НОД «Неофициальные символы России»
план-конспект занятия (старшая группа)

Янчук Марина Владимировна

Это технологическая карта НОД для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и ТНР. В ходе совместной деятельности у детей  формируются представления о важнейших нравственных ценностях российского народа через ознакомление с негосударственной символикой России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_nod.docx62.42 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

Группа: старшая с ЗПР и ТНР

Тема занятия согласно учебно-тематическому плану программы: «Неофициальные символы России»

Цели НОД: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о важнейших нравственных ценностях российского народа через ознакомление с негосударственной символикой России.

Формы работы: совместная деятельность, подгрупповая работа, индивидуальная работа

Характеристика этапов НОД: 

Название, содержание и цель этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Организационный момент.

Цель: создать ситуацию, мотивирующую детей к предстоящему занятию; вызвать интерес и желание включиться в совместную деятельность.

Методы: наглядный

(демонстрация видеозаписи звонка); игровой (внезапное появление объекта)

Звучит звук видео звонка по Скайпу. На экране возникает изображение Даши – путешественницы.

- Ребята, посмотрите, нам кто-то пытается дозвониться. Кто-нибудь знает, кто это?

- Давайте же скорей ответим на ее звонок. 

Педагог включает видеозапись звонка

 Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Даша. Я и мой друг Башмачок очень любим путешествовать по странам и заводить новых друзей. Мы давно хотели посетить Россию. Приехать мы пока не можем, но мне очень хочется уже сейчас подружиться с вами.  Я отправила фотографии мест, где мы вместе с Башмачком уже побывали. Нам бы очень хотелось узнать что-нибудь интересное о вашей родине. Пишите, будем ждать. Ваша Даша и Башмачок.

- Вы хотите  подружиться с Дашей?

- А вы знаете, что такое Родина?

-Как называется наша Родина?

-А что вы можете рассказать о своей Родине?

-  Я предлагаю не просто написать письмо, для Даши, а отправить для нее посылку. Что мы можем ей отправить такое, чтобы она могла познакомиться с  нашей родиной?

В этот момент педагог выставляет на стол почтовую коробку.

Дети собираются возле экрана на стульчиках.

«Даша–путешественница!»

«Да!»

«Родина-это страна, где мы родились». 

«Россия».

 «Она большая», «много рек и озер», «много лесов»,

«Нарисовать рисунок». «Отправить фотографии».

Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия.

Цель: Цель: развивать коммуникативные способности детей; развивать желания участвовать в образовательной деятельности.

Методы:

- игровой (внезапное появление предмета);

- наглядный (демонстрация предметов, демонстрация слайдов с применением ТСО);

- словесный (беседа)

 Раздается стук в дверь.  В группу почтальон вносит конверт, в котором лежат фотографии. Воспитатель открывает его.

- Что же принес нам почтальон?

Воспитатель рассматривает с детьми присланные фотографии.

- Скажите, где недавно побывали Даша и Башмачок? 

- Как вы узнали, что Даша прислала нам фотографию из Египта?

- Правильно, а как вы узнали на фотографии Париж?

 Вот так легко и просто, по каким- то предметам, можно узнать любую страну или город. У каждой страны есть символы. А вы знаете, что это такое?

- Такие символы есть и у россиян. Что можно положить Даше в посылку  для знакомства с нашей страной?

- Верно. Это официальные символы нашей страны. А ещё есть неофициальные. Положите в посылку предметы, которые  помогут  узнать Россию. Вы смогли выполнить задание?

- В чем затруднение?

- Хотите узнать какие предметы помогут Даше поближе познакомиться с нашей страной?

- Эти символы когда-то давно придумал русский народ. А что ещё русский народ придумал?

- Мы это много читаем с вами.

- Подскажите, что за волшебный предмет помогает найти героям дорогу?

- Верно, клубок. У меня есть такой предмет.

Воспитатель берет в руки клубок и показывает его детям.

- Как только мы скажем волшебные слова, он тут же подскажет, где мы сможем найти предметы-символы, для Дашиной посылки. Вы готовы?

Дети подходят к воспитателю, образуя круг.

«Дашины фотографии».

«Они посетили Египет, и город Париж».

«На фотографии изображены пирамида и верблюд».

«По Эйфелевой башне». 

«Символы – это такие знаки, по которым люди могут узнать город или страну».

«Герб», «флаг».

«Нет».

«Не знаем», «Что это?» «Что  нужно положить?»

«Да».

«Песни», «Загадки»

«Книжки», «Сказки».

«Яблоко», «Клубок».

«Да»

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам НОД

Цель:

-способствовать овладению детьми новыми способами получения знаний (проблемная ситуация);

-активизировать словарный запас детей;

- развивать внимание, память;

-совершенствовать навыки ориентировки на плоскости и в пространстве;

-создать условия для позитивного настроя на положительную ситуацию успеха;

- воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну.

Методы:

- игровой (внезапное появление предмета, дидактическая игра);

- словесный (беседа);

- наглядный (демонстрация слайдов с применением ТСО).

- Давайте скажем волшебные слова:

Ты катись, катись клубок

Через Запад на Восток.

Крепко ниточку держи

Путь-дорогу покажи!

Воспитатель направляет клубок к столам стоящим в круг. На них лежат разрезные части гербов разных стран.

- Куда привел нас клубок?

- Давайте соберем разрезные части в целое и узнаем что это.

Дидактическая игра «Собери герб». По ходу выполнения педагог оказывает помощь детям, у которых возникают затруднения.

- Молодцы! Вы справились. Что вы собирали?

- Что изображено на гербе нашей страны?

- У кого нужная нам картинка?

-Мы можем его положить Даше в посылку?

-Почему?

- Посмотрите, тут лежит какой-то конверт. Как вы думаете что тут?

Воспитатель достает из конверта карты и показывает их детям. (Количество соответствует количеству детей на занятии.) Дидактическая игра «Найди по схеме»

- Ребята что это?

- А что отмечено на них красным крестиком?

- Верно. Тогда ищите скорее каждый свой предмет.

- Что вы нашли?

- Мы можем его подарить Даше?

-Почему?

- А как Даша сможет узнать наш флаг среди других?

На экране появляется слайд похожих флагов других стран, но полосы расположены иначе.

- Вы знаете, что означают цвета флага?

- Молодцы! Положите все свои флажки в почтовую коробку для Даши. Пусть она расскажет друзьям о нас.

- Ребята, а вы знаете, где можно увидеть герб и флаг нашей страны?

На экране появляется слайд с изображением возможных мест размещения государственной символики страны.

  -Верно. А ещё эти символы можно встретить на административных зданиях, и в рабочих кабинетах руководителей, на российских кораблях и судах. Российский флаг каждый день поднимается в воинских частях нашей армии. Флаг изображается на самолётах и вертолётах, российских космических аппаратах. Изображение герба можно увидеть на печатях, на денежных знаках.

Дети рассаживаются за столы и выполняют задание.

«К столам» «К пазлам»

«Герб», «символ России»

«На гербе России изображен золотой двуглавый орел».

«На его груди - Георгий Победоносец».

«Он, сидя на коне, пронзает серебряным копьем ужасного дракона».

«у меня»

«Да»

«Это символ», «Символ нашей родины», «Это герб России»

Один из детей кладет заранее подготовленную картинку герба в почтовый короб.

 «Загадка», «письмо», «задание»

«Карты нашей группы».

 «Спрятанный предмет».

Каждый из детей с помощью карты находит флаг.

«Флажок  России», «флажок», «флажок нашей страны»

«Да»

«символ России», «флажок нашей страны»

 «На нашем флаге три полосы» «на нем три горизонтальные полосы», «белая, синяя и красная».

«Белый цвет символизирует мир и чистоту».

«Синий цвет – это небо, верность».

«Красный цвет символизирует, мужество и героизм».

Все дети кладут в  коробку свои флажки.

«нет», «на пограничных столбах», «во время проведения спортивных игр», «в магазине», «на улице»

Дети рассматривают  слайд-презентацию

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий.

Цель: 

-создать условия для развития познавательного интереса, умения устанавливать простейшие связи (официальные символы – неофициальные символы); способствовать организации деятельности по отработке способов действий:

- навыки количест-венного счета в прямом порядке;

- сравнение предметов по высоте.

Методы:

- игровой (внезапное появление предмета, отгадывание загадки, дидактические игры);

- словесный (рассказ педагога, беседа);

- практический (динамическая пауза);

- наглядный (демонстрация слайдов с применением ТСО).

Воспитатель берет в руки «волшебный» клубок.

- Официальные символы Российского государства мы уже приготовили для Даши. А теперь нужно искать другие символы. Давайте скажем волшебные слова:

Ты катись, катись клубок

Через Запад на Восток.

Крепко ниточку держи

Путь-дорогу покажи!

Воспитатель подводит детей к ширме в виде домика.

- Посмотрите, ребята, куда это мы пришли?

- Интересно, кто же здесь живет? Чтобы узнать, чей это дом, нам надо отгадать загадку:

Алый шелковый платок,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко,

Это русская….

Воспитатель раскрывает ширму и приглашает  пройти в домик и присесть на коврик. Там на ковре разложены матрешки и цифры.

- Родилась матрешка очень давно. Издревле на Руси славилось имя Матрена, так вот Матрешка – уменьшенное имя от имени Матрена. Это популярный русский сувенир, расписные деревянные фигурки, полые внутри. Полые – это значит пустые. Матрешки помещаются одна в другую. По традиции матрешка – это нарисованная женщина в сарафане.

Предлагается дидактическая игра «Сложи матрешку». Дети делятся на несколько команд, каждая команда собирает свою матрешку и считает количество куколок.  По результату найти нужную цифру. По окончании воспитатель интересуется у каждой подгруппы «Сколько куколок спряталось?»

- Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память о нашей стране сувенир русскую матрёшку. Так давайте и мы с вами положим в посылку для Даши матрешку.

Воспитатель просит ребенка положить в посылку матрешку. 

- Молодцы, весело и интересно поиграли с матрешкой. Но нам пора дальше отправляться.

Воспитатель берет волшебный клубок, дети проговаривают волшебные слова. Слышится песня "Во поле береза стояла..."

 

- Что вы слышите?

- О чем эта песня?

- Куда клубочек нас привел?

Воспитатель открывает макет березы.

- С давних пор на Руси береза являлась самым почитаемым деревом. Русские люди считали березу счастливым деревом, которое оберегает от зла, приносит здоровье и добро. Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Жители других стран даже называют нашу Родину «страной берез». Береза испокон веков дарит людям свой вкусный и полезный сок. Кора березы – береста.

На экране появляется слайд с изображением предметов из коры берёзы.

В древности люди писали на коре, она заменяла им бумагу. В годы войны из коры березы пекли хлеб. Из березовой коры делают сумки, сосуды для питья, плели лапти, лукошки, шкатулки. Предлагаю поиграть в игру «Весенняя березка».

Воспитатель совместно с детьми выполняет динамическую паузу.

Березка в белом сарафане 

Весною водит хоровод.

Звенит сережками так нежно 

И птичек в гости всех зовет. 

Раскроет свои руки-ветки, 

Опустит ветки-пальцы вниз, 

Подставит солнышку листочки, 

Чтоб лучик на ветвях повис.

- Некоторые путешественники, отправляясь в далекие походы, брали с собой кусочек березовой коры с дерева возле родного дома, словно маленький кусочек Родины.

- Скажите можно обдирать  кору с дерева?

- Конечно, оно погибнет. Так можно погубить целые леса. А что будет, если погибнет лес?

Так как же мы расскажем Даше о березке?

- Вспомните, какую аппликацию вы все вместе выполняли?

- Может эта работа рассказать о берёзах?

Воспитатель демонстрирует выполненную ранее поделку и просит ребенка взять и положить в коробку.

- Нам пора дальше в путь.

Воспитатель берет волшебный клубок, дети проговаривают волшебные слова и  подходят к столу, на котором лежит «Чудесный мешочек».

- Какой-то мешочек. Что же в нем лежит интересно?

Педагог запускает руку в мешок. В этот момент включается аудиозапись игры на балалайке песни «Калинка-малинка». Воспитатель начинает пританцовывать.

- Что за инструмент сейчас звучал и заставил меня танцевать?

Воспитатель вынимает из мешочка балалайку.

- Ещё одним символом нашей замечательной России является этот музыкальный инструмент. Сначала он назывался брунькой, балабайкой, балабойкой (возможно, от слова «балаболка»), а позднее стал называться балалайкой. Ни один праздник не проходил без песен и танцев под балалайку.

- Давайте поиграем с балалайкой, прежде чем мы ее отправим Даше.

Проводится речевая игра «Скажи какая»

- Вы танцуете под звуки инструмента, а я каждому буду давать в руки балалайку. Держа её нужно сказать про инструмент ласковые слова, рассказать какая она.

Воспитатель совместно с детьми играет.

- Пора дальше. Кладите балалайку в нашу посылку.

Воспитатель берет волшебный клубок, дети проговаривают волшебные слова. Дети подходят к сундучку.

- Интересно. Зачем клубочек нас привел к сундучку. Как вы думаете ребята?

- Давайте откроем его и посмотрим.

Педагог открывает сундучок и просит по очереди детей достать все, что там находится. Дидактическая игра «Назови сказку»

- Ребята, кому принадлежат эти предметы?

- Медведь – это тоже символ России. Всегда на Руси медведь был знаком мужества, защиты. Как страна наша Россия – большая, народ в ней мужественный, такой и медведь – большой, мужественный, защитник. Это один из самых крупных хищников нашей планеты.

- А почему там ещё книга лежала?

- Русский народ очень много сложил сказок, где главным персонажем был медведь. Из какой сказки эти предметы?

- Какие ещё сказки вы можете назвать, где одним из персонажей является медведь?

- Молодцы. Справились и с этим заданием.

Воспитатель достает из сундучка, спрятанную под крышкой фигурку медведя и просит ребенка положить её в почтовый короб.

Дети располагаются вокруг воспитателя.

«К дому».

«Матрешки».

Дошкольники рассаживаются на ковре.

Дети располагают матрешек в соответствии с заданием.

«6 матрёшек», «4 матрёшки», «5 матрёшек», «7 матрёшек»

Один из детей кладет матрешку в почтовый короб.

«Песню»

«О березе»

«К берёзе».

Дети, образуя полукруг, становятся возле воспитателя и берёзы.

Дети выполняют движения,  проговаривая слова стихотворения.

Дети ритмично ходят дробным шагом. Покачивают головой. Взмахивают руками. Разводят руки в стороны. Сводят руки к центру вниз. Покачивают руками вверху.

«Нет», «оно погибнет», «оно не будет расти»

«Птичкам негде жить», «животные умрут», «не будет ягод и грибов»

«нарисовать», «слепить», «отправить картинку»

«Берёзовая роща»

«Да»

Ребенок в почтовый короб кладёт коллективную. работу.

«Да».

Дети стоят возле педагога.

«Балалайка»

Дети танцуют под мелодию «Калинка – малинка» исполняемою на балалайке.

«Звонкая»,

«Задорная»

«Веселая»

«Треугольная»

«Балалаечка»

Ребенок кладет балалайку в коробку. 

«Там что-то спрятано». «Там что-то лежит» «Там волшебство».

Дети располагаются полукругом и достают из сундучка  книжку и игрушечные предметы: три тарелки, три ложки, три стульчика.

«Медведям».

 

«Это сказки».

«Три медведя»

 «Теремок», «Маша и медведь», «Колобок», «Заюшкина избушка»,

Ребенок кладет фигурку медведя в почтовый короб.

Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

Цель: способствовать формированию самоконтроля; оказать помощь в осмыслении собственной деятельности

Методы:

- игровой (появление почтальона);

- словесный (беседа);

- наглядный (демонстрация слайда с применением ТСО).

- Пора завершать наше сегодняшнее путешествие. Волшебный клубочек мы спрячем в сундучок вместе со сказками. Он ещё пригодиться нам, дальше узнавать новое.

Педагог кладет клубок и книгу в сундучок и закрывает его. Просит детей пройти к столу, на котором лежит посылка.

 - Вот и собрали мы посылку для Даши, осталось ее только упаковать и отправить по почте.

Воспитатель «звонит» почтальону, чтобы он забрал посылку. Он появляется и уносит коробок. Затем воспитатель просит детей расположиться на стульчиках возле экрана.

- Давайте назовем, какие государственные символы России мы положили?

На экране появляется слайд с изображением символов Российской Федерации.

-А какие неофициальные, народные символы России отправили Даше?

- У нашей замечательной, огромной и многонациональной страны есть и другие неофициальные символы, но эти, пожалуй, самые узнаваемые.  

Дети на стульчиках.

«Флаг»,

«Герб».

«Матрешка»,

«Балалайка»,

«Береза»,

«Медведь».

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Цель: создание условий для поддержания положительного эмоционального состояния детей по итогам занятия;

активизация речи детей; систематизация знаний воспитанников;

выражение ребенком своих эмоций и впечатлений

Методы: - наглядный

(демонстрация видеозаписи звонка);

 -игровой (внезапное появление объекта)

Звучит звук видео звонка по Скайпу. На экране возникает изображение Даши – путешественницы.

- Это Даша. Она уже наверно получила нашу посылку.

Включается видеоролик.

Здравствуйте, ребята. Я очень обрадовалась, когда получила от вас посылку. Было очень интересно узнать столько о вашей Родине. Обязательно поделюсь со своими друзьями флажками и расскажу, о чем узнала. Надеюсь на скорейшую встречу. Дорожу нашей дружбой. Пока.

«До свидания».

ИТОГ ЗАНЯТИЯ. Систематизация знаний.

Цель: активизация речи детей; систематизация знаний воспитанников.

Методы: словесный (беседа)

- Ребята, вот и подошла к концу наша игра.  Мы помогли Даше познакомиться с Россией. А Вам понравилось узнавать новое о своей стране?

- Что нового для себя вы сегодня узнали?

«Да»

«Про березку», «Про балалайку», «Про медведя», «Про матрешку», «Раньше девочкам давали имя Матрёна», «из бересты в войну пекли хлеб», «про березку много песен и стихов»

РЕФЛЕКСИЯ

Цель: создание условия для выявления эмоционального состояния детей по итогам занятия; степень удовлетворения их своей работой.

Методы:

- словесный (беседа);

- наглядный  (вручение медалек)

- Расскажите, что сегодня для вас было трудно, а что легко?

 -Я предлагаю рассказать о том, что узнали, своим мамам и папам, сестрёнкам и братишкам.

- На память я хочу вручить  вам вот такие медальки.

Воспитатель раздает детям медальки с надписью «Юному знатоку».

«Тяжело было собирать разрезную картинку», «Я никогда не собирал матрёшку»

«Всё легко», «Я люблю играть с пазлами и разрезными картинками», «Мне понравилось играть с балалайкой и танцевать», «Мне понравилось собирать матрёшку. Я тоже хочу такую»,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Неофициальные символы России"

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию для старших дошкольников....

Проект "Родные символы или неофициальные символы России как средство развития представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста ".

Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.[[{"...

Использование ИКТ на занятиях по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Конспект НОД в подготовительной группе «Неофициальные символы России».

Цель: познакомить детей с основными неофициальными символами России. Обучающие задачи: способствовать развитию грамматического строя речи, стимулировать их речевую активность, упражнять в умении ...

Конспект НОД "Неофициальные символы России"

Неофициальные символы России: матрешка, балалайка, березка. Основная задача: сформировать представление о культурных ценностях нашей страны, посредством рассказа о  неофициальных символах Ро...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию " Неофициальные символы России" в старшей и подготовительных группах.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию " Неофициальные символы России"...

Презентация. "Неделя России". Неофициальные символы России. Пластилинография "Белая береза"

Презентация. "Неделя России". Неофициальные символы России. Пластилинография "Белая береза"Выполнила воспитатель МАДОУ 43 Беляева Елена Владимировна...