"Культура общения и межличностных отношений"
статья

Культура общения и межличностных отношений:

родители – дети, дети – дети,

дети – другие взрослые

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_obshcheniya_i_mezhlichnostnyh_otnosheniy.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Культура общения и межличностных отношений:

родители – дети, дети – дети,

дети – другие взрослые

Знание:

  • Норм и правил общения;
  • Представления о взрослых, половых, профессиональных, индивидуально-психологических (характер) различия детей и связанных с ними особенностей общения;
  • Представление о нормах поведения и общения: родители – дети, дети – дети, дети – другие взрослые;
  • Знание об элементарных речевых и неречевых средствах общения

Компетентность:

  • Умение договариваться с ребенком в игре и другой совместной деятельности со взрослым;
  • Установление контакта с ребенком, педагогами, другими родителями;
  • Ориентирование на эмоциональное состояние собеседника, проявления сочувствия;
  • Готовность помочь ребенку, педагогу, другому родителю;
  • Необходимость внимательно слушать ребенка, педагога, другого родителя;
  • Использование мимики, жестов, поз, интонаций как средства общения;
  • Адекватное реагирование на успех или неудачу своего ребенка.

Ценностно-смысловой компонент:

  • Заботливое, внимательное отношение к ребенку, педагогу;
  • Соотношение своих желаний с желаниями ребенка;
  • Стремление ориентироваться в ситуации общения и в состоянии собеседника.

Рефлексия:

  • Осознание негативных последствий грубого, конфликтного общения;
  • Осознание соответствия своих умений общаться принятым нормам.

Творчество: попытка находить выход, делать выбор в создавшейся проблемной коммуникативной ситуации.

Культура эмоций и чувств

Знание:

  • Представления об основных эмоциях человека (страх, радость, гнев, интерес, удивление и др.);
  • Понимание и различие смешного (комического) и грустного, прекрасного и безобразного, любви и ненависти и др.;
  • Представление о способах выражения ребенком эмоциональных состояний.

Компетентность:

  • Определение и различие основных эмоций, настроения ребенка;
  • Описание его эмоционального состояния;
  • Контроль над негативными эмоциональными состояниями ребенка.

Ценностно-смысловой компонент:

  • Положительное ценностное отношение к ребенку, стремление эмоционально откликнуться на его состояние;
  • Стремление к собственным позитивным эмоциональным состояниям.

Рефлексия:

  • Осознание знака (+ или – ) эмоциональных состояний детей;
  • Осознание соответствия выражения эмоциональных состояний детей принятым культурным нормам.

Творчество: освоение элементарных способов творческого самовыражения эмоциональных состояний.

Культура речи родителей

Знание:

  • О речевом этикете: правила речевого поведения, проявляющиеся в употреблении формул и выражений, принятых в типичных ситуациях общения с собеседником;
  • Нормах речевого поведения;
  • Произносительной культуре речи: четкость, выразительность, соблюдение орфоэпических норм произношения, правильная постановка ударения;
  • Роли слова в выражении мыслей и чувств: точность, образность, эмоциональная окрашенность.

Компетентность:

  • Включение в общение с учетом правил речевого поведения на разных уровнях: ребенок – взрослый, ребенок – родитель, родитель – педагог;
  • Поддерживание диалога: постановка вопросов, ответ на постановленные вопросы с учетом норм речевого этикета;
  • Восприятие чужой речи: слушание, понимание, высказывание собственной позиции;
  • Выбор слова с учетом его эмоционально-экспрессивной окрашенности и задачи создаваемого высказывания.

Ценностно-смысловой компонент:

  • Понимание значимости культурного общения: с ребенком, педагогом, другими родителями;
  • Принятие ответственности за выбор слова, интонации в процессе общения;
  • Доброжелательное отношение к собеседнику, уважение его мнения, стремление позитивно выражать свою позицию;
  • Понимание необходимости грамотно выражать свои мысли и чувства, показывая тем самым положительное отношение к окружающим.

Рефлексия:

  • Адекватная самооценка способов и приемов общения;
  • Самооценка продвижений в овладении речью.

Творчество: проживание различных ролей в процессе общения.

Культура нравственного сознания и поведения

Знание:

  • Нравственных норм поведения и осознание необходимости их соблюдения в повседневной жизни;
  • Основных правил этикета и осознание необходимости их выполнения в типичных ситуациях;
  • Правил общения с детьми, педагогами, другими родителями;
  • Представление о толерантном отношении к людям, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола.

Компетентность:

  • Соблюдение правил этикета и норм поведения в общении с педагогами, другими родителями;
  • Владение вербальными и невербальными средствами общения в различных поведенческих ситуациях;
  • Соблюдение толерантного отношения с людьми другой расовой и национальной принадлежности.

Ценностно-смысловой компонент:

  • Понимание ценности сотрудничества с педагогами;
  • Ценностное отношение к себе и своему ребенку.

Рефлексия: адекватная самооценка норм и правил поведения в обществе.

Творчество: проживание ролей (родитель, профессионал, другой взрослый) в процессе присвоения норм поведения и этикета.

Культура детской игры

Знание:

  • Содержания отдельных видов игр детей;
  • Способов отражения в сюжете игры окружающей действительности, содержания книг, кино- и телесюжетов, мультфильмов, своего личного опыта;
  • О слове как средстве замещения действия и предметов в игре;
  • Правил дидактических и народных игр.

Компетентность:

  • Организация предметно-игровой среды ребенка;
  • Выполнение правил в игре;
  • Стремление включать в игру сюжеты из личного опыта ребенка на основе прочитанного и увиденного вместе с ним;
  • Соотношение индивидуальных желаний с сюжетом игры и ролью, принятой в ней ребенком;
  • Согласование собственного игрового замысла с замыслами ребенка;
  • Планирование правил сотрудничества в игре;
  • Владение способами замещения в игре.

Ценностно-смысловой компонент:

  • Доброжелательное отношение к партнерам по игре, уважение их мнения;
  • Понимание ценности игры в жизни ребенка;
  • Понимание значимости слова в игре и расширении игрового пространства.

Рефлексия:

  • Адекватная самооценка собственного вхождения в игровое действие;
  • Самооценка адекватности выполнения роли в игре.

Творчество:

  • Творческое самовыражение в проигрывании различных ролей;
  • Создание сюжета игры на основе содержания книг, кино- и телесюжетов, мультфильмов, своего личного опыта;
  • Придумывание новых игр, ролей, сюжетов и персонажей.

Культура детского труда

Знание:

  • О видах детского труда (самообслуживание, ручной труд, труд в природе);
  • О способах организации детской трудовой деятельности;
  • О значении и пользе детского труда на благо других людей и общества в целом.

Компетентность:

  • Поощрение навыков самообслуживания, регулярное следование им в совместной с ребенком деятельности;
  • Выполнение трудовых действий и порученной работы совместно с ребенком;
  • Наведения порядка после завершения работы;
  • Соблюдение элементарных правил общественно полезного обслуживающего труда;
  • Проявление готовности в осуществлении трудовых действий по мере возникновения необходимости.

Ценностно-смысловой компонент:

  • Понимание значимости труда по самообслуживанию и общественно полезного труда;
  • Вера в силы ребенка, его возможности;
  • Положительное отношение к обслуживающему и общественно полезному труду.

Рефлексия: адекватная самооценка результатов практической деятельности ребенка.

Творчество: проявление творчества в трудовой деятельности.

Культура здоровья детей

Знание:

  • Основных режимных моментов, необходимости чередования физических нагрузок и отдыха;
  • Элементарных правил здорового питания;
  • Культурно-гигиенических навыков детей.

Компетентность:

  • Сохранение правильной осанки ребенком в различных видах деятельности;
  • Соблюдение некоторых приемов закаливания организма ребенка дома;
  • Владение распространенными подвижными и спортивными играми;
  • Координация движений ребенка (бросает мяч в цель, ловит его и др.);
  • Готовность сводить комплекс гимнастических упражнений для определенной возрастной группы.

Ценностно-смысловой компонент:

  • Принятие ценности здоровья, человеческой жизни, стремление беречь свое здоровье  и здоровье семьи;
  • Проявление устойчивости интереса к занятиям физкультурой и спортивным играм;
  • Проявление потребности в ежедневной двигательной активности.

Ценностно-смысловой компонент:

  • Принятие ценности здоровья, человеческой жизни, стремление беречь свое здоровье и здоровье семьи;
  • Проявление устойчивого интереса к занятиям физкультурой и спортивным играм;
  • Проявление потребности в ежедневной двигательной активности.

Рефлексия:

  • Адекватная самооценка участия ребенка в подвижных и спортивных играх;
  • Самоконтроль при выполнении действий по самообслуживанию и соблюдению гигиенических норм и правил.

Творчество: внесение творчества, творческого самовыражения в спортивные и подвижные игры.

Культура личной безопасности

Знание:

  • О том, что безопасность зависит от самого человека;
  • Правил пользования бытовыми приборами (телевизором, компьютером, газовой и электроплитой и т.д.)
  • Правил дорожного движения и пользования основными бытовыми устройствами (лифт, эскалатор, турникеты);
  • Правил пользования общественным транспортом;
  • Правил осторожного обращения с лекарствами и лекарственными травами;
  • О том, как вести себя с посторонними и незнакомыми людьми;
  • Правил поведения в некоторых экстремальных ситуациях.

Компетентность:

  • Осуществление выбора действий с позиции личной и общественной безопасности;
  • Владение необходимыми навыками обращения с бытовыми устройствами;
  • Соблюдение правил дорожного движения;
  • Соблюдение элементарных мер безопасности при обращении с животными.

Ценностно-смысловой компонент:

  • Понимание ценности безопасности жизни;
  • Демонстрация собственного примера.

Рефлексия:

  • Понимание значимости для человека правил личной и общественной безопасности;
  • Принятие ответственности за выбор своих действий при обращении с животными, бытовыми приборами, лекарственными растениями;
  • Понимание ценности человеческой жизни и необходимости ее сохранения;
  • Адекватная самооценка поведения с точки зрения личной безопасности.

Творчество: поиск выбора в решении проблемных ситуаций, связанных с собственной безопасностью.

        Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод: воспитание родителей призвано сформировать у них ключевые компетентности в области культуры воспитания детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игротека «Минутки отдыха» Игры и упражнения, направленные на развитие навыков позитивного общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы.

Коммуникативные игры –так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях. Умение выстраивать и поддерживать ...

Статья: "Культура межличностных отношений и ее роль в становлении отношений к сверстникам у детей в старшем дошкольном возрасте"

Данная статья заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но прежде всего родителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, так как довольно часто встреч...

Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы.

Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы....

Статья: "Развитие общения и межличностных отношений дошкольников со сверстниками."

   Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себ...

Влияние детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения дошкольников

: Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитате...

Межличностные отношения в детском коллективе на занятиях по физической культуре.

В статье рассматриваются проблемы диагностики и коррекции межличностного взаимодействия между дошкольниками старшего возраста на занятиях по физической культуре...