Индивидуальный образовательный маршрут
методическая разработка

Володина Екатерина Олеговна

Многие из нас работают с детьми ОВЗ, и каждый из нас сталкивается с трудностью написания индивидуального образовательного маршрута. предлагаю вашему вниманию некую форму. Буду рада, если поможет и вам!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom_ryba.docx46.22 КБ

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

ФИО ребенка

20__ – 20__ учебный год

Срок реализации 1 год

        

20__

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка.

  Индивидуальный образовательный маршрут – это проект системы комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающегося   с ОВЗ/инвалидностью с учетом его индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей, включающий  описание регламента, содержания и форм организации обучения, психолого-педагогической и специальной поддержки.

Индивидуальный образовательный маршрут (далее – ИОМ) разработан в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Индивидуальный образовательный маршрут спроектирован на основании:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
  2. Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) Департамент общего образования 28 февраля 2014 год № 08-249 Комментарии к ФГОС дошкольного образования;
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая  2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима  работы дошкольных образовательных организаций";
  4. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847)
  5.  Постановление Правительства РФ №1297 от 1 декабря 2015г. «Об утверждении государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы.

1.1.1.Цели и задачи реализации ИОМ.

Целью  ИОМ является построение системы работы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию ИОМ.

В основе реализации ИОМ лежат следующие принципы:

  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей ребенка;
  • принцип признания ребенка полноценным участником образовательного процесса;
  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов ребенка;
  • принцип интеграции усилий специалистов;
  • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
  • принцип постепенности подачи учебного материала.

1.1.3. Значимые для разработки и реализации ИОМ характеристики.

Ф.И.О. ребенка  

Дата рождения:

Ф.И.О. родителей:

Ф.И.О. педагогов:

воспитатели

Заключение и рекомендации ПМПК

 

Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка

Максимальная индивидуализация и конкретизация  направлений и задач деятельности педагогического коллектива по созданию специальных образовательных условий с учетом индивидуальных возможностей и барьеров, особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ.

Общие задачи на период реализации ИОМ

Создание коррекционно-компенсаторных условий в процессе обучения и воспитания с целью преодоления, ослабления, устранения недостатков познавательной и физической деятельности.

Освоение ребенком примерной общеобразовательной программы дошкольного образования

Освоение ребенком Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

Краткая характеристика

Интеллект ребенка соответствует условно-возрастной норме.

Основную общеобразовательную программу – образовательную программу дошкольного образования детского сада по основным областям усваивает.

У (ФИО ребенка) сформированы элементарные представления о предметах и явлениях окружающего мира, но причинно-следственные связи в этих явлениях он выявить не может, преобладает наглядно-образное мышление.

Внимание не устойчивое, (ФИО ребенка)  подвижный, активный, быстро реагирует на окружающие события, любознательный. Преобладает зрительная память.

Во время НОД старается вести себя спокойно, сдержанно, слушать объяснения педагога. Замечания воспитателя по поводу допущенных ошибок воспринимает не всегда адекватно, может отказаться от выполнения задания.

            (ФИО ребенка)  дружелюбен, открыт, охотно играет со сверстниками, подчиняется правилам игры, в игровой деятельности активен. Может проявить инициативу в оказании помощи товарищам и взрослым.

 Мальчик всегда опрятен, следит за своим внешним видом. Навыки самообслуживания сформированы в достаточной мере.

Родители активно сотрудничают с педагогами и специалистами.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание индивидуального образовательного маршрута

Цель – организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для ребенка, построение для него индивидуального маршрута развития в соответствии с его индивидуальными, психофизическими и возрастными особенностями.

Блок

Задачи

Формы реализации

Ответственный

Мониторинговые задачи

- Организация комплексного психолого-педагогического изучения ребёнка в целом

- Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы

- Обследования ребенка всеми специалистами на психолого-педагогическом консилиуме ОУ

-  Коллегиальное определение трудностей ребенка в каждом конкретном виде деятельности

- Разработка рекомендаций для составления индивидуального маршрута ребёнка  

- Динамическое наблюдение за динамикой развития ребенка в ходе коррекционно-воспитательного процесса

-Воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед

Воспитательные задачи

- Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка

- Становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении

- Воспитание положительных личностных качеств

- Совместная работа специалистов в этом направлении

- Оказание консультативной помощи семьям для решения возникающих проблем

- Помощь воспитателям в разработке и организации мероприятий  

направленных на решение задач социально-коммуникативного развития

Воспитатели,

Педагог-психолог, учитель-логопед, учитель музыки, учитель ФИЗО

Образовательные задачи

- Развитие познавательной активности ребенка

 - Формирование у него всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного периода.

- Подготовка ребенка к школьному обучению, с учётом индивидуальных особенностей и его психофизических возможностей.

- Продуманная система коррекции всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности ребенка в ОУ

- Создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями

- Разработка интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики

- Организация коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.

Эти задачи решаются коллективом дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи всех сотрудников.

Методическое обеспечение основной образовательной программы дошкольного образования: 

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой  

Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения

Образовательный компонент:

- Форма обучения очная, групповая.

- Работа в общем режиме.

- Индивидуальный подход во время образовательного процесса.

- Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время занятий.

- Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.

Специалисты

Содержание образования

Планируемый результат

Воспитатели

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях

 нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Освоение образовательной программы: От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (отражаем ту образовательную область, в которой у ребенка имеются трудности)

Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Конкретные задачи для ребенка на период

Виды детской деятельности и Формы образовательной деятельности

Мониторинг уровней  эффективности педагогических воздействий по областям: познавательное развитие,  художественно – эстетическое, физическое.

Формы оценки результатов работы (динамика развития ребенка. Обозначение уровней сформирован- ости целевых ориентиров + сформировано +- в стадии формирования    - не сформировано

Организованная образовательная деятельность

Режимные моменты (в том числе на прогулке)

Самостоятельная деятельность детей

«Социально-коммуникативное развитие»

- Воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к сверстникам. - Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

- Создание педагогических ситуаций

- Беседы социально-нравственного содержания -Специальные рассказы воспитателя проблемного характера; о выходе из трудных житейских ситуаций - Ситуативные разговоры  с детьми - Обсуждение, решение проблемных ситуаций -Театрализованные игры

- Игра-драматизация - Игры с правилами - Дидактические игры - Интегративная деятельность

- Ситуация общения в процессе режимных моментов - Создание ситуаций морального выбора - Наблюдение на прогулке за манерой общения, за взаимоотношениями с другими детьми - Обсуждение конфликтных ситуаций - Игры с правилами - Коллективный труд - Разновозрастное общение

-Чтение рассказов социально-нравственного характера - Обсуждение после чтения - Дидактические игры -  Интегративная деятельность - Подвижная игра с текстом

Сюжетно-ролевая игра - Подвижная игра с текстом - Хороводные игры - Игровое общение - Общение со сверстниками

- Стал более организованным, дисциплинированным. - Меньше стало конфликтов с детьми группы. - Старается не перебивать говорящего (взрослого, сверстника). -Пытается договариваться, но не всегда продуктивно. Вместе со взрослым определяет влияние своих поступков на состояние других людей. Поддерживает доброжелательные отношения со сверстниками.

«Познавательное развитие»: формирование элементарных математических представлений»

Формирование первоначальных измерительных умений, формирование умений измерять объем жидких и сыпучих веществ, развивать представление, что результат измерения зависит от величины условной мерки.

Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей

 

Формировать умение «читать»  простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения и направление их движения в пространстве.

- Ситуативные разговоры с детьми; - Обсуждение, решение проблемных ситуаций; -Дидактические игры; - Интегративная деятельность; - Создание проблемных ситуаций; - Подвижные игры;

- Игры с правилами;

- Ситуативные разговоры с детьми;

-Наблюдения; - Опытническая деятельность; -Создание проблемных ситуаций; - дидактические игры; - подвижные игры; - игры с правилами; - интегративная деятельность,

- Ситуативные разговоры с детьми;

- Создание проблемных ситуаций; - Дидактические игры; - Общение со сверстниками. - игры с конструкторами,

со строительными наборами -  рассматривание книг с математическим содержанием, - решение кроссвордов, ребусов

-Принимает заинтересованное участие в экспериментировании, стремится измерять сама, но еще нуждается в помощи взрослого.

 - Самостоятельно устанавливает простые причинно-следственные связи.

- С помощью глазомера может выделять величину, форму предметов, их частей, деталей, но использует и более простые действия – наложения, приложения.

-Имеет фрагментарные, недостаточно обобщенные и информативные представления, собственный опыт  активизирует с помощью взрослого.

«Художественно – эстетическое развитие»:  продуктивная деятельность»

Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры, развивать представление о разнообразии оттенков.

 

Формировать умение строить композицию рисунка.

 

Закреплять приемы вырезания круглых предметов, симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое и из бумаги, сложенной гармошкой.

 

Продолжать формировать умение передавать в лепке характерные движения человека, животных.

 

- Наблюдения - Показ приемов действия воспитателем или ребенком - Интегративная деятельность - Решение проблемных ситуаций - дидактические игры

Мотивация, проблемная ситуация, дидактические игры, пальчиковые игры, музыкальные дидактические игры, слушание музыкальных произведений и песенок, объяснение, показ, необходимая помощь при вырезывании,  наблюдение за работой других детей, рассматривание и обследование образцов, игрушек, картинок, поощрение, наблюдения на прогулке за животными, птицами и людьми.

 

Игры с игрушками, дидактические, настольные, музыкальные игры. Игра на музыкальных инструментах. Раскрашивание раскрасок, рисование и лепка. Игры на развитие мелкой моторики. Совместные игры с детьми.

 

- Рисует по представлению, передает реальное сходство при рисовании с натуры по отдельным элементам, изображает разнообразные сюжеты и предметы, однако не всегда получает результат, соответствующий замыслу. С помощью взрослого замечает некоторые недостатки своих работ (недостаточно точно передает форму, пропорции основных и дополнительных частей предметов, затрудняется в передаче движений животных и человека) и вносит дополнения для большей выразительности образа

Воспитательный компонент:

  1. Консультации для родителей.
  2. Социально – личностное развитие через сюжетно – ролевые игры («Дочки- матери», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Автобус», «Библиотека», «Строители»), театрализованные игры (драматизация сказок, потешек), дидактические игры(«Сложи узор», «Логические пары», «Все о времени», «Собери картинку», «Хорошо-плохо», «Что сначала, что потом», «Четвертый лишний», «Логический поезд»).
  3. Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками через совместные игры: «Выбери партнера», «Комплименты», «Садовники и цветы», «Доброе животное», «Волны». «Добрые эльфы» и др.
  4. Развивать толерантность у детей группы через взаимопомощь, беседы с детьми.
  5. Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему через различные речевые средства.

Работа с родителями:

  1. Вовлечь родителей в образовательный процесс.
  2. Ежедневно проводить консультации о результатах коррекционной работы на занятиях и в режимных моментах.
  3. Оказывать семье информационную поддержку в виде литературы и интернет ресурсов.
  4. Выработать единые требования к воспитанию и  развитию ребенка.
  5. Активное участие в мероприятиях группы.
  6. Беседа: «Игра – лучший помощник в занятиях с детьми дома.
  7. Выставка дидактических игр и упражнений, развивающих мелкую моторику.

Составители:

Воспитатели: _

Индивидуальный образовательный маршрут моего ребенка _______________________________________________________________________

Ф.И. ребенка, дата рождения

мною прочитан и согласован

«____» ______________ 20__ г. __________________/_________________________/

                                  дата                                                                   подпись                ФИО родителя (законного представителя)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)

Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки  составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...