Мастер класс " Несколько шагов к развитию речи дошкольника. Синквейны"
материал по развитию речи (средняя группа) на тему

Полухина Светлана Николаевна

Актуальность и целесообразность использования Синквейна объясняется прежде всего тем что:

1.     Открываются новые творческие и интеллектуальные возможности: позволяет ребенку почувствовать себя хоть на мгновение творцом;

2.     Учит формулировать идею (ключевую фразу).

3.     Способствуют обогащению и актуализации словаря

4.     Подготавливает к краткому пересказу.

5.     Является диагностическим инструментом

6.     Носит характер комплекстного воздействия: развивает речь, память, внимание, мышление.

7.     Получается у всех

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neskolko_shagov_k_razvitiyu_rechi_doshkolnika.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги и члены жюри , тема моего мастер класса: « Несколько шагов к развитию речи дошкольника. Синквейны»

Свое выступление я хочу начать со слов Кузьмы Пруткова «Лучше скажи мало, но хорошо».

Современная  жизнь диктует свои законы, речь людей становится деловой, лаконичной, лишенный образности, яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус, и профессиональная карьера человека. Развитие речи – является актуальной темой в дошкольном возрасте.

Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей.

Психологи и педагоги отмечают, что у дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем. Синквейны часто используются современными педагогами для занятия в детском саду и на уроках в школе.

Актуальность и целесообразность использования Синквейна объясняется прежде всего тем что:

  1. Открываются новые творческие и интеллектуальные возможности: позволяет ребенку почувствовать себя хоть на мгновение творцом;
  2. Учит формулировать идею (ключевую фразу).
  3. Способствуют обогащению и актуализации словаря
  4. Подготавливает к краткому пересказу.
  5. Является диагностическим инструментом
  6. Носит характер комплекстного воздействия: развивает речь, память, внимание, мышление.
  7. Получается у всех

Строчки синквейна похожи на японские лирические стихи хоку и танка.

Где слова минимальны, но каждое слово несёт огромную информацию и эмоциональную окраску. Но это не японская поэзия. Это — синквейн. Что же значит это необычное слово?

Синквейн — слово французское, в переводе означает «пять строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опираясьл на японские стихи разработала эту методику. Синквейн – это нерифмованное стихотворение.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

Правила составления синквейна:

Не рифмованное стихотворение, содержит 5 строк. Его форма напоминает елочку

  1. Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
  2. Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
  3. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов , описывающих действия предмета.
  4. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна.
  5. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, синоним.

Пример на слайде ребенок

Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь некоторый словарный запас. Поэтому я начала работу с расширения и совершенствования словаря. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?

А почему нельзя? Я думаю что  можно. Детям, которые не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами . О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять детям всегда весело, легко, а самое главное полезно!

В чём же его эффективность и значимость?

  • Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
  • Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
  • Синквейн является игровым приемом.
  • Составление синквейна может использоватьсяся как заключительное задание по пройденному материалу.
  • Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Я думаю, что нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием.

А теперь я приглашаю 4 коллег

1группа воспитатели тема зима занятие познание

2 группа родители тема детский сад

1 Работа с залом на тему женщины и что их волнует

Дети, семья, фигура, красота, фигура, вес…..

2 Тема масленица

Масленица

Яркая, разгульная

Веселит, смешит бодрит

Древний обряд, связанный с проводами зимы

блины

А закончить свое выступление я хочу следующими словами слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Загадка как средство развития речи дошкольников"

Цель мастер-класса: предоставить возможность использования методов ТРИЗ по составлению загадок по опорным таблицам на  примере темы: «Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста...

Презентация к мастер-классу "Загадка как средство развития речи дошкольников"

Цель мастер-класса: предоставить возможность использования методов ТРИЗ по составлению загадок по опорным таблицам на  примере темы: «Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста...

Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»

Цели: ·        развивать произносительную сторону речи·        формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...

Мастер – класс «Загадка как средство развития речи дошкольников»

данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста....

МАСТЕР КЛАСС «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».

Цель: ознакомление педагогов с методами мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективного запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Совре...

Несколько шагов к развитию речи дошкольника. Синквейны.

ull;Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». •Сравнительно недавно педагоги стали использовать синквейн как метод развития речи....

Консультация для педагогов "Несколько шагов к развитию речи дошкольника. Синквейны"

Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать в...