НОД «Неофициальные символы России»
план-конспект занятия (старшая группа)
Это технологическая карта НОД для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и ТНР. В ходе совместной деятельности у детей формируются представления о важнейших нравственных ценностях российского народа через ознакомление с негосударственной символикой России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_nod.docx | 62.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта НОД
Группа: старшая с ЗПР и ТНР
Тема занятия согласно учебно-тематическому плану программы: «Неофициальные символы России»
Цели НОД: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о важнейших нравственных ценностях российского народа через ознакомление с негосударственной символикой России.
Формы работы: совместная деятельность, подгрупповая работа, индивидуальная работа
Характеристика этапов НОД:
Название, содержание и цель этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников |
Организационный момент. Цель: создать ситуацию, мотивирующую детей к предстоящему занятию; вызвать интерес и желание включиться в совместную деятельность. Методы: наглядный (демонстрация видеозаписи звонка); игровой (внезапное появление объекта) | Звучит звук видео звонка по Скайпу. На экране возникает изображение Даши – путешественницы. - Ребята, посмотрите, нам кто-то пытается дозвониться. Кто-нибудь знает, кто это? - Давайте же скорей ответим на ее звонок. Педагог включает видеозапись звонка Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Даша. Я и мой друг Башмачок очень любим путешествовать по странам и заводить новых друзей. Мы давно хотели посетить Россию. Приехать мы пока не можем, но мне очень хочется уже сейчас подружиться с вами. Я отправила фотографии мест, где мы вместе с Башмачком уже побывали. Нам бы очень хотелось узнать что-нибудь интересное о вашей родине. Пишите, будем ждать. Ваша Даша и Башмачок. - Вы хотите подружиться с Дашей? - А вы знаете, что такое Родина? -Как называется наша Родина? -А что вы можете рассказать о своей Родине? - Я предлагаю не просто написать письмо, для Даши, а отправить для нее посылку. Что мы можем ей отправить такое, чтобы она могла познакомиться с нашей родиной? В этот момент педагог выставляет на стол почтовую коробку. | Дети собираются возле экрана на стульчиках. «Даша–путешественница!» «Да!» «Родина-это страна, где мы родились». «Россия». «Она большая», «много рек и озер», «много лесов», «Нарисовать рисунок». «Отправить фотографии». |
Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия. Цель: Цель: развивать коммуникативные способности детей; развивать желания участвовать в образовательной деятельности. Методы: - игровой (внезапное появление предмета); - наглядный (демонстрация предметов, демонстрация слайдов с применением ТСО); - словесный (беседа) | Раздается стук в дверь. В группу почтальон вносит конверт, в котором лежат фотографии. Воспитатель открывает его. - Что же принес нам почтальон? Воспитатель рассматривает с детьми присланные фотографии. - Скажите, где недавно побывали Даша и Башмачок? - Как вы узнали, что Даша прислала нам фотографию из Египта? - Правильно, а как вы узнали на фотографии Париж? - Вот так легко и просто, по каким- то предметам, можно узнать любую страну или город. У каждой страны есть символы. А вы знаете, что это такое? - Такие символы есть и у россиян. Что можно положить Даше в посылку для знакомства с нашей страной? - Верно. Это официальные символы нашей страны. А ещё есть неофициальные. Положите в посылку предметы, которые помогут узнать Россию. Вы смогли выполнить задание? - В чем затруднение? - Хотите узнать какие предметы помогут Даше поближе познакомиться с нашей страной? - Эти символы когда-то давно придумал русский народ. А что ещё русский народ придумал? - Мы это много читаем с вами. - Подскажите, что за волшебный предмет помогает найти героям дорогу? - Верно, клубок. У меня есть такой предмет. Воспитатель берет в руки клубок и показывает его детям. - Как только мы скажем волшебные слова, он тут же подскажет, где мы сможем найти предметы-символы, для Дашиной посылки. Вы готовы? | Дети подходят к воспитателю, образуя круг. «Дашины фотографии». «Они посетили Египет, и город Париж». «На фотографии изображены пирамида и верблюд». «По Эйфелевой башне». «Символы – это такие знаки, по которым люди могут узнать город или страну». «Герб», «флаг». «Нет». «Не знаем», «Что это?» «Что нужно положить?» «Да». «Песни», «Загадки» «Книжки», «Сказки». «Яблоко», «Клубок». «Да» |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД Цель: -способствовать овладению детьми новыми способами получения знаний (проблемная ситуация); -активизировать словарный запас детей; - развивать внимание, память; -совершенствовать навыки ориентировки на плоскости и в пространстве; -создать условия для позитивного настроя на положительную ситуацию успеха; - воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну. Методы: - игровой (внезапное появление предмета, дидактическая игра); - словесный (беседа); - наглядный (демонстрация слайдов с применением ТСО). | - Давайте скажем волшебные слова: Ты катись, катись клубок Через Запад на Восток. Крепко ниточку держи Путь-дорогу покажи! Воспитатель направляет клубок к столам стоящим в круг. На них лежат разрезные части гербов разных стран. - Куда привел нас клубок? - Давайте соберем разрезные части в целое и узнаем что это. Дидактическая игра «Собери герб». По ходу выполнения педагог оказывает помощь детям, у которых возникают затруднения. - Молодцы! Вы справились. Что вы собирали? - Что изображено на гербе нашей страны? - У кого нужная нам картинка? -Мы можем его положить Даше в посылку? -Почему? - Посмотрите, тут лежит какой-то конверт. Как вы думаете что тут? Воспитатель достает из конверта карты и показывает их детям. (Количество соответствует количеству детей на занятии.) Дидактическая игра «Найди по схеме» - Ребята что это? - А что отмечено на них красным крестиком? - Верно. Тогда ищите скорее каждый свой предмет. - Что вы нашли? - Мы можем его подарить Даше? -Почему? - А как Даша сможет узнать наш флаг среди других? На экране появляется слайд похожих флагов других стран, но полосы расположены иначе. - Вы знаете, что означают цвета флага? - Молодцы! Положите все свои флажки в почтовую коробку для Даши. Пусть она расскажет друзьям о нас. - Ребята, а вы знаете, где можно увидеть герб и флаг нашей страны? На экране появляется слайд с изображением возможных мест размещения государственной символики страны. -Верно. А ещё эти символы можно встретить на административных зданиях, и в рабочих кабинетах руководителей, на российских кораблях и судах. Российский флаг каждый день поднимается в воинских частях нашей армии. Флаг изображается на самолётах и вертолётах, российских космических аппаратах. Изображение герба можно увидеть на печатях, на денежных знаках. | Дети рассаживаются за столы и выполняют задание. «К столам» «К пазлам» «Герб», «символ России» «На гербе России изображен золотой двуглавый орел». «На его груди - Георгий Победоносец». «Он, сидя на коне, пронзает серебряным копьем ужасного дракона». «у меня» «Да» «Это символ», «Символ нашей родины», «Это герб России» Один из детей кладет заранее подготовленную картинку герба в почтовый короб. «Загадка», «письмо», «задание» «Карты нашей группы». «Спрятанный предмет». Каждый из детей с помощью карты находит флаг. «Флажок России», «флажок», «флажок нашей страны» «Да» «символ России», «флажок нашей страны» «На нашем флаге три полосы» «на нем три горизонтальные полосы», «белая, синяя и красная». «Белый цвет символизирует мир и чистоту». «Синий цвет – это небо, верность». «Красный цвет символизирует, мужество и героизм». Все дети кладут в коробку свои флажки. «нет», «на пограничных столбах», «во время проведения спортивных игр», «в магазине», «на улице» Дети рассматривают слайд-презентацию |
«Открытие» детьми новых знаний, способа действий. Цель: -создать условия для развития познавательного интереса, умения устанавливать простейшие связи (официальные символы – неофициальные символы); способствовать организации деятельности по отработке способов действий: - навыки количест-венного счета в прямом порядке; - сравнение предметов по высоте. Методы: - игровой (внезапное появление предмета, отгадывание загадки, дидактические игры); - словесный (рассказ педагога, беседа); - практический (динамическая пауза); - наглядный (демонстрация слайдов с применением ТСО). | Воспитатель берет в руки «волшебный» клубок. - Официальные символы Российского государства мы уже приготовили для Даши. А теперь нужно искать другие символы. Давайте скажем волшебные слова: Ты катись, катись клубок Через Запад на Восток. Крепко ниточку держи Путь-дорогу покажи! Воспитатель подводит детей к ширме в виде домика. - Посмотрите, ребята, куда это мы пришли? - Интересно, кто же здесь живет? Чтобы узнать, чей это дом, нам надо отгадать загадку: Алый шелковый платок, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть: Может три, а может шесть. Разрумянилась немножко, Это русская…. Воспитатель раскрывает ширму и приглашает пройти в домик и присесть на коврик. Там на ковре разложены матрешки и цифры. - Родилась матрешка очень давно. Издревле на Руси славилось имя Матрена, так вот Матрешка – уменьшенное имя от имени Матрена. Это популярный русский сувенир, расписные деревянные фигурки, полые внутри. Полые – это значит пустые. Матрешки помещаются одна в другую. По традиции матрешка – это нарисованная женщина в сарафане. Предлагается дидактическая игра «Сложи матрешку». Дети делятся на несколько команд, каждая команда собирает свою матрешку и считает количество куколок. По результату найти нужную цифру. По окончании воспитатель интересуется у каждой подгруппы «Сколько куколок спряталось?» - Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память о нашей стране сувенир русскую матрёшку. Так давайте и мы с вами положим в посылку для Даши матрешку. Воспитатель просит ребенка положить в посылку матрешку. - Молодцы, весело и интересно поиграли с матрешкой. Но нам пора дальше отправляться. Воспитатель берет волшебный клубок, дети проговаривают волшебные слова. Слышится песня "Во поле береза стояла..."
- Что вы слышите? - О чем эта песня? - Куда клубочек нас привел? Воспитатель открывает макет березы. - С давних пор на Руси береза являлась самым почитаемым деревом. Русские люди считали березу счастливым деревом, которое оберегает от зла, приносит здоровье и добро. Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Жители других стран даже называют нашу Родину «страной берез». Береза испокон веков дарит людям свой вкусный и полезный сок. Кора березы – береста. На экране появляется слайд с изображением предметов из коры берёзы. В древности люди писали на коре, она заменяла им бумагу. В годы войны из коры березы пекли хлеб. Из березовой коры делают сумки, сосуды для питья, плели лапти, лукошки, шкатулки. Предлагаю поиграть в игру «Весенняя березка». Воспитатель совместно с детьми выполняет динамическую паузу. Березка в белом сарафане Весною водит хоровод. Звенит сережками так нежно И птичек в гости всех зовет. Раскроет свои руки-ветки, Опустит ветки-пальцы вниз, Подставит солнышку листочки, Чтоб лучик на ветвях повис. - Некоторые путешественники, отправляясь в далекие походы, брали с собой кусочек березовой коры с дерева возле родного дома, словно маленький кусочек Родины. - Скажите можно обдирать кору с дерева? - Конечно, оно погибнет. Так можно погубить целые леса. А что будет, если погибнет лес? Так как же мы расскажем Даше о березке? - Вспомните, какую аппликацию вы все вместе выполняли? - Может эта работа рассказать о берёзах? Воспитатель демонстрирует выполненную ранее поделку и просит ребенка взять и положить в коробку. - Нам пора дальше в путь. Воспитатель берет волшебный клубок, дети проговаривают волшебные слова и подходят к столу, на котором лежит «Чудесный мешочек». - Какой-то мешочек. Что же в нем лежит интересно? Педагог запускает руку в мешок. В этот момент включается аудиозапись игры на балалайке песни «Калинка-малинка». Воспитатель начинает пританцовывать. - Что за инструмент сейчас звучал и заставил меня танцевать? Воспитатель вынимает из мешочка балалайку. - Ещё одним символом нашей замечательной России является этот музыкальный инструмент. Сначала он назывался брунькой, балабайкой, балабойкой (возможно, от слова «балаболка»), а позднее стал называться балалайкой. Ни один праздник не проходил без песен и танцев под балалайку. - Давайте поиграем с балалайкой, прежде чем мы ее отправим Даше. Проводится речевая игра «Скажи какая» - Вы танцуете под звуки инструмента, а я каждому буду давать в руки балалайку. Держа её нужно сказать про инструмент ласковые слова, рассказать какая она. Воспитатель совместно с детьми играет. - Пора дальше. Кладите балалайку в нашу посылку. Воспитатель берет волшебный клубок, дети проговаривают волшебные слова. Дети подходят к сундучку. - Интересно. Зачем клубочек нас привел к сундучку. Как вы думаете ребята? - Давайте откроем его и посмотрим. Педагог открывает сундучок и просит по очереди детей достать все, что там находится. Дидактическая игра «Назови сказку» - Ребята, кому принадлежат эти предметы? - Медведь – это тоже символ России. Всегда на Руси медведь был знаком мужества, защиты. Как страна наша Россия – большая, народ в ней мужественный, такой и медведь – большой, мужественный, защитник. Это один из самых крупных хищников нашей планеты. - А почему там ещё книга лежала? - Русский народ очень много сложил сказок, где главным персонажем был медведь. Из какой сказки эти предметы? - Какие ещё сказки вы можете назвать, где одним из персонажей является медведь? - Молодцы. Справились и с этим заданием. Воспитатель достает из сундучка, спрятанную под крышкой фигурку медведя и просит ребенка положить её в почтовый короб. | Дети располагаются вокруг воспитателя. «К дому». «Матрешки». Дошкольники рассаживаются на ковре. Дети располагают матрешек в соответствии с заданием. «6 матрёшек», «4 матрёшки», «5 матрёшек», «7 матрёшек» Один из детей кладет матрешку в почтовый короб. «Песню» «О березе» «К берёзе». Дети, образуя полукруг, становятся возле воспитателя и берёзы. Дети выполняют движения, проговаривая слова стихотворения. Дети ритмично ходят дробным шагом. Покачивают головой. Взмахивают руками. Разводят руки в стороны. Сводят руки к центру вниз. Покачивают руками вверху. «Нет», «оно погибнет», «оно не будет расти» «Птичкам негде жить», «животные умрут», «не будет ягод и грибов» «нарисовать», «слепить», «отправить картинку» «Берёзовая роща» «Да» Ребенок в почтовый короб кладёт коллективную. работу. «Да». Дети стоят возле педагога. «Балалайка» Дети танцуют под мелодию «Калинка – малинка» исполняемою на балалайке. «Звонкая», «Задорная» «Веселая» «Треугольная» «Балалаечка» Ребенок кладет балалайку в коробку. «Там что-то спрятано». «Там что-то лежит» «Там волшебство». Дети располагаются полукругом и достают из сундучка книжку и игрушечные предметы: три тарелки, три ложки, три стульчика. «Медведям».
«Это сказки». «Три медведя» «Теремок», «Маша и медведь», «Колобок», «Заюшкина избушка», Ребенок кладет фигурку медведя в почтовый короб. |
Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы) Цель: способствовать формированию самоконтроля; оказать помощь в осмыслении собственной деятельности Методы: - игровой (появление почтальона); - словесный (беседа); - наглядный (демонстрация слайда с применением ТСО). | - Пора завершать наше сегодняшнее путешествие. Волшебный клубочек мы спрячем в сундучок вместе со сказками. Он ещё пригодиться нам, дальше узнавать новое. Педагог кладет клубок и книгу в сундучок и закрывает его. Просит детей пройти к столу, на котором лежит посылка. - Вот и собрали мы посылку для Даши, осталось ее только упаковать и отправить по почте. Воспитатель «звонит» почтальону, чтобы он забрал посылку. Он появляется и уносит коробок. Затем воспитатель просит детей расположиться на стульчиках возле экрана. - Давайте назовем, какие государственные символы России мы положили? На экране появляется слайд с изображением символов Российской Федерации. -А какие неофициальные, народные символы России отправили Даше? - У нашей замечательной, огромной и многонациональной страны есть и другие неофициальные символы, но эти, пожалуй, самые узнаваемые. | Дети на стульчиках. «Флаг», «Герб». «Матрешка», «Балалайка», «Береза», «Медведь». |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Цель: создание условий для поддержания положительного эмоционального состояния детей по итогам занятия; активизация речи детей; систематизация знаний воспитанников; выражение ребенком своих эмоций и впечатлений Методы: - наглядный (демонстрация видеозаписи звонка); -игровой (внезапное появление объекта) | Звучит звук видео звонка по Скайпу. На экране возникает изображение Даши – путешественницы. - Это Даша. Она уже наверно получила нашу посылку. Включается видеоролик. Здравствуйте, ребята. Я очень обрадовалась, когда получила от вас посылку. Было очень интересно узнать столько о вашей Родине. Обязательно поделюсь со своими друзьями флажками и расскажу, о чем узнала. Надеюсь на скорейшую встречу. Дорожу нашей дружбой. Пока. | «До свидания». |
ИТОГ ЗАНЯТИЯ. Систематизация знаний. Цель: активизация речи детей; систематизация знаний воспитанников. Методы: словесный (беседа) | - Ребята, вот и подошла к концу наша игра. Мы помогли Даше познакомиться с Россией. А Вам понравилось узнавать новое о своей стране? - Что нового для себя вы сегодня узнали? | «Да» «Про березку», «Про балалайку», «Про медведя», «Про матрешку», «Раньше девочкам давали имя Матрёна», «из бересты в войну пекли хлеб», «про березку много песен и стихов» |
РЕФЛЕКСИЯ Цель: создание условия для выявления эмоционального состояния детей по итогам занятия; степень удовлетворения их своей работой. Методы: - словесный (беседа); - наглядный (вручение медалек) | - Расскажите, что сегодня для вас было трудно, а что легко? -Я предлагаю рассказать о том, что узнали, своим мамам и папам, сестрёнкам и братишкам. - На память я хочу вручить вам вот такие медальки. Воспитатель раздает детям медальки с надписью «Юному знатоку». | «Тяжело было собирать разрезную картинку», «Я никогда не собирал матрёшку» «Всё легко», «Я люблю играть с пазлами и разрезными картинками», «Мне понравилось играть с балалайкой и танцевать», «Мне понравилось собирать матрёшку. Я тоже хочу такую», |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Неофициальные символы России"
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию для старших дошкольников....
Проект "Родные символы или неофициальные символы России как средство развития представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста ".
Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.[[{"...
Использование ИКТ на занятиях по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Конспект НОД в подготовительной группе «Неофициальные символы России».
Цель: познакомить детей с основными неофициальными символами России. Обучающие задачи: способствовать развитию грамматического строя речи, стимулировать их речевую активность, упражнять в умении ...
Конспект НОД "Неофициальные символы России"
Неофициальные символы России: матрешка, балалайка, березка. Основная задача: сформировать представление о культурных ценностях нашей страны, посредством рассказа о неофициальных символах Ро...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме " Неофициальные символы России"
занятие для детей старшей группы...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию " Неофициальные символы России" в старшей и подготовительных группах.
Конспект занятия по патриотическому воспитанию " Неофициальные символы России"...
Презентация. "Неделя России". Неофициальные символы России. Пластилинография "Белая береза"
Презентация. "Неделя России". Неофициальные символы России. Пластилинография "Белая береза"Выполнила воспитатель МАДОУ 43 Беляева Елена Владимировна...