Фольклор в музыкальном воспитании дошкольников
статья по теме
Из личного опыта работы по использованию местного диалекта, кубанских традиций, даю обоснованное убеждение - почему надо учить детей с дошкольного возраста местным обычаям и народной мудрости. Сценарий "Рождественские колядки" с уникальной песенной подборкой неоднократно показанный на разном уровне имел восторженные отзывы зрителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor_v_muzykalnom_vospitanii_doshkolnikov.doc | 45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
« Фольклор
в музыкальном воспитании
дошкольников».
(из опыта работы)
музыкальный руководитель (первой квалификационной категории) МДОУ детский сад № 29
Зуб Людмила Анатольевна
ст.Новоминская
2008г.
Проработав в детском саду четверть века музыкальным руководителем, и испробовав многие методики, я пришла к твёрдому убеждению: народная культура – главное средство нравственного, познавательного и эстетического развития ребёнка.
В народе говорят: « нет дерева без корней, дома - без фундамента». И этим фундаментом является фольклор, на котором строится и раскрывается ребёнок как ЛИЧНОСТЬ. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребёнка и лежать в основе его личности.
Любой народ продлевает себя в детях. Естественно стремление цивилизованного народа иметь этнопедагогику в дошкольном образовании. Академик Д.С.Лихачёв сказал: «Национальные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Духовность надо воспитывать с раннего детства. Поэтому: фольклор – это не просто наше наследие, но наряду с православием, ещё и та основа основ, на которой держится нравственность русского человека. И если исчезнет этот фундамент, то рухнет и национальное самосознание.
Свою работу по музыкальному воспитанию стараюсь строить на основе народного календаря. Это имеет основную особенность – прослеживание сезонного труда взрослых в песнях, танцах, обрядах. Заклички учат детей общаться ( вести беседу как с живым существом) с явлениями природы от которых зависят результаты земледельческого труда. Попевки и приговорки дают радостное мироощущение и неиссякаемый оптимизм. Дразнилки и частушки учат тонкому юмору и доброте. Обряды - передают глубинную народную мудрость.
Календарный праздник – своеобразный итог проведённой работы земледельца, где ребёнок учится свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Идёт приобщение к этническим ценностям в доступных формах, создаются яркие образы, воспитывается вкус, интерес к жизни, искусству предков, стремление понять их, стать ближе к своему народу. В итоге - у ребёнка остаётся детство с красотой, радостью, неподдельным весельем, положительным эмоциональным фоном. А всплеск положительных эмоций, по мнению В.А.Сухомлинского, « единственное средство развивать ум ребёнка, обучить его и сохранить при этом детство».
Использовав в практике с детьми песни и диалоги на местном диалекте, наткнулась на непонимание и осуждение со стороны коллег. Многие задавали вопрос: « разве можно этому учить детей?». Были сомнения, но продолжала собирать материал и воплощать в концертах на полевых станах, где восхищениям взрослых от детей не было конца. Теперь уверена – можно и нужно учить петь, играть на кубанском диалекте! Во-первых – это наша история казачества. А историю надо знать! Во-вторых – это ещё один способ развития речи ребёнка, артикуляционного аппарата, словарного запаса; без занудных повторений и упражнений.
В Краснодарском государственном университете культуры и искусств Валентина Ивановна Чурсина со студентами ездит по станицам, изучают местные диалекты и издают собранный материал, чтобы сохранить в сценических формах для самодеятельности.
А такие корифеи этнографии, как Анатолий Михайлович Мехнецов и Наталья Николаевна Гилярова (представители Московской и Санкт-Петербургской консерваторий), прослушав моих детей фольклорного ансамбля, одобрили и благословили мою скромную работу по сохранению местного диалекта. Лично общаясь с такими истинными хранителями русского наследия, понимаешь, как много ещё надо сделать, чтобы сберечь хоть малую частицу культуры посланцев Екатерины Великой - казаков.
Предлагаю наработанный мною практический материал, собранный из разных источников и объединённый темой «Рождество Христово».
Колядки
(двуязычие – сочетание русского и украинского языков)
Дети заходят в хату.
Мальчик1.Пустите христославить!
Мальчик2.Ликуйте, христиане!
Сей день Христос народился,
Весь мир освободился…
Не страшен нам сатана,
Не страшен его ад;
Пришёл Сын Божий
Искупить Адамовых чад!
Все.С праздником вас, с Рождеством Христовым!
Мальчик1.Батько будущёго вика
Прыйшов спасты чоловика!
Песня: « Рождество Христово» (приложение)
Девочка Добрый дэнь, господарю!
Вынысь нам ковбас пару.
Походы коло пичкы,
Пошукай там пэрэпичкы.
Вынысь сала – ны скупыся,
Щоб твий ячминь уродывся,
Щоб нажалы сто кип жита,
Щоб симья улла вся сыта,
Щоб скотына водылася,
Щоб пшэныця родылася,
Щоб горилку выпывалы,
Колядныкив частувалы!
Песня: «Застэлайтэ столы…» (приложение)
Дев.2.Коляду, коляду, Дев.3 Дай, тётка, ковбасу,
Пишла свыня по льду, Литом конэй попасу.
Ростиряла ковбасу. Нэ дасы ковбасы.
Та нам грошикы давай! Так сама ты и пасы.
Песня: « Сею, вею, посеваю..» (приложение)
Дев.4 Коляд-коляд, колядныця,
Добра з мэдом паляныця,
А бэз мэду ны така,
Дай, тётка, пьятака.
Ны дасы пьятака,
Возьму вола за рога,
А кобылу за чупрыну.
Та й повэду за могылу,
З-за могылы у кабак,
Та й продам я за пьятак,
А ты, тётка, останыся так.
Давай пьятак!
Дев.5 Коляда, Коляда,
Я у батька одна,
По колино кожушок,
Дай, тётка, пирожок.
Дев.6. А я дивчинка малэнька,
Спидныченька рябэнька,
Чобиткы коркови.
Будьтэ, с празднычком, здорови!
Дев.7 Коляда, Коляда,
Дид на бабу погляда.
Баба вэсэла була,
Колядныкив погукала,
Колядныкы прыбигалы,
Дида з бабой поздравлялы.
Песня: « Посияв дид просо» укр.н. п.
Дев.8 И я дивчинка манэнька,
В мэнэ юбочка краснэнька,
Чэрэвычкы хромовэнькы.
Будьтэ с празднычком здоровэнькы!
Песня: «Прощавайтэ, друзи..»
С этим сценарием мы ездили в учреждения в Рождественские праздники. Взрослые получали удивительный мини концерт детей с пожеланиями, а дети получали подарки и овации аплодисментов. Эмоции зашкаливали как зрителей так и «артистов». После такой оценки их труда, им ещё больше хотелось заниматься и узнавать новое.
Брэхэнька (исполняют два пожилых казака)
из сборника В.И.Чурсиной
- Здорово, кум!
- Здорово!
- Ты дэ був?
- На базари.
- Шо купыв?
- Гороху мишок.
- О… Добри твои дила.
- Добри, та нэ шоб.
- А шо?
- Да то!
- А як?
- Да так. Мишок був драный, горох увэсь высыпався.
- Да…Пагани твои дила.
- Пагани, да нэ так шоб.
- А шо?
- Да то!
- А як?
- Да так!
- Той горох свыни поилы. Став я свынэй ловыть та ризать. Насолыв дэсять кадушок сала.
- О добри твои дила!
- Добри, да нэ так шоб.
- А шо?
- Да то!
- А як?
- Да так. Повадылысь до сала коты, шоб воны повыздыхалы. Потрискалы то сало до послиднёго шматочка.
- О…Пагани твои дила.
- Пагани, да нэ так шоб.
- А шо?
- Да то!
- А як?
- Да так. Став я тих котив ловыть та шкуры с них сдырать. Сшив баби гарну шубу.
- Добри твои дила!
- Добри, да нэ так шоб.
- А шо?
- Да то!
- А як?
- Да так. Пишла моя Евдокия Корнеечна у церкву. А поп кадылом кадыв, уголёк выпав. Шуба сгорила.
- Да. Пагани твои дила.
- Пагани, да нэ так шоб.
- А шо?
- Да то!
- А як?
- Да так. Став я с попом судыться и высудыв….симырогую корову.
- Та то ны корова, то олень.
- Та сам ты дуралей.
- Да то ны олень, то рак.
- А хто слухав, той дурак.
Детская местная считалочка: Ой, гоп, та й усэ.
Сударь пивня нэсэ.
Сударыня порося,
Оно вырвалося:
- Стой, стой, порося,
Росщитаимся.
Ото ж ты, ото ж я,
Ото ж жиночка моя.
Ото ж тая молодыця,
Шо ныкого нэ боится:
Ны попа, ны дьяка.
Ны серебряныка.
Дзинь, брясь,
Вышов князь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: «Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников»
Знакомить детей с творчеством русского и мордовского народа....
Проект на тему: «Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников»
Знакомить детей с творчеством русского фольклора.Прививать детям любовь к своей Родине и её традициям....
Значение народного фольклора в музыкальном воспитании дошкольников.
Фольклор влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, способствует развитию речи, дает образцы русского литературн...
статья Фольклор в музыкальном воспитании дошкольников (2)
статья Фольклор в музыкальном воспитании дошкольников (2)...
Музыкально- творческий проект : "Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников".
Музыкально- творческий проект : "Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников"....
Статья: Роль русского фольклора в музыкальном воспитании дошкольника
В статье рассматриваются вопросы русского фольклора, кто и как его изучает, по каким признакам можно отличить фольклорные произведения, примеры таких произведений в русском музыкальн...
Комментарии
фольклор
так держать!Людмила Анатольевна ,хлебно-урожайного ничего нет?