НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему "Вода"
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: Закрепить и уточнить ранее полученные знания детей о воде и ее свойствах.
Задачи:
Образовательные: Учить детей устанавливать причинно-следственные связи воды в природе; познакомить детей со свойствами воды через опытно-экспериментальную деятельность.
Развивающие: Развивать интерес к познавательной деятельности. Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к окружающей среде и водным ресурсам.
Активизация словаря: круговорот, пресная, экологическая, лаборатория, эксперимент, опыт, вывод.
Материал и оборудование: аудиозапись Водопад», «Шум прибоя», «Журчание ручья», 2 ёмкости разной формы, таз с водой, электрический чайник, зеркальце,
стаканчики одноразовые с водой на каждого, кусочки быстрорастворимого сахара на каждого, таз с водой, банка с водой, маленькая пластмассовая игрушка.
Ход занятия
Вступительная часть
Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли - жить нельзя нам без…воды.
Воспитатель: Сейчас мы вами послушаем, как же звучит вода…
Включается аудиозапись
Воспитатель: Вода - уникальное вещество нашей планеты.
Безбрежная ширь океана и тихая заводь пруда,
Струя водопада, и брызги фонтана,
И все это - только вода.
Тучи, туман, облака - это ведь тоже вода.
Бескрайние ледяные пустыни, снежные покровы, застилающие почти половину планеты - и это вода.
В кружевах будто одеты деревья, кусты, провода.
И кажется сказкой это…
А, в сущности – только вода.
Жизнь без воды невозможна! Для жизни человека вода имеет важноезначение. На нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному и животному миру. Ни растения, ни животные не смогут жить без воды. Им всем, и человеку нужна пресная вода. Потому, что вода – источник жизни!
А какая это - вода пресная? Может, мы знаем о ней?
Пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться - могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду невозможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин - это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? Как вы думаете, ребята? (ответы детей)
Воспитатель: А, ещё необходимо беречь воду, потому, что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают. Исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими. А как вода поступает в реку?(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, что такое круговорот воды в природе? (ответы детей)
Воспитатель: Когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар, и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега.
Так происходит круговорот воды в природе.
Воспитатель проводит физминутку
Физминутка
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
Основная часть
Воспитатель: Сегодня я предлагаю поиграть вам в игру, которая называется «Научная лаборатория». Дети, а вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это кабинет, где проводят различные опыты и исследования. В лаборатории, на столах находится различное оборудование, необходимое для проведения опытов. Чтобы наши эксперименты прошли правильно, нужно соблюдать правила!
Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения.
Правило №2. Соблюдать тишину, внимательно слушать, не мешать работать другим.
Правило №3. Не трогать содержимое стаканчиков без разрешения, не пробовать на вкус.
Правило №4. Поработал – аккуратно положи на место.
И если соблюдать все эти правила, вы познакомитесь с некоторыми свойствами воды, сделав несложные опыты!
Воспитатель проводит опыты с детьми, последовательно делая выводы после каждого
Опыт 1
Воспитатель:Понюхайте воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Вывод: вода ничем не пахнет!
Опыт 2
Воспитатель: Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются. Их не видно, только земля влажная. А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, емкости в котором находится!
Опыт 3
Воспитатель: В таз налита вода, посмотрите в него. (По очереди дети подходят и смотрят в таз)
Что вы там увидели? (ответы детей)
А где ещё можно увидеть своё отражение? (ответы детей)
Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало.
Подуем на воду и заглянем в неё. Увидели ли, вы теперь своё отражение? (ответы детей)
Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто!
Опыт 4
Воспитатель: В чайник налита холодная вода, включим его, (выполняет действие), вода постепенно начинает нагреваться.
Что с ней происходит потом? (ответы детей)
Откуда он взялся? (ответы детей)
Вывод: Если сильно нагреть воду, то она превращается в пар!
Воспитатель: Проверим это. Подержим зеркало над паром (выполняет действие). Что вы видите на зеркале? (ответы детей)
Вывод: Пар – это тоже вода, очень сильно нагретая!
Опыт 5
Воспитатель: Опустим в банку с водой игрушку. Видна ли игрушка? (ответы детей)
Вывод: Свойство воды – прозрачность!
Опыт 6
Воспитатель: У вас на столах, у каждого стаканчики с водой, попробуйте воду.
Есть ли у воды вкус?
Вывод: У воды нет вкуса!
Опыт 7
Воспитатель: Опустим в воду кусочек сахара, немного подождем, слегка поболтаем стаканчиком. Что с ним происходит? (ответы детей)
Воспитатель: Теперь попробуйте содержимое стакана на вкус, (пробуют), какая стала вода на вкус? (ответы детей)
Вывод: В воде можно растворять различные вещества. Вода – растворитель!
Вода может менять вкус, в зависимости от того, что в нее добавили!
Опыт 8
Воспитатель: Ребята, а что произойдет, если мы возьмем пакет, нальем в него воды и поместим в морозильную камеру на ночь? (ответы детей). Такое состояние воды мы наблюдаем с вами зимой при холодной, морозной погоде. При оттепели, когда температура воздуха повышается (это очень часто бывает зимой при нашем климате), образуются лужицы и слякоть, а когда температура воздуха опускается, вода замерзает и превращается в лед.
Вывод: Вода замерзнет при низкой температуре, значит, она может иметь твердое состояние!
Воспитатель: На этом мы заканчиваем с вами наши опыты. Мы сегодня с вами провели небольшие эксперименты с водой, чтобы узнать о ее свойствах. Вы молодцы! Подводя итог, я, ребята, прочитаю вам стихотворение.
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!
Рефлексия
Воспитатель: А, теперь, ребята, я хочу, чтобы вы рассказали мне о свойствах воды, с которыми вы познакомились после проведения экспериментов, и прослушивании стихотворения.
Вопросы:
- Для чего, и кому нужна вода?
- Что вы знаете о воде? Какая бывает вода?
- Что такое круговорот воды в природе?
- Зачем вода нужна растениям и животным?
- А людям нужна вода?
- Как мы должны относиться к пресной воде?
- Какие свойства и состояния воды вы знаете?
Дети отвечают на вопросы
Воспитатель: Спасибо, ребята, за то, что вы были очень внимательны на занятии! Сегодня узнали много интересного и полезного. До новых встреч в нашей лаборатории!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_voda.docx | 26.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе
«Вода»
Составила Колесова Ирина Анатольевна
воспитатель ГБДОУ детский сад №92
Калининского района г.Санкт-Петербурга
Цель: Закрепить и уточнить ранее полученные знания детей о воде и ее свойствах.
Задачи:
Образовательные: Учить детей устанавливать причинно-следственные связи воды в природе; познакомить детей со свойствами воды через опытно-экспериментальную деятельность.
Развивающие: Развивать интерес к познавательной деятельности. Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к окружающей среде и водным ресурсам.
Активизация словаря: круговорот, пресная, экологическая, лаборатория, эксперимент, опыт, вывод.
Материал и оборудование: аудиозапись Водопад», «Шум прибоя», «Журчание ручья», 2 ёмкости разной формы, таз с водой, электрический чайник, зеркальце,
стаканчики одноразовые с водой на каждого, кусочки быстрорастворимого сахара на каждого, таз с водой, банка с водой, маленькая пластмассовая игрушка.
Ход занятия
Вступительная часть
Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли - жить нельзя нам без…воды.
Воспитатель: Сейчас мы вами послушаем, как же звучит вода…
Включается аудиозапись
Воспитатель: Вода - уникальное вещество нашей планеты.
Безбрежная ширь океана и тихая заводь пруда,
Струя водопада, и брызги фонтана,
И все это - только вода.
Тучи, туман, облака - это ведь тоже вода.
Бескрайние ледяные пустыни, снежные покровы, застилающие почти половину планеты - и это вода.
В кружевах будто одеты деревья, кусты, провода.
И кажется сказкой это…
А, в сущности – только вода.
Жизнь без воды невозможна! Для жизни человека вода имеет важноезначение. На нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному и животному миру. Ни растения, ни животные не смогут жить без воды. Им всем, и человеку нужна пресная вода. Потому, что вода – источник жизни!
А какая это - вода пресная? Может, мы знаем о ней?
Пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться - могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду невозможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин - это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? Как вы думаете, ребята? (ответы детей)
Воспитатель: А, ещё необходимо беречь воду, потому, что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают. Исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими. А как вода поступает в реку?(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, что такое круговорот воды в природе? (ответы детей)
Воспитатель: Когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар, и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега.
Так происходит круговорот воды в природе.
Воспитатель проводит физминутку
Физминутка
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
Основная часть
Воспитатель: Сегодня я предлагаю поиграть вам в игру, которая называется «Научная лаборатория». Дети, а вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это кабинет, где проводят различные опыты и исследования. В лаборатории, на столах находится различное оборудование, необходимое для проведения опытов. Чтобы наши эксперименты прошли правильно, нужно соблюдать правила!
Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения.
Правило №2. Соблюдать тишину, внимательно слушать, не мешать работать другим.
Правило №3. Не трогать содержимое стаканчиков без разрешения, не пробовать на вкус.
Правило №4. Поработал – аккуратно положи на место.
И если соблюдать все эти правила, вы познакомитесь с некоторыми свойствами воды, сделав несложные опыты!
Воспитатель проводит опыты с детьми, последовательно делая выводы после каждого
Опыт 1
Воспитатель:Понюхайте воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Вывод: вода ничем не пахнет!
Опыт 2
Воспитатель: Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются. Их не видно, только земля влажная. А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, емкости в котором находится!
Опыт 3
Воспитатель: В таз налита вода, посмотрите в него. (По очереди дети подходят и смотрят в таз)
Что вы там увидели? (ответы детей)
А где ещё можно увидеть своё отражение? (ответы детей)
Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало.
Подуем на воду и заглянем в неё. Увидели ли, вы теперь своё отражение? (ответы детей)
Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто!
Опыт 4
Воспитатель: В чайник налита холодная вода, включим его, (выполняет действие), вода постепенно начинает нагреваться.
Что с ней происходит потом? (ответы детей)
Откуда он взялся? (ответы детей)
Вывод: Если сильно нагреть воду, то она превращается в пар!
Воспитатель: Проверим это. Подержим зеркало над паром (выполняет действие). Что вы видите на зеркале? (ответы детей)
Вывод: Пар – это тоже вода, очень сильно нагретая!
Опыт 5
Воспитатель: Опустим в банку с водой игрушку. Видна ли игрушка? (ответы детей)
Вывод: Свойство воды – прозрачность!
Опыт 6
Воспитатель: У вас на столах, у каждого стаканчики с водой, попробуйте воду.
Есть ли у воды вкус?
Вывод: У воды нет вкуса!
Опыт 7
Воспитатель: Опустим в воду кусочек сахара, немного подождем, слегка поболтаем стаканчиком. Что с ним происходит? (ответы детей)
Воспитатель: Теперь попробуйте содержимое стакана на вкус, (пробуют), какая стала вода на вкус? (ответы детей)
Вывод: В воде можно растворять различные вещества. Вода – растворитель!
Вода может менять вкус, в зависимости от того, что в нее добавили!
Опыт 8
Воспитатель: Ребята, а что произойдет, если мы возьмем пакет, нальем в него воды и поместим в морозильную камеру на ночь? (ответы детей). Такое состояние воды мы наблюдаем с вами зимой при холодной, морозной погоде. При оттепели, когда температура воздуха повышается (это очень часто бывает зимой при нашем климате), образуются лужицы и слякоть, а когда температура воздуха опускается, вода замерзает и превращается в лед.
Вывод: Вода замерзнет при низкой температуре, значит, она может иметь твердое состояние!
Воспитатель: На этом мы заканчиваем с вами наши опыты. Мы сегодня с вами провели небольшие эксперименты с водой, чтобы узнать о ее свойствах. Вы молодцы! Подводя итог, я, ребята, прочитаю вам стихотворение.
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!
Рефлексия
Воспитатель: А, теперь, ребята, я хочу, чтобы вы рассказали мне о свойствах воды, с которыми вы познакомились после проведения экспериментов, и прослушивании стихотворения.
Вопросы:
- Для чего, и кому нужна вода?
- Что вы знаете о воде? Какая бывает вода?
- Что такое круговорот воды в природе?
- Зачем вода нужна растениям и животным?
- А людям нужна вода?
- Как мы должны относиться к пресной воде?
- Какие свойства и состояния воды вы знаете?
Дети отвечают на вопросы
Воспитатель: Спасибо, ребята, за то, что вы были очень внимательны на занятии! Сегодня узнали много интересного и полезного. До новых встреч в нашей лаборатории!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по познавательному развитию в старшей группе "Природа и нравственное воспитание у старших дошкольников"
Данная методическая разработка представляет собой авторскую модификацию традиционного материала по нравственному и экологическому воспитанию, заложенного в программах Н.В. Нищевой и О.А. Воронкевич, п...
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный цветок» с учетом ФГОС ( старшая группа)
ЦЕЛЬ: Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.ЗАДАЧИ:СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ• создать положительный настрой, желание взаимодействовать друг с ...
Познавательное занятие по познавательному развитию в старшей группе «Невидимка – воздух»
Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас. Дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий ветер – это движение воздуха). Способст...
Программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы «Мы - исследователи» (познавательно-исследовательская деятельность)
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 11 г. Лениногорска» муниципального образования«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарст...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...
Конспект непосредственно образовательной деятеьности в старшей группе по познавательному развитию в старшей группе Тема:: «Гости к нам пришли – шерсть нам принесли»
Конспект непосредственно образовательной деятеьности в старшей группепо познавательному развитиюв старшей группеТема:: «Гости к нам пришли – шерсть нам принесли&raq...
Открытое занятие по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Вода - знакомая и непостижимая» в старшей группе № 5, с учетом интеграцией образовательных областей (формирование целостной картины мира, расширение кругозора, продуктивная дея
Открытое занятие по познавательному развитию в старшей группе № 5 на тему: «Вода - знакомая и непостижимая» в старшей группе № 5, с учетом интеграцией образовательных обла...