Мастер-класс на Фестивале ценностно-ориентированных воспитательных практик ДОО "Приобщение детей с ТНР к ценности труда через игровые технологии речевого развития" в рамках 18 -х областных Кирилло-Мефодиевских педагогических чтений
учебно-методический материал

Цель: систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов.

 

Задачи:

 

1.Способствовать созданию условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по приобщению детей с ТНР к ценности труда через игровые технологии речевого развития.

 

2.Способствовать формированию индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Воспитательная практика19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар по трудовому воспитанию дошкольников. (май 2022) 

«Приобщение к ценности труда детей с ТНР

через игровые технологии речевого развития».

Цель: систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов.

Задачи:

1.Способствовать созданию условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по приобщению детей с ТНР к ценности труда через игровые технологии речевого развития.

2.Способствовать формированию индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.

Оборудование: пословицы, стих «Портниха», «Помогать я буду всем» (подсказка на листах бумаги), игра «Облачко», прищепки (10 штук), макет-солнышка, камешки Марблс, доска Бильгоу, нейрокарточки «Жесты», мячи или мешочки с песком.

В этом году я, как и все педагоги нашего детского сада работала над формированием ценности труда.

Трудовое воспитание играет немаловажную роль в развитии речи детей:

- овладение трудовыми умениями и навыками влияет на развитие моторики;

- в процессе трудовой деятельности, наблюдений за трудом взрослых, формируется грамматический строй речи;

- в играх формируются трудовые навыки, обогащается социальный опыт детей, происходит общение детей между собой, пополняется и активизируется словарь ребенка; формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь.

Поэтому я стараюсь искать эффективные игровые технологии речевого развития детей и применять их в своей работе.

 Я, как логопед, во время игр по лексической теме «Труд» с детьми отрабатываю свои цели и задачи - активизирую словарь детей, стимулирую мелкую моторику, развиваю кистевой и пальцевой праксис, развиваю связную и грамматически правильную речь.

Сейчас я хочу поделиться с вами моей авторской игрой «Пирожки».  Это игра на развитие общей моторики, координации речи с движением и на развитие чувства ритма, умение образовывать существительные в творительной падеже, развитие навыка образовывать относительные прилагательные.

Раз-два, дружно встали, / 1-2-хлопать – топать

Быстро к маме побежали, / бежим в центр круга

Мама тесто замесила /имитация «месим тесто»

И начинку положила /формируем пирожки

В пирожки румяные,

В калачи удалые / рисуем в воздухе круг

Пирожки она слепила /отхлопать ритм строчки

К бабушке нести просила /топать ритм

-А затем, вы должны назвать начинку для пирожков –пирожок с капустой, с черникой, с малиной и т.д.

- Можно предложить детям назвать – какой пирожок? (черничный, малиновый, капустный и т.д.)

Я работаю в тесном контакте с воспитателями и во время проекта по труду мы разучивали много пальчиковых игр, потешек, пословиц и поговорок о труде, дающие богатый материал для развития речи детей. Например, мы выкладывали или украшали «Облачко» фишками и проговаривали поговорку или потешку. (предлагаю гостям выбрать любую пословицу)

Кончил дело — гуляй смело.

Терпенье и труд все перетрут.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Дело мастера боится.

Мала пчелка, да и та работает.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Семь раз отмерь, один — отрежь.

Землю красит солнце, а человека — труд.

Делу — время, а потехе — час.

Кто не работает, тот не ест.

Труд кормит, а лень портит.

Хочешь есть калачи — не сиди на печи.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Рукам работа — душе праздник.

Кто мастер на все руки, у того нет скуки.

«Прищепки и солнышко» - на каждую строчку в стихотворении надевать на солнышко прищепку. Такая методика развивает мелкую моторику, память, речь, пространственное мышление.

Помогать я буду всем   (приготовить 10 прищепок)

У меня сестренок семь.

Помогать я буду всем:

С Пашей сеять,

С Дашей жать,

С Леной куклу наряжать,

С Нюрой стряпать,

С Шурой шить,

С Верой сено ворошить,

Песни петь с Марусенькой,

Самою малюсенькой.  (Л.Дьяконов)

А можно при заучивании стихотворения выкладывать визуально-ритмические ряды из одинаковых предметов, но уже знакомых детям. Это могут быть, например, камешки Марблс - это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей (на столе стоит коробка с камешками, карточки с жестами).

Одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование нейрогимнастических игр.

Хочу показать вам, как можно отработать заучивание стихотворения «Портниха», используя камешки Марблс и карточки для нейрогимнастики «Жесты».

Портниха

Научилась вышивать я

Кур, цыплят и петушков.

А еще для кукол платья

Сшила я из лоскутков.

- Молодец, – сказала мама, -

Ты у нас портниха прямо!

Для мозжечковой стимуляции я в своей работе использую доску Бильгоу. Мозжечковая стимуляция — серия реабилитационных методик, направленных на стимуляцию работы ствола головного мозга и мозжечка. Результаты достаточно быстро проявляются в улучшении поведения, внимания, речи ребенка, успехах в учебе. Мозжечковая стимуляция значительно повышает эффективность любых коррекционных занятий (с логопедом, психологом, дефектологом). Методики мозжечковой стимуляции активизируют речь, улучшают: чтение, математические способности, письмо рукой, память (оперативную и долговременную), мышление.

Например, для закрепления знаний о профессиях, можно поиграть в такую игру «Подбери профессию» или «Подбери действия».  Стоя на балансировочной доске, ребенок выполняет задания логопеда или мамы, например, обмениваясь с логопедом мячом или мешочком с песком. Разного веса мешочки с крупой кидаются ребенку. Принимать мяч или мешочки от ведущего можно одной рукой, двумя, кидать и ловить одновременно.

Вызываю гостей поучаствовать в игре.  

- Я кидаю вам мешочек и говорю слово-действие, а вы человека этой профессии (или я называю профессию, а вы его действия)

Строитель- строит, кладет, красит.

Врач- лечит, делает уколы, назначает лекарство

Учитель- учит, ставит оценки, дает новые знания

Повар – готовит, жарит, нарезает.

Дворник- подметает, убирает, вывозит мусор

Парикмахер – стрижет, делает прически, моет голову

Летчик – летает, перевозит грузы и людей

Водитель- водит, чинит

Продавец – продает, пробивает чек.

Ребенок, выполняя сложные манипуляции, не только развивает речь. Он прилагает усилия, испытывает трудности. Но тем и ценнее, и радостнее для него достижение результата.

Такие игры я предлагаю родителям для закрепления материала, предлагаю и вам воспользоваться ими.

 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста на тему «Красная Шапочка» с использованием, технологии театральной деятельности (инсценировка сказки «Красная Шапочка») и игровой технологии речевого развития

Методическая разработка  на развитие связной речи у детей старшего  дошкольного   возраста  на тему  «Красная Шапочка»с использованием, технологии театральной деятельност...

Родительское собрание. В рамках, которого был проведен для родителей мастер- класс по теме: « Использование игровых технологий в развитии речи».

Родительское собрание.В рамках, которого был проведен  для родителей мастер- класс по теме:« Использование игровых технологий в развитии речи».Перед началом интересной творческой работы родителям...

Мастер-класс Театральная мозаика «Развитие речи и воображения детей раннего возраста через игровые технологии»

Цель: Создание условий для развития  речи и воображения детей раннего возраста через игровые технологии  посредством театральной деятельности. Освоение технологии изготовление традиционной ...

«Использование логоритмики как игровой технологией речевого развития в процессе музыкального образования детей дошкольного возраста»

laquo;Использование логоритмики как игровой технологией речевого развития в процессе музыкального образования детей дошкольного возраста»         Исследо...