Мастер-класс на Фестивале ценностно-ориентированных воспитательных практик ДОО "Приобщение детей с ТНР к ценности труда через игровые технологии речевого развития" в рамках 18 -х областных Кирилло-Мефодиевских педагогических чтений
учебно-методический материал
Цель: систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов.
Задачи:
1.Способствовать созданию условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по приобщению детей с ТНР к ценности труда через игровые технологии речевого развития.
2.Способствовать формированию индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитательная практика | 19.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар по трудовому воспитанию дошкольников. (май 2022)
«Приобщение к ценности труда детей с ТНР
через игровые технологии речевого развития».
Цель: систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов.
Задачи:
1.Способствовать созданию условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по приобщению детей с ТНР к ценности труда через игровые технологии речевого развития.
2.Способствовать формированию индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.
Оборудование: пословицы, стих «Портниха», «Помогать я буду всем» (подсказка на листах бумаги), игра «Облачко», прищепки (10 штук), макет-солнышка, камешки Марблс, доска Бильгоу, нейрокарточки «Жесты», мячи или мешочки с песком.
В этом году я, как и все педагоги нашего детского сада работала над формированием ценности труда.
Трудовое воспитание играет немаловажную роль в развитии речи детей:
- овладение трудовыми умениями и навыками влияет на развитие моторики;
- в процессе трудовой деятельности, наблюдений за трудом взрослых, формируется грамматический строй речи;
- в играх формируются трудовые навыки, обогащается социальный опыт детей, происходит общение детей между собой, пополняется и активизируется словарь ребенка; формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь.
Поэтому я стараюсь искать эффективные игровые технологии речевого развития детей и применять их в своей работе.
Я, как логопед, во время игр по лексической теме «Труд» с детьми отрабатываю свои цели и задачи - активизирую словарь детей, стимулирую мелкую моторику, развиваю кистевой и пальцевой праксис, развиваю связную и грамматически правильную речь.
Сейчас я хочу поделиться с вами моей авторской игрой «Пирожки». Это игра на развитие общей моторики, координации речи с движением и на развитие чувства ритма, умение образовывать существительные в творительной падеже, развитие навыка образовывать относительные прилагательные.
Раз-два, дружно встали, / 1-2-хлопать – топать
Быстро к маме побежали, / бежим в центр круга
Мама тесто замесила /имитация «месим тесто»
И начинку положила /формируем пирожки
В пирожки румяные,
В калачи удалые / рисуем в воздухе круг
Пирожки она слепила /отхлопать ритм строчки
К бабушке нести просила /топать ритм
-А затем, вы должны назвать начинку для пирожков –пирожок с капустой, с черникой, с малиной и т.д.
- Можно предложить детям назвать – какой пирожок? (черничный, малиновый, капустный и т.д.)
Я работаю в тесном контакте с воспитателями и во время проекта по труду мы разучивали много пальчиковых игр, потешек, пословиц и поговорок о труде, дающие богатый материал для развития речи детей. Например, мы выкладывали или украшали «Облачко» фишками и проговаривали поговорку или потешку. (предлагаю гостям выбрать любую пословицу)
Кончил дело — гуляй смело.
Терпенье и труд все перетрут.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Дело мастера боится.
Мала пчелка, да и та работает.
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Семь раз отмерь, один — отрежь.
Землю красит солнце, а человека — труд.
Делу — время, а потехе — час.
Кто не работает, тот не ест.
Труд кормит, а лень портит.
Хочешь есть калачи — не сиди на печи.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Рукам работа — душе праздник.
Кто мастер на все руки, у того нет скуки.
«Прищепки и солнышко» - на каждую строчку в стихотворении надевать на солнышко прищепку. Такая методика развивает мелкую моторику, память, речь, пространственное мышление.
Помогать я буду всем (приготовить 10 прищепок)
У меня сестренок семь.
Помогать я буду всем:
С Пашей сеять,
С Дашей жать,
С Леной куклу наряжать,
С Нюрой стряпать,
С Шурой шить,
С Верой сено ворошить,
Песни петь с Марусенькой,
Самою малюсенькой. (Л.Дьяконов)
А можно при заучивании стихотворения выкладывать визуально-ритмические ряды из одинаковых предметов, но уже знакомых детям. Это могут быть, например, камешки Марблс - это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей (на столе стоит коробка с камешками, карточки с жестами).
Одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование нейрогимнастических игр.
Хочу показать вам, как можно отработать заучивание стихотворения «Портниха», используя камешки Марблс и карточки для нейрогимнастики «Жесты».
Портниха
Научилась вышивать я
Кур, цыплят и петушков.
А еще для кукол платья
Сшила я из лоскутков.
- Молодец, – сказала мама, -
Ты у нас портниха прямо!
Для мозжечковой стимуляции я в своей работе использую доску Бильгоу. Мозжечковая стимуляция — серия реабилитационных методик, направленных на стимуляцию работы ствола головного мозга и мозжечка. Результаты достаточно быстро проявляются в улучшении поведения, внимания, речи ребенка, успехах в учебе. Мозжечковая стимуляция значительно повышает эффективность любых коррекционных занятий (с логопедом, психологом, дефектологом). Методики мозжечковой стимуляции активизируют речь, улучшают: чтение, математические способности, письмо рукой, память (оперативную и долговременную), мышление.
Например, для закрепления знаний о профессиях, можно поиграть в такую игру «Подбери профессию» или «Подбери действия». Стоя на балансировочной доске, ребенок выполняет задания логопеда или мамы, например, обмениваясь с логопедом мячом или мешочком с песком. Разного веса мешочки с крупой кидаются ребенку. Принимать мяч или мешочки от ведущего можно одной рукой, двумя, кидать и ловить одновременно.
Вызываю гостей поучаствовать в игре.
- Я кидаю вам мешочек и говорю слово-действие, а вы человека этой профессии (или я называю профессию, а вы его действия)
Строитель- строит, кладет, красит.
Врач- лечит, делает уколы, назначает лекарство
Учитель- учит, ставит оценки, дает новые знания
Повар – готовит, жарит, нарезает.
Дворник- подметает, убирает, вывозит мусор
Парикмахер – стрижет, делает прически, моет голову
Летчик – летает, перевозит грузы и людей
Водитель- водит, чинит
Продавец – продает, пробивает чек.
Ребенок, выполняя сложные манипуляции, не только развивает речь. Он прилагает усилия, испытывает трудности. Но тем и ценнее, и радостнее для него достижение результата.
Такие игры я предлагаю родителям для закрепления материала, предлагаю и вам воспользоваться ими.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста на тему «Красная Шапочка» с использованием, технологии театральной деятельности (инсценировка сказки «Красная Шапочка») и игровой технологии речевого развития
Методическая разработка на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста на тему «Красная Шапочка»с использованием, технологии театральной деятельност...
Родительское собрание. В рамках, которого был проведен для родителей мастер- класс по теме: « Использование игровых технологий в развитии речи».
Родительское собрание.В рамках, которого был проведен для родителей мастер- класс по теме:« Использование игровых технологий в развитии речи».Перед началом интересной творческой работы родителям...
Мастер-класс Театральная мозаика «Развитие речи и воображения детей раннего возраста через игровые технологии»
Цель: Создание условий для развития речи и воображения детей раннего возраста через игровые технологии посредством театральной деятельности. Освоение технологии изготовление традиционной ...
Консультация для педагогов " Игровые технологии речевого развития дошкольников".
Играя-развиваем-обучаем-воспитываем....
«Использование логоритмики как игровой технологией речевого развития в процессе музыкального образования детей дошкольного возраста»
laquo;Использование логоритмики как игровой технологией речевого развития в процессе музыкального образования детей дошкольного возраста» Исследо...