Статья "Роль фольклора в воспитании дошкольников"
статья

Пышкина Жанна Витальевна

Статья из личного опыта музыкального рководителя о роли фольклора в воспитании дошкольников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_folklora_v_vospitanii_doshkolnikov.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ—ЯСЛИ-САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 106 «СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИКИ»

СТАТЬЯ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

«Роль фольклора в воспитании дошкольников»

Музыкальный руководитель:

Пышкина Ж.В.

г. Луганск

2022

Фольклорное воспитание дошкольников является одним из главных направлений в работе нашего дошкольного учреждения ГУ ЛНР «Ясли - сад №106 «Солнечные лучики». Фольклор помогает формировать у детей духовные и нравственные качества, сеять в детской душе семена любви к родному дому и семье, к истории родного края и города, к родной природе.

Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально – положительного отношения детей к нему. Ценность использования народного фольклора определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного фольклора, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть, воздействуя на чувственную сферу ребенка, народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.

В своей работе я использую все виды фольклорных жанров: прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы, театрализованные представления, фольклорные праздники.

Использование прибауток помогает тренировать память и пополнять словарный запас детей.

Небылицы способствуют формированию чувства юмора, развитию логического мышления.

Скороговорки развивают дикцию, совершенствуют произношение слов. Многие из них музыкально интонируются.

Игры с песнями расширяют у детей круг их музыкальной деятельности, предоставляют им простор для видоизменений, вариаций движений, обыгрываний действий по сюжету песни.

В сюжетных хороводных песнях отражены народный быт, красота природы. В хороводе поэтически-музыкальное искусство связано с элементами театрализованного действия и хореографии.

При работе над танцевальными движениями, в играх, хороводах я использую загадки, подговорки, речедвигательные упражнения.

Подговорки — это малый фольклорный жанр, в котором в игровой стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевальных движений, его название. Применение подговорок способствует усвоению танцевальных, игровых движений, комплексному развитию личности, созданию комфортной обстановки для эмоционально-психологической разгрузки на музыкальных занятиях.

Учитывая, что наш детский сад имеет статус компенсирующего дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения, я подбираю такие народные игры и хороводы, которые соответствуют нашим коррекционным задачам:  совмещение зрительного и слухового образов, употребление цветов, тренирующих сетчатку глаза, развитие слуховой и пространственной ориентировки.

В детском саду ежегодно проводятся такие фольклорные праздники, как «Осенняя ярмарка», «Коляда в детском саду», «Масленица», «Сорок сороков» (праздник прилёта птиц), а также драматизация русских народных сказок, кукольные представления.

Ребята очень любят выступать в оркестре народных инструментов. Играя на ложках, трещётках, балалайках, тарахтушках, они исполняют русские народные мелодии.

Положительный эмоциональный отклик вызывают у детей постановки фольклорных танцев: «Сударушка», «Кадриль», «Гармошечка-говорушечка», «Пых-пых, самовар» и др. А русские  костюмы, в которых выступают ребята, создают им настроение и приучают к национальной культуре.

В своей работе я использую дидактические сказки на основе русского фольклора, такие как: «Мороз Иванович», «Весна», «Мужик и дождь», «Берестяная коробочка» и другие, которые предлагает Е. А. Суглобова, аспирант кафедры эстетического воспитания МПГУ. Цель этих сказок - познакомить дошкольников с трудовыми, игровыми, колыбельными песнями. Задачи – рассказать о старинных обычаях и обрядах, связанных с крестьянским трудом, продолжить знакомство с народными играми, песнями, колядками, закличками. По словам Е. А. Суглобовой, «использование дидактической сказки, основанной на фольклорном материале – это прекрасная возможность погрузить ребёнка в мир родной культуры».

Также в своей работе я пользуюсь разработанными мною художественно-иллюстрационными дидактическими пособиями, цель которых — знакомство с народным фольклором.

Большое участие в подготовке и проведении фольклорных праздников принимают родители. Они помогают в оформлении музыкального зала, площадок на территории детского сада, шьют костюмы и изготовляют необходимые атрибуты. Наши родители с удовольствием участвуют в различных конкурсах, соревнованиях, во всех праздниках.

Народный фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Фольклор — колоритен, богат палитрой эмоциональных переживаний. Моя задача — приобщить дошкольников к истокам народной культуры, способствовать сохранению её традиций, привить любовь к природе и родному краю.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА».

В сообщение раскрывается роль музыкального фольклора в нравственном воспитании дошкольников. Сообщение будет интересно для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ....

Фольклор в музыкальном воспитании дошкольников

Из личного опыта работы по использованию местного диалекта, кубанских традиций, даю обоснованное убеждение - почему надо учить детей с дошкольного возраста местным обычаям  и народной мудрости. С...

"Значение фольклора в воспитании детей дошкольного возраста" ("Фольклор - дошкольникам")

Программа посвящена важному вопросу формирования чувства национального самосознания с дошкольного возраста. Включение народных произведений в работу обогащает чувства и речь детей, формирует отношение...

Педагогический проект в 1 младшей группе "Потешки. Значение фольклора в воспитании дошкольника"

Руководитель проекта: воспитатель  Дмитриева К.В.Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатель, муз.руководитель, родители.Вид проекта:  долгосрочный (август- декабрь),  коллект...

Проект в первой младшей группе «Фольклор. Значение фольклора в воспитании дошкольника»

Педагогический проект в 1младшей группе«Фольклор. Значение фольклора в воспитании дошкольника»Участники проекта: дети 1младшей группы, воспитатели, родители.Вид проекта: познавательно – творческий, гр...

Консультация для родителей «Роль русского фольклора в воспитании дошкольников»

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение......

Роль музыкального фольклора в воспитании дошкольников

Говоря о патриотическом воспитании ребёнка, тем более дошкольника,  нельзя забывать о главном и естественном процессе – приобщению детей к культуре своего народа, к русскому национальному и...