Педагогическая гостиная «Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста путем приобщения к народному искусству»
материал (старшая группа)

Герасимова Валентина Аркадьевна

 

 «Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста путем приобщения к народному искусству»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennye_kachestvva.docx866.64 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное

образовательное

учреждение города Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»

(ГАПОУ МОК им. В. Талалихина)

Педагогическая гостиная

«Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста путем приобщения к народному искусству»

Автор воспитатель:

 Герасимова В.А.

Москва 2022г.

Цель:

  1. Приобщение детей к духовно нравственным ценностям.

Задачи:

  1. Формировать первоначальное представление о культуре, истории и жизни русского народа;
  2. Возрождать русские народные традиции;
  3. Воспитывать достойного человека, будущего гражданина России.

 

Духовное воспитание приобщение ребёнка к традициям, быту, культуры своей малой родины начинается с его семьи. Поэтому, именно в рамках направления «Моя семья» на занятиях в беседах, игре дети получают знания о своём ближайшем окружении, семье, представление о профессиях, именах близких людей, семейных историях, традициях. В группе проводятся тематические беседы: «Моя семья», «Выходной день в нашей семье», «В гостях у дедушки и бабушки», «Традиции моей семьи» показ презентации «Как жили наши предки». Дети знакомятся с понятиями «родные», «родня», «род». Узнают, почему нужно беречь родных, заботится о близких, открывают значение пословиц: «Вся семья вместе, так и душа на месте» и др. Дети с большой гордостью рассказывают о своей семье, какая она дружная, как проводятся вместе выходные, праздники.

Тряпичная кукла – неотъемлемая часть русской культуры, и в России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка ( или соломенная и т.д.) выполняет теперь новую функцию: она становится живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

C:\Users\HP\Tracing\Downloads\кyкла.jpg

Героическое прошлое нашей страны тесно связано с духовным воспитанием наших детей. В его рамках ведётся работа с детьми по разучиванию стихотворений, песен, ознакомлению с художественными произведениями о защитниках нашей Родины, войне, победе. В результат у детей воспитывается уважение и чувство благодарности к воинам-защитникам Родины. 

Для обеспечения системности в работе, и закреплению полученных знаний по теме Духовно – нравственное воспитание через приобщение детей к русской народной культуре мы проводим с детьми различные игры, через игру мы на доступном для детей уровне, знакомим их с народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, с крестьянским трудом.

Широкое включение фольклора в работу с детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни. В своей работе широко используем все виды устного народного творчества: сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, и т. д. Знакомимся с русскими народными сказками с помощью театрализованных представлений, потешки включаем в режимные моменты и просто во время игр. Пословицы и поговорки можно использовать во всех процессах воспитательной работы. При одевании на прогулку: «Семеро одного не ждут», во время трудовой деятельности: «Труд человека кормит, а лень портит». «Поспешишь – людей насмешишь».

             C:\Users\HP\Tracing\Downloads\1015517353.jpg  C:\Users\HP\Tracing\Downloads\product-361081-1.jpg

Загадки – полезное упражнение для детского ума. Игра в узнавании, отгадывании, разоблачении того, что спрятано и скрыто. При обучении детей отгадыванию загадок для начала можно использовать игрушки. Загадки можно использовать на занятиях, во время наблюдений на прогулках. Они требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения для того, чтоб решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность. Крашеное коромысло
Через реку повисло.(Радуга). Загадки мы  используем  на любом занятии, а также на прогулках

Скороговорки чаще всего используются для развития речи. Они способствуют развитию умения следить за четкостью произношения каждого звука.

С помощью сказок мы формируем  у детей умения быть дружными  трудолюбивыми («Репка», «Теремок»), слушаться родителей («Гуси лебеди», «Сестрица-Алёнушка и братец Иванушка»), быть смелыми и  бесстрашными («У страха глаза велики»), трудолюбивыми  («Ховрошечка», «Царевна Лягушка»).

Разучивая произведения русского фольклора, разъясняем значение непонятных детям слов и выражений: чугунок, лапти, коромысло и т. д. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера. Продолжать знакомство детей с русскими народными сказками, дать представление о их написании, почему они называются народными, развивать интерес к печатному слову, учить вслушиваться в ритм и мелодику текста, воспитывать интерес к народному слову.

В группе создаём библиотечку красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. Отведено место для театральной деятельности. В процессе создания появился  уголок ряженья с элементами костюмов, шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, кукольный, настольный, теневой и пальчиковый театры, дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники. Праздники являются ярким событием в жизни детей. Дети водят хороводы, играют во множество народных игр, поют обрядовые песни, узнают об истории и традициях народных и православных праздников, разучивают рождественские колядки, участвуют в театрализованных представлениях. Масленица проходит с весёлыми шутками, играми, пением закличек, угощением блинами. На Пасху расписываем яйца, играем в народные игры. Летом не забываем о таких праздниках, как «Яблочный спас» и «Медовый спас. Познакомить с обрядом проведения народного праздника «Масленица». Поддерживать интерес детей к событиям происходящим в стране, городе.

C:\Users\HP\Tracing\Downloads\маслениа.jpg   C:\Users\HP\Tracing\Downloads\я.jpg

 «Пасхальные традиции». Цель: познакомить с праздником, с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Формировать представление о празднике – его значении для народа, о традициях печь куличи, красить яйца, развивать интерес к народной культуре.

Познакомить детей с одной из традиций русского народа – гостеприимство (хлебосольство, рассказать о народных праздниках, которые сопровождались хлебосольством, формировать любовь к близким, семье. Воспитывать черты характера (вежливость, внимание, уважение к окружающим). Познакомить с пословицами о гостеприимстве «Все, что в печи, - на стол мечи», «Хлеб на стол – так и стол – престол, а хлеба ни куска. Так и стол доска», «Ушел не солоно хлебавши».

Познакомить с историей русского костюма, с особенностями его внешнего вида, сравнить с современной одеждой, воспитывать уважение к труду рукодельниц, бережное отношение к предметам, имеющим историческую ценность.

             C:\Users\HP\Tracing\Downloads\kukla_v_russkom_kostume_vanya_02.jpg  C:\Users\HP\Tracing\Downloads\kukla_hochloma_01.jpg

Мы знакомим детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства в продуктивной, изобразительной деятельности. Данная деятельность помогает детям воспринимать прекрасное и доброе, знакомит с народными традициями, закладывает основы духовно-нравственного воспитания. Знакомство детей с Городецкой росписью, «Дымковской игрушкой» «Филимоновской игрушкой».

                       C:\Users\HP\Tracing\Downloads\_цветной 6-700x900_0.png  C:\Users\HP\Tracing\Downloads\индюк.jpg 

Список литературы:

  1. Л. В. Коломийченко «Дорогою добра. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников» Издательство: "Сфера" (2015)
  2. Р.И. Жуковская «Родной край»
  3. В. Г. Нечаева «Духовно- нравственное воспитание в детском саду»
  4. Сведения местного краеведческого музея.
  5. Использование интернет ресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно – нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор».

«Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого – с любви к своей семье,к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь ...

Проект на тему: "Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русской народной сказке".

,,Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия- это ключик, с помощью, которого  можно открыть эти истоки,...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Я и мой поселок»

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст 3 – 4года (младшая группа), средний возраст 4 – 5лет(средняя группа), с...

Консультация для педагогов «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор».

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, конкретно в нашем учебном заведении,  в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозмо...

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к народному искусству и творчеству» «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки»

Ознакомление с русской народной культурой происходит на занятиях, в беседах, играх, экскурсиях-путешествиях в историю отдельных вещей, праздниках. Дети с младшего возраста знакомятся с ...

"Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к народной культуре"

В наше время, полное тревог и противоречий, когда бесчеловечность, силовое давление и бездуховность становятся нормой в сообществе, возврат к истокам народной мудрости и традиций сможет помочь ребенку...

Воспитание нравственно–патриотических чувств у детей дошкольного возраста путем приобщения к русской народной культуре и традициям малой Родины.

    «Воспитание нравственно–патриотических чувств у детей дошкольного возраста путем приобщения к русской народной культуре и традициям малой Родины.Патриотизм – это...