Проект «Маленьким детям-большие права» для детей старшего дошкольного возраста.
проект (старшая, подготовительная группа)
Проект направлен на повышение уровня правового воспитания детей и родителей, формирование у детей основ социально - правового сознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_malenkim_detyam-bolshie_prava.docx | 22.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к методической разработке
Проект «Маленьким детям-большие права»
для детей старшего дошкольного возраста
воспитатель, Ручина Татьяна Александровна
МАОУ «Гимназия г.Троицка» отделение №7
Тип проекта: практико-ориентированный
Продолжительность: среднесрочный
Форма представления: презентация проекта
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, логопед.
Проблема проекта: в настоящее время все чаще в нашей жизни возникают ситуации жестокого обращения с детьми, исчезает культура семейного воспитания, была прервана связь между поколениями в вопросах воспитания подрастающего поколения.
Цель проекта: формирование у детей основ социально - правового сознания
Задачи:
1. Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка.
2. Познакомить детей с правами и обязанностями человека, воспитывать уважение к правам другого человека, формировать эмоционально-положительное отношение к важнейшим нравственным качествам (доброта, милосердие, сострадание, сочувствие) и умение проявлять их при взаимодействии с окружающими людьми.
3. Формирование доброжелательности и чуткости к окружающим, уважительного отношения к ним, привлечение внимания ребенка к своим правам и обязанностям, формирование нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе).
4. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.
5. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.
6. Закрепление полученных знаний в повседневной жизни и постепенное накопление опыта соблюдения прав и обязанностей.
Актуальность проекта:
Знание прав — это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личность.
Защита прав — это особая проблема государства и общества в целом. Все права и свободы могут быть осуществлены и гарантированы только в гражданском обществе. Особое место в понимании прав человека занимают права ребенка.
Огромную важность приобретают вопросы формирования у детей знаний и представлений об основных демократических ценностях, воспитание их в духе гуманизма. Особое значение приобретает вопрос осознания ценности человека, как личности, воспитания толерантности, терпимости к интересам других людей. Самоуважение и уважение к другим – вот, на мой взгляд, то, чего так остро не хватает как взрослым, так и детям.
Социальная значимость темы определена тем, что нашим детям предстоит стать гражданами демократической России. И я убеждена, что, воспитывая (или не воспитывая) уже в дошкольном возрасте предпосылки определенной гражданской позиции, мы строим свое будущее, будущее своей страны.
Планируемый результат:
1. Повышение уровня правового воспитания детей и родителей.
2. Формирование навыков нравственно - патриотического поведения.
3. Усвоение правовых понятий: закон, право, правонарушение, национальные отношения.
4. Повышение социальной компетентности дошкольников.
5. Формирование гражданских навыков: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие вопросы в повседневной жизни конфликты правовыми способами.
6. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
7. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
8. Создание картотеки игр правового содержания.
Подготовительный этап:
Накопление информационной базы для работы над проектом.
- Подготовка методических рекомендаций, материалов по правам ребенка
- Создание условий для проведения проекта
- Составления плана
Практическая часть:
Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию, принятие задач.
Создание игровой мотивации, доступной для понимания детей дошкольного возраста, с опорой на детский личный опыт.
Цикл занятий с детьми по ознакомлению с правами: | Цикл занятий с детьми по развитию речи и ознакомление с художественной литературой: |
«Конвенция о правах ребенка» «Право на имя» «Право на жизнь» «Я имею право жить и воспитываться в семье», «Моя семья», «Право знать своих родителей и право на их заботу» | К. Чуковский «Доктор Айболит» К. Чуковский «Федорино горе» Г. Х. Андерсен «Снежная королева» Ш. Перро «Красная Шапочка», «Золушка» А. Толстой «Золотой ключик» Викторина «Права сказочных героев» Инсценировка «А что у вас?» С. Маршак |
Цикл бесед и занятий с детьми по ознакомлению с окружающим миром:
- «Я люблю свою мамочку»
- «Беседы об ответственности и правах ребенка»
- «Ознакомление дошкольников с конвенцией о правах ребенка»
- «Беседы о правах ребенка»
- «Дети и взрослые. Что такое «право»
- «Правила поведения по которым живем»
Занятия художественно-творческого цикла:
- Рисование «Цветочки для любимой мамочки»,
- «Подснежники зимой (по сказке «Двенадцать месяцев»)»
- Лепка «Красивый букет милой маме»
- Аппликация «Гадкий утенок»
- Коллаж «Права ребенка», «Цветик – семицветик», «Право на имя»
- Выставка рисунков «Моя семья», «Мой автопортрет», «Портрет моей мамочки», «Права детей»
Сюжетно-дидактические игры:
Цель: Побуждать детей проявлять интерес к действиям детей, оказывать друг другу посильную помощь, проявлять доброжелательное отношение к сверстникам
«Дружная семейка», «Семейный праздник», «Назови по имени», «Поликлиника», «Спасите Чиполино», «Как исправить Бармалея?», «Помогите Буратино», «Найди ошибку и исправь»
Словесные игры:
Играя, ребята учатся устанавливать новые связи и отношения с людьми, организовывать взаимодействие для достижения цели.
«Назови меня ласково», «Назови меня полным именем», «Можно – нельзя»
«Приветствие», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Покажи», «Моих родителей зовут…»
Совместная работа с родителями
- Генеалогическое дерево семьи Чирковых
- Гербы семей Корниловых и Подольских
- Рисунки «Мои права», «Моя семья», «Права сказочных героев»
- Стенгазета «Моя семья»
- Родительское собрание – деловая игра «О правах – играя»
- Открытое занятие для педагогов и родителей «Путешествие в страну Правича»
- Досуг для родителей и детей «Права и обязанности», спортивно – музыкальный досуг «День матери»
- Фотоколлаж «Мои права»
Результат проекта
- Презентация проекта
- Изготовление лэпбука «Права детей»
- Досуг для родителей и детей «Права и обязанности»
Литература:
- Голицына Н.С., Огнева Л.Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
- Доронова Т.Н. и др. – Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада: пособие для работников дошк. образов. учреждений – М.: Просвещение, 2006.
- Зеленова Н. Г.,Осипова Л.Е. Я –ребенок, и я имею право.-М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009-96с
- МячинаЛ.К., и др. Маленьким детям – большие права: Учебно-методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
- Соловьева Е.В., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Степина Н.М. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. (Развитие и воспитание дошкольника)
- Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. (Серия «Малышам о Родине»)
- Фарафонова И.И., Пасякина Л.В., Сухова Е.Г., Комова Т.М. Права ребенка (семейные проекты) – журнал «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С.39 – 45.
- Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. - Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008 (вместе с детьми).
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Права ребенка»
занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2022/06/29/prava-rebenka
«Путешествие в страну Правика»
занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе
https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2022/06/29/puteshestvie-v-stranu-pravika
Досуг для родителей
«ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ»
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2022/06/29/prava-i-obyazannosti-detey
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Свод правил для детей старшего дошкольного возраста
Детская группа-это второй дом для детей.Чтобы все жители этого дома чувствовали себя удобно и спокойно были придуманы и записаны эти правила....
«ВОСПИТЫВАЕМ МАЛЕНЬКОГО ГРАЖДАНИНА»(перспективное планирование для детей старшего дошкольного возраста)
Дошкольный возраст, как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, ценностного отношения к Родине, воспитание основ гражданств...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВОИХ ПРАВАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Радикальные преобразования в социально-политической и экономической жизни нашего общества предопределяет возникновение проблемной ситуации в образовании. Так, напр...
Проект на тему: «Маленьким детям – большие права» для детей старшего дошкольного возраста
Мы взрослые, хотим воспитать у наших детей любовь к родине, а оказывается не в состоянии воспитать даже любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственн...
Проект по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Правила дружелюбной дороги».
Проект по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Правила дружелюбной дороги»....
Конспект познавательного занятия "Маленькие герои большой войны" для детей старшего дошкольного возраста.
Родина, Отечество....В корнях этих слов дорогие образы: мать, отец, родные места, речь, музыка, история. Музыка, литература, изобразительное искусство - это тот комплекс мероприятий, которые наиболее ...
Проект по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Маленький экономист»
Ожидаемые результаты проекта : ребенок сможет: осознавать и соизмерять свои потребности и возможности, активно использовать в игровой деятельности основные экономические понят...