Фольклор в музыкальном воспитании дошкольников
статья по теме

Зуб Людмила Анатольевна

Из личного опыта работы по использованию местного диалекта, кубанских традиций, даю обоснованное убеждение - почему надо учить детей с дошкольного возраста местным обычаям  и народной мудрости. Сценарий  "Рождественские колядки" с уникальной песенной  подборкой неоднократно показанный на разном уровне имел восторженные отзывы зрителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon folklor_v_muzykalnom_vospitanii_doshkolnikov.doc45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

« Фольклор

 в  музыкальном воспитании

 дошкольников».

(из опыта работы)

музыкальный руководитель (первой квалификационной категории)   МДОУ детский сад № 29

Зуб Людмила Анатольевна

ст.Новоминская

2008г.

Проработав в детском саду четверть века музыкальным руководителем, и испробовав многие методики, я пришла к твёрдому убеждению: народная культура – главное средство нравственного, познавательного и эстетического развития ребёнка.

       В народе говорят: « нет дерева без корней, дома  - без фундамента». И этим фундаментом является фольклор, на котором строится и раскрывается ребёнок как ЛИЧНОСТЬ. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребёнка и лежать в основе его личности.

       Любой народ продлевает себя в детях. Естественно стремление цивилизованного народа иметь этнопедагогику в дошкольном образовании. Академик Д.С.Лихачёв сказал: «Национальные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Духовность надо воспитывать  с раннего детства. Поэтому: фольклор – это не просто наше наследие, но наряду с православием, ещё и та основа основ, на которой держится нравственность русского человека. И если исчезнет этот фундамент, то рухнет и национальное самосознание.

       Свою работу по музыкальному воспитанию стараюсь строить на основе народного календаря. Это имеет основную особенность – прослеживание сезонного труда взрослых в песнях, танцах, обрядах. Заклички  учат детей   общаться ( вести беседу как с живым существом) с явлениями природы от которых зависят  результаты земледельческого труда. Попевки  и приговорки дают радостное мироощущение и неиссякаемый оптимизм. Дразнилки и частушки учат тонкому юмору и доброте. Обряды  - передают глубинную народную мудрость.

          Календарный праздник – своеобразный итог проведённой работы земледельца, где ребёнок учится свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Идёт приобщение к этническим ценностям в доступных формах, создаются яркие образы, воспитывается вкус, интерес к жизни, искусству предков, стремление понять их, стать ближе к своему народу. В итоге - у ребёнка остаётся детство с красотой, радостью, неподдельным весельем, положительным эмоциональным фоном. А всплеск положительных эмоций, по мнению В.А.Сухомлинского, « единственное средство развивать ум ребёнка, обучить его и сохранить при этом детство».

          Использовав в практике с детьми песни и диалоги на местном диалекте, наткнулась на непонимание и осуждение со стороны коллег. Многие задавали вопрос: « разве можно этому учить детей?». Были сомнения, но продолжала  собирать материал и воплощать в концертах на полевых станах, где восхищениям взрослых от детей не было конца. Теперь уверена – можно и нужно учить петь, играть на кубанском диалекте! Во-первых – это наша история казачества. А историю надо знать! Во-вторых – это ещё один способ развития речи ребёнка, артикуляционного аппарата, словарного запаса; без занудных повторений и упражнений.

         В Краснодарском государственном университете культуры и искусств Валентина Ивановна Чурсина со студентами ездит по станицам, изучают местные диалекты и издают собранный материал, чтобы сохранить в сценических формах для самодеятельности.

         А такие корифеи этнографии, как Анатолий Михайлович Мехнецов и Наталья Николаевна Гилярова (представители Московской и Санкт-Петербургской консерваторий), прослушав моих детей фольклорного ансамбля, одобрили и благословили мою скромную работу по сохранению местного диалекта. Лично общаясь с такими истинными хранителями русского наследия, понимаешь, как много ещё надо сделать, чтобы сберечь хоть малую частицу культуры посланцев Екатерины Великой - казаков.

      Предлагаю наработанный  мною практический материал, собранный из разных источников и объединённый темой «Рождество Христово».

        

Колядки

(двуязычие – сочетание русского и украинского языков)

Дети заходят в хату.

Мальчик1.Пустите христославить!

Мальчик2.Ликуйте, христиане!

Сей день Христос народился,

Весь мир освободился…

Не страшен нам сатана,

Не страшен его ад;

Пришёл Сын Божий

Искупить Адамовых чад!

Все.С праздником вас, с Рождеством Христовым!

Мальчик1.Батько будущёго вика

Прыйшов спасты чоловика!

Песня: « Рождество Христово»  (приложение)

Девочка       Добрый дэнь, господарю!

Вынысь нам ковбас пару.

Походы коло пичкы,

Пошукай там пэрэпичкы.

Вынысь сала – ны скупыся,

Щоб твий ячминь уродывся,

Щоб нажалы сто кип жита,

Щоб симья  улла вся сыта,

Щоб скотына водылася,

Щоб пшэныця родылася,

Щоб горилку выпывалы,

Колядныкив частувалы!

Песня: «Застэлайтэ столы…»  (приложение)

Дев.2.Коляду, коляду,                                          Дев.3   Дай, тётка, ковбасу,

          Пишла свыня по льду,                                            Литом конэй попасу.

          Ростиряла ковбасу.                                                  Нэ дасы ковбасы.

          Та нам грошикы давай!           Так сама ты и пасы.

Песня: « Сею, вею, посеваю..»  (приложение)

Дев.4  Коляд-коляд, колядныця,

           Добра з мэдом паляныця,

          А бэз мэду ны така,

          Дай, тётка, пьятака.

          Ны дасы пьятака,

          Возьму вола за рога,

         А кобылу за чупрыну.

          Та й повэду за могылу,

          З-за могылы у кабак,

         Та й продам я за пьятак,

          А ты, тётка, останыся так.

    Давай пьятак!

Дев.5 Коляда, Коляда,

Я у батька одна,

По колино кожушок,

Дай, тётка, пирожок.

Дев.6. А я дивчинка малэнька,

Спидныченька рябэнька,

Чобиткы коркови.

Будьтэ, с празднычком, здорови!

Дев.7 Коляда, Коляда,

Дид на бабу погляда.

Баба вэсэла була,

Колядныкив погукала,

Колядныкы прыбигалы,

Дида з бабой поздравлялы.

Песня: « Посияв дид просо» укр.н. п.

Дев.8 И я дивчинка манэнька,

В мэнэ юбочка краснэнька,

Чэрэвычкы хромовэнькы.

Будьтэ с празднычком здоровэнькы!

Песня: «Прощавайтэ, друзи..»

С этим сценарием мы ездили в учреждения в Рождественские праздники. Взрослые получали удивительный мини концерт детей с пожеланиями, а дети получали подарки и овации аплодисментов. Эмоции зашкаливали как зрителей так и «артистов». После такой оценки их труда, им ещё больше хотелось заниматься и узнавать новое.

Брэхэнька (исполняют два пожилых казака)

из сборника В.И.Чурсиной

 - Здорово, кум!

 - Здорово!

 - Ты дэ був?

 - На базари.

 - Шо купыв?

 - Гороху мишок.

 - О… Добри твои дила.

 - Добри, та нэ шоб.

 - А шо?

 - Да то!

 - А як?

 - Да так. Мишок був драный, горох увэсь высыпався.

 - Да…Пагани твои дила.

 - Пагани, да нэ так шоб.

 - А шо?

 - Да то!

 - А як?

 - Да так!

 - Той горох свыни поилы. Став я свынэй ловыть та ризать. Насолыв дэсять кадушок сала.

 - О добри твои дила!

 - Добри, да нэ так шоб.

 - А шо?

 - Да то!

  - А як?

  - Да так. Повадылысь до сала коты, шоб воны повыздыхалы. Потрискалы то сало до послиднёго шматочка.

 - О…Пагани твои дила.

 - Пагани, да нэ так шоб.

 - А шо?

 - Да то!

 - А як?

 - Да так. Став я тих котив ловыть та шкуры с них сдырать. Сшив баби гарну шубу.

- Добри твои дила!

 - Добри, да нэ так шоб.

 - А шо?

 - Да то!

 - А як?

 - Да так. Пишла моя Евдокия Корнеечна у церкву. А поп кадылом кадыв, уголёк выпав. Шуба сгорила.

 - Да. Пагани твои дила.

 - Пагани, да нэ так шоб.

 - А шо?

 - Да то!

 - А як?

 - Да так. Став я с попом судыться и высудыв….симырогую корову.

 - Та то ны корова, то олень.

 - Та сам ты дуралей.

 - Да то ны олень, то рак.

 - А хто слухав, той дурак.

Детская местная считалочка:  Ой, гоп, та й усэ.

 Сударь пивня нэсэ.

Сударыня порося,

Оно вырвалося:

 - Стой, стой, порося,

Росщитаимся.

Ото ж ты, ото ж я,

Ото ж жиночка моя.

Ото ж тая молодыця,

Шо ныкого нэ  боится:

Ны попа, ны дьяка.

Ны серебряныка.

Дзинь, брясь,

Вышов князь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников»

Знакомить детей с творчеством русского и мордовского народа....

Проект на тему: «Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников»

Знакомить детей с творчеством русского фольклора.Прививать детям любовь к своей Родине и её традициям....

Значение народного фольклора в музыкальном воспитании дошкольников.

Фольклор влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, способствует развитию речи, дает образцы русского литературн...

статья Фольклор в музыкальном воспитании дошкольников (2)

статья Фольклор в музыкальном воспитании дошкольников (2)...

Музыкально- творческий проект : "Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников".

Музыкально- творческий проект : "Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников"....

Статья: Роль русского фольклора в музыкальном воспитании дошкольника

В статье рассматриваются  вопросы  русского  фольклора, кто и как его изучает, по каким признакам можно отличить фольклорные произведения, примеры таких произведений в русском музыкальн...


 

Комментарии

Фисан Елена Георгиевна

так держать!Людмила Анатольевна ,хлебно-урожайного ничего нет?