Отчёт по самообразованию "Познавательно-речевое развитие детей"
методическая разработка (старшая группа)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №17»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Отчёт по самообразованию
Тема: « Познавательно – речевое развитие детей»
Воспитатель: Алиева А.Г.
2021-2022 учебный год
Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык – средство общения и познания – является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества.
Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
В речевом развитии ребенка особое значение имеет возраст 5 лет. Именно с этого времени начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей; идет становление качественной стороны речи.
Нормально развивающийся ребёнок в 5 лет активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми; все большую роль в его жизни играют сверстники, другие дети. Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. В то же время, наличие перечисленных умений является показателем нормального развития детей.
Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся
молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становиться «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:
Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
Целью моей работы является:
Создание в группе условий для эффективного познавательно - речевого развития детей.
Исходя из этого, поставила перед собой следующие задачи:
1.Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.
4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.
6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
В процессе работы над темой мною были использованы следующие действия и мероприятия:
Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме
Посещение ОД у воспитателей своего ДОУ
Посещение педсоветов, семинаров
Самоанализ и самооценка ОД в своей группе
Проведение открытых мероприятий.
Использовала следующие методы и приёмы познавательно-речевого развития:
Общение: неподготовленное и подготовленное. «Живое» общение с правилами, так называемое этикетное. Общение по телефону.
Игры. Речевые действия как часть речевого поведения. Ролевые игры. Речевое поведение ребенка в сюжетно- ролевых и театрализованных играх. Театрализованные игры как средство развития связной речи.
Учебно-игровые ситуации, возникающие по инициативе взрослого или ребенка, где ребенок может проявить речевую активность.
Труд: трудовые и речевые действия.
Досуг. Праздники и развлечения как эффективная форма обучения речи.
В своей работе опиралась как на традиционные приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития:
- Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.
- Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно - поисковая деятельность.
Так и нетрадиционные:
- Мнемотехника
-Алгоритм
-Салат из сказок
-Логоритмика(пальчиковые игры или массаж пальцев, упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции, стихотворения, сопровождаемые движениями, речевые упражнения без музыкального сопровождения; чистоговорки, речевые и музыкальные игры, гимнастика для глаз, подвижные игры, драматизации, мимические упражнения)
С родителями была проведена следующая работа:
Создание картотеки ко Дню «Матери»: пословиц, стихов, загадок о вежливости.
Показ спектакля родителям «Маша и медведь»
Консультация «Как наша семья провела лето».
Памятка «Воспитание усидчивости – важное условие подготовки детей к школе».
Памятка «Роль сказки в развитии детской эмоциональности».
С педагогами провела
Отчет из опыта работы «Эффективность применения форм и методов работы с детьми по приобщению детей к произведениям художественной литературы»
Семинар-практикум « Развитие логического мышления и творческого воображения детей посредством ИКТ»
Мастер-класс «Подготовка воспитателя и детей к занятию по чтению и рассказыванию художественной литературы»Консультация«Учимся у книги»
Семинар - практикум «Как знакомить ребенка с книгой»
Весь собранный материал использовала на практике с целью повышения своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности и формирования у детей познавательно-речевых знаний, умений, навыков, проявляющихся в повседневной и учебной деятельности.
Вывод: За период 2021-2022учебного года я увидела положительную динамику моей целенаправленной работы по теме самообразования.
У детей заметно улучшилась связная речь. Стала более сформированной выразительность речи и повысились творческие способности детей, внимание, воображение.
За период 2021-2022 учебный год:
-Изучила методическую литературу;
-Применила полученные знания на практике;
-Активно сотрудничала с педагогами и родителями;
-Значительно повысила свой профессиональный уровень.
Перспектива дальнейшей работы:
Поскольку вышеуказанные методы принесли положительный результат в развитии связной речи дошкольников, то планирую и в следующем учебном году продолжать работу в этой области, которая относится к приоритетному направлению нашего детского сада, а именно – познавательно – речевое развитие .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_po_samoobrazovaniyu_2022_god.docx | 16.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №17»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Отчёт по самообразованию
Тема: « Познавательно – речевое развитие детей»
Воспитатель: Алиева А.Г.
2021-2022 учебный год
Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык – средство общения и познания – является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества.
Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
В речевом развитии ребенка особое значение имеет возраст 5 лет. Именно с этого времени начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей; идет становление качественной стороны речи.
Нормально развивающийся ребёнок в 5 лет активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми; все большую роль в его жизни играют сверстники, другие дети. Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. В то же время, наличие перечисленных умений является показателем нормального развития детей.
Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся
молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становиться «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:
Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
Целью моей работы является:
Создание в группе условий для эффективного познавательно - речевого развития детей.
Исходя из этого, поставила перед собой следующие задачи:
1.Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.
4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.
6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
В процессе работы над темой мною были использованы следующие действия и мероприятия:
Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме
Посещение ОД у воспитателей своего ДОУ
Посещение педсоветов, семинаров
Самоанализ и самооценка ОД в своей группе
Проведение открытых мероприятий.
Использовала следующие методы и приёмы познавательно-речевого развития:
Общение: неподготовленное и подготовленное. «Живое» общение с правилами, так называемое этикетное. Общение по телефону.
Игры. Речевые действия как часть речевого поведения. Ролевые игры. Речевое поведение ребенка в сюжетно- ролевых и театрализованных играх. Театрализованные игры как средство развития связной речи.
Учебно-игровые ситуации, возникающие по инициативе взрослого или ребенка, где ребенок может проявить речевую активность.
Труд: трудовые и речевые действия.
Досуг. Праздники и развлечения как эффективная форма обучения речи.
В своей работе опиралась как на традиционные приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития:
- Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.
- Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно - поисковая деятельность.
Так и нетрадиционные:
- Мнемотехника
-Алгоритм
-Салат из сказок
-Логоритмика(пальчиковые игры или массаж пальцев, упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции, стихотворения, сопровождаемые движениями, речевые упражнения без музыкального сопровождения; чистоговорки, речевые и музыкальные игры, гимнастика для глаз, подвижные игры, драматизации, мимические упражнения)
С родителями была проведена следующая работа:
Создание картотеки ко Дню «Матери»: пословиц, стихов, загадок о вежливости.
Показ спектакля родителям «Маша и медведь»
Консультация «Как наша семья провела лето».
Памятка «Воспитание усидчивости – важное условие подготовки детей к школе».
Памятка «Роль сказки в развитии детской эмоциональности».
С педагогами провела
Отчет из опыта работы «Эффективность применения форм и методов работы с детьми по приобщению детей к произведениям художественной литературы»
Семинар-практикум « Развитие логического мышления и творческого воображения детей посредством ИКТ»
Мастер-класс «Подготовка воспитателя и детей к занятию по чтению и рассказыванию художественной литературы»Консультация«Учимся у книги»
Семинар - практикум «Как знакомить ребенка с книгой»
Весь собранный материал использовала на практике с целью повышения своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности и формирования у детей познавательно-речевых знаний, умений, навыков, проявляющихся в повседневной и учебной деятельности.
Вывод: За период 2021-2022учебного года я увидела положительную динамику моей целенаправленной работы по теме самообразования.
У детей заметно улучшилась связная речь. Стала более сформированной выразительность речи и повысились творческие способности детей, внимание, воображение.
За период 2021-2022 учебный год:
-Изучила методическую литературу;
-Применила полученные знания на практике;
-Активно сотрудничала с педагогами и родителями;
-Значительно повысила свой профессиональный уровень.
Перспектива дальнейшей работы:
Поскольку вышеуказанные методы принесли положительный результат в развитии связной речи дошкольников, то планирую и в следующем учебном году продолжать работу в этой области, которая относится к приоритетному направлению нашего детского сада, а именно – познавательно – речевое развитие .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по самообразованию на тему "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"
Отчёт по самообразованию за 2013-2014учебный год воспитателя I младшей группы по теме "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"...
Отчёт по теме самообразования "«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование логических структур мышления этих структур протекает с больш...
Отчёт по теме самообразования " Развитие связной речи детей 3-4 лет через устное народное творчество "
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, пот...
Отчёт по самообразованию. Тема:Развитие навыков исследовательской деятельности детей средней группы детского сада.
Обобщение опыта.Отчёт по самообразованию.Цель публикации: помочь молодым педагогам в составлении аналитического отчёта по итогам года в соответствии ФГОС....
Отчёт по самообразованию "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста" 2019г.
Отчёт по самообразованию...
Отчёт по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности».
Отчёт по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности». Цель: повышение профессиональной компетентности в области сенсорного воспитания детей...