Изучение малой Родины, как основа патриотизма
статья (подготовительная группа)

Изучение малой Родины, как основа патриотизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изучение традициий малой Родины, как основа возрождение духовности.

Воспитатели:

Андреева О.Н.

Фесенко Н.Ю.

       В современном мире остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.

В произведение Василия Белова «Лад» говориться:

      «Меня могут спросить: а для чего оно нужно, такое пристальное внимание к давнему, во многом исчезнувшему укладу народной жизни? По моему глубокому убеждению, знание того, что было до нас, не только желательно, но и необходимо.  Нельзя воспитать в себе высокие нравственные начала, не зная того, что было до нас. Ведь даже современные технические достижения не появились из ничего,  а многие трудовые процессы ничуть не изменились по своей сути. Культура и народный быт обладают глубокой преемственностью. Шагнуть вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение от ничего или из ничего невозможно. Так же точь-в-точь и будущие поколения не смогут обойтись без ныне живущих, то есть без нас с вами. Им так же будет необходим наш нравственный и культурный опыт, как нам необходим сейчас опыт людей, которые жили до нас» (1;2)

    Главная  задача детского сада – это преумножение дел и традиций краеведения, внесение своего вклада в изучение малой Родины, ее истории, ее обычаев. Это гармоничное развитие личности каждого ребёнка, а также создание предпосылок для его дальнейшего развития. В основе работы с детьми лежит формирование у дошкольников первых чувств патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций.                                                                                                                                                                                                                     

      Белгородский край – настоящий кладезь народных традиций, обычаев, музыкального фольклора, народных  промыслов. В  детском саду мы знакомим детей с жизнью и бытом русского народа. Используем  все  виды  фольклора - сказки, песенки, потешки, поговорки, загадки, небылицы, дразнилки.  Знакомим с предметами обихода, домашней утварью, орудиями труда. Окружающие предметы старины воспитывают в ребёнке чувства красоты, любознательности.  Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. Знакомим старших дошкольников с историей возникновения и технологией изготовления народного костюма Белгородской области - его характерными особенностями, необычайным колоритом, который зачастую приравнивается к произведениям искусства. Знакомим детей с Старооскольской глиняной игрушкой - свистулькой, ее особенностью изготовления и  росписи.  В данном направлении важна доступность, систематичность и последовательность работы по воспитанию положительного отношения дошкольников к духовно-нравственным ценностям.                

      У детей развивается устойчивый интерес к русской народной культуре Белгородского края; повышаются знания о различных видах народного творчества, формируются эстетические чувства, художественный вкус, художественно-творческие способности в процессе художественной деятельности.  Дети эмоционально реагируют на речевой, игровой материал, с интересом рисуют элементы народных росписей, внимательно слушают истории о предметах народного быта, а в свободное время повторяют считалки, песенки. Это говорит о том, что русская народная культура доступна, понятна и интересна для детского восприятия.

      Следующим этапом в работе стало пополнение развивающей среды необходимым материалом по разделам: устное народное творчество, народный быт, народная игрушка, народная игра, народное искусство. Для этого были приобретены предметы народных художественных промыслов Белгородчины, соответствующая литература, разработаны серии конспектов занятий, праздников и развлечений, перспективные планы, подобран материал устного народного творчества, магнитная доска с ламинированными карточками (растения, животные, птицы и полезные ископаемые Белгородчины)  «Мой край – родная Белгородчина».

     Незабываемое впечатление на детей оказали проведение таких календарных праздников, как Покрова, Святки, Пасха, которым предшествовала предварительна работа: разучивание закличек, песен-колядок, хороводных песен, пестушек, потешек, знакомство с традиционными обрядами этих праздников. Дети с огромным желанием качались на качелях, катали «крашенки», пели песни, водили хороводы, рассказывали пословицы, поговорки.

      В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущи ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, трудолюбии, храбрости, верности.

    У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколения. Нам педагогам необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, и мы  должны воспитывать в национальных традициях.

Список литературы:

  1. Василий Иванович Белов «ЛАД» Редактор Костюшина Художественный редактор С. Сахарова Технический редактор Е. Брауде Корректоры В. Авдеева, И. Тарасова.
  2. Веретенников И. И. «Традиционная культура белгородской области», Жиров М. С. «Народная культура белгородчины».
  3. Карачаров И. Н. Песенные традиции бассейна реки Псла - древнейший очаг русской национальной музыкальной культуры. // Духовное наследие русской национальной культуры (тезисы и доклады II-ой региональной научно-практической конференции). Курск 1998. А также, Карачаров  И. Н  «Народная музыкальная культура Белгородско-курского пограничья».
  4. Власенко - Гращенко Л. Свадебные песни села Сухосолотино Белгородской области. Белгород, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания у старших дошкольников интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем "Краеведческая азбука"

Программа «Краеведческая азбука» — это обобщенный опыт работы педагога по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников через организацию в группе краеведческой работы.Дан...

Формирование у старших дошкольников любви к малой Родине на основе приобщения к морально-этическим нормам православной культуры, посредством парциальной программы «Азбука духовности»

Тьюторская позиция   при реализации программы "Азбука духовности" позволяет выявить, интерес детей и сформировать у старших дошкольников любовь к малой Родине на основе приобщения к морально...

Формирование у дошкольников любви к малой родине на основе музыкального наследия Кубани

Цель опыта– создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Формирование основ базовой культуры личности, приобщение к кубанскому народному творчеству, и...

Педагогический опыт “Формирование у дошкольников любви к малой Родине на основе приобщения и к родной природе, культуре, традициям.”

Педагогический опыт Жеребцовой Светланы Сергеевна воспитатель МБДОУ Темниковского детского сада комбинированного вида “Золотой петушок” обособленного подразделения Темниковский детск...

Изучение традиций малой Родины, как основа возрождение духовности.

  Главная  задача детского сада – это преумножение дел и традиций краеведения, внесение своего вклада в изучение малой Родины, ее истории, ее обычаев. Это гармоничное развитие л...

Технология сотрудничества как фактор взаимодействия семьи и дошкольной организации в деятельности по изучению малой родины

В материале представлена модель взаимодействия семьи и образовательной организации в работе по изучению малой родины...