«Права ребенка»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Татьяна Александровна Ручина

Знакомство воспитанников с собственными правами и обязанностями человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prava_rebenka_konspekt_zanyatiya.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

 «Права ребенка»

занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе

Цель занятия:

Познакомить воспитанников с собственными правами и обязанностями человека.

Задачи:

Образовательные: Формировать представление о правах детей (из книги "Конвенция о правах детей")

Развивающие: развивать правовое мировоззрение; развивать внимание, память, логическое мышление, развивать связную речь, обогатить словарь детей словами: тёска, однофамильцы.

Воспитательные: воспитывать чувство самоуважения и уважение к другим людям.

Ведущая образовательная область: социально – коммуникативное развитие.

Интегрируемые области: физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие.

Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, дидактические картинки «семья» анализ, подведение итогов.

Содержание организованной образовательной деятельности

Организационный момент:

Сидя в кругу, держась за руки повторяем стихотворение:

Доброе утро – ты скажешь кому то

И будет тебе очень доброе утро,

И день будет добрый,

И добрые встречи,

И добрым опустится, конечно же вечер!

Как важно и нужно, чтоб каждый с утра тебе пожелал добра!

- Ребята, приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье жить и радоваться жизни!

(включается запись плача ребёнка)

- Ребята, кто же это плачет? Может, кто кого обидел? Сейчас я посмотрю.

(воспитатель заносит игрушку куклу с конвертом в руках).

-  Малыш потерялся, и не знает своего имени, не знает ничего о своей семье. Давайте успокоим малыша представимся как вас зовут (в ходе беседы обращаем внимание на слово – имя. Что это такое и зачем оно нужно человеку, ребенку? (Ответы детей)

Читаем:

«По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами»

Воспитатель: Ребята, а что за слово «право» и зачем оно нужно человеку?  (ответы детей).  Побеседуем о правах детей и познакомим малыша с правами ребёнка в семье. (приглашаем куклу в круг, усаживаемся по удобнее на коврике)

Показать на экране слайд с новорожденным ребенком

Воспитатель: С плачем рождаются все дети, новорождённых детей очень трудно отличить друг от друга. Имён у них ещё нет, есть только манжетки, где написано, когда вы родились, у вас тоже были такие манжетки.

- Вы знаете, когда вы родились? (ответы детей)

- А вам бы понравилось, если бы вас называли цифрой, которая была на вашей манжетке?

Через несколько дней после того, как ребенок появился на свет, родители получают очень важный документ. В нем записаны имя, отчество и фамилия ребенка, дата рождения, имена, отчества и фамилии родителей, название страны в которой родился и гражданином которой является. Этим документом является «Свидетельство о рождении»

«Эта книжка невеличка

Нет рисунков на страничках

Но в любое время года все расскажет про тебя».

Рассматривается свидетельство о рождении.

В свидетельстве о рождении закреплено право на имя.

Показ слайдов «как меняется имя с возрастом человека» (на примере фотографий воспитателя в разном возрасте).

Воспитатель демонстрирует свои детские фотографии и рассказывает:

Звали эту девочку ласково: Танечка. Девочка подросла, пошла в школу, и стали её звать – Таня. Сейчас она уже взрослая, работает воспитателем. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же, о себе. Моя мама по-прежнему зовет меня ласково. Как? Моя дочь зовет меня «мама». Имя сопровождает вас всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Это друзья зовут Татьяна. А в детском саду я для всех вас Татьяна Александровна. По имени можно обратиться к друзьям. А к кому обращаетесь по имени, отчеству?

Правильно к взрослым людям.

Воспитатель: что еще есть у человека, кроме имени? Откуда берется отчество у человека? (ответы детей)

Воспитатель: отчество присваивается ребенку по имени отца. Как зовут вашего папу? Какое у вас отчество?  Игра – путешествие «назови свое имя, отчество» (использование клубочек- ниток)

Ребята, давайте познакомим куклу с первым правом, которое имеет ребёнок при рождении. (право на имя).

(Вместе с детьми повторить фразу. Выставляется символ («Право на имя») - А мама и папа кто малышу? (родители)

- Родители обязаны заботиться о своем ребенке.

- А кто еще помогает папе и маме заботиться о малыше? (дедушка, бабушка, сестра, брат)

- Как назвать всех людей, которые живут вместе и заботятся о малыше? (семья)

2. «Каждый ребенок имеет право иметь семью, любовь и понимание родителей»

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я.

(Поочередное разгибание сжатых в кулак пальцев, начиная с большого)

Вот и вся семья!

(Сжатие в кулак и разжатие всех пальцев одновременно)

Дидактическая игра «собери семью от малыша к старшему человеку»  

(3 подгруппы учитывая интересы детей)

Индивидуальная беседа по картинкам возможные варианты вопросов:

Кто изображен на картинке?

Почему в такой последовательности выложены картинки?

У тебя есть брат или сестра?

Кто о тебе заботиться, кроме мамы и папы?

Воспитатель: У человека дом был всегда. Во все времена дом очень много значил для человека. Был его крепостью, защитой, очагом, любимым местом отдыха.

Пусть малыш живет, смеется,

Подрастает с каждым днем,

Чтоб у каждого ребенка

Был бы теплый, светлый дом.

Пальчиковая гимнастика «на опушке дом стоит……»

Обращаемся к куколке с просьбой остаться в детском саду

В нашей стране все дети имеют право на бесплатную медицинскую помощь.

Воспитатель: Что нужно сделать, если вы вдруг заболели (ответы). Ну а чтобы не болеть, что для этого надо делать? (относиться бережно к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, побольше есть овощей и фруктов).

Физкультурная минутка с элементами дыхательной гимнастики.

Игра «Все будет хорошо»

Дети встают в круг, делают 2-3 глубоких вдоха. Все вместе произносят стихотворные строки и выполняют движения.

В небе солнышко взошло (поднимают руки – вдох)

И всем улыбнулось, (опускают руки – выдох)

Нам вдруг стало хорошо (поднимают руки – вдох)

И больше не взгрустнулось (опускают руки – выдох)

Воспитатель: Нужно жить очень дружно, уважать и любить друг друга, помогать друг другу. Чтобы дети были счастливы, здоровы. Тогда детство можно будет назвать золотым.

Почему мы называем

Наше детство золотым?

Потому что мы играем,

Веселимся и шалим.

Потому что окружает

Нас заботою семья,

Потому что обожают

Нас родные и друзья!

 Давайте закрепим ваше право на имя. Вот здесь на столе лежат медальки в виде солнышка, возьмите каждый и напишите в серединке свое имя. Носите свое имя с гордостью. (Напоминание о малыше: каким именем назвали, подарить солнышко с этим именем и предложить погостить у нас.)

4.  «Каждый из вас имеет право на отдых»

Воспользуйтесь своим правом на отдых - У вас сейчас очень удивительное время. Вы можете сообща: петь, играть и веселиться, бегать, прыгать и резвиться!

Подведение итогов: с какими правами познакомились. Каким именем назвали малыша? Что нового узнали?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание Тема: «Охрана прав и достоинств ребенка» (по материалам «Декларации прав ребенка»)

Родительское собрание поможет вам сформироватьу родителей представления о правах ребенка....

Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"

Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...

Конспект НОД Право ребенка жить в семье (по правам ребенка) в старшей группе

Конспект НОД  Право ребенка жить в семье (по правам ребенка) в старшей группе...

Материалы к семинару Тема: «Охрана прав и достоинств ребенка» (по материалам «Декларации прав ребенка»)

В современном мире каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно педагог, воспитатель, родитель, обязан знать свои собственные права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уваж...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ПРАВА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ" «ПРАВА РЕБЕНКА – СОБЛЮДЕНИЕ ИХ В СЕМЬЕ»

Законодательные акты признают за каждым ребенком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения ...

Конспект занятия по правам ребенка в подготовительной группе "Каждый ребенок имеет право..."

составила воспитатель Переверзова Елена АлександровнаЦель. Способствовать социальной адаптации ребенка через  формирование основ правовых знаний.Задачи:Образовательные: закрепить з...