правил дорожного движения и пользования основными бытовыми устройствами (лифт, эскалатор, турникеты);
- Правил пользования общественным транспортом;
- Правил осторожного обращения с лекарствами и лекарственными травами;
- О том, как вести себя с посторонними и незнакомыми людьми;
- Правил поведения в некоторых экстремальных ситуациях.
Компетентность:
- Осуществление выбора действий с позиции личной и общественной безопасности;
- Владение необходимыми навыками обращения с бытовыми устройствами;
- Соблюдение правил дорожного движения;
- Соблюдение элементарных мер безопасности при обращении с животными.
Ценностно-смысловой компонент:
- Понимание ценности безопасности жизни;
- Демонстрация собственного примера.
Рефлексия:
- Понимание значимости для человека правил личной и общественной безопасности;
- Принятие ответственности за выбор своих действий при обращении с животными, бытовыми приборами, лекарственными растениями;
- Понимание ценности человеческой жизни и необходимости ее сохранения;
- Адекватная самооценка поведения с точки зрения личной безопасности.
Творчество: поиск выбора в решении проблемных ситуаций, связанных с собственной безопасностью.
Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод: воспитание родителей призвано сформировать у них ключевые компетентности в области культуры воспитания детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игротека «Минутки отдыха» Игры и упражнения, направленные на развитие навыков позитивного общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы.
Коммуникативные игры –так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях. Умение выстраивать и поддерживать ...
Статья: "Культура межличностных отношений и ее роль в становлении отношений к сверстникам у детей в старшем дошкольном возрасте"
Данная статья заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но прежде всего родителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, так как довольно часто встреч...
Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы.
Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы....
Статья: "Развитие общения и межличностных отношений дошкольников со сверстниками."
Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себ...
Влияние детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения дошкольников
: Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитате...
Межличностные отношения в детском коллективе на занятиях по физической культуре.
В статье рассматриваются проблемы диагностики и коррекции межличностного взаимодействия между дошкольниками старшего возраста на занятиях по физической культуре...