Мастер класс " Несколько шагов к развитию речи дошкольника. Синквейны"
материал по развитию речи (средняя группа) на тему
Актуальность и целесообразность использования Синквейна объясняется прежде всего тем что:
1. Открываются новые творческие и интеллектуальные возможности: позволяет ребенку почувствовать себя хоть на мгновение творцом;
2. Учит формулировать идею (ключевую фразу).
3. Способствуют обогащению и актуализации словаря
4. Подготавливает к краткому пересказу.
5. Является диагностическим инструментом
6. Носит характер комплекстного воздействия: развивает речь, память, внимание, мышление.
7. Получается у всех
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neskolko_shagov_k_razvitiyu_rechi_doshkolnika.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги и члены жюри , тема моего мастер класса: « Несколько шагов к развитию речи дошкольника. Синквейны»
Свое выступление я хочу начать со слов Кузьмы Пруткова «Лучше скажи мало, но хорошо».
Современная жизнь диктует свои законы, речь людей становится деловой, лаконичной, лишенный образности, яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус, и профессиональная карьера человека. Развитие речи – является актуальной темой в дошкольном возрасте.
Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей.
Психологи и педагоги отмечают, что у дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем. Синквейны часто используются современными педагогами для занятия в детском саду и на уроках в школе.
Актуальность и целесообразность использования Синквейна объясняется прежде всего тем что:
- Открываются новые творческие и интеллектуальные возможности: позволяет ребенку почувствовать себя хоть на мгновение творцом;
- Учит формулировать идею (ключевую фразу).
- Способствуют обогащению и актуализации словаря
- Подготавливает к краткому пересказу.
- Является диагностическим инструментом
- Носит характер комплекстного воздействия: развивает речь, память, внимание, мышление.
- Получается у всех
Строчки синквейна похожи на японские лирические стихи хоку и танка.
Где слова минимальны, но каждое слово несёт огромную информацию и эмоциональную окраску. Но это не японская поэзия. Это — синквейн. Что же значит это необычное слово?
Синквейн — слово французское, в переводе означает «пять строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опираясьл на японские стихи разработала эту методику. Синквейн – это нерифмованное стихотворение.
Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.
Правила составления синквейна:
Не рифмованное стихотворение, содержит 5 строк. Его форма напоминает елочку
- Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
- Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
- Третья строка обычно состоит из трёх глаголов , описывающих действия предмета.
- Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна.
- Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, синоним.
Пример на слайде ребенок
Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь некоторый словарный запас. Поэтому я начала работу с расширения и совершенствования словаря. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.
Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?
А почему нельзя? Я думаю что можно. Детям, которые не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами . О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять детям всегда весело, легко, а самое главное полезно!
В чём же его эффективность и значимость?
- Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
- Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
- Синквейн является игровым приемом.
- Составление синквейна может использоватьсяся как заключительное задание по пройденному материалу.
- Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.
Я думаю, что нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием.
А теперь я приглашаю 4 коллег
1группа воспитатели тема зима занятие познание
2 группа родители тема детский сад
1 Работа с залом на тему женщины и что их волнует
Дети, семья, фигура, красота, фигура, вес…..
2 Тема масленица
Масленица
Яркая, разгульная
Веселит, смешит бодрит
Древний обряд, связанный с проводами зимы
блины
А закончить свое выступление я хочу следующими словами слайд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Загадка как средство развития речи дошкольников"
Цель мастер-класса: предоставить возможность использования методов ТРИЗ по составлению загадок по опорным таблицам на примере темы: «Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста...
Презентация к мастер-классу "Загадка как средство развития речи дошкольников"
Цель мастер-класса: предоставить возможность использования методов ТРИЗ по составлению загадок по опорным таблицам на примере темы: «Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста...
Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»
Цели: · развивать произносительную сторону речи· формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...
Мастер – класс «Загадка как средство развития речи дошкольников»
данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста....
МАСТЕР КЛАСС «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».
Цель: ознакомление педагогов с методами мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективного запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Совре...
Несколько шагов к развитию речи дошкольника. Синквейны.
ull;Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». •Сравнительно недавно педагоги стали использовать синквейн как метод развития речи....
Консультация для педагогов "Несколько шагов к развитию речи дошкольника. Синквейны"
Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать в...