Мастер-класс для педагогов: «Рефлексия в форме Синквейн».
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Белёнова Яна Владимировна

Даным материал знакомит педагогов с понятием синквейн, эффективность использования в работе педагогов с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn.docx221.66 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 7» г. Шебекино Белгородской области

Мастер-класс для педагогов:

«Рефлексия в форме Синквейн».

Подготовил педагог-психолог Белёнова Я. В.

Шебекино

2020

Синквейн - это стихотворение из пяти нерифмованных строк. Придуман термин в начале XX века американской поэтессой Аделаидой Крэпси. Вдохновленная японской поэзией и поэтическими жанрами хайку и танка, Крэпси придумала форму пятистрочного стихотворения. Оно основано на подсчете слогов в каждой строке. Синквейн имеет структуру слога 2-4-6-8-2: два слога в первой строке, четыре - во второй, шесть - в третьей, восемь - в четвертой, а в пятой снова два слога. Всего в стихотворении должно быть 22 слога.

Позднее синквейн стали применять в дидактических целях в Америке, затем внедрили и в России как эффективный метод развития образной речи. Дидактический синквейн отличается от других его разновидностей тем, что основан не на подсчете слогов, а на смысле, вложенном в каждую из пяти строчек.

Существуют строгие правила для правильного написания синквейна:

  • первая строка - кто или что? Одно слово - существительное, отражающее тему.
  • вторая строка - какой? Два слова - прилагательные, описывающие свойства темы.
  • третья строка - что делает? Три слова - глагола, раскрывающие действия темы.
  • четвертая строка - что автор думает о теме? Четыре слова - фраза, показывающая личное отношение к теме. Это может быть самостоятельно придуманная фраза или крылатое выражение, цитата.
  • пятая строка - кто или что? Одно слово - любая часть речи, своеобразное резюме темы.

Вышла своего рода елочка:

kak-pravilno-sostavlyat-sinkveyn.jpg

Благодаря несложной структуре и алгоритму получается короткое нерифмованное стихотворение на любую тему.

Синквейн хорош тем, что при всей своей простоте помогает развивать образное мышление, вычленять главное в усвоенном материале, учит формулировать свои мысли и обогащает словарный запас.

Примеры синквейна:

Бабочка.

Красочная, хрупкая.

Летает, порхает, радует.

Рождается из кокона гусеницы.

Насекомое.

Современный образовательный процесс нацелен на то, чтобы развить у ребенка внимательность, ассоциативное мышление, умение обобщать и делать выводы. Особое значение приобретает стимуляция творческого потенциала детей. Синквейн — это относительно новый прием, который помогает достичь этих целей.

Составление синквейнов — творческое и интересное задание, которым лучше всего завершать изучение какой-то темы или исследование какого-то предмета, явления. Дети не просто систематизируют все, что услышали, а проводят аналогии, стараются выделить самое главное. При этом развивается устная и письменная речь. Синквейн можно составить на любую тему: географические открытия, континенты, животные и растения, математические понятия, искусство. С их помощью можно описать предметы быта и пр. Это интересное и увлекательное занятие, которое дети воспринимают на ура. Родителям остается только освоить азы синквейна, чтобы составить компанию своим чадам и показать им пример.

Синквейн: примеры

Весна. Теплая, яркая, внезапная. Пришла, пробудила, оживила. Вдохнула жизнь в природу. Время года.

Как составить синквейн: пример

Яблоко. Красное, сочное. Сорвали, помыли, съели. Много железа получили. Фрукт.

Тюльпан. Ранний, яркий, свежий. Всходит, зеленеет, цветет. Лучший подарок весны. Цветок.

Как составить синквейн: пример

Математика. Точная, важная, обязательная. Учит, развивает, считает. Составляет основу точных знаний. Школьный предмет.

Как составить синквейн: пример

Друг. Настоящий, верный, отзывчивый. Услышит, поддержит, поможет. Всегда будет рядом в беде. Верность.

Попробуйте составить несколько собственных вариантов синквейна на любую тему. Например, предложите ребенку написать стихотворение в подарок маме, бабушке или папе, описать природные явления (дождь, солнце) или диких животных (льва, лисицу, ослика). Потренируйтесь вместе с ребенком и убедитесь, насколько увлекательно это занятие.

Синквейн – это один из методических приемов, предназначенный для того, чтобы обобщить полученные знания. Он помогает сконцентрироваться на главном, выделить существенные мысли и достаточно прочно запомнить информацию. Прочитав синквейн, через пару месяцев можно практически полностью вспомнить пройденную тему, по которой он был составлен.

Метод синквейна – это творческий способ обобщить всю полученную информацию. Если прочитать составленный синквейн спустя продолжительное время, то, скорее всего, получится актуализировать все знания, связанные с представленной темой. Оформление синквейна помогает развивать мышление, логику и воображение, а также служит способом подведения итогов по теме.

Синквейн как один из инструментов рефлексии

Вопросами рефлексии занимаются и психологи, и педагоги. С точки зрения педагогики рефлексия - это самоанализ не только результатов, но и самой деятельности воспитанников. Перед педагогом по окончанию занятия всегда возникает вопрос: «Что же действительно происходило на занятии, правильно ли восприняты цели и задачи занятия  воспитанниками, благоприятна ли была обстановка для каждого участника  процесса?». Ответы на все эти вопросы дает рефлексия. Для каждого участника занятия рефлексия будет субъективна, каждый ребенок видит смысл одного и того же действия или деятельности по-своему.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. Для педагога важно проводить рефлексию не только содержания  материала, но и деятельности воспитанников на занятии, их эмоционального состояния и настроения. Рефлексию эмоционального состояния детей целесообразно проводить в начале занятия, чтобы установить контакт с детьми, и в конце  или по завершению некоторой деятельности.

Одним из эффективных инструментов рефлексии является синквейн. Технология синквейна позволяет анализировать, синтезировать и обобщать понятия, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, оценивать деятельность воспитанников и эмоциональное состояние каждого ребенка. Важно, чтобы процесс обучения был организован таким образом, чтобы у воспитанников формировались навыки самопознания, саморазвития, самосовершенствования. Синквейн создаёт условия для развития познавательного интереса детей и обогащения лексического запаса. Способствует развитию креативного мышления, помогает классифицировать, анализировать, систематизировать полученные знания, помагает осознать  себя как личность, оценить свое эмоциональное состояние.

Синквейн обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать идею, позволяет почувствовать себя творцом. Так как синквейн получается у всех, он способствует самоутверждению, повышению самооценки. Еще одним преимуществом синквейна является то, что его написание на стадии рефлексии можно использовать на любом занятии, по любому предмету.

Рассмотрим правила построения классического синквейна:

- 1-ая строка – одно слово, понятие, название темы, явления (чаще всего это имя существительное);

- 2-ая строка – два слова, характеризующие данное понятие (имена прилагательные);

- 3-я строка – три слова, показывающие действие понятия (глаголы);

- 4-ая строка – четыре слова, помогающие логически завершить мысль / короткое предложение, показывающее отношение автора к теме (возможно одно предложение из четырех слов, два словосочетания или четыре отдельных слова);

- 5-ая строка – одно слово, синоним темы, вывод, обычно имя существительное, через которое человек выражает свои чувства, эмоции, ассоциации, связанные с данным понятием.

Хотя синквейн имеет простую форму представления, он является мощным инструментом для рефлексии. С помощью синквейна можно резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности. Педагог через синквейн способствует познанию внутреннего мира ребенка.

Синквейн является хорошим методом контроля и творческой формой рефлексии на разных этапах занятия. Синквейн способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, а значит их готовность к саморегуляции и самостоятельному мышлению в дальнейшем. Технология синквейна способствует развитию критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить материал на определенную тему и добиться более глубокого его осмысления. С помощью синквейна концентрируются знания, ассоциации, чувства, выражается своя позиция, взгляд на событие, предмет.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

Синквейн – прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии.

Синквейн – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений и ощущений.

Синквейн – инструмент для синтеза и обобщения сложной информации.

Синквейн – это средство творческого самовыражения.

Синквейн – обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать идею, позволяет почувствовать себя творцом, получается у всех.

.

http://900igr.net/up/datas/171765/028.jpg

Литература:

  1. http://kb.com.ru/sinkvejn-kak-odin-iz-priemov-razvitija-kriticheskogo-myshlenija-cherez-chtenie-i-pismo
  2. http://u4eba.net/sbornikidei/sinkveyn-kak-odin-iz-priemov-razvitiya-kriticheskogo-myishleniya-cherez-chtenie-i-pismo.html
  3. http://www.moluch.ru/archive/31/3583/
  4. Степанов, С. Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций / С. Ю. Степанов. М.: Наука, 2000. – 174
  5. Терегулов, Ф. Ш. Теоретическая педагогика : учеб. пособие / Ф. Ш. Терегулов. Уфа : Восточный университет, 2004. - 332 с.
  6. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса. – Минск., 2002.

 Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология. – Волгоград., 1994.

http://900igr.net/up/datas/219410/038.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс " Несколько шагов к развитию речи дошкольника. Синквейны"

Актуальность и целесообразность использования Синквейна объясняется прежде всего тем что:1.     Открываются новые творческие и интеллектуальные возможности: позволяет ребенку ...

Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"

Использование рефлексии в работе педагогов...

Мастер класс "Использование мастер-класса с родителями воспитанников как эффективной формы педагогической технологии"

Встаёт вопрос: Как заинтересовать родителей в совместной работе, привлечь их к сотрудничеству («сотрудничество» - «со» и «труд», совместный труд)?Одним из путей реш...

Конспект мастер-класса с родителями (Законными представителями) «СТИХИ ПО СИНКВЕЙНУ»

Конспект мастер-класса с родителями  (Законными представителями)  «СТИХИ ПО СИНКВЕЙНУ»...

Мастер – класс с использованием инновационных технологий: кинезиологии и синквейна в отделении ранней помощи

В данном мастер-классе представлены иновационные технологии кинезиотерапии и синквейна используемые в коррекционной работе логопеда....

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...