«Организация педагогических наблюдений как основной способ оценки индивидуального развития ребенка в соответствии программой «Вдохновение»
статья

Карпенко Нина Адамовна

Педагогическое наблюдение – это процесс сбора точной и объективной информации о поведении и обучении ребенка в то время, когда он работает или играет один или вместе с другими детьми. Лидия Свирская

 

Соблюдение одного из главных принципов ФГОС ДО – «поддержки разнообразия детей и детства» - побуждает педагогов делать акценты в понимании ситуации развития ребенка и организации образовательной деятельности не на возрасте, а на реальных достижениях и потенциальных возможностях каждого отдельного ребенка.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, верно, определил инструмент, способствующий проведению объективной оценки индивидуального развития ребенка – педагогическое наблюдение.

Наблюдение — один из самых полезных инструментов педагога, закрепленный в требованиях ФГОС ДО. При этом простое, казалось бы, действие на практике большинство педагогов приводит в замешательство. Как выкроить время на ведение наблюдений и их запись? Как определить цели наблюдения? Что конкретно и где фиксировать? Как интерпретировать записи и в чем их польза? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заметина Е.А.

воспитатель МБДОУ «ДСКВ №46», г. Братск

«Организация педагогических наблюдений как основной способ оценки индивидуального развития ребенка  в соответствии программой «Вдохновение»

Педагогическое наблюдение – это процесс сбора точной и объективной информации о поведении и обучении ребенка в то время, когда он работает или играет один или вместе с другими детьми.

Лидия Свирская

Соблюдение одного из главных принципов ФГОС ДО – «поддержки разнообразия детей и детства» - побуждает педагогов делать акценты в понимании ситуации развития ребенка и организации образовательной деятельности не на возрасте, а на реальных достижениях и потенциальных возможностях каждого отдельного ребенка. 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, верно, определил инструмент, способствующий проведению объективной оценки индивидуального развития ребенка – педагогическое наблюдение.

Наблюдение — один из самых полезных инструментов педагога, закрепленный в требованиях ФГОС ДО. При этом простое, казалось бы, действие на практике большинство педагогов приводит в замешательство. Как выкроить время на ведение наблюдений и их запись? Как определить цели наблюдения? Что конкретно и где фиксировать? Как интерпретировать записи и в чем их польза? Опыт многих российских детских садов подтверждает: наблюдение, когда оно ведется грамотно, позволяет педагогу сберечь свое время и при этом максимально «экологично» поддержать ребенка в его развитии. Достаточно лишь попробовать следовать простым и полезным правилам ведения наблюдений. Обоснованные выводы позволят увереннее строить педагогический процесс, а также взаимодействие с родителями. Наблюдения позволяют понять ребенка как личность, с тем, чтобы создать для него комфортные условия и полностью вовлечь в жизнь группы, поддерживать и поощрять его активность и инициативу в познании. Настроив по-новому фокус своего внимания, мы  с удовольствием обнаружили, что оказались на совершенно другом профессиональном уровне. Наши дети умны, любознательны, свободолюбивы и самостоятельны. А мы можем реально помочь им взрастить в них все самое лучшее.

Смотреть за детьми  не значит наблюдать! Большинство детей остается вне поля воспитателя, и сказать о них что-либо конкретное оказывается сложно.

Наблюдать – значит иметь определенную цель, сконцентрировать внимание на объекте наблюдения и обязательно  делать записи!

Вот несколько наших примеров записей наблюдений.

Иван Р. (7 лет) 24.09.07. Ваня говорит воспитателю: «Вы знаете, в выходной день пока папа еще спал, я встал пораньше и навел порядок дома. Папа очень обрадовался».

27.11.07. Воспитателю: «Евгения Сергеевна, я не забыл принести зонтик на праздник девочкам. Я всегда выполняю то, что обещал. Вдруг кому-то не хватит, или забудут. Тогда всем будет неприятно».

18.09.07. Воспитателю: «Я с папой иногда шучу. Пока он одевается, я съедаю кашу, а потом накрываю тарелку другой тарелкой. Когда папа приходит на кухню, я говорю ему, что кушать не хочу, что каша получилась невкусной или что позавтракаю в садике.

А потом раз – и открываю тарелку, а там ничего уже нет!»

28.09.07. Воспитателю на прогулке в парке: «Сохраните, пожалуйста, желуди. Я из них в группе поделки сделаю: из желудя человечка и ежика, а из шляпки – шапочку клоуну.

Нужно только шляпку побольше, подобрать, потому что у клоуна голова большая».

Подобные записи позволяют говорить о признаках становления и проявления у этого ребенка начал социальной компетентности, которые можно описать как: «Проявляет заботу о близких и друзьях»; о достижениях в коммуникативной компетентности: «Умеет коротко и логично выстраивать повествование»; о проявлениях деятельностной компетентности: «Умеет планировать собственные действия».

Таким образом, записи наблюдений, оформленные воспитателем на листочках с клейким краем (стикерах), позволяют накапливать факты, на основе которых впоследствии можно сделать выводы о достижениях ребенка в той или иной сфере деятельности. Как для воспитателей, так и для родителей важны и сами записи, и выводы педагогов о ситуации и перспективах в развитии ребенка, так как они позволяют приблизиться к его миру, скрытому от них в силу занятости, предметно увидеть и осмыслить результаты его развития, а также увидеть свой собственный вклад во взросление ребенка.

Вместе с тем, подобные записи заставляют задуматься и сделать предположения (выдвинуть гипотезу) о трудностях и их возможных причинах. Какими бы ни были выводы, они помогают педагогам выстроить стратегию работы, основанную на сильных сторонах в развитии ребенка.

Наблюдение, таким образом, предоставляет взрослым факты для аутентичной (реальной, подлинной) оценки достижений (результатов) ребенка, отражающих его действительный, заслуживающий внимания опыт (учебный, практический). При анализе и интерпретации информации:

- факты рассматриваются комплексно

- ведется поиск типичного в поведении ребенка

- устанавливается взаимосвязь между различными фактами;

- вслед за определением типичного формулируются выводы, и уже на основе выводов определяются цели и содержание изменений в образовательной траектории ребенка.

Развитие каждого ребёнка индивидуально. Каждый имеет право на развитие в своём темпе и по своей траектории. Задача взрослых - увидеть проявления лучших качеств личности и поддержать ребёнка, создавая для этого возможности в тех видах деятельности, к которым он проявляет интерес, в которых он активен и успешен.

Не менее важная задача - помочь в преодолении трудностей, которые ухудшают качество его жизни - ограничивают в освоении пространства, затрудняют взаимопонимание с другими людьми.

Получив  в дошкольном детстве опыт веры в свои силы, успешности, надёжности взрослых, ребёнок в последующие годы сможет реализовать свои лучшие черты – это главная задача педагогического наблюдения в ДОУ .

При организации педагогического наблюдения большое значение имеет правильная постановка задач исследования. Это связано с тем, что именно от их решения зависит успешность достижения поставленной цели. Основными задачами педагогического исследования в ДОУ являются: определение уровня развития ребенка, соответствие данного уровня с возрастом ребенка, анализ динамики. Определение общего уровня знаний и динамика их изменений. Определение межличностного взаимодействия между воспитанниками, установление наличия микрогрупп по интересам. Определение в группе «принятых» и «отверженных» детей, установление причин того, почему некоторых детей не принимают в совместные игры и деятельность. Определение успешности организуемого педагогического процесса, установление направлений по его корректировке и его совершенствованию.

Таким образом, педагогическое наблюдение, может быть организовано воспитателем ДОУ с разными целями. Важно определить актуальность и проблемность организуемого наблюдения, его значимость и необходимость именно в данный период и для конкретного возрастного периода.

 Сегодня перед нами стоит задача перехода от традиционных способов сбора сведений об освоении детьми содержания образовательной программы к педагогической диагностике, предполагающей длительное системное наблюдение за динамикой развития воспитанников, поскольку соблюдение одного из главных принципов ФГОС ДО – «поддержки разнообразия детей и детства» – побуждает педагогов делать акценты в понимании ситуации развития ребенка и организации образовательной деятельности не на возрасте, а на реальных достижениях и потенциальных возможностях каждого отдельного ребенка.

Литература

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение»/ под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой. — М. : Издательство «Национальное образование», 2019. — 330 с. — (Серия «Вдохновение»), стр.253- 257 /дата обращения 14.02.2022/;
  2. Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие / под ред. Л. С. Вакуленко, А. К. Золотовой. — СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2013;
  3.  Педагогическое наблюдение как метод мониторинга достижений воспитанников раннего возраста в условиях ДОУ: Учебно-методическое пособие / под ред. Л. С. Вакуленко, М. Б. Знак. — СПб.: Свое издательство, 2013;
  4. Свирская Л.В.. Методика ведения педагогических наблюдений.- С-24 Пб.: Образовательные проекты; М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Определение комплексной оценки индивидуального развития воспитанников в соответствии с ФГОС ДО".

Определение комплексной оценки индивидуального развития воспитанников в соответствии с ФГОС ДО.Отчёт учителя-логопеда Леньковой Е.В.ГБОУ «Школа № 1861 «Загорье»» ДО №4 о проделанной работеза I и...

Система оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС в ДОУ

Система оценки индивидуального развития детей в соответствиис ФГОС ДО...

Система оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС в ДОУ Педагогический мониторинг

Система оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС в ДОУТаблицы педагогического мониторинга на все возрастные группы детского садаСводная таблица педагогического мониторинга ДОУ...

Анкета для педагогов «Организация системы оценки индивидуального развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Анкета разработана для педагогов дошкольных образовтельных учреждений с целью сбора достоверной информации по вопросам организации  системы оценки индивидуального развития детей в ДОУ в соответст...

Система оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО

В Мониторинге содержатся карты наблюдения пол всем возрастам по программе "От рождения до школы"...

Система педагогической диагностики: оценки индивидуального развития детей образовательной программы ДОУ

Система педагогической диагностики: оценки индивидуального развития детей образовательной программы ДОУ...

на 1 категорию Критерий I. «Результаты освоения воспитанниками образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией» 1.1. Организация оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста (педагогической диагностики)

Критерий I. «Результаты освоения воспитанниками образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией» 1.1. Организация оценки  индивидуального развития детей ...