ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРА НА ПРИЩЕПКАХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНГО ВОЗРАСТА (3 – 4 ГОДА)
материал по развитию речи

Карявка Анастасия Александровна

Для чего я использую театр на прищепках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_karyavka_a.a._teatr_na_prishchepkah.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Карявка А.А.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРА НА ПРИЩЕПКАХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНГО ВОЗРАСТА (3 – 4 ГОДА)

МБДОУ «Ермаковский детский сад №5»

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре. Как известно, игра является основным видом деятельности в этом возрасте. Содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая.  Но к концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений, что положительно сказывается на развитии речи.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь, тем легче высказывать свои мысли, тем шире возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется психическое развитие ребёнка.

Речевое развитие в младшем дошкольном возрасте направлено на совершенствование всех сторон речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование предпосылок обучения грамоте; овладение речью как средством общения, развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой.

К трём годам появляется способность к речевому анализу. Ребёнок, сам не умея правильно произносить слова, улавливает, когда кто-то другой произносит их с ошибками.

Хотя четвёртый год и является периодом интенсивного усвоения звуков, наряду с правильным их произношением в речи детей наблюдается пропуск, замена, уподобление и смягчение звуков (т.к. произношение мягких звуков даётся ребёнку легче, чем твёрдых).

В развитии речи младших дошкольников большую часть занимает чтение книг. Чтобы приобщить ребёнка к художественной литературе необходимо развивать интерес к книгам, формировать потребность (привычку) в регулярном чтении: рассматривать с детьми рисунки в знакомых книжках, ярко и выразительно рассказывать им о содержании иллюстраций, заслушивать высказывания детей, ежедневно читать знакомые, любимые детьми либо новые, соответствующие возрасту и интересам детей (рекомендованные программой) художественные произведения. Но чтобы ребёнок заинтересовался произведением и запоминал его отрывки или даже целиком, главных героев и сюжет, оно должно быть эмоционально окрашено.

Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Обсуждать с детьми поступки персонажей и последствия этих поступков. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и простые фразы. С помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.

Согласно инновационной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» одним из важных критериев правильности действий педагога в НОД является сохранение интереса детей и их активное участие в занятии. Как же это сделать в процессе восприятия художественной литературы? Заинтересовать детей простым чтением довольно сложно, особенно если некоторые дети неусидчивы. Для этого необходимо выполнять следующие условия:

учить детей имитировать характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет), передавать эмоциональное состояние человека (мимикой, позой, жестом, движением);

знакомить детей с приемами вождения настольных кукол;

пробуждать интерес детей к театрализованной игре, создавать условия для ее проведения;

формировать умение следить за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силам и взрослых, и самих детей;

вызывать желание действовать с элементами театра (картинки героев, прищепки);

развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты стихов, песен, сказок;

вызывать желание выступать перед куклами и сверстниками, обустраивая место для выступления.

Во время прочтения любого произведения с использованием театра на прищепках, педагог акцентирует внимание на тех словах или фразах, в которых имеются сложные для произношения детей звуки. Воспитатель просит детей повторить как отдельные слова и фразы, так и звукоподражания.

Таким образом, я заметила, когда происходит чтение и образное восприятие любого программного произведения с использованием театра на прищепках, дети лучше запоминают произведение, стараются произносить слова чётко, правильно, подражая воспитателю, и проявляют положительные эмоции при просмотре театрализации и участии в ней.

Используя театр на прищепках в процессе чтения произведения, дети не просто смотрят театрализацию и слушают произведение, они ещё являются активными участниками данной постановки, чувствуют свою причастность к процессу, а также развивают свою речь, чётко проговаривая отдельные слова текста, слоги и звукоподражания. Дети с удовольствием, самостоятельно пробуют ставить свои маленькие театрализованные постановки, и даже не по сказкам, а импровизируя, но в этом процессе педагог должен находится рядом, чтобы вовремя исправлять произношение слов и звуков.

Список литературы

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное), испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – с.336
  2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 96 с.: цв. вкл.
  3. Театр кукол и игрушек в детском саду: кукольные спектакли, эстрадные миниатюры для детей 3 – 7 лет/ сост. О.П. Власенко. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель. – 290 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи младшего дошкольного возраста через ознакомление с малыми фольклорными формами с использованием ИКТ

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве...

Консультация для педагогов: "Развитие речи младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр"

Всё чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью, с нежеланием и неумением общаться. В современном мире овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценн...

Консультация для педагогов: "Развитие речи младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр"

laquo;Развитие речи младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»  Цель: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и...

Использование театра теней как средства развитие мелкой моторики рук детей пятого года жизни

В жизни современного ребенка мелкая моторика имеет огромную роль.Сформированность навыков мелкой моторики руки имеет важное значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжени...

Мастер-класс для педагогов «Игры с прищепками для развития речи детей дошкольного возраста»

Чем можно позаниматься с детьми, чтобы развивать ручную умелость?Играм с цветными прищепками неоднократно уделялось внимание многих педагогов – практиков. Цвет, мелкая моторика,...