Значимость подготовительного этапа при постановке звуков
консультация (подготовительная группа)

Вагайцева Екатерина Александровна

План индивидуальной консультации родителей на тему значимости подготовительного этапа при коррекции звукопроизношения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovitelnyy_etap._konsultatsiya.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

План индивидуальной консультации на тему «Значимость подготовительного этапа при постановке звуков»

Подготовительный этап

Работа на подготовительном этапе ведется одновременно по  следующим  направлениям:

  • развитие сложных и тонких координированных движений кистей и пальцев рук;
  • развитие фонематических процессов.
  • выработка направленности воздушной струи.
  • артикуляционная гимнастика

1). Развитие сложных и тонких координированных движений кистей и пальцев рук. Речевая терапия должна опираться на опережающее развитие двигательных функций, как в общей, так и в мелкой моторике. Необходимо использовать упражнения по развитию тактильной чувствительности пальцев рук, т. к. это повышает кинестетическую активность артикуляционного аппарата.

- Развитие мелкой моторики проводится в традиционных видах продуктивной детской деятельности (лего, мозаика, лепка, шнуровка) в основном идет работа ведущей руки, социальной зоной (большой, указательный и средний пальцы).

- С использованием комплекса пальчиковой гимнастики. При выполнении ритмичных движений кистями и пальцами рук усиливается согласованная деятельность лобных и височных зон.

- уровень развития мелкой моторики является одним из показателей зрелости НС (точность, переключаемость)

Принципы выполнения гимнастики:

- после выполнения и отработки симметричных движений пере-ходим на реципрокные (несимметричные);

- включать упражнения на переключаемость (этот заяц под сосной, этот заяц под другой);

- напряжение должно сменяться расслаблением;

- после проработки всех основных движений объединять их в серии движений из 2-3 поз. Это тренирует ребенка запоминать программу различной сложности, развивает слухоречевое внимание и память.

) очень полезно даже при письме и штриховке считать.

2). Развитие фонематических процессов. Фонематические процессы (фонематическая система) – сложное многоуровневое образование, которая обеспечивает синхронный анализ потока звуков речи :

- восприятие;

- различение в том числе и смыслоразличение: том-дом)

- анализ;

- синтез.

Функциональные роли разных видов слуха:

* Физический слух – это первичные поля височных зон левого и правого полушария (или корковые концы анализаторов).

* Неречевой слух (музыка, шумы, восприятие неречевых звуков). Локализация – вторичные поля височной зоны правого полушария.

* Речевой (фонетический) слух – вторичные поля височной зоны левого полушария обеспечивают восприятие звуков речи.

* Фонематический слух – формируется в процессе речевого развития, когда при восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием вариантов звука, а ему нужно учиться опознавать фонему (выделять) звук по ее постоянным признакам.

Функции фонематического слуха:

- способность противопоставлять звуки по месту и способу образования, твердости - мягкости, звонкости – глухости, назальности – ее отсутствию;

- контроль за собственной речью;

- также выделяют такую функцию фонематической системы, как фонематические представления – это умение отобрать картинку или придумать слово на заданный звук;

- еще выделяют фонемный – звуковой анализ. Выделяют различные формы звукового анализа :

а. умение выделять звук на фоне слова (есть в слове или нет)

б. линейный (последовательный) звуковой анализ (самый важный вид анализа для письма);

в. количественный анализ;

г. позиционный анализ (по Орфинской, Каше).

для развития фонематических процессов знакомим ребенка с символом звука, и учим его выделять звук в ряду других звуков, слогов и слов. Чем лучше ребенок слышит звук в разных положениях, тем лучше вводит его в речь.

3). Выработка направленности воздушной струи.

Воздушная струя является генератором звука и ее дефицит (слабость) влияет на произношение особенно переднеязычных, щелевых (свистящих, шипящих) и вибрантов:

- необходимо научить ребенка управлять своим дыханием

- дифференцировать носовой и ротовой вдох и выдох;

- вырабатывать воздушную струю разной силы и длительности;

работать над удлинением ротового выдоха.

Упражнения.

• вдох – выдох через рот;

• вдох – выдох через нос;

• вдох через нос, выдох через рот ( полезны упражнения с визуализацией: выдувать пузыри через трубочку в воду; мыльные пузыри; дидактические игры «Дождики»«Бабочки»)

для увеличения длины ротового выдоха можно произносить цепочки гласных, дни недели, считать и т. д.

4). Артикуляционная гимнастика – развитие артикуляционной моторики с использованием артикуляционной гимнастики.

Цели:

- развитие мышц артикуляционного аппарата, подготовка артикуляционного аппарата к воспроизведению сложных и тонких движений, необходимого для правильного произнесения звуков;

- формирование способности управлять артикуляционными движениями.

Подходы к проведению артикуляционной гимнастики.

I – подход: тренируются только те движения, которые необходимы для произнесения звуков;

II – подход : проводятся упражнения для всех групп артикуляционного аппарата (их силы, гибкости, выносливости, переключаемости).

Для детей с минимальными дизартрическими расстролйствами лучше начинать с глобальной гимнастики, затем переходить к дифференцированной гимнастике для разных групп звуков.

На первых этапах проведения гимнастики подключаем анализаторы всех видов (зрительные, слуховые, тактильные ощущения). А затем, для развития более четких кинестезий упражнения проводятся без зеркала, и можно проводить упражнения с закрытыми глазами.

Упражнения для мышц щек:

1. Надуваем шарики и удерживаем.

2. Сдуть шарики (худой и толстый клоун).

3. Погонять воздух из щеки в щеку.

Упражнения для круговой мышцы губ.

1. Улыбка, Трубочка, Слоненок (пьет водичку, выплескивает) – фиксация.

2. чередовать: Улыбка - Трубочка.

3. полоскание зубов впереди.

Можно проводить упражнения для губ с зафиксированным языком.

Полезны элементы массажных движений, с сопротивлением, когда логопед мешает ребенку сделать, то или иное движение.

При вялых губах полезна силовая гимнастика на удержание предметов губами (листок бумаги, платок, шпатель, который логопед пытается вытащить из ротика).

Для укрепления губ полезна гимнастика на гласных звуках с голосом, шепотно и беззвучной артикуляцией.

Для уменьшения назальности полезны вокальные упражнения. Широко открывая рот, ребенок получает напряжение мягкого неба, спинка языка опускается, язык за нижними зубами. Образуется более широкий проход для воздушной струи.

Упражнения для языка.

1. Змейка

2. Часики

3. Облизывание губ с постепенным раскрытием рта (все шире)

4. Расческа (самомассаж)

5. Месим тесто с выходом на блинчик (при повышенном тонусе месим только губами)

6. Ежик (круговые движения внутри за губами)

7. Лошадка

8. Цоканье.

9. Индюк.

10. Укол в щечку. (Уменьшает саливацию)

Выделяют отдельный блок упражнений на преодоление сопротивления.

1. Поймай лису (логопед удерживает кончик языка)

2. Силач (шпателем надавливать на кончик, ребенок пытается поднять)

3. Любопытный язычок (сопротивление при боковых отведениях)

При малоподвижном языке

1. вылизывать тарелки, выпуклые части ложек передней частью языка. Ложка постепенно уменьшается от столовой до кофей-ной

2. перекатывать предметы в ротике.

Все эти упражнения и упражнения на преодоление сопротивления способствуют созданию большей иннервационной активности в мышцах, развитию кинестетического чувства, увеличению объема движений, развитию точности, силы.

Специализированная гимнастика.

1. Большое окошко

4. чередовать: Улыбка - Трубочка. (под счет)

Для свистящих

2. Месим тесто с выходом на «блинчик»

Активизация кончика

3. Чистим зубки.

4. Вытолкни ириску

5. Киска сердится

6. Погладим киску

Для шипящих

2. Улыбка - Трубочка – Окошко

1. Лошадка

2. Парус

3. Маляр

4. Вкусное варенье (вперед-назад)

5. Чашечка

6. Фокус

для «Р»

3. Парус

4. Чистим верхние зубки.

5. Маляр.

6. Лошадка.

7. Грибок –

8. Дятел/ Барабанщик (дятел бьет толстым голосом, сидит высоко – Богомолова «кончик языка набухает») –

9. Заводим мотор толстым голосом:

- медленно;

- машина забуксовала.

10. Злой комар (от З, злой жук (от Ж)

Для активизации кончика

11. Покусать язык

12. Вытолкнуть ириску (из-за верхних зубов)

Для «Л»

4. Вытолкни ириску

5. Маляр

6. Почистим зубки

7. Иголочка (с напряжением)

8. Индюк

9. Приклеить язык к верхней губе.

10. Вкусное варенье

Отработка опорных звуков :

Опорные звуки – это простые для произнесения звуки, артикуляция которых содержит в себе элементы артикуляции сложных звуков.

Для свистящих:

И – произнеси и замри

Т – в нижнем произнесении

Для шипящих

Т – в верхнем произнесении («поезд идет» с контролем воздушной струи).

Для «Р»

Т, Д - в верхнем положении

Ш, Ж

Для «Л»

Ы, А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование воздушной струи как один из основных этапов при постановке звуков

Постановка звуков при формировании воздущной струи...

Формирование воздушной струи как один из основных этапов при постановке звуков

Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитани...

Формирование воздушной струи как один из основных этапов при постановке звуков

Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитани...

Формирование воздушной струи, как один из основных этапов при постановке звуков

Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитани...

Формирование воздушной струи как один из основных этапов при постановке звуков

Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитани...