ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ОБЩЕНИЕ» (работа в летний период)
рабочая программа (старшая группа)
Данная программа , представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в школе, а так же его социализации.
Занятия проходят в игровой форме с использованием игрушек, поделок со сказочными героями, пальчиковые игры, игры на развитие моторики ,графические диктанты. Таким образом, во время занятий у детей, кроме развития элементарных навыков чтения и письма, происходит всестороннее развитие (умственное развитие, развитие творческих процессов, развитие лексического строя речи, расширение словарного запаса).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_obshchenie.docx | 47.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №46 «Дюймовочка» комбинированного вида
«ПРИНЯТО» Решением педагогического совета Протокол №4 от 24.05.2022г. | «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий МБДОУ №46 М.Р.Амбалова |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ОБЩЕНИЕ»
(работа в летний период)
Срок реализации программы: 3 месяца.
Возраст детей : 5-7 лет.
Учитель-логопед - Бигаева Людмила Борисовна
Воспитатель подготовительной группы - Добаева Лариса Николаевна
Воспитатель старшей группы - Блиева Лариса Борисовна
г.Владикавказ
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы…………………………………………………………... | 3 |
Введение……………………………………………………………………….. | 3 |
Пояснительная записка……………………………………………………….. | 3 |
Новизна………………………………………………………………………… | 4 |
Актуальность………………………………………………………………….. | 4 |
Педагогическая целесообразность…………………………………………… | 4 |
Цели и задачи………………………………………………………………….. | 5 |
Возраст обучающихся………………………………………………………… Сроки реализации программы……………………………………………….. Режим занятий………………………………………………………………… Форма организации занятий………………………………………………….. Методы обучения……………………………………………………………... Планируемые результаты……………........................... Методические материалы…………………………………………………….. Материально-техническое оснащение………………………………………. Кадровое обеспечение………………………………………………………... Содержание программы………………………………………………………. Календарный учебный график………………………………………Список литературы…………………………………………………………… | 5 |
5 | |
5 | |
5 | |
6 | |
6 | |
6 | |
7 | |
7 | |
8 | |
9 10 | |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Данная программа , представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в школе, а так же его социализации.
Занятия проходят в игровой форме с использованием игрушек, поделок со сказочными героями, пальчиковые игры, игры на развитие моторики ,графические диктанты. Таким образом, во время занятий у детей, кроме развития элементарных навыков чтения и письма, происходит всестороннее развитие (умственное развитие, развитие творческих процессов, развитие лексического строя речи, расширение словарного запаса).
ВВЕДЕНИЕ
Дополнительная программа «ОБЩЕНИЕ » реализуется на
бесплатной основе, сотрудниками ДОУ и дает возможность ребенку дошкольнику получать дополнительное образование в соответствии с его интересами и потребностями. По своему функциональному назначению программа является общеразвивающей. Программа имеет социально-педагогическую направленность, так как направлена на развитие познавательных процессов у дошкольников, отражает различные стороны действительности в виде образов и представлений, которые преобразуются при помощи мышления, воображения и речи
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Лето – особый период в жизни каждого ребёнка. От окружающих его взрослых зависит то, как он проведет это время с пользой для здоровья, развития эмоциональных и познавательных процессов.
Лето – это маленькая жизнь. Именно в этот период годы дети получают максимум впечатлений, удовольствия и радости от общения со сверстниками и новых открытий. Ведь для детей лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Чистая и правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче словарный запас дошкольника, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Работа над речевым развитием должна проводиться постоянно, тогда в дальнейшем, в школьном возрасте, не будет проблем с нарушением письма (дисграфия) и нарушением чтения (дислексия).
НОВИЗНА
Программа «ОБЩЕНИЕ » представляет собой программу дополнительного образования дошкольников, которая базируется на основных задачах развития в возрасте , и направлена на развитие связной речи через усвоение алгоритма, формирование представлений об окружающем, формирование специфических знаний в области изобразительных жанров, художественной литературы, развитие самостоятельности и умение взаимодействовать в коллективе сверстников, то есть на подготовку детей к обучению в школе.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность содержания программы заключается в том, что в настоящее время психологи убедительно доказали, что все психические процессы у ребенка развиваются через речь. Хорошо развитая речь ребенка – это гарантия не только его психического развития, но и умение строить коммуникативное общение со сверстниками и взрослыми, которое влияет на личностное развитие ребенка.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что эффективность обучения в школе во многом определяется уровнем речевой подготовки. Работа по программе ведѐтся с целью научить ребенка на начальном этапе по готовому алгоритму, а затем самостоятельно создавать речевой продукт. Реализация поставленной цели поможет детям успешно обучаться в школе. Программа обеспечивает повышение уровня развития произвольного компонента психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков за счет развития и укрепления волевых качеств личности; повышение познавательного интереса; формирование у детей исходного уровня познавательной мотивации. Особое внимание в программе уделяется поведенческой сфере: на занятиях, применяя методики раннего развития, педагог постепенно меняет правила, вводя тот дисциплинарный режим, который предъявляет школа. Постепенно ребенок учится слышать и слушать педагога, овладевает приемами успешного общения и взаимодействия.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: Создание условий для освоения правильного звукопроизношения детьми дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить детей со звуками русского языка.
- Научить давать характеристику звуков по акустическим и
артикуляционным признакам.
- Учить составлять звуковые схемы слов.
- Учить определять позицию заданного звука в слове.
Развивающие:
- Развивать фонематический слух.
- Закреплять понятия звук, слог, слово.
- Развивать образное и логическое мышление.
- Развивать моторику рук, внимание.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
- Воспитывать умение внимательно слушать педагога.
- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде (природе, своему здоровью, здоровью других людей, произведениям искусства).
- Воспитывать умение работать в коллективе.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА,
ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Программа ориентирована на работу в детском коллективе (5-7 лет) в период летних каникул (с 1 июня по 31 августа). Группа набирается без предъявления требований к базовым знаниям обучающихся.
Количество групп – 4.
Объём недельной образовательной нагрузки на одну группу – 4 часа.
Режим занятий – два раза в неделю по 2 часа.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
- НАГЛЯДНЫЕ
- СЛОВЕСНЫЕ
- ПРАКТИЧЕСКИЕ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В результате освоения программы обучающиеся должны знать и уметь:
- знать буквы русского алфавита;
- проявлять интерес к звучащему слову, чтению, письму;
- ориентироваться в звукобуквенной системе языка;
- понимать смысл разделительной функции звуков, букв;
- ориентироваться в тетради в линейку (широкая и узкая строка); - уметь читать слова, предложения, небольшие тексты, понимать смысл прочитанного;
- уметь под руководством взрослого осуществлять самоконтроль и самооценку;
- уметь рисовать предметы в тетради в линейку;
- уметь записывать слова, предложения печатными буквами;
- уметь самостоятельно планировать свои действия, направленные на достижение поставленной цели;
- владеть предпосылками учебной деятельности (понимать смысл предложенных заданий и выполнять их самостоятельно).
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Фонематическое восприятие и анализ состава слова:
- А) хлопни, когда услышишь звук с: м, н, с, ш, ж, с, з, ц, с;
- Б) повтори цепочку из слогов: па - ба, ты - ды, СА - за, аш - ащ, ус - уч, мА - на, ву - фу, Ра - ла, ол - ор (ол-), ач - ащ. Па – ба - па, ке – хе - Ге, ты – ды - ты, рю (лю-) - ле, мА – на - мА, СА – зо - цы, ос- ац - ус, ты – цы - се, ша - жа- ша, ча – тя - ща, аш – уж - ощ, ти – за - СА, ас – ущ - ач;
- В) повтори слова: год - кот - кто, том – дом - ком, кора - гора, дочка – точка – бочка - почка;
- Г) покажи, где (по картинкам) коза - коса, удочка - уточка, бочка - дочка, мышка - мишка, крыша - крыса, мишка - миска;
- Д) в каких словах есть звук [р] (на слух): рот, арбуз, лапа, кот, барабан (хлопать); звук [ш] шалаш, машина, самолёт, собака, кошка;
- Е) отбери картинки со звуком (к, г); Ж) придумай слова со звуком (п, б.);
- З) назови:
- гласный в начале слова Алик, Оля,утка;
- согласный в начале слова рот, лом,нос;
- согласный в конце слова луна, окно,шары;
- гласный в конце слова мак, кот,стол;
- назови каждый звук отдельно по порядку в слове сок, кот, рыба,окна.
Произнесение слов сложного состава:
- Милиционер, конструирование, аквариум, электричество, строительство, скворечник, пластмассовый, велосипед, чистильщик, библиотека. Грамматический строй речи:
- Образование множественного числа существительного.
- Стол, глаз, рот, стул, ухо, дерево, перо, окно, рукав, воробей, коза.
- Употреблениепредлогов:
- В, на, у, под, над, около, из, с, из- под, из- за. Словообразование:
- Образование существительных с помощью уменьшительно -ласкательных суффиксов.
- Сумка, гнездо, ковёр, голова, ваза, птица, ведро, трава, ухо, лоб, стул, дерево, воробей.
- Образование прилагательных от существительных:
- Из дерева - деревянный; из стекла - стеклянный; из снега - ….; из железа - …; из пластмассы - …
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Наглядные пособия: плакат «Алфавит», плакат «Звуки», рабочие тетради.
Оборудование:
1.Настенное зеркало для логопедических занятий (50х100).
- Зеркало для индивидуальной работы (9х12).
- Логопедические зонды, шпатели.
- Разрезная азбука (настенная).
- Кассы букв (индивидуальные).
- Настольные игры, игрушки, конструкторы.
- Песочные часы.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Реализация программы осуществляется педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Развитие мелкой моторики. Аппликация, лепка.
- Дифференциация звуков.
Развитие умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствование фонематического слуха (учить называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове и т. д.), отработка дикции.
Различение звуков, схожих по каким – то признакам.
- Автоматизация звуков.
Закрепление правильного произношения звуков в речи.
- Развитие речи.
Активизация, расширение и уточнение словаря детей. Развитие всех сторон речи – фонетической, грамматической, лексической.
- Итоговое занятие.
Подведение итогов за летний период.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№ п\п | Тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Развитие мелкой моторики | 8 | 2 | 6 |
2. | Дифференциация звуков | 16 | 3 | 13 |
3. | Автоматизация звуков | 8 | 2 | 6 |
4. | Развитие речи | 18 | 2 | 16 |
5. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
| Итого: | 52 | 10 | 42 |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Количество групп | Начало обучения | Окончание обучения | Объём недельной образовательной нагрузки (на одну группу) |
4 | 01.06.2021 г. | 31.08.2021г. | 4 часа |
Наименование учебного модуля | Количество часов | Форма контроля | ||
всего | теоретических | практических | ||
Летний период | 52 ч. | 10 ч. | 42 ч. | беседа |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дата | Изучаемая тема | Количество часов |
01.06. | Дифференциация звуков Л - В | 2 |
02.06. | Дифференциация звуков Д - Т | 2 |
08.06. | Дифференциация звуков Т - К | 2 |
09.06. | Игра на автоматизацию звуков В, Вь | 2 |
15.06. | Дифференциация звуков К - М | 2 |
16.06. | Автоматизация Л во фразах | 2 |
22.06. | Дифференциация звуков С - Ц | 2 |
23.06. | Дифференциация звуков Ш - Ж | 2 |
29.07. | Автоматизация. Логопедическая игра З,Зь | 2 |
30.07. | Автоматизация. Логопедическая игра Р,Рь | 2 |
06.07. | Игры на дифференциацию звуков Ч - Т | 2 |
07.07. | Игры на дифференциацию звуков Ж - З | 2 |
13.07. | Гласные и согласные звуки | 2 |
14.07. | Выделение первого звука в словах | 2 |
20.07. | Звуки [а][,у]. Схема предложения | 2 |
21.07. | Звуки [ы],[о].Составление рассказа по сюжетной картинке. | 2 |
27.07. | Звук [и] .Рассказ Носов Н.Н. «Телефон» | 2 |
28.07. | Звук [э]. Рассказ Драгунский В.Ю. «Заколдованая буква» | 2 |
03.08. | Звуки [й],[у]. Поучительный рассказ Носов Н.Н. «Клякса» | 2 |
04.08. | Звук [М - Мь]Беседа по теме: «Любимые сказки» | 2 |
10.08. | Звук [Н – Нь]. Беседа по теме: « животные» | 2 |
11.08. | Звук [ В - Вь]. Гласные и согласные звуки | 2 |
17.08. | Звук [Ф - Фь]. Гласные и согласные звуки | 2 |
18.08. | Звук [З - Зь].Гласные и согласные звуки | 2 |
24.08. | Звук [ С - Сь] Составление сказки по картинке | 2 |
25.08. | Звук [Г - Гь], [К - Кь]. Драматизация сказки «Теремок» | 2 |
31.08. | Повторение пройденного материала | 2 |
ЛИТЕРАТУРА
- Азова Е.А., Чернова О.О. Домашняя тетрадь. Учим звуки р, рь. - М.: ТЦ «Сфера», 2010 - 35 с.
- Володина В.С. Альбом по развитию речи. - Из-во РОСМЭН, 2018 – 96 с.
- Комарова Л.А. Автоматизация звука с. - Изд-во «ГНОМ», 2012 -50 с.
- Комарова Л.А. Автоматизация звука з. - Изд-во «ГНОМ», 2012 -50 с.
- Комарова Л.А. Автоматизация звука ш. - Изд-во «ГНОМ», 2012 -50 с.
- Комарова Л.А. Автоматизация звука ж. - Изд-во «ГНОМ», 2012 -50 с.
- Комарова Л.А. Автоматизация звука р. - Изд-во «ГНОМ», 2012 -50 с. 8. Косинова Е.М. От звука к слову. Логопедический практикум – М: ЗАО «РОСМЭН -ПРЕСС», 2007 – 120 с.
- Косинова Е.М. Домашний логопед. – М: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2008.
- Мещерякова Л.В. Забавные шипелки. – М.: ВЛАДОС, 2009 – 23 с.
- Мещерякова Л. В Забавные рычалки. – М.: ВЛАДОС, 2009 –23с.
- Мещерякова Л.В. Забавные свистелки. – М.: ВЛАДОС, 2009 – 23с.
- Пожиленко Е.А. Энциклопедия развития ребенка: для логопедов, воспитателей, учителей начальных классов и родителей / Е. А. Пожиленко. – СПб.: КАРО, 2006 – 640 с.
- Светлова И. Домашний логопед: Эффективная программа самостоятельных занятий родителей с ребенком по звукопроизношению / И. Светлова. – М.:
ЭКСМО, 2002– 256 с.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008 – 248 с.
- Хватцев М. Е. Предупреждение и устранение недостатков речи: пособие для логопедов, студентов педагогических вузов и родителей / М. Е. Хватцев. – СПб.: КАРО; Дельта +, 2004 – 272 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы "Юный шахматист"
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объёме информации, умение ана...
Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы "Юный шахматист"
Предложенная программа составлена на основе программы «Шахматы, первый год» И.Г. Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок.В их числе:§ широкое использ...
Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы по развитию эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами песочной терапии для детей от 4-5 лет «Умные ручки »
Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы по развитию эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами песочной терапиидля детей от 4-5 ле...
Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы для детей подготовительной группы по развитию мелкой моторики рук «Весёлые прописи»
Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы для детейподготовительной группыпо развитию мелкой моторики рук....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ОБЩЕНИЕ» (работа в летний период)
Данная программа , представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, ...
Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы «Математический калейдоскоп»
Дополнительная общеразвивающая программакружковой работы«Математический калейдоскоп» (Блоки Дьенеша, Палочки Кюизенера) разновозрастной группы «Б» компенсирующей напр...
Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы «Яркие краски»
Дополнительная общеразвивающая программакружковой работыгруппы компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет c ТНР и ЗПР...