Мастер-класс для педагогов: «Рефлексия в форме Синквейн».
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Даным материал знакомит педагогов с понятием синквейн, эффективность использования в работе педагогов с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinkveyn.docx | 221.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 7» г. Шебекино Белгородской области
Мастер-класс для педагогов:
«Рефлексия в форме Синквейн».
Подготовил педагог-психолог Белёнова Я. В.
Шебекино
2020
Синквейн - это стихотворение из пяти нерифмованных строк. Придуман термин в начале XX века американской поэтессой Аделаидой Крэпси. Вдохновленная японской поэзией и поэтическими жанрами хайку и танка, Крэпси придумала форму пятистрочного стихотворения. Оно основано на подсчете слогов в каждой строке. Синквейн имеет структуру слога 2-4-6-8-2: два слога в первой строке, четыре - во второй, шесть - в третьей, восемь - в четвертой, а в пятой снова два слога. Всего в стихотворении должно быть 22 слога.
Позднее синквейн стали применять в дидактических целях в Америке, затем внедрили и в России как эффективный метод развития образной речи. Дидактический синквейн отличается от других его разновидностей тем, что основан не на подсчете слогов, а на смысле, вложенном в каждую из пяти строчек.
Существуют строгие правила для правильного написания синквейна:
- первая строка - кто или что? Одно слово - существительное, отражающее тему.
- вторая строка - какой? Два слова - прилагательные, описывающие свойства темы.
- третья строка - что делает? Три слова - глагола, раскрывающие действия темы.
- четвертая строка - что автор думает о теме? Четыре слова - фраза, показывающая личное отношение к теме. Это может быть самостоятельно придуманная фраза или крылатое выражение, цитата.
- пятая строка - кто или что? Одно слово - любая часть речи, своеобразное резюме темы.
Вышла своего рода елочка:
Благодаря несложной структуре и алгоритму получается короткое нерифмованное стихотворение на любую тему.
Синквейн хорош тем, что при всей своей простоте помогает развивать образное мышление, вычленять главное в усвоенном материале, учит формулировать свои мысли и обогащает словарный запас.
Примеры синквейна:
Бабочка.
Красочная, хрупкая.
Летает, порхает, радует.
Рождается из кокона гусеницы.
Насекомое.
Современный образовательный процесс нацелен на то, чтобы развить у ребенка внимательность, ассоциативное мышление, умение обобщать и делать выводы. Особое значение приобретает стимуляция творческого потенциала детей. Синквейн — это относительно новый прием, который помогает достичь этих целей.
Составление синквейнов — творческое и интересное задание, которым лучше всего завершать изучение какой-то темы или исследование какого-то предмета, явления. Дети не просто систематизируют все, что услышали, а проводят аналогии, стараются выделить самое главное. При этом развивается устная и письменная речь. Синквейн можно составить на любую тему: географические открытия, континенты, животные и растения, математические понятия, искусство. С их помощью можно описать предметы быта и пр. Это интересное и увлекательное занятие, которое дети воспринимают на ура. Родителям остается только освоить азы синквейна, чтобы составить компанию своим чадам и показать им пример.
Синквейн: примеры
Весна. Теплая, яркая, внезапная. Пришла, пробудила, оживила. Вдохнула жизнь в природу. Время года.
Яблоко. Красное, сочное. Сорвали, помыли, съели. Много железа получили. Фрукт.
Тюльпан. Ранний, яркий, свежий. Всходит, зеленеет, цветет. Лучший подарок весны. Цветок.
Математика. Точная, важная, обязательная. Учит, развивает, считает. Составляет основу точных знаний. Школьный предмет.
Друг. Настоящий, верный, отзывчивый. Услышит, поддержит, поможет. Всегда будет рядом в беде. Верность.
Попробуйте составить несколько собственных вариантов синквейна на любую тему. Например, предложите ребенку написать стихотворение в подарок маме, бабушке или папе, описать природные явления (дождь, солнце) или диких животных (льва, лисицу, ослика). Потренируйтесь вместе с ребенком и убедитесь, насколько увлекательно это занятие.
Синквейн – это один из методических приемов, предназначенный для того, чтобы обобщить полученные знания. Он помогает сконцентрироваться на главном, выделить существенные мысли и достаточно прочно запомнить информацию. Прочитав синквейн, через пару месяцев можно практически полностью вспомнить пройденную тему, по которой он был составлен.
Метод синквейна – это творческий способ обобщить всю полученную информацию. Если прочитать составленный синквейн спустя продолжительное время, то, скорее всего, получится актуализировать все знания, связанные с представленной темой. Оформление синквейна помогает развивать мышление, логику и воображение, а также служит способом подведения итогов по теме.
Синквейн как один из инструментов рефлексии
Вопросами рефлексии занимаются и психологи, и педагоги. С точки зрения педагогики рефлексия - это самоанализ не только результатов, но и самой деятельности воспитанников. Перед педагогом по окончанию занятия всегда возникает вопрос: «Что же действительно происходило на занятии, правильно ли восприняты цели и задачи занятия воспитанниками, благоприятна ли была обстановка для каждого участника процесса?». Ответы на все эти вопросы дает рефлексия. Для каждого участника занятия рефлексия будет субъективна, каждый ребенок видит смысл одного и того же действия или деятельности по-своему.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. Для педагога важно проводить рефлексию не только содержания материала, но и деятельности воспитанников на занятии, их эмоционального состояния и настроения. Рефлексию эмоционального состояния детей целесообразно проводить в начале занятия, чтобы установить контакт с детьми, и в конце или по завершению некоторой деятельности.
Одним из эффективных инструментов рефлексии является синквейн. Технология синквейна позволяет анализировать, синтезировать и обобщать понятия, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, оценивать деятельность воспитанников и эмоциональное состояние каждого ребенка. Важно, чтобы процесс обучения был организован таким образом, чтобы у воспитанников формировались навыки самопознания, саморазвития, самосовершенствования. Синквейн создаёт условия для развития познавательного интереса детей и обогащения лексического запаса. Способствует развитию креативного мышления, помогает классифицировать, анализировать, систематизировать полученные знания, помагает осознать себя как личность, оценить свое эмоциональное состояние.
Синквейн обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать идею, позволяет почувствовать себя творцом. Так как синквейн получается у всех, он способствует самоутверждению, повышению самооценки. Еще одним преимуществом синквейна является то, что его написание на стадии рефлексии можно использовать на любом занятии, по любому предмету.
Рассмотрим правила построения классического синквейна:
- 1-ая строка – одно слово, понятие, название темы, явления (чаще всего это имя существительное);
- 2-ая строка – два слова, характеризующие данное понятие (имена прилагательные);
- 3-я строка – три слова, показывающие действие понятия (глаголы);
- 4-ая строка – четыре слова, помогающие логически завершить мысль / короткое предложение, показывающее отношение автора к теме (возможно одно предложение из четырех слов, два словосочетания или четыре отдельных слова);
- 5-ая строка – одно слово, синоним темы, вывод, обычно имя существительное, через которое человек выражает свои чувства, эмоции, ассоциации, связанные с данным понятием.
Хотя синквейн имеет простую форму представления, он является мощным инструментом для рефлексии. С помощью синквейна можно резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности. Педагог через синквейн способствует познанию внутреннего мира ребенка.
Синквейн является хорошим методом контроля и творческой формой рефлексии на разных этапах занятия. Синквейн способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, а значит их готовность к саморегуляции и самостоятельному мышлению в дальнейшем. Технология синквейна способствует развитию критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить материал на определенную тему и добиться более глубокого его осмысления. С помощью синквейна концентрируются знания, ассоциации, чувства, выражается своя позиция, взгляд на событие, предмет.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
Синквейн – прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии.
Синквейн – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений и ощущений.
Синквейн – инструмент для синтеза и обобщения сложной информации.
Синквейн – это средство творческого самовыражения.
Синквейн – обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать идею, позволяет почувствовать себя творцом, получается у всех.
.
Литература:
- http://kb.com.ru/sinkvejn-kak-odin-iz-priemov-razvitija-kriticheskogo-myshlenija-cherez-chtenie-i-pismo
- http://u4eba.net/sbornikidei/sinkveyn-kak-odin-iz-priemov-razvitiya-kriticheskogo-myishleniya-cherez-chtenie-i-pismo.html
- http://www.moluch.ru/archive/31/3583/
- Степанов, С. Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций / С. Ю. Степанов. М.: Наука, 2000. – 174
- Терегулов, Ф. Ш. Теоретическая педагогика : учеб. пособие / Ф. Ш. Терегулов. Уфа : Восточный университет, 2004. - 332 с.
- Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса. – Минск., 2002.
Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология. – Волгоград., 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс " Несколько шагов к развитию речи дошкольника. Синквейны"
Актуальность и целесообразность использования Синквейна объясняется прежде всего тем что:1. Открываются новые творческие и интеллектуальные возможности: позволяет ребенку ...
Мастер-класс на тему: «Семейный клуб –как форма совместной работы педагогов и родителей, детей раннего возраста с ОВЗ»
Добрый день, уважаемые коллеги!...
Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"
Использование рефлексии в работе педагогов...
Мастер класс "Использование мастер-класса с родителями воспитанников как эффективной формы педагогической технологии"
Встаёт вопрос: Как заинтересовать родителей в совместной работе, привлечь их к сотрудничеству («сотрудничество» - «со» и «труд», совместный труд)?Одним из путей реш...
Конспект мастер-класса с родителями (Законными представителями) «СТИХИ ПО СИНКВЕЙНУ»
Конспект мастер-класса с родителями (Законными представителями) «СТИХИ ПО СИНКВЕЙНУ»...
Мастер – класс с использованием инновационных технологий: кинезиологии и синквейна в отделении ранней помощи
В данном мастер-классе представлены иновационные технологии кинезиотерапии и синквейна используемые в коррекционной работе логопеда....
Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»
Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...