Беседа о театре
методическая разработка (подготовительная группа)

Шадрина Лариса Николаевна

Цель беседы познакомить детей подготовительной группы с театром, воспитывать интерес к театральному искусству с раннего детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_o_teatre.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа о театре

в рамках  проекта «Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»

для детей старшего дошкольного возраста

СЛАЙД 1


Цель: знакомство с театром, воспитание интереса к театральному искусству.
Задачи:
• Познакомить детей с театром, видами театра;
• Познакомить детей с театральными профессиями;
• Приобщать детей к театральной культуре.

История возникновения театра.

СЛАЙД  2 

Что это за красивое здание с колоннами, похожее на дворец? Это театр. 
Вот театр – волшебный дом!
Сказку ты увидишь в нём.
Танцы, музыка и смех –
Представление для всех!

Слово «театр» - греческого происхождения. В греческом языке оно означало место для зрелища и само зрелище. Театральное искусство возникло очень давно и развивалось вместе с жизнью самого человечества.
Один из главных элементов театрального искусства – игра. С неё всё и началось.
СЛАЙД 3 

Местом рождения театра можно считать Древнюю Грецию. Древние театры были открытыми и достигали огромных размеров, они могли вмещать до 44 тысяч человек. Актёры пользовались в Греции большим почётом. Они должны были уметь петь, танцевать, владеть искусством слова. 
В России, как и в других странах, появление национального театра связано с народными играми и обрядами. Первые шаги русского театра также связаны с различными обрядами. Так, перед охотой предки славян исполняли особые танцы. А самыми весёлыми были предвесенние праздники: нужно было задобрить божество, чтобы оно проснулось раньше, тогда урожай будет богаче. А задобрить его можно было только весельем, шутками, смехом. Во всех этих обрядах, играх, праздниках стали выделяться люди, которые своим умением петь, плясать, шутить, играть на музыкальных инструментах, рассказывать сказки привлекали всеобщее внимание.
СЛАЙД 4 

Так в 11 веке на Руси появились скоморохи – бродячие актёры. Они устраивали свои представления прямо на улицах, площадях, ярмарках: разыгрывали маленькие смешные сценки собственного сочинения, пели забавные песенки, показывали акробатические номера, дрессированных животных.

Они - на базарах, на княжьих пирах,

На игрищах тон задавали,

Играя на гуслях, волынках, гудках,

На ярмарках люд потешали.

Хоть бубен - не меч, а сурна - не копье,

Но кто же из смертных не знает,

Как песня уставшему силы дает,

Как музыка дух поднимает!

Беспечное племя веселых бродяг,

Рожденное духом свободы,

Не нужно им было ни славы, ни благ,

Довольно любви всенародной.

СЛАЙД 5 

Скоморохи были бродячими артистами. Большой популярностью пользовались представления с учёным медведем – «медвежья потеха».

 Такой театр появился впервые  в городе Ярославле. Множество людей приходили смотреть представления и восхищались талантом труппы.
СЛАЙД 6

Виды театра

СЛАЙД 7 
Театр – удивительное место, где показывают спектакли, звучит музыка, читают стихи, где танцуют и поют, где можно посмеяться и поплакать, где есть над чем задуматься и чему удивиться. Иной раз бывает и страшновато, но чаще весело. Театр для того и создан, чтобы туда приходили зрители и смотрели представления. Театр – особое искусство. Есть театры разные. 
Есть театр оперы и балета, где в спектакле главное – музыка. В опере (музыкально – драматическом спектакле), например, оперные артисты не говорят, а поют арии. Голоса у певцов в опере очень красивые, чистые. Но кроме голоса оперному артисту нужны ещё и актёрские способности – ведь это не просто концерт, а целый спектакль со своим сюжетом. В опере важно не только то, что поёт певец, но и то, как он это делает, какие чувства передаёт зрителям.
Как создаётся опера? Сначала выбирается какое – либо литературное произведение, например, сказка. По ней пишется либретто – текст – основа для будущего спектакля. Композитор сочиняет музыку, певцы разучивают свои арии. В опере может быть и ария одного певца, и дуэт, когда поют двое, и хоровое исполнение многих артистов, и просто музыкальные вставки. Всё это складывается в спектакль. Сочетание красивой музыки, красивых голосов и красивой истории – разве это не здорово! В наше время в Москве был создан первый в мире музыкальный театр для детей. Он основан Наталией Ильиничной Сац. Она поставила в театре для детей оперы «Морозко», «Волк и семеро козлят», «Три толстяка», «Мальчик – великан»…
Слушание отрывка из оперы «Волк и семеро козлят»

СЛАЙД 8  

Балетное искусство – такой вид театра, где содержание передаётся зрителям без слов: музыкой, танцем, пантомимой. Слово «балет» происходит от латинского «танцевать». 
Создание балетного спектакля начинается с того, что автор пишет либретто – сценарий будущего представления, краткое изложение того, что увидят зрители. В либретто излагается сюжет, рассказывается, какие события и с участием каких персонажей развернутся на сцене. Потом на основе либретто композитор пишет музыку. Потом за дело берётся балетмейстер – балетный режиссёр. Роли поручаются артистам – танцовщикам. Все вместе они создают спектакль, танцуют. Обо всех событиях, отношениях героев друг с другом артисты балета рассказывают с помощью танца. Для создания определённого настроения, атмосферы, места действия используют декорации, которые создают художники. Особую роль играет в балете костюм: он должен быть лёгким, удобным для танца, красивым. Знаете, сколько балетов поставлено по сказкам? «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Конёк – горбунок». Танцовщики движениями передают самые разные чувства, и зрители радуются и грустят вместе с героями так же, как если бы слышали их речь.
Просмотр отрывка из балета «Щелкунчик»
СЛАЙД 9
Есть театр оперетты. Оперетта – весёлый спектакль с музыкой, песенками, зажигательными танцами, остроумными диалогами. 
СЛАЙД 10, 11, 12, 13

 Какой театр самый необычный? Таких театров много. 
Например, театр зверей. Там выступают звери. Роли в спектакле исполняют кошки, собаки  или даже слоны. 

СЛАЙД 14
Есть ещё один театр – кукольный. 
Театры всякие бывают, 
И чего в них только нет!
Здесь спектакли вам сыграют, 
Драму, оперу, балет.
Здесь на сцене можно встретить 
Разных кукол и зверей.
Театр очень любят дети, 
Так пойдём туда скорей.

СЛАЙД 15
Вот зал.

СЛАЙД 16 

На сцене театральный занавес. Он открывается только во время спектакля.

СЛАЙД 17

 В зале есть огромная красивая люстра. Во время спектакля свет в зале не горит, а сцена освещена.

СЛАЙД 18

 Наверху есть прожекторы – софиты. Их в зале много, и по бокам, и над сценой. Они освещают сцену и актёров лучами – то приглушёнными, то яркими, то белыми, то цветными. 
СЛАЙД 19

Сцена – главная часть театрального здания, площадка для игры актёров, где происходит представление.

СЛАЙД 20

Перед сценой оркестровая яма. Тут стулья и разные музыкальные инструменты.
Оркестр – группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах. Оркестры разделяются на симфонические, оперные, эстрадные, военные, духовые, оркестры народных инструментов.

СЛАЙД 21

Торжественная одежда оркестрантов – одинакова для всех: у мужчин – чёрные фраки, у женщин – длинные – чёрные платья.
СЛАЙД 22

Профессии 

В театре работает много людей, профессии которых очень важны и интересны:

СЛАЙД 23

 Слова дирижёр, дирижировать происходят от немецких и французских слов, которые означают «направлять», «руководить». Дирижёр необходим для того, чтобы оркестранты играли стройно, в нужном темпе и ритме, как единый ансамбль. Дирижёр определяет трактовку – настроение музыкального произведения. Так, например, танцевальную мелодию можно исполнять грустно или весело. Дирижёр становится соавтором композитора. Дирижёр необходим в каждом спектакле, который сопровождается музыкой.
Иногда во время спектакля на сцене поют птички, шумит ветер. Это не оркестр, а работа звукооператора. Он включал запись – фонограмму. В театре есть целое собрание – фонотека всяких звуков. Можно включить шум дождя, рокот волн, гул толпы, свист ветра… 
В театре у спектаклей есть световая и звуковая партитуры: когда звучать оркестру, когда включать фонограмму.
СЛАЙД 24

Хормейстер

 СЛАЙД 25

 Осветитель

СЛАЙД 26

Звукорежиссер

СЛАЙД 27

Музыканты

СЛАЙД 28

Гримёры

СЛАЙД 29

Костюмер

СЛАЙД 30
Над спектаклем работает много людей. Кто же самый главный? 
Есть человек, который организует всё, что происходит на сцене, хотя сам перед зрителями не появляется. Это режиссёр.

От него зависит, каким будет новый спектакль, как будут играть актёры, как прозвучит пьеса. Режиссёр выбирает пьесу, назначает на роли актёров, осуществляет постановку на сцене, вместе с художником решает, как спектакль будет выглядеть внешне, какими будут декорации, следит за подбором света, грима, звука, за актёрами, объясняет им, как правильно двигаться, когда сделать паузу, какие слова произносить громче, тише. Репетиция в переводе с латинского – повторение. В репетициях, в повторениях и состоит главный способ подготовки любого спектакля. Во время репетиций режиссёр и актёры сначала читают пьесу, обсуждают её, обдумывают характеры героев. Затем репетиции переносятся на сцену. А накануне премьеры – первого представления – проводится генеральная репетиция. 
СЛАЙД 31

Актёр, артист
Артист как бы превращается в своего героя, перевоплощается, как говорят в театре.
Раньше театральный актёр выбирал себе роль одну на всю жизнь – амплуа: смешные роли или роли злодеев, роли героев или простаков. Сейчас это понятие уходит в прошлое. Современные актёры – универсальные – они играют разные роли и характеры.
Перевоплощение бывает иногда только внешним: артист изменяет с помощью грима своё лицо, надевает парик, старается изменить голос, придумывает походку.
Но артист должен ещё показать и характер своего героя, передать его мысли и чувства. 
В своей работе артист пользуется телом, мимикой, голосом, речью, жестами. Ему помогают память, наблюдательность, воображение, эмоциональность. Артист должен правильно, грамотно, красиво говорить. Сценическая речь – особое искусство, которое преподают в театральных учебных заведениях. Глядя на человека, мы можем определить, какое у него настроение, без всяких слов. Эти движения лицевых мышц, изменения выражения лица и называются мимикой. На сцене мимика – важная часть актёрского искусства. 

Но вот звенит первый звонок, второй. Спектакль начинается после третьего звонка.

 СЛАЙД  32

Чтоб состоялась в театре премьера,
Долго готовят её костюмеры,
И осветители, и декораторы,
И драматург, и звукооператоры,
Главный художник, кассир, бутафоры,
Много хороших актрис и актёров,
Плотник, рабочие, токарь, гримёр,
А отвечает за всё режиссёр.

Прежде чем купить билеты в театр, нужно выбрать спектакль, который мы хотим посмотреть.

Вот надпись «Касса».

СЛАЙД 33

Правила поведения в театре.

В театре есть свои правила, например, если спектакль хороший, то зрители хлопают актёрам. А если зрители хотят увидеть спектакль ещё раз, они хлопают и кричат «Бис!», «Браво!»

В театре нельзя шуметь, особенно во время представления. Аплодировать можно после спектакля или в начале, если понравилось оформление сцены. Если в спектакле занят известный артист, его приветствуют аплодисментами, можно похлопать и после окончания действия. 

СЛАЙД 34

Спасибо за внимание





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ИДЁМ В ТЕАТР" - цикл бесед о театре

        Для чего, и почему, театр так важен в жизни ребёнка - мы уже говорили во вступительном слове: "Театр - это самый короткий и продуктивный путь к формированию со...

Беседа о театре с ИКТ для детей старшей и подготовительной группы.

Этой беседой я открывала Неделю Театра в нашем ДОУ....

Беседа о театре с использованием ЭОРа

Данная разработка может быть использована педагогами дошкольного и начального школьного образования для ознакомления детей с культурой родного города....

Цикл бесед о театре со старшими дошкольниками.

Цель: Познакомить дошкольников с миром театра, со спецификой правил поведения в театре, стимулировать их интерес к театральному искусству...

Беседа "Архитектура театров города Новосибирска"

Беседе "Архитектура театров города Новосибирска" для детей старшей группы...

Методическая копилка "Беседы о театре"

Материал для работников дошкольных учреждений. Может быть использован в различных формах организации образовательной деятельности (НОД, совместная ОД, кружковая работа)....

Конспект НОД "Беседа о театре"

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы с использованием ИКТ «Беседа о театре»....