Отчёт по самообразованию "Познавательно-речевое развитие детей"
методическая разработка (старшая группа)

Алиева Айжан Галимжановна

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  №17»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

 

 

 

 

 

Отчёт  по  самообразованию

Тема: « Познавательно – речевое развитие детей»

Воспитатель: Алиева А.Г.

2021-2022 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык – средство общения и познания – является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества.

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

В речевом развитии ребенка особое значение имеет возраст 5 лет. Именно с этого времени начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей; идет становление качественной стороны речи.

Нормально развивающийся ребёнок в 5 лет активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми; все большую роль в его жизни играют сверстники, другие дети. Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. В то же время, наличие перечисленных умений является показателем нормального развития детей.

Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся

молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становиться «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.

                                             АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

 

Целью моей работы является:

Создание в  группе  условий для эффективного познавательно - речевого развития детей.

Исходя  из  этого, поставила перед собой  следующие  задачи:

1.Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

5.  Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.

6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

В процессе работы над темой  мною были использованы следующие действия и мероприятия:

 Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме

Посещение ОД у воспитателей своего ДОУ

 Посещение педсоветов, семинаров

 Самоанализ и самооценка ОД в своей группе

Проведение открытых мероприятий.

Использовала следующие методы и приёмы познавательно-речевого развития:

Общение: неподготовленное и подготовленное. «Живое» общение с правилами, так называемое этикетное. Общение по телефону.

Игры. Речевые действия как часть речевого поведения. Ролевые игры. Речевое поведение ребенка в сюжетно- ролевых и театрализованных играх. Театрализованные игры как средство развития связной речи.

Учебно-игровые ситуации, возникающие по инициативе взрослого или ребенка, где ребенок может проявить речевую активность.

Труд: трудовые и речевые действия.

Досуг. Праздники и развлечения как эффективная форма обучения речи.

 В своей работе опиралась как на  традиционные приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития:

- Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.

- Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно - поисковая деятельность.

Так и нетрадиционные:

  - Мнемотехника

  -Алгоритм

  -Салат из сказок

              -Логоритмика(пальчиковые игры или массаж пальцев, упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции, стихотворения, сопровождаемые движениями, речевые упражнения без музыкального сопровождения; чистоговорки, речевые и музыкальные игры, гимнастика для глаз, подвижные игры, драматизации, мимические упражнения)

С родителями была проведена следующая работа:

Создание картотеки ко Дню «Матери»: пословиц, стихов, загадок о вежливости.

Показ спектакля родителям  «Маша и медведь»

Консультация  «Как  наша семья провела лето».

Памятка «Воспитание усидчивости – важное условие подготовки детей к школе».

Памятка  «Роль сказки в развитии детской эмоциональности».

С педагогами провела

Отчет из опыта работы «Эффективность применения форм и методов работы с детьми по приобщению детей к произведениям художественной литературы»

Семинар-практикум « Развитие логического мышления и творческого воображения детей  посредством ИКТ»

Мастер-класс «Подготовка воспитателя и детей к занятию по чтению и рассказыванию художественной литературы»Консультация«Учимся у книги»

Семинар - практикум «Как  знакомить ребенка  с книгой»

Весь собранный материал использовала на практике с целью повышения своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности и  формирования  у детей познавательно-речевых  знаний, умений, навыков, проявляющихся в повседневной и учебной деятельности.

Вывод:  За период  2021-2022учебного года я увидела положительную динамику моей целенаправленной работы по теме самообразования.

У детей заметно улучшилась связная речь. Стала более сформированной выразительность речи и повысились творческие способности детей, внимание, воображение.

За  период  2021-2022 учебный год:

-Изучила  методическую  литературу;

-Применила  полученные  знания на  практике;

-Активно  сотрудничала с педагогами  и  родителями;

-Значительно повысила свой профессиональный уровень.

Перспектива  дальнейшей  работы:

Поскольку вышеуказанные методы принесли  положительный результат в развитии связной речи дошкольников, то планирую и в следующем учебном году продолжать работу в этой области, которая относится к приоритетному направлению нашего детского сада, а именно – познавательно – речевое развитие .

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_samoobrazovaniyu_2022_god.docx16.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  №17»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

 

 

Отчёт  по  самообразованию

Тема: « Познавательно – речевое развитие детей»

Воспитатель: Алиева А.Г.

2021-2022 учебный год

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык – средство общения и познания – является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества.

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

В речевом развитии ребенка особое значение имеет возраст 5 лет. Именно с этого времени начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей; идет становление качественной стороны речи.

Нормально развивающийся ребёнок в 5 лет активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми; все большую роль в его жизни играют сверстники, другие дети. Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. В то же время, наличие перечисленных умений является показателем нормального развития детей.

Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся

молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становиться «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.

                                             АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Целью моей работы является:

Создание в  группе  условий для эффективного познавательно - речевого развития детей.

Исходя  из  этого, поставила перед собой  следующие  задачи:

1.Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

5.  Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.

6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

В процессе работы над темой  мною были использованы следующие действия и мероприятия:

 Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме

Посещение ОД у воспитателей своего ДОУ

 Посещение педсоветов, семинаров

 Самоанализ и самооценка ОД в своей группе

Проведение открытых мероприятий.

Использовала следующие методы и приёмы познавательно-речевого развития:

Общение: неподготовленное и подготовленное. «Живое» общение с правилами, так называемое этикетное. Общение по телефону.

Игры. Речевые действия как часть речевого поведения. Ролевые игры. Речевое поведение ребенка в сюжетно- ролевых и театрализованных играх. Театрализованные игры как средство развития связной речи.

Учебно-игровые ситуации, возникающие по инициативе взрослого или ребенка, где ребенок может проявить речевую активность.

Труд: трудовые и речевые действия.

Досуг. Праздники и развлечения как эффективная форма обучения речи.

 В своей работе опиралась как на  традиционные приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития:

- Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.

- Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно - поисковая деятельность.

Так и нетрадиционные:

  - Мнемотехника

  -Алгоритм

  -Салат из сказок

              -Логоритмика(пальчиковые игры или массаж пальцев, упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции, стихотворения, сопровождаемые движениями, речевые упражнения без музыкального сопровождения; чистоговорки, речевые и музыкальные игры, гимнастика для глаз, подвижные игры, драматизации, мимические упражнения)

С родителями была проведена следующая работа:

Создание картотеки ко Дню «Матери»: пословиц, стихов, загадок о вежливости.

Показ спектакля родителям  «Маша и медведь»

Консультация  «Как  наша семья провела лето».

Памятка «Воспитание усидчивости – важное условие подготовки детей к школе».

Памятка  «Роль сказки в развитии детской эмоциональности».

С педагогами провела

Отчет из опыта работы «Эффективность применения форм и методов работы с детьми по приобщению детей к произведениям художественной литературы»

Семинар-практикум « Развитие логического мышления и творческого воображения детей  посредством ИКТ»

Мастер-класс «Подготовка воспитателя и детей к занятию по чтению и рассказыванию художественной литературы»Консультация«Учимся у книги»

Семинар - практикум «Как  знакомить ребенка  с книгой»

Весь собранный материал использовала на практике с целью повышения своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности и  формирования  у детей познавательно-речевых  знаний, умений, навыков, проявляющихся в повседневной и учебной деятельности.

Вывод:  За период  2021-2022учебного года я увидела положительную динамику моей целенаправленной работы по теме самообразования.

У детей заметно улучшилась связная речь. Стала более сформированной выразительность речи и повысились творческие способности детей, внимание, воображение.

За  период  2021-2022 учебный год:

-Изучила  методическую  литературу;

-Применила  полученные  знания на  практике;

-Активно  сотрудничала с педагогами  и  родителями;

-Значительно повысила свой профессиональный уровень.

Перспектива  дальнейшей  работы:

Поскольку вышеуказанные методы принесли  положительный результат в развитии связной речи дошкольников, то планирую и в следующем учебном году продолжать работу в этой области, которая относится к приоритетному направлению нашего детского сада, а именно – познавательно – речевое развитие .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию на тему "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"

Отчёт по самообразованию за 2013-2014учебный год воспитателя I младшей группы по теме "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"...

Отчёт по теме самообразования "«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование логических структур мышления этих структур протекает с больш...

Отчёт по теме самообразования " Развитие связной речи детей 3-4 лет через устное народное творчество "

Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, пот...

Отчёт по самообразованию. Тема:Развитие навыков исследовательской деятельности детей средней группы детского сада.

Обобщение опыта.Отчёт по самообразованию.Цель публикации: помочь молодым педагогам в составлении аналитического отчёта по итогам года в соответствии ФГОС....

Отчёт по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности».

Отчёт по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности». Цель: повышение профессиональной компетентности в области сенсорного воспитания детей...