Проект «Маленьким детям-большие права» для детей старшего дошкольного возраста.
проект (старшая, подготовительная группа)

Татьяна Александровна Ручина

Проект направлен на повышение уровня правового воспитания детей и родителей, формирование у детей основ социально - правового сознания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_malenkim_detyam-bolshie_prava.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к методической разработке

Проект «Маленьким детям-большие права»

для детей старшего дошкольного возраста

воспитатель, Ручина Татьяна Александровна

МАОУ «Гимназия г.Троицка» отделение №7

Тип проекта: практико-ориентированный

Продолжительность: среднесрочный

Форма представления: презентация проекта

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, логопед.

Проблема проекта: в настоящее время все чаще в нашей жизни возникают ситуации жестокого обращения с детьми, исчезает культура семейного воспитания, была прервана связь между поколениями в вопросах воспитания подрастающего поколения.

Цель проекта: формирование у детей основ социально - правового сознания

Задачи:

1. Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка.

2. Познакомить детей с правами и обязанностями человека, воспитывать уважение к правам другого человека, формировать эмоционально-положительное отношение к важнейшим нравственным качествам (доброта, милосердие, сострадание, сочувствие) и умение проявлять их при взаимодействии с окружающими людьми.

3. Формирование доброжелательности и чуткости к окружающим, уважительного отношения к ним, привлечение внимания ребенка к своим правам и обязанностям, формирование нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе).

4. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.

5. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.

6. Закрепление полученных знаний в повседневной жизни и постепенное накопление опыта соблюдения прав и обязанностей.

Актуальность проекта:

Знание прав — это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личность.

Защита прав — это особая проблема государства и общества в целом. Все права и свободы могут быть осуществлены и гарантированы только в гражданском обществе. Особое место в понимании прав человека занимают права ребенка.

Огромную важность приобретают вопросы формирования у детей знаний и представлений об основных демократических ценностях, воспитание их в духе гуманизма. Особое значение приобретает вопрос осознания ценности человека, как личности, воспитания толерантности, терпимости к интересам других людей. Самоуважение и уважение к другим – вот, на мой взгляд, то, чего так остро не хватает как взрослым, так и детям.

Социальная значимость темы определена тем, что нашим детям предстоит стать гражданами демократической России. И я убеждена, что, воспитывая (или не воспитывая) уже в дошкольном возрасте предпосылки определенной гражданской позиции, мы строим свое будущее, будущее своей страны.

Планируемый результат:

1. Повышение уровня правового воспитания детей и родителей.

2. Формирование навыков нравственно - патриотического поведения.

3. Усвоение правовых понятий: закон, право, правонарушение, национальные отношения.

4. Повышение социальной компетентности дошкольников.

5. Формирование гражданских навыков: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие вопросы в повседневной жизни конфликты правовыми способами.

6. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.

7. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.

8. Создание картотеки игр правового содержания.

Подготовительный этап:

Накопление информационной базы для работы над проектом.

  • Подготовка методических рекомендаций, материалов по правам ребенка
  • Создание условий для проведения проекта
  • Составления плана

Практическая часть:

Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию, принятие задач.

Создание игровой мотивации, доступной для понимания детей дошкольного возраста, с опорой на детский личный опыт.

Цикл занятий с детьми по ознакомлению с правами:

Цикл занятий с детьми по развитию речи и ознакомление с художественной литературой:

«Конвенция о правах ребенка»

«Право на имя»

«Право на жизнь»

«Я имею право жить и воспитываться в семье»,

«Моя семья»,

«Право знать своих родителей и право на их заботу»

К. Чуковский «Доктор Айболит»

К. Чуковский «Федорино горе»

Г. Х. Андерсен «Снежная королева»

Ш. Перро «Красная Шапочка», «Золушка»

А. Толстой «Золотой ключик»

Викторина «Права сказочных героев»

Инсценировка «А что у вас?» С. Маршак

Цикл бесед и занятий с детьми по ознакомлению с окружающим миром:

  • «Я люблю свою мамочку»
  • «Беседы об ответственности и правах ребенка»
  • «Ознакомление дошкольников с конвенцией о правах ребенка»
  • «Беседы о правах ребенка»
  • «Дети и взрослые. Что такое «право»
  • «Правила поведения по которым живем»

Занятия художественно-творческого цикла:

  • Рисование «Цветочки для любимой мамочки»,
  • «Подснежники зимой (по сказке «Двенадцать месяцев»)»
  • Лепка «Красивый букет милой маме»
  • Аппликация «Гадкий утенок»
  • Коллаж «Права ребенка», «Цветик – семицветик», «Право на имя»
  • Выставка рисунков «Моя семья», «Мой автопортрет», «Портрет моей мамочки», «Права детей»

Сюжетно-дидактические игры:

Цель: Побуждать детей проявлять интерес к действиям детей, оказывать друг другу посильную помощь, проявлять доброжелательное отношение к сверстникам

«Дружная семейка», «Семейный праздник», «Назови по имени», «Поликлиника», «Спасите Чиполино», «Как исправить Бармалея?», «Помогите Буратино», «Найди ошибку и исправь»

Словесные игры:

Играя, ребята учатся устанавливать новые связи и отношения с людьми, организовывать взаимодействие для достижения цели.

«Назови меня ласково», «Назови меня полным именем», «Можно – нельзя»

«Приветствие», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Покажи», «Моих родителей зовут…»

Совместная работа с родителями

  1. Генеалогическое дерево семьи Чирковых
  2. Гербы семей Корниловых и Подольских
  3. Рисунки «Мои права», «Моя семья», «Права сказочных героев»
  4. Стенгазета «Моя семья»
  5. Родительское собрание – деловая игра «О правах – играя»
  6. Открытое занятие для педагогов и родителей «Путешествие в страну Правича»
  7. Досуг для родителей и детей «Права и обязанности», спортивно – музыкальный досуг «День матери»
  8. Фотоколлаж «Мои права»

Результат проекта

  • Презентация проекта
  • Изготовление лэпбука «Права детей»
  • Досуг для родителей и детей «Права и обязанности»

Литература:

  1. Голицына Н.С., Огнева Л.Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
  2. Доронова Т.Н. и др. – Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада: пособие для работников дошк. образов. учреждений – М.: Просвещение, 2006.
  3. Зеленова Н. Г.,Осипова Л.Е. Я –ребенок, и я имею право.-М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009-96с
  4. МячинаЛ.К., и др. Маленьким детям – большие права: Учебно-методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
  5. Соловьева Е.В., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Степина Н.М. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. (Развитие и воспитание дошкольника)
  6. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. (Серия «Малышам о Родине»)
  7. Фарафонова И.И., Пасякина Л.В., Сухова Е.Г., Комова Т.М. Права ребенка (семейные проекты) – журнал «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С.39 – 45.
  8. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. - Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  9. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008 (вместе с детьми).

ПРИЛОЖЕНИЕ

«Права ребенка»

занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2022/06/29/prava-rebenka

 «Путешествие в страну Правика»

занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2022/06/29/puteshestvie-v-stranu-pravika

Досуг для родителей

«ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ»

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2022/06/29/prava-i-obyazannosti-detey


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свод правил для детей старшего дошкольного возраста

Детская группа-это второй дом для детей.Чтобы все жители этого дома чувствовали себя удобно и спокойно были придуманы и записаны эти правила....

«ВОСПИТЫВАЕМ МАЛЕНЬКОГО ГРАЖДАНИНА» (перспективное планирование для детей старшего дошкольного возраста)

Дошкольный возраст, как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, ценностного отношения к Родине, воспитание основ гражданств...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВОИХ ПРАВАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Радикальные преобразования в социально-политической и экономической жизни нашего общества предопределяет возникновение проблемной ситуации в образовании. Так, напр...

Проект на тему: «Маленьким детям – большие права» для детей старшего дошкольного возраста

Мы взрослые, хотим воспитать у наших детей любовь к родине, а оказывается не в состоянии воспитать даже любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственн...

Проект по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Правила дружелюбной дороги».

Проект по правилам дорожного движения  для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Правила дружелюбной дороги»....

Конспект познавательного занятия "Маленькие герои большой войны" для детей старшего дошкольного возраста.

Родина, Отечество....В корнях этих слов дорогие образы: мать, отец, родные места, речь, музыка, история. Музыка, литература, изобразительное искусство - это тот комплекс мероприятий, которые наиболее ...

Проект по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Маленький экономист»

Ожидаемые результаты проекта : ребенок сможет: осознавать и соизмерять свои потребности и возможности, активно использовать в игровой деятельности основные экономические понят...