«Народная культура и традиции»
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)
1.расширять представления детей об искусстве, традициях и обычаях народов России;
2.продолжать знакомить с народными песнями, плясками, обрядами, календарными праздниками, приметами, пословицами, поговорками, сказками;
3.воспитывать интерес и любовь к народной культуре и традициям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnaya_kultura_i_traditsii.docx | 46.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема :«Народная культура и традиции» Подготовительная группа
Программное содержание:
1.расширять представления детей об искусстве, традициях и обычаях народов России;
2.продолжать знакомить с народными песнями, плясками, обрядами, календарными праздниками, приметами, пословицами, поговорками, сказками;
3.воспитывать интерес и любовь к народной культуре и традициям.
Итоговое мероприятие: Выставка детского творчества.
День недели | Режим | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами | ||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Понедельник | Утро | Утренняя гимнастика. Беседа: «Русские народные праздники» Обобщить представление детей о праздниках на Руси, об обычаях и традициях нашего народа. Прививать любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа, приобщая к истокам духовной культуры Дидактическая игра «Выбери картинку» Среди различных сюжетных картинок выбрать те, которые относятся к празднованию Крещения и Рождества. Коррекционная работа :мимические упражнения | Дидактическое упражнение. «Проведи матрёшку по дорожке». Закреплять умение ориентироваться на плоскости, развивать мышление. | Закреплять навыки культурного поведения за столом, прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой и салфеткой. | русские народные костюмы, иллюстрации с изображением праздничных гуляний, открытки, тихая музыка, «Звон колоколов», Различные сюжетные картинки по тематике различных народных праздников | Щ |
Непосредственно образовательная деятельность | Ра Рзвитие речи. Занятие №1 «Новогодние встречи» Цель: Совершенствовать умение детей составлять рассказы из личного опыта. Гербова стр.54 | |||||
Физкультурное. По плану физ.инструктора | ||||||
Познавательное развитие Тема «Путешествие на ярмарку народных промыслов». Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Хохлома, Гжель, Городецкая игрушка, Жостовские подносы и т.д. .Развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий. Приобщать детей к истокам русской народной культуры, развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам. (коспект) | ||||||
Прогулка: | Наблюдение за снегопадом. Беседа о красоте зимней природы. Расширять и уточнять представления детей о природе; закреплять умение наблюдать Подвижная игра «Метание снежков в цель» «Ловишки», «Два Мороза» | проведение игровых ситуаций с целью за-крепления навыков детей с порядком одевания на прогулку «Салочки-выручалочки» Цель: приучить быстро бегать в разных направ-лениях, не сталкиваясь друг с дру-гом.(региональный ком-понент) | формировать социально- коммуникативные качества (сотрудничество, гибкость, терпимость); закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе. | Трудовая деятельность Сгребание снега для постройки горки для кукол Цель: Создать условия для развития умения аккуратно пользоваться лопатами. Вынести лопатки, совочки ведерки | ||
Работа перед сном | Культурно – гигиенические навыки. Организация работы дежурных. Формировать привычку мыть руки перед едой; продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, бесшумно, обращаться с просьбой, благодарить; показывать зависимость здоровья от правильного питания; приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой | |||||
ЛФК | ||||||
Вечер: | Оздоровительная гимнастика после дневного сна. Беседа «Быт и традиции русского народа» - продолжать знакомить детей с традициями народной культуры: русскими календарными праздниками, художественно-прикладным промыслами, народным песенным искусством Чтение р. н. сказки «Василиса Прекрасная» -беседа по содержанию сказки Формировать интерес к художественной литературе и потребности в чтении (восприятии) книг. Коррекционная работа:вис на гимнас.стене | Развитие связной речи составление рассказа по сюжетной картине Цель: создать условия для формирования связной речи детей с Кириллом и Никитой | Кружковая работа «Хрустальный башмачок» | Самостоятельная деятельность детей в игровых уголках Цель: продолжать учить детей самостоятельно находить занятия по интересам. | ||
Прогулка. | Наблюдение: вечернее небо. Цель: Предложить детям рассмотреть луну и звезды, рассказать, как меняется форма луны с течением времени. Самостоятельная двигательная деятельность. Цель: Развивать самостоятельность, формировать дружеские взаимоотношения. |
День недели | Режим | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами | ||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Вторник | Утро | Утренняя гимнастика. Чтение и обсуждение русских народных закличек, прибауток, небылиц. Цель: развивать интерес к художественной литературе; учить внимательно и заинтересованно слушать произведения. Трудовые поручения. Дежурство по столовой, подготовка материала для совместной деятельности Цели: учить детей поддерживать чистоту и порядок в помещении, оказывать помощь взрослым при организации режимных моментов, воспитывать аккуратность, старательность Коррекционная работа: работа над заданием физ.инструктора | Игра «Что где лежит», «Каждой вещи свое место» - закрепить правила поведения в групповой комнате, бережное отношение к игрушкам | Закреплять навыки культурного поведения за столом, прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой и салфеткой. | Иллюстрации о правилах поведения. Геометрические фигуры. Фартуки для дежурства, салфетницы, столовые приборы | Поговорить с родителями о самочувствии детей. Индивидуальные беседы и консультации «Одеваем детей по сезону». |
Непосредственно образовательная деятельность | Познавательное развитие (ФЭМП).. Пр. зад.: Продолжать учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности. Упражнять в правильном использовании в речи слов: сначала, потом, до, после. Закреплять умение видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур. Развивать внимание, воображение. Помораева стр.100 | |||||
Рисование Тема: Русские народные сказки. «Рисование иллюстраций к сказке «Колобок»»- Цель: формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности; учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, используя выразительные средства; продолжать учить детей сюжетному рисованию; размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением; передавать различия в величине изображаемых предметов Методическая литература: Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», стр. 73 | ||||||
Музыкальное. По плану муз.руководителя | ||||||
Прогулка: | Наблюдение за сосульками – обратить внимание детей на погоду, наличие солнца и ветра: «Какой сегодня деньЦель; Расширять и уточнять представления детей о природе, ее сезонных изменениях; закреплять умение наблюдать Подвижная игра «Карусель» знакомить с новыми играми; воспитывать умение проявлять честность, справедливость в самостоятельных играх со сверстниками | Индивидуальная работа: практическая беседа «Из чего сделана одежда»: учить устанавливать связи между предметами и явлениями, учить одеваться согласно времени года и предполагаемой деятельности и соотносить это со здоровьем. | Продолжить развивать желания играть в групповые игры, не обижаться, уметь радоваться за победителя. Развивать ловкость прыжка вверх с приземлением на две ноги, соблюдение осторожности в игре | Самостоятельная двигательная деятельность. Цель: Развивать самостоятельность, формировать дружеские взаимоотношения. Игры с выносным материалом (Ведерки, лопатки, совочки) | ||
Работа перед сном | Чтение русской народной сказки «Снегурочка» | |||||
Вечер: | Оздоровительная гимнастика после сна. Беседа по вопросам: «Как праздники встречали на Руси? Какие русские народные праздники вы знаете? Как готовились к встрече русских народных праздников?» - воспитывать интерес к культуре русского народа Коррекционная работа:пальчиковая гимнастика | Дидактическая игра: «Много» (упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 20 по образцу и на слух) | «Шахматы» - стимулировать мыслительную деятельность детей, способствовать их логическому мышлению, развивать пространственное воображение | Самостоятельная деятельность детей в игровых уголках Цель: продолжать учить детей самостоятельно находить занятия по интересам. | ||
Прогулка. | Наблюдение за сезонными изменениями. П/и «Колпачок и палочка» Игры с крупным строительным материалом (строим самолет для путешествия в осенний лес). |
День недели | Режим | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами | ||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Среда | Утро | Утренняя гимнастика Беседа о матрёшках. Рассматривание разных видов матрёшек. Цель: познакомить с русской игрушкой, являющейся одним из символов России, формировать представление о народной игрушке традициях и обычаях, связанных с изготовлением и росписью матрёшки. Д/и «Узнай узор»- закрепление элементов росписи семеновской, дымковской, Городецкой росписи Коррекционная работа: самомассаж | Дидактическая игра: «Какой, какая?» тренировать детей в образовании относительных прилагательных | Продолжать воспитывать интерес к оздоровлению своего организма, обучать методам и способам сохранения и укрепления здоровья на основе полученных валеологических знаний(Я и мое здоровье) | Сюжетные картинки по ОБЖ «Правила поведения в детском саду» Календарь природы, сюжетные картинки по теме: «Русское народное творчество» | Индивидуальные беседы. |
Непосредственно образовательная деятельность | Развитие речи (обучение грамоты) Звук и буква М» Цель: дать понятия о механизме образования звука М. Развивать фонематический слух, учить детей находить звук в начале, середине или в конце слова. | |||||
Физкультурное. По плану физ.инструктора | ||||||
Прогулка: | Наблюдение за солнцем и небом. Беседа. «Обратите внимание на тень от столба». (Стала короче.) «Какие изменения заметили в небе?» (Солнце стало светить ослепительно ярко, даже больно смотреть. Но греет еще не очень сильно, бывают даже дни холодные. Особенно холодно по утрам и вечером . Снег начинает таять, чернеет, бегут ручьи, с крыши капает капель, небо светлое, голубое.) Расширять и уточнять представления детей о весенних изменениях в природе Подвижная игра «Золотые ворота». Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей.. | упражнять в прыжках на двух ногах с Эмиром и Тимошей | Исследовательская деятельность - Взять в руки снег, рассмотреть его, описать, какой он (белый, пушистый, холодный). Выяснить, можно ли из него что-либо слепить. Подвести к выводу, что лепить можно не из любого снега - Определить направление ветра с помощью компаса и флюгера. (Куда повернул флюгер -оттуда и ветер, а по стрелке компаса определяется сторона света.) | Предложить детям самостоятельно поиграть в подвижную игру « Маленькие и большие ноги». Цель: создать условия для развития умения чередовать ходьбу мелкими и широкими шагами Игры с выносным материалом | ||
Работа перед сном | Чтение Д. Мамин – Сибиряк. Серая шейка. | |||||
ЛФК | ||||||
Вечер: | Пробуждение детей под музыку. Гимнастика после сна. Сюжетно-ролевая игра «На праздничной ярмарке». Сюжетная линия: дети пришли на веселую праздничную ярмарку. Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей | Д/и «Назови одним словом» Ц: Развивать умение детей обобщать предметы по одному признаку | Чтение стихов о зиме. Цель: накопление опыта использования образности в речи. | Самостоятельная двигательная деятельность детей. Цель: Учить детей самостоятельно организовывать игры, находить занятие по интересам, использовать в двигательной деятельности спортивные атрибуты | ||
Прогулка. | «Наблюдение за птицами» Цель: Уточнить представления о наличии лап у птиц и их функции П/и «Хитрая лиса» | |||||
День недели | Режим | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами | ||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Четверг | Утро | Комплекс утренней гимнастики Беседа на тему, «Какую одежду носили мужчины и женщины на Руси?», рассказ воспитателя о старинном русском костюме «Во что одевались на Руси, как праздники встречали» - расширять кругозор, воспитывать интерес к русской культуре и традициям. Д/и «Одень куклу в национальный костюм» - закреплять знание элементов русского народного костюма. Коррекционная работа: артикуляционная гимнастика | «Научим Незнайку соблюдать ПДД» - закрепить знание дорожных знаков; обогатить глагольный словарь. | Формировать устойчивое желание в соблюдении культурно-гигиенических навыков. | Сюжетные картинки на тему | Поговорить с родителями о самочувствии детей. Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей. |
Непосредственно образовательная деятельность | Познавательное развитие (ФЭМП). Занятие 32 Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение. Упражнять в счете предметов по образцу. Учить измерять длину отрезков прямых линий по клеткам. Развивать внимание, память, логическое мышление.( Помораева стр.103) | |||||
Аппликация «Дружный хоровод матрешек». Прогр. задачи: продолжать развивать умение вырезывать из бумаги, сложенной несколько раз, силуэт матрешки, цветы для сарафана, уметь располагать матрешек в одной композиции (в хороводе). Методическая литература: Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», стр. 74 | ||||||
По плану физ. инструктора | ||||||
Прогулка: | Наблюдение за тем, как дует ветер (определяют его направление с помощью флюгера или флажка). расширять и уточнять представления детей о сезонных изменениях в природе.Подвижная игра «Пастух и волк» «Лошадки».Цель: Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей; воспитывать умение проявлять честность, справедливость в самостоятельных играх со сверстниками. | Прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Цель: создать условия для развития умения передвигаться вперед с помощью прыжков с Олегом, Егором. | Развивать стремление у детей играть в подвиж-ные игры, способствую-щие совершенствованию основных движений (ходьба, бег, бросание), воспитывать желание играть дружно и весело. Вынести ёмкость для опыта. | Трудовая деятельность Сгребание снега для постройки горки для кукол Цель: Создать условия для развития умения аккуратно пользоваться лопатами. | ||
Работа перед сном | Чтение Э.Т. Гофман. Щелкунчик и мышиный король. | |||||
Вечер: | Гимнастика пробуждения. Чтение русской сказки «Финист – ясный сокол» Обработка А.Платонова. Цель: Продолжать развивать интерес к художественной литературе; учить внимательно и заинтересованно слушать стихотворение; способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям Коррекционная работа: ходьба по канату | Игровое упражн.: «Расскажи понравившийся отрывок из сказки«Финист – ясный сокол» » | Строит. игра «Лего» - развивать конструктивные навыки. | Самостоятельная деятельность детей в игровых уголках Цель: продолжать учить детей самостоятельно находить занятия по интересам. С\р игра по желанию детей. | ||
Прогулка. | Наблюдение за солнцем. Цель: закрепление познаний детей о изменениях, происходящих с солнцем, о понятии «продолжительность дня». Самостоятельная двигательная деятельность детей. Цель: Активизирование интереса детей к двигательной деятельности, обогащение двигательного опыта. |
День недели | Режим | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами | ||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Пятница | Утро | Комплекс утренней гимнастики Развивающая образовательная ситуация «В гостях у тётушки Меланьи» - продолжать развивать интерес к русским традициям: гостеприимству, почитанию старости, уточнять представления о церкви, храме, иконе; познакомить с христианским праздником – Масленицей; воспитывать потребность в хороших делах, поступках Коррекционная работа: работа с палочками | Какой из народных праздников тебе нравится больше и почему?» - развивать речевую активность, монологическую речь, логическое мышление, воспитывать наблюдательность. | Беседа о режиме дня Цель: сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья | Дежурство в уголке природы. Дежурство по столовой. Самостоятельная деятельность детей в игровых уголках. | Поговорить с родителями о самочувствии детей. |
Непосредственно образовательная деятельность | Развитие речи: Занятие № 2 Произведение Н. Носова « Приключение Незнайки и его друзей» Гербова В.В. стр. 54 | |||||
Музыкальное. По плану музыкального. руководителя | ||||||
Прогулка: | Наблюдение за работой дворника. Ситуативная беседа. Беседа: «Какой работой занимается дворник? Как он занимается уборкой мусора на территории детского сада, что он делает? Какие орудия труда ему нужны? Нужен ли нам труд дворника? Для чего? А вы бы хотели помочь дворнику? Что мы можем для этого сделать?» (Не сорить самим, собирать мусор дружно, другим не давать сорить.) | «Найди себе пару» Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей; воспитывать умение проявлять честность, справедливость в самостоятельных играх со сверстниками | Проблемная ситуация «Почему белый медведь не может жить в наших лесах? Цель: сравнить белых и бурых медведей по внешности, образу жизни, питанию. | Самостоятельная двигательная деятельность. Цель: Формировать у детей здоровьесберегающие компетенции Игры с выносным материалом | ||
Работа перед сном | Чтение художественной литературы. | |||||
Вечер: | Озд Беседа на тему «Умей в гости звать, умей и угощать» - уточнить знания детей о том, как в семье встречают гостей, поддерживается ли традиция гостеприимства Составление предложений по картинкам Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения; развивать речь как средство общенияоровительная гимнастика после сна. Коррекционная работа дыхательные упражнения | Работа по уходу за растениями (какие нуждаются в поливе перед выходными днями). | Кружковая деятельность « Тико-мастерская» | Ситуативный разговор «Почему в группе должен быть порядок». Цель: формировать навыки безопасного поведения, воспитывать желание поддерживать порядок в группе. | ||
Прогулка. | Наблюдение за облаками. Цель: продолжать наблюдение за облаками; учить определять направление ветра по облакам. П/и «Бездомный заяц» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Народная культура и традиции.Народная игрушка кукла-самоделка»
Подробный конспект НОД по познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. Включает в себя ознакомление детей с видами народной игрушки, самостоятельное и...
по теме: «Русская народная музыка, как средство знакомства детей с народной культурой и традициями»
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние и...
Воспитательно - образовательный план Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».
ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С 2 АПРЕЛЯ ПО 6 АПРЕЛЯТема: Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».Цель: Дать представление о наро...
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...
Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями. Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Городец, Полхов
Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями.Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с н...