Использование технологии проблемного обучения в работе с дошкольниками
консультация
В современных условиях от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому и поэтому актуальным становится использование проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проблемноt обучениt в работе с дошкольниками | 18.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии проблемного обучения в работе с дошкольниками
Старший воспитатель
МДОУ «Детский сад № 68»
Ушхвани Светлана Михайловна
Слайд
Мы живём в период изменения требований к системе образования. На основании Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» ещё более актуальными стали требования направленные на целостное развитие дошкольников. Согласно им у выпускника дошкольного учреждения должны быть сформированы различные интегративные качества, в том числе «способность решать интеллектуальные и личностные задачи, планировать свои действия, направленные на достижения конкретной цели, способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач».
Слайд
В современных условиях от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому и поэтому актуальным становится использование проблемного обучения.
В этой связи усилие педагога детского сада должны быть направлены на развитие у ребёнка самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождение путей и способов решения, самоконтроля и самооценки, способности получить результат. Такие возможности предоставляет комплексная программа развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100», в рамках которой реализуется технология проблемного обучения.
Слайд
Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы.
Слайд
Проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Об этом явлении можно говорить лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили интерес.
Слайд
В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.
(Слайд)
Существует алгоритм решения проблемной ситуации. Состоит он из пяти этапов:
- постановка проблемы;
- актуализация знаний:
- выдвижение гипотез, предположений;
- проверка решения;
- введение в систему знаний
Проблемную ситуацию использую в Нод: (Слайд физической карты – С целью актуализации знаний детей опиралась на физическую карту. Мы повторили с детьми условные обозначения, реки, горы, растительность. Дети вспомнили что любая карта имеет определенные условные обозначения и здесь им создала проблемную ситуацию, (противоречия).лоскутное одеяло) Как вы думаете, почему художник изобразил карту России в виде лоскутного одеяла. В данном примере воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения. Технология проблемного обучения максимально сближает процесс обучения с процессом мышления. Она предполагает не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности.
В: какие цвета использовал художник для росписи этого одеяла? (красный, желтый, синий….) А какие времена года напоминают вам эти цвета? (предположения детей)
Мы с вами можем предположить, что художник показал с помощью красок красоту русской природы, смену времен года. Давайте проверим. Проходите, пожалуйста, к столу. Перед вами картинки с изображением времен года подберите цвет к каждому времени года. Какой цвет вы подобрали к лету?....Можно ли сказать, что художник использовал различные цвета красок для изображения красоты русской природы, каждого времени года.
Ребёнок смог найти ответ на поставленную проблему, опираясь на свои знания и умения, максимальную активации своего интеллектуального, творческого и мотивационного потенциала. (Слайд) Рассматривая ремесла (народные орнаменты), которыми занимались и сейчас занимаются люди нашей страны. Он приходит к выводу, что народ нашей страны трудолюбивый. Проблемная ситуация находится в «зоне ближайшего развития», где осуществляется сотрудничество ребёнка и взрослого. (Слайд) «То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве…. Завтра он становится способен выполнить самостоятельно» Л.С.Выготский. Предполагая сотрудничество ребёнка с педагогом в процессе разрешения проблемной ситуации, обеспечивает реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении.
Чтобы дошкольник осознал предполагаемую ситуацию как проблемную и заинтересовался ей, были предложены творческой группой ряд специфических приёмов создания проблемных ситуаций.
- акцентирование внимание детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом. (Мы знаем, что температура снега ниже 0. Почему же тогда сгребая снег зимой к стволу дерева, мы считаем, что спасем его от мороза?)
-побуждение детей к сравнению, обобщению выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов (Почему у птиц клювы разной формы? Можно ли хвоинку назвать листочком? Какое дерево мы наряжали на Новый год?)
-рассматривание какой-либо проблемы с различных позицый часто ролевых. (Что может рассказать снег (художник, медик, эколог) о цветке, тучке…..)
-создание противоречия. (Хочу построить кораблик, но не знаю, какой материал лучше выбрать для него. Надо создать коллекцию семян по способу их распространения в природе, но не имеем знаний о способах распространения)
-организация противоречий в практической деятельности детей (составим правила поведения в автобусе для не читающих пассажиров). – можно составить вместе
Данная технология позволяет дошкольнику освоить позиции исследователя, экспериментатора и научится применять добытые знания в жизни. В ней отражены требования к современному образованию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на тему «Использование технологии проблемного диалога в работе с дошкольниками»
Данный материал может быть использован воспитателями детских садов в работе с детьми дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Использование методов проблемного обучения в работе с дошкольниками»
Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебно...
План работы творческой группы ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста через использование технологии проблемного обучения"
В данном материале представлен план работы творческой группы ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста через использование технологии проблемного обучения"...
«Использование технологий проблемного обучения в работе учителя-логопеда ДОУ».
Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным пр...
Квест- игра для дошкольников старшей группы с использованием технологии проблемного обучения.
Квест- игра для дошкольников старшей группы с использованием технологии проблемного обучения....
«Использование технологии проблемного обучения в работе с младшими дошкольниками»
Технология проблемного обучения в детском саду – это такая организация взаимодействия с детьми, которая предполагает создание, под руководством педагога, проблемных вопросов, задач, ситуаций и а...
Презентация мастер-класса «Использование технологии проблемного обучения при ознакомлении старших дошкольников с многозначными словами»
В презентации представлен опыт работы по использованию проблемного обучения с детьми старшегодршкольного возраста...