Отчёт по самообразованию "Познавательно-речевое развитие детей"
методическая разработка (старшая группа)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №17»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Отчёт по самообразованию
Тема: « Познавательно – речевое развитие детей»
Воспитатель: Алиева А.Г.
2021-2022 учебный год
Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык – средство общения и познания – является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества.
Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
В речевом развитии ребенка особое значение имеет возраст 5 лет. Именно с этого времени начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей; идет становление качественной стороны речи.
Нормально развивающийся ребёнок в 5 лет активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми; все большую роль в его жизни играют сверстники, другие дети. Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. В то же время, наличие перечисленных умений является показателем нормального развития детей.
Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся
молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становиться «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:
Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
Целью моей работы является:
Создание в группе условий для эффективного познавательно - речевого развития детей.
Исходя из этого, поставила перед собой следующие задачи:
1.Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.
4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.
6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
В процессе работы над темой мною были использованы следующие действия и мероприятия:
Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме
Посещение ОД у воспитателей своего ДОУ
Посещение педсоветов, семинаров
Самоанализ и самооценка ОД в своей группе
Проведение открытых мероприятий.
Использовала следующие методы и приёмы познавательно-речевого развития:
Общение: неподготовленное и подготовленное. «Живое» общение с правилами, так называемое этикетное. Общение по телефону.
Игры. Речевые действия как часть речевого поведения. Ролевые игры. Речевое поведение ребенка в сюжетно- ролевых и театрализованных играх. Театрализованные игры как средство развития связной речи.
Учебно-игровые ситуации, возникающие по инициативе взрослого или ребенка, где ребенок может проявить речевую активность.
Труд: трудовые и речевые действия.
Досуг. Праздники и развлечения как эффективная форма обучения речи.
В своей работе опиралась как на традиционные приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития:
- Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.
- Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно - поисковая деятельность.
Так и нетрадиционные:
- Мнемотехника
-Алгоритм
-Салат из сказок
-Логоритмика(пальчиковые игры или массаж пальцев, упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции, стихотворения, сопровождаемые движениями, речевые упражнения без музыкального сопровождения; чистоговорки, речевые и музыкальные игры, гимнастика для глаз, подвижные игры, драматизации, мимические упражнения)
С родителями была проведена следующая работа:
Создание картотеки ко Дню «Матери»: пословиц, стихов, загадок о вежливости.
Показ спектакля родителям «Маша и медведь»
Консультация «Как наша семья провела лето».
Памятка «Воспитание усидчивости – важное условие подготовки детей к школе».
Памятка «Роль сказки в развитии детской эмоциональности».
С педагогами провела
Отчет из опыта работы «Эффективность применения форм и методов работы с детьми по приобщению детей к произведениям художественной литературы»
Семинар-практикум « Развитие логического мышления и творческого воображения детей посредством ИКТ»
Мастер-класс «Подготовка воспитателя и детей к занятию по чтению и рассказыванию художественной литературы»Консультация«Учимся у книги»
Семинар - практикум «Как знакомить ребенка с книгой»
Весь собранный материал использовала на практике с целью повышения своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности и формирования у детей познавательно-речевых знаний, умений, навыков, проявляющихся в повседневной и учебной деятельности.
Вывод: За период 2021-2022учебного года я увидела положительную динамику моей целенаправленной работы по теме самообразования.
У детей заметно улучшилась связная речь. Стала более сформированной выразительность речи и повысились творческие способности детей, внимание, воображение.
За период 2021-2022 учебный год:
-Изучила методическую литературу;
-Применила полученные знания на практике;
-Активно сотрудничала с педагогами и родителями;
-Значительно повысила свой профессиональный уровень.
Перспектива дальнейшей работы:
Поскольку вышеуказанные методы принесли положительный результат в развитии связной речи дошкольников, то планирую и в следующем учебном году продолжать работу в этой области, которая относится к приоритетному направлению нашего детского сада, а именно – познавательно – речевое развитие .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №17»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Отчёт по самообразованию
Тема: « Познавательно – речевое развитие детей»
Воспитатель: Алиева А.Г.
2021-2022 учебный год
Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык – средство общения и познания – является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества.
Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
В речевом развитии ребенка особое значение имеет возраст 5 лет. Именно с этого времени начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей; идет становление качественной стороны речи.
Нормально развивающийся ребёнок в 5 лет активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми; все большую роль в его жизни играют сверстники, другие дети. Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. В то же время, наличие перечисленных умений является показателем нормального развития детей.
Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся
молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становиться «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:
Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
Целью моей работы является:
Создание в группе условий для эффективного познавательно - речевого развития детей.
Исходя из этого, поставила перед собой следующие задачи:
1.Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.
4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.
6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
В процессе работы над темой мною были использованы следующие действия и мероприятия:
Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме
Посещение ОД у воспитателей своего ДОУ
Посещение педсоветов, семинаров
Самоанализ и самооценка ОД в своей группе
Проведение открытых мероприятий.
Использовала следующие методы и приёмы познавательно-речевого развития:
Общение: неподготовленное и подготовленное. «Живое» общение с правилами, так называемое этикетное. Общение по телефону.
Игры. Речевые действия как часть речевого поведения. Ролевые игры. Речевое поведение ребенка в сюжетно- ролевых и театрализованных играх. Театрализованные игры как средство развития связной речи.
Учебно-игровые ситуации, возникающие по инициативе взрослого или ребенка, где ребенок может проявить речевую активность.
Труд: трудовые и речевые действия.
Досуг. Праздники и развлечения как эффективная форма обучения речи.
В своей работе опиралась как на традиционные приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития:
- Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.
- Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно - поисковая деятельность.
Так и нетрадиционные:
- Мнемотехника
-Алгоритм
-Салат из сказок
-Логоритмика(пальчиковые игры или массаж пальцев, упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции, стихотворения, сопровождаемые движениями, речевые упражнения без музыкального сопровождения; чистоговорки, речевые и музыкальные игры, гимнастика для глаз, подвижные игры, драматизации, мимические упражнения)
С родителями была проведена следующая работа:
Создание картотеки ко Дню «Матери»: пословиц, стихов, загадок о вежливости.
Показ спектакля родителям «Маша и медведь»
Консультация «Как наша семья провела лето».
Памятка «Воспитание усидчивости – важное условие подготовки детей к школе».
Памятка «Роль сказки в развитии детской эмоциональности».
С педагогами провела
Отчет из опыта работы «Эффективность применения форм и методов работы с детьми по приобщению детей к произведениям художественной литературы»
Семинар-практикум « Развитие логического мышления и творческого воображения детей посредством ИКТ»
Мастер-класс «Подготовка воспитателя и детей к занятию по чтению и рассказыванию художественной литературы»Консультация«Учимся у книги»
Семинар - практикум «Как знакомить ребенка с книгой»
Весь собранный материал использовала на практике с целью повышения своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности и формирования у детей познавательно-речевых знаний, умений, навыков, проявляющихся в повседневной и учебной деятельности.
Вывод: За период 2021-2022учебного года я увидела положительную динамику моей целенаправленной работы по теме самообразования.
У детей заметно улучшилась связная речь. Стала более сформированной выразительность речи и повысились творческие способности детей, внимание, воображение.
За период 2021-2022 учебный год:
-Изучила методическую литературу;
-Применила полученные знания на практике;
-Активно сотрудничала с педагогами и родителями;
-Значительно повысила свой профессиональный уровень.
Перспектива дальнейшей работы:
Поскольку вышеуказанные методы принесли положительный результат в развитии связной речи дошкольников, то планирую и в следующем учебном году продолжать работу в этой области, которая относится к приоритетному направлению нашего детского сада, а именно – познавательно – речевое развитие .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/18/picture-462674-1629310675.jpg)
Отчёт по самообразованию на тему "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"
Отчёт по самообразованию за 2013-2014учебный год воспитателя I младшей группы по теме "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/16/picture-284896-1565986044.jpg)
Отчёт по теме самообразования "«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование логических структур мышления этих структур протекает с больш...
Отчёт по теме самообразования " Развитие связной речи детей 3-4 лет через устное народное творчество "
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, пот...
Отчёт по самообразованию. Тема:Развитие навыков исследовательской деятельности детей средней группы детского сада.
Обобщение опыта.Отчёт по самообразованию.Цель публикации: помочь молодым педагогам в составлении аналитического отчёта по итогам года в соответствии ФГОС....
Отчёт по самообразованию "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста" 2019г.
Отчёт по самообразованию...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/24/picture-1342980-1629819354.jpg)
Отчёт по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности».
Отчёт по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности». Цель: повышение профессиональной компетентности в области сенсорного воспитания детей...