Педагогические приемы адаптации детей с ОВЗ в группе сверстников с нормой
учебно-методический материал
В данном материале предложены методические приемы социальной адаптации детей с ОВЗ в группе детей с нормой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_priemy_adaptatsii_detey_s_ovz_v_gruppe_sverstnikov_s_normoy.docx | 40.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности культурных практик социализации учащегося с ОВЗ дошкольного возраста в группе детей с нормой.
Проблемные и жизненно-бытовые ситуации взаимодействия дошкольников с нормой и учащимся с ОВЗ | Описание игры, беседы, педагогических приёмов и т.д. для проявления эмпатии к сверстникам с ОВЗ | |
1. | В период адаптации ребенок с РАС четырех лет кусалась и царапалась при приближении (нарушение личного пространства) детей с нормой. Закрывала ушные раковины руками и кричала. Дети группы с нормой были обескуражены и растеряны, не могли понять причин агрессии девочки. | Педагог в беседе с детьми с нормой пояснила, что С…. –не просто девочка, а «девочка-кошечка». Она пришла в новое место, ей не известное. Мамы рядом нет, чужие люди, чужие вещи и громкие звуки. Вы разговариваете очень громко. Ей страшно. Педагог предлагает детям представить себя на чужой улице и совсем одних без мамы, папы, воспитателя. Предлагает соблюдать определенные правила, пока С…. не привыкнет и не освоиться: 1.разговаривать в группе тихо, не издавать громкие звуки. 2.игруки, пластилин, карандаши пока только предлагать, но ничего не брать у С…... 3. вплотную к С….. не подходить, не обнимать ее. Пантомимический этюд. Чтобы лучше узнавать эмоции друг друга воспитатель предлагает детям поиграть в «Покажи, что чувствуешь». Уточняет правила игры. 1.выбрать водящего 2.водящий должен передать эмоции и чувства в движении тела и лица. 3.дети должны отгадать эмоции и чувства, который изображает водящий. |
2. | Ребенку с РАС сложно ориентировать в пространстве группы. | Педагог предлагает воспитанникам схемы-карточки с обозначением зонирования группы и дополнительных помещений (приемная, спальня, комната гигиены) для изучения и крепления их на уровне «глаз». Педагог предлагает ребенку с нормой «ответственное задание»- стать «экскурсоводом» для С…... Необходимо помнить и выполнять правила в общении с С……: 1.называть ласково ее по имени 2.приемом «открытых ладоней»-иди ко мне, и «постукивания пальцами ладони по своей груди и кивая головой»-идем со мной показывать помещения. 3.указывать на схему и называть место для деятельности: «Кровать, спальня, здесь спим», «Кран, вода, моем руки»….. |
3. | После завершения адаптации ребенок с РАС играет с игрушками, разбрасывая их, не собирая. На занятиях не сидит, не выполняет задание. | К ребенку с нормой, которому С…. стала уже доверять, выделив его из общей массы сверстников, «прикрепляем» ее. Предлагаем ребенку с нормой стать ее «наставником». Предлагаем познакомить ее с правилами группы: 1.берем любую игрушку, играем с ней, 2.ставим ее на прежнее место 3.берем другую игрушку. 4. у детей игрушки не забираем, просим ласково «дай пожалуйста»-указать пальцем на игрушку, прижать обе ладони к груди, произнести «С…. дай». Педагог с «наставником» проигрывают на глазах у С….. сцену прошения и получения игрушки. 5. обязательна похвала после выполнения действий. |
Психолого-педагогическое сопровождение детей с гиперактивностью и дефицитом внимания
Тема ООД | «Военный парад» |
Цели ООД | Закрепить первичные представления о родах войск (наземных, морских и воздушных) и формировать новое понятие о воздушно-космическом роде войск посредствам освоения детьми способов преобразования признаков объектов(ОТСМ-ТРИЗ-РТВ) ПР: стимулировать познавательную мотивацию, развивать любознательность при формировании умения анализировать, сравнивать, сопоставлять отличительные особенности разных родов войск. Развивать творческую активность, изображая военную технику посредствам пантомимы. СКР: формировать навыки позитивного общения со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности на основе усвоенных норм и правил; воспитывать отзывчивость, взаимопомощь, доброжелательное отношение, ответственность, целенаправленность. РР: развивать связную речь в процессе планирования действий и выполнения совместного задания. Создать условие для использования детьми доказательной формы высказывания для обоснования своего выбора. Активизация словаря : воздушно-космический род войск. ФР: развивать и мелкую моторику рук в процессе орудийных действий с карандашами, фломастерами; координацию движений в процессе пантомимического этюда ХЭР: формировать эстетическое отношение к иллюстративным изображениям и радость от создания новой модели воздушно-космических войск. |
Возраст детей | 6-7лет |
Задания, реализующие цели ООД, для детей с нормативным развитием (действия и фразы педагога, предполагаемые действия и/или фразы детей) | |
1.Мотивационный этап. Педагог создает игровую ситуацию, подводящую к целеполаганию (дети сталкиваются с ситуацией, когда необходимо рассортировать и определить каждому объекту своё место). Воспитатель сообщает ребятам о прибытии на вокзал эшелона с военной техникой. Техника должна принять участие в военном параде ко Дню Победы. Но командир заболел. Неужели парад не состоится? Кто поможет организовать отгрузку военной техники и провести парад? Дети эмоционально откликаются. Выражают желание помочь заболевшим военным | |
2.Ориентировочный этап. Педагог выбирает вместе с детьми игру (Во что будем играть? Кем будем: военными? что будем делать в этой роли? что для этого нужно?) Да, конечно, необходимо стать военными и разместить технику по разным гарнизонам в зависимости от вида родов войск. Педагог сомневается, что можно справиться самостоятельно. Предлагает привлечь новые технологии-волшебников. Каких? Дети выражают желание стать военными; предлагают рассортировать военную технику по разным гарнизонам. Выбирают двух волшебников «Дробление-Объединение», обладающих особыми свойствами преобразования признаков объектов военной техники-дробить по видам войск и объединять по месту дислокации. | |
3Исполнительский этап Игра с затруднением. Педагог предлагает детям назначить трех офицеров для проверки отгрузки техники по 3 схемам для разных родов войск. Дети начинают играть по знакомым правилам. Выбирают двух волшебников «Дробление-Объединение». Рассматривают, предложенные три схемы-эмблемы (наземную, морскую, воздушную) и изображения техники на картинках. Разбившись на малые группы-двойки, тройки, выполняют сортировку техники. Назначенные 3 офицера становятся каждый у своей схемы и проверяют правильность отгрузки техники. Обнаружив ракетную установку «Катюшу», дети затрудняются в определении ее места. Ни к одной схеме-эмблеме картинка не подходят. Осознают затруднение и обращаются за помощью ко взрослому | |
Педагог сообщает о технических характеристиках ракетной установки, о способе поражения врага. Делает краткий экскурс в историю. Сообщает о формировании новых войск-воздушно-космических Обращает внимание на схему военно-воздушных войск. Что можно с этим объектом сделать, как преобразовать? Педагог инициирует детей на творческое задание. Сообщает о готовности гарнизонов к проведению парада. Предлагает детям с помощью «Могувсе» изобразить военную технику и пройтись парадом Открытие детьми нового знания и умения (первичного представления и способа действия). Приходят к выводу о необходимости привлечения универсального волшебника «Могувсе». С его помощью преобразовывают схему ВВС в схему воздушно-космических войск (узнают новое; изменяют правила игры). Играют уже по новым правилам: сортируют технику по новым схемам. Дети выполняют творческое задание, имитируя движение боевой техники, проходят парадным строем. При подведения итога педагог задает вопросы к детям: Состоялся ли военный парад? Какие рода войск в нем участвовали? Как поражается враг наземными войсками, морскими и воздушно-космическими? При подведение итога дети обсуждают результаты своей совместной деятельности, приходят к выводу, что парад состоялся | |
Рефлексия. Педагог формулирует вопросы рефлексивного этапа, положительное отношение с совместной деятельности: Понравилась ли игра? Что понравилось больше всего? Какие трудности возникли? Что помогло решить проблему? Какие волшебники-преобразователи помогли справиться с заданием? Что умеет делать каждый волшебник, какими свойствами обладает? О чем расскажите родителям дома? Для детей это- взгляд «назад», проговаривание ,выражение эмоции по итогам деятельности. Указывают на трудности, что особенно понравилось. Рассказывают о помощи волшебников- преобразователей. Перспектива. Выход на самостоятельную деятельность Предлагает подумать и сказать как полученные знания можно использовать? Во что еще дети хотели поиграть? Где еще можно использовать волшебников-преобразователей? В каких играх или заданиях? У кого можно получить информацию о ВОВ? | |
Приёмы, позволяющие включить детей с СДВГ в совместную деятельность с учётом их индивидуальных особенностей (действия и фразы педагога, предполагаемые действия и/или фразы детей) | |
1.На исполнительском этапе при проведении игры по знакомым правилам ребенка с гиперактивностью и дефицитом внимания дать ответственное задание(озвучить и акцентировать это)- назначить офицером (двуединая задача: быть внимательным и неподвижным) который следит за сверстниками, которые сортируют картинки с изображением техники на картинке по схемам трех родов войск. Или 2. На исполнительском этапе при проведении игры по знакомым правилам ребенка с гиперактивностью и дефицитом внимания можно поставить в пару с ребенком с нормой и дать двуединую задачу- быть внимательным и сдержанным(договорится с напарником). Необходимо взявшись за руки, подойти к белой черте, полученную карточку с изображением техники рассмотреть и определить (договориться) в каком направлении, к какой схеме ее отнести. Высказываем ребенку с гиперактивностью и дефицитом внимания предвосхитительную оценку, что вместе с другом они смогут справится с этим ответственным заданием и помогут в разгрузки боевой техники. | |
3.При коллективном создании новой схемы воздушно-космических войск путем преобразования старой дать ребенку с гиперактивностью и дефицитом внимания дать ответственное задание с триединой задачей ( нагрузка на слуховое внимание, усидчивость и сдержанность)-выдавать по просьбе детей нужный цвет карандаша или фломастера, не вклиниваясь в процесс преобразования схемы) | |
4. При выполнении детьми творческое задание-имитации движения боевой техники, прохождения парадным строем ребенку с гиперактивностью и дефицитом внимания дать ответственное задание- быть барабанщиком на параде.( тренировка выдержки и контроль импульсивности, позволяющие быть при этом невнимательным и подвижным) |
Дидактическая игра на развитие осязания и мелкой моторики (тактильно-двигательного восприятия)
Возраст детей | 5-6 лет |
Категория детей | ОВЗ с нарушением зрения (амблиопия) |
Название игры | «Проказы злой мачехи» |
Цель игры | Помочь Золушке разложить содержимое песочницы по емкостям, определив и назвав купы, кофейные зерна и … |
Описание хода (правил) игры | Педагог сообщает трем играющим, что Золушка собралась на бал, но злая мачеха дала ей задание разобрать содержимое «песочницы» по емкостям. Фея-крёстная Золушки заболела и теперь надежда только на детей. Предлагает детям помочь Золушке. Для этого необходимо соблюдать ряд условий (правил): 1.снять обувь и зайти босиком в бассейн; 2.походить на содержимому, потрогать его руками, определить, чем бассейн наполнен; 3. договориться между собой, кто какую крупу, бобы или зерна кофе собирает; 4. результаты договоренностей озвучить друг другу и воспитателю; 5. собирать и сортировать содержимое в емкости для сыпучих материалов с крупной маркировкой на боку(изображение круп, бобов и зерен); 6. в рот, нос, уши ничего не засовывать. |
Необходимое оборудование | сухой бассейн(песочница), наполненный крупой риса, гречки, кофейными зернами, бобами, горохом, нутом, косточками от абрикос, емкости для сыпучих материалов с крупной маркировкой на боку(изображение круп, бобов и зерен) |
Планируемый результат | развитие тактильно-двигательного восприятия посредствам чувствительности ног и рук, профилактика пальцевого агнозиса, создание особого положительного эмоционального настроя |
Дидактическая игра на развитие навыков ориентировки по цветовому признаку и зрительно-моторной координации
Возраст детей | 5-6 лет |
Категория детей | ОВЗ с нарушением зрения (астигматизм) |
Название игры | «Прятки» |
Цель игры | Помочь бабочкам спрятаться от воробья на цветах, цветных насекомых разместить на цветах аналогичного цвета |
Описание хода (правил) игры | Педагог, вкладывая в руку резиновую игрушку-воробья, сообщает ребенку, что бабочки, указывая на коробку, хотят поиграть в прятки. Предлагает ребенку присоединиться к этой игре. Чтобы игра получилась необходимо соблюдать следующие правила: 1Коробка стоит справа от ребенка. Необходимо брать из коробки по одной бабочки; 2 перемещать бабочку справа на лево на игровое поле-лужок. 3 усаживать бабочку на цветок аналогичного цвета. |
Необходимое оборудование | зеленое панно из фланели или ковролина, крупные плоские цветы с контурной окраской красного, желтого, синего, белого цвета и бабочки объемные аналогичных цветов в коробочке, резиновая игрушка-воробей. |
Планируемый результат | совершенствование идентификации предметов по признаку цвета посредствам соотнесения плоского контурного изображения цветка определенного цвета с объемной бабочкой того же цвета; формирование пространственного ориентирования (развитие прослеживающего движения глазного яблока, фиксация взгляда на неподвижном предмете, перенесение предмета из коробки на луг к определенному цветку), более точное и дифференцированное отражение окружающего мира |
Дидактическая игра на развитие зрительного восприятия «Свет»
Возраст детей | 5-6 лет |
Категория детей | ОВЗ с нарушением зрения дальнозоркость (гиперметропия) |
Название игры | «Танец теней» |
Цель игры | Узнать чья тень танцует, назвать ребенка по имени. обосновать свой выбор |
Описание хода (правил) игры | Обратить внимание детей на то, что их тела отбрасывают тени на земле. Предложите детям подвигаться (лучше стоя на ровной поверхности) и понаблюдать за тем, как тень на асфальте повторяет их движения. Предлагает узнать чьи тени. Для етого необходимо выполнить ряд правил:
Можно обратить внимание детей на то, что тени в разное время суток разные: короткие или длинные. |
Необходимое оборудование | Игра проводится на прогулке в солнечную погоду. |
Планируемый результат | развивать зрительное ощущение посредствам соотнесения формы тени с реальной фигурой другого ребенка, называет его имя, обосновывая свою догадку по характерным особенностям одежды (бумбон на шапке) формируется представление о свете и темноте |
Примера заданий коррекционной направленности во время ООД (организованной образовательной деятельности) с учётом ООП, АОП
Тема ООД | «Что помогает животным и растениям жить в жаркой пустыне?» познавательной деятельности «По планете шаг за шагом» | ||||||
Возраст детей | 6-7 лет | ||||||
Для какой категории детей с ОВЗ разработано задание | учащийся с ОВЗ ТНР, ОНР 3 уровня, стертой формы дизартрии | ||||||
Задание 1 (содержание) | Провести вместе с капитаном Барсом опыты и исследования, чтобы разобраться в зашифрованных записках. | ||||||
Какие задачи развития детей с ОВЗ решаются при выполнении задания | Познавательное развитие | Социально-коммуникативное | Речевое | Художественно-эстетическое | Физическое | ||
Создание условий для исследования приспособлений (способов приспособления) животных и растений к жизни в африканской пустыне. Стимулировать познавательную мотивацию, развивать любознательность, внимание при рассматривании зашифрованных записок и проведении опытов; создавать условия для выполнения детьми познавательных действий (наблюдения за результатами опытов, умения строить предположения и делать выводы); формировать представление об африканской пустыне. | Формировать навыки позитивного общения со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности на основе усвоенных норм и правил; воспитывать взаимопомощь, ответственность и целенаправленность собственных действий в деятельности. | Развивать монологическую и диалогическую речь детей, развивать умение высказывать в речи свои предположения и результаты исследований в ходе беседы; обогащать и активизировать словарь: Африка, фенек, ящерка, пустыня. | Формировать эстетическое отношение к окружающему миру при рассматривании иллюстраций в учебном пособии. | Развивать двигательную координацию и крупную моторику в ходе двигательного опыта с ушками-ладошками; Развивать мелкую моторику кисти в процессе орудийных действий с карандашом при зарисовке корней африканских растений. | |||
Какие коррекционные задачи решаются при выполнении задания детьми с ОВЗ | 1.Развитие эмоционально-волевой сферы, формирования самоконтроля в процессе общей поисково-исследовательской деятельности, помочь ребенку почувствовать единение с другими детьми, понять друг друга, осознать собственную ценность и уникальность. 2. Устранить слабость познавательной активности-инфальтивную мотивацию. Развитие мотивационной сферы , опираясь на мотивы, значимые для ребёнка. Формировать знание в процессе выполнения деятельности. Закрепление навыка удержания внимания на предложенной деятельности, увеличение объема памяти 3. Развивать операционально-технические умения ребенка, совершенствовать кинестетическую и кинетическую основу движений пальцев рук при создании конструкции африканского дерева и зарисовки корней на основе проведенного анализа. 4. Совершенствование невербальных форм коммуникации: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнера по общению. Развитие речи как средства коммуникации, поддерживая речевой контакт со сверстникам. Совершенствование связной речи и развитие фонематического восприятия в процессе подбора сравнительных прилагательных. Пополнение словаря: Африка, фенек, ящерка, пустыня. | ||||||
Задание 2 (содержание) | Использования игровой технологии В.В. Воскобовича «Как друзья сделали Гусенице Фифе оригинальный подарок». Помочь выполнить подарок для гусеницы Фифы. | ||||||
Какие задачи развития детей с ОВЗ решаются при выполнении задания | Познавательное развитие | Социально-коммуникативное | Речевое | Художественно-эстетическое | Физическое | ||
Развитие логического мышления посредствам использования игровой технологии В.В. Воскобовича, формировать первичное представление о возможности формирования образа объекта посредствам трансформации прозрачного квадрата(ребенок с нормой выполняет цыфру) С помощью «прозрачного квадрата» по словесному указанию взрослого делать плоскостные и объемные изображения желтого цвета,. Развивать умение выбирать из множества фигур заданные по цвету; составлять из них предметный силуэт съедобного только желтого объекта по схеме ; развивать творческое воображение при использовании приобретенных конструктивных навыков для создания образа объекта путем складывания и трансформации геометрической фигуры ; составляя из частей картинку, иллюстрирующую задуманное желание. | Формировать готовность к бесконфликтной совместной деятельности со сверстниками; развивать общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми, доброжелательное отношение друг к другу. Учить ребенка работать в малой группе. Формировать умение принимать игровую проблемную ситуацию, менять собственное поведение, ориентируясь на поведение партнеров, умение договариваться, распределять материал, согласовывать действия. | Делать пояснения и комментарии в ходе выполнения действия. Создать условия для использования ребенком в процессе конструирования все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности, развитие коммуникативных навыков ребенка в ходе совместной игры. | Развивать умение давать эстетическую и эмоциональную оценку восприятия полученного подарка, созданного своими действиями. Обращать внимание на образную выразительность объекта. | Формировать умение выполнять целенаправленные координированные движения руками. Развивать операционально-технические умения ребенка, совершенствовать кинестетическую и кинетическую основу движений пальцев рук при создании конструкции. | |||
Какие коррекционные задачи решаются при выполнении задания детьми с ОВЗ | Формировать умение выполнять задания по алгоритму действия вслед за сверстником или воспитателем по операциям. Коррекция недостатков и развитие ручной моторики: нормализация мышечного тонуса пальцев и кистей рук; развитие техники тонких движений; развитие артикуляционной моторики в процессе проговаривания слов, характеризующих качества, признаки, состояния конструктивного материала, действий с ним, активизировать использование сложных предлогов, при словесном обозначении пространственных отношений и рассказывании о своих действиях, употребляя при этом выражения внизу — наверху, рядом, около, близко — далеко, дальше — ближе, формировать умение подбирать прилагательные к существительному. Формировать функциональный базис устной речи, развивая ее моторные и сенсорные компоненты. Формировать умение в общении со сверстниками и взрослыми не проявлять раздражительность, агрессивность, капризность, склонность вредить, обижать других, воспитывать доброжелательность. Формировать умение регулировать собственное поведение на основе усвоенных норм и правил, проявлять волевые усилия в ситуации выбора. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ ИГРОТРЕНИНГА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ И РЕЗУЛЬТАТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ ИГРОТРЕНИНГА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ И РЕЗУЛЬТАТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ...
Консультация по теме «Педагогические приемы работы с детьми дошкольного возраста по освоению КГН во время приема пищи»
Консультация для воспитателей...
Обобщение педагогического опыта по теме"Социализация личности посредством формирования нравственных норм поведения"
Обобщение опыта работы, направленной на привитие навыков культуры общения и поведения...
Педагогическая поддержка как способ развития интереса к сверстникам у детей первой младшей группы
Педагогическая поддержка как способ развития интереса к сверстникам у детей первой младшей группы Воспитатель детского сада, является носителем культуры, владея методиками образования и...
«Формирование начал экологической культуры посредством разных форм и различных педагогических приемов» в старшей группе.
«Формирование начал экологической культуры посредством разных форм и различных педагогических приемов» Цель:Развивать у детей интерес к родной природе. Способствовать развитию бережного отн...
Педагогическое наблюдение за дошкольником в коммуникации со сверстниками во время свободной деятельности
В данном материале представлено педагогическое наблюдение, цель, показатели, интерпритация результатов...
Организация коррекционно-педагогической работы по формированию положительного взаимодействия со сверстниками у детей раннего и младшего дошкольного возрастов
Коррекционно-педагогическая работа с детьми проводится в несколько этапов....