Конспект мастер-класса с родителями (Законными представителями) «СТИХИ ПО СИНКВЕЙНУ»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Конспект мастер-класса с родителями (Законными представителями) «СТИХИ ПО СИНКВЕЙНУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_s_roditelyami.docx | 24.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №253»
(МБДОУ «Детский сад №253»)
КОНСПЕКТ МАСТЕР – КЛАССА «СТИХИ ПО СИНКВЕЙНУ»
Разработала:
Аксененко А.А.
Воспитатель
КОНСПЕКТ МАСТЕР – КЛАССА «СТИХИ ПО СИНКВЕЙНУ»
Форма проведения: Интегрированное (лекционно-практическое) занятие.
Аудитория слушателей и участников: родители подготовительной к школе группе МДОУ № 94 г. Ухта.
Цель мастер класса: Уточнение представления родителей о технологии развития речи – «Синквейн»; о значении этой технологии в обогащении и активизации словаря, грамматическом оформлении фразы, развитии ассоциативного и наглядно – образного мышления.
Задачи мастер – класса:
- Познакомить родителей с педагогической технологией «синквейн»;
- Обучить родителей дидактическому приёму составления синквейна;
- Способствовать развитию творческих способностей и интереса к данной технологии.
Ожидаемые результаты мастер – класса:
- повышение креативности родителей;
- возможность применение родителями метода синквейн в воспитании и обучении своих детей;
- рост мотивации участников МК к формированию собственного стиля в семейном воспитании;
- практическое освоение участниками МК специальных знаний, умений, навыков и приемов метода синквейна;
Методы:
интерактивный (словесный, наглядный, практический);
исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность работы, выбор действия и его способа, свобода творчества).
Приемы:
объяснение;
консультация;
беседа;
создание синквейнов;
Использование наглядности:
презентация к мастер-классу, выполненная в программе Power Point.
- Вступление.
Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, лаконичной, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом - это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека, и его профессиональная карьера.
Одним из эффективных методов развития речи является художественное слово (стихи, проза).
- Сегодня, я хочу вас научить сочинять стихотворения по технологии «Синквейн».
- Каждый из вас пробовал сочинять стихи. Трудно или легко это сделать?
-На что вы опирались, сочиняя стихотворение? (выбор темы по настроению, по душе, чтобы строки в стихотворении были логически по смыслу и в рифму).
Каждое стихотворение имеет определённого размера строку. Стихотворные строки различны по величине. Это зависит от характера произведения.
Одним из элементов стиха является рифма (созвучие окончаний слов в конце стихотворной строки). Рифма - связующее звено стихотворных строк.
- Что такое синквейн?
- Теоретическая часть
Синквейн – в переводе с французcкого «стихотворение из пяти строк», маленькое лирическое стихотворение, без рифмы, которое отличается краткостью, читается медленно.
Синквейн несёт определенную эмоциональную окраску. Составляя синквейн, каждый его составляющий реализует свои умения и способности.
Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Это форма свободного творчества.
Если синквейн составлен по правилам, то он обязательно получится эмоциональным.
Синквейн – как нерифмованное стихотворение, является педагогическим приёмом, направленный на решение определенной задачи, а именно на решение проблемы речи, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.
Мы также использовали данную технологию в работе с детьми. И на своих занятиях видели положительный результат его действия.
Правила создания стихотворения:
Первая строка – заголовок, тема. Одно слово (существительное или местоимение), означающее предмет о котором идёт речь.
Вторая строка - два слова – прилагательные. Признаки предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
Третья строка – три слова - глаголы или деепричастия. Действия предмета.
Четвёртая строка – это словосочетание или предложение из нескольких слов. Личное отношение автора к предмету.
Пятая строка – слово – резюме. Смысл предмета или объекта.
Модель составления синквейна
Синквейн состоит из 5 строк. Его форма напоминает ёлочку.
1 слово 2 слова 3 слова 4 слова 1 слово
III. Практическая часть:
Сейчас мы научимся составлять синквейн.
Возвращаемся к правилам составления синквейна, опорой при составлении будет служить модель составления синквейна.(показ алгоритма синквейна)
1. Коллективное составление синквейна по предметной картинке
- Кто это?
- Ребёнок.
Подберите два cлова – признака.
- Какой ребёнок?
- Маленький, весёлый.
Подберите три слова – действия.
- Что делает ребёнок?
- Растёт, развивается, радуется.
Составьте словосочетание или предложение, где выразите личное отношение автора в данном случае к объекту.
Ребёнок должен расти в семье.
Теперь подберите слово – резюме, характеризующее суть предмета или обьекта.
Человек.
Вопросы: Всем понятны правила составления синквейна?
Вывод: Так мы с Вами научились составлять синквейн по предметной картинке.
2.Коррекция и совершенствование готового синквейна.
Сейчас, предлагаю послушать слушать готовый синквейн, а вы попробуйте разобраться, всё ли здесь правильно?
Мяч. Резиновый, квадратный. Прыгает, мчится, отбивает. Мяч можно подбрасывать вверх. Игрушка. | Мишка. Коричневый, плюшевый. Сидит, лежит, лает. Мишка одет в зелёные шорты. Игрушка. |
Вопросы: Вы исправили ошибки.
- Как вы думаете? Это помогает развивать умение вслушиваться в обращённую речь, думать и быстро подбирать нужные слова?
Вывод: Данный вид работы активизирует словарный запас детей. Учит детей быть внимательными и формирует лексическую готовность в подборе слов.
3. Анализ неполного синквейна (без указания темы или определение названия темы этого синквейна)
Например, вот синквейн без указания темы, первой строки.
–На основе существующих строк необходимо её определить. (Машина)
____________.
Едет, перевозит.
Большая, грузовая, пластмассовая.
Шофёр управляет грузовой ____.
Транспорт.
Вывод: Синквейн уточняет содержание понятий. Развивает не только речь, но и способствует развитию внимания, памяти, мышления.
4.Составление синквейна по прослушанному художественному произведению
Сейчас мы составим синквейны о героях русской народной сказки «Кот, петух и лиса»
Будем работать в группах. Первая группа будет составлять синквейн о коте, вторая о петухе, третья о лисе.
Вопросы: Как вы думаете, работа в группах формирует навыки сотрудничества?
Вывод: Синквейн учит находить в большом объёме информации главную мысль. В составлении синквейна каждый ребёнок может реализовать свои интеллектуальные возможности.
О чём можно написать синквейн?
Тема его может быть любой: о природе; о картине и литературном герое; о маме или папе; о настроении…
Составление синквейна на предложенные темы (на выбор): «Детский сад», «Школа», «Профессии», «Семья», «Дружба», «Праздники».
Индивидуальная работа и проверка готовых синквейнов.
Вопросы: Вам было интересно? Кто себя почувствовал настоящим поэтом или писателем? На ваш взгляд это формирует уверенность в себе, желание отвечать, думать, творить, рассуждать?
Вывод: Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей через сочинение собственных нерифмованных стихов. Синквейн – это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать синквейны и оценивать).
IV. Подведение итогов.
Синквейн помогает пополнить словарный запас, облегчает процесс усвоения понятий.
Синквейн учит краткому пересказу.
Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль, формировать ключевую фразу.
Сочинение синквейна – процесс творческий.
Это интересное занятие помогает самовыражению детей через сочинение собственных нерифмованных стихов.
Синквейн — это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
Синквейн - позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом, получается у всех.
При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.
Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!
Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Культура речи воспитателя дошкольной образовательной организации» (технология синквейна)
Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя дошкольной образовательной организации....
Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»
Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»Форма проведения: семинар - практикумАуди...
Мастер-класс на конкурс "Воспитатель года" на тему "Составление синквейна"
Мастер-класс для педагогов«Учимся составлять синквейн»Прекрасна речь, когда она как ручеёк,Бежит среди камней, чиста, нетороплива,И ты готов внимать её поток, и восклицать: &laqu...
Мастер - класс для родителей и педагогов ДОУ «Учимся составлять синквейн»
Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. У дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ ...
Конспект мастер-класса "Синквейн как эффективная технология активизации речи старших дошкольников"
мастер-класс. знакомство с технологией синквейн, обучение составлению синквейна...
Конспект мастер-класса "Использование технологии "Синквейн" в развитии речи старших дошкольников"
Мастер-класс для педагогов...
Конспект мастер-класса для родителей (законных представителей) группы общеразвивающей направленности от 6 до 8-ми лет № 7 (по реализации дополнительной общеобразовательной программы «Шахматы»)
Конспект мастер-класса для родителей (законных представителей) группы общеразвивающей направленности от 6 до 8-ми лет № 7(по реализации дополнительной общеобразовательной программы «Шахматы&raqu...