Семинар - практикум для педагогов детского сад на тему: "Театрализованная деятельность в развитии детей"
методическая разработка (подготовительная группа)
Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Расширить представления воспитателей о разновидностях театров для детей.
- Систематизировать знания педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста.
- Закрепить знания о педагогическом руководстве театрализованной деятельностью в детском саду.
- Привлечь внимание родителей к театрализованной игре.
- Развивать творчество и фантазию воспитателей, детей и родителей в процессе изготовления театральных кукол.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum_dlya_pedagogov.docx | 32.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 15 с. Октябрьское" муниципального образования
Пригородный район РСО - Алания
Семинар - практикум для педагогов детского сад
на тему: "Театрализованная деятельность в развитии детей"
Подготовила и провела воспитатель:
Габаева Ф.М.
05.04.2022г.
Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Расширить представления воспитателей о разновидностях театров для детей.
- Систематизировать знания педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста.
- Закрепить знания о педагогическом руководстве театрализованной деятельностью в детском саду.
- Привлечь внимание родителей к театрализованной игре.
- Развивать творчество и фантазию воспитателей, детей и родителей в процессе изготовления театральных кукол.
Предварительная работа:
- Подбор литературы и оформление выставки для педагогов «Все о театре».
- Оформление музея театральных кукол.
- Подготовка к конкурсу «Театральная мастерская». Изготовление театральных кукол своими руками (педагоги-дети-родители).
- Разработка методических рекомендаций для занятий театральной деятельностью.
Вопросы для педагогов к семинару-практикуму:
- Какой комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО, решаем с помощью театрализованной деятельности в системе обучения детей ДОУ?
- Каково значение театрализованной деятельности в детском саду?
- Как в своей работе вы используете театрализованную деятельность?
- Какие виды кукольных театров вы знаете?
- Как вы понимаете понятие «игра-драматизация»?
- Как вы понимаете понятие «режиссерская игра»?
- Как вы понимаете «Использование театрализованной игры в НОД?
- Как вы понимаете «Использование ТИ в свободной совместной деятельности детей и воспитателей во время режимных моментов»?
- Как вы понимаете «Использование ТИ в самостоятельной деятельности детей?»
- Каким опытом работы по данной проблеме вы можете поделиться с коллегами?
План семинара - практикума
- Выставка театральных кукол (педагоги-дети-родители)
- Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка - дошкольника и организация театральной деятельности в ДОУ.
- Организация театральной деятельности в ДОУ.
- Презентация «Театрализованная деятельность в системе обучения детей ДОУ».
- Блиц — опрос воспитателей по теме семинара-практикума.
- Экскурсия в музей театральных кукол.
- Практическая работа с куклами разных систем.
- Презентация театральных кукол, изготовленных своими руками (педагоги ДОУ)
- Антракт.
- Подведение итогов семинара-практикума и конкурса «Театральная мастерская», определение победителей конкурса, награждение.
Материал и оборудование: компьютерная установка и проекционный экран для презентаций; выставка театральных кукол «Театральная мастерская» (педагоги - дети - родители) сделанных педагогами; музей театральных кукол;
Ход проведения.
- Выставка театральных кукол (педагоги-дети-родители)
- Значение театрализованных игр в развитии дошкольников
- Сегодня мы с вами в очередной раз собрались в театральной гостиной, чтобы поговорить о великой силе театрального искусства. Художественно-эстетическое развитие занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательною процесса ДОУ и является его приоритетным направлением.
Художественно-эстетическое развитие согласно ФГОС предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного). мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Театр — это синтез всех видов искусства.
Театр один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии
Л.С.Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте.
Л.И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. Таким образом, игра является своеобразным центром, которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. Дошкольный ребенок - человек играющий, поэтому в ФГОС закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры»,
А. Асмолов. Театрализованная деятельность является разновидностью игры.
«Театр — это волшебный край в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир"
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль.
Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, — все это помогает осуществить театр.
- Организация театральной деятельности в ДОУ.
Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена в соответствии с ФГОС
- в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой коммуникативной, художественно-эстетической и т.д.);
- в образовательную деятельность в ходе режимных моментов;
- в самостоятельную деятельность детей; Как вы понимаете?
- Включение театрализованной деятельности в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности?
во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонам, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы в игре.
- Включение театрализованной деятельности в ходе режимных моментов?
это совместная деятельность детей на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, ИГРЫ-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.
- Театрализованная деятельность в самостоятельной деятельности детей?
в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, так же способствуют ВОЗНИКНОВЕНИЮ самостоятельной театрализованной игры детей
- Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО: (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие).
- Объясните, пожалуйста, какие задачи педагоги могут решать по каждому направлению.
Социально-коммуникативное развитие
- формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);
- воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
- развитие эмоций;
- воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе;
Познавательное развитие
- развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, людей, создающих спектакль);
- наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре—драматизации)
- обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития пространственных представлений;
- развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
Речевое развитие
- содействие развитию монологической и диалогической речи;
- обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;
- овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).
Художественно - эстетическое развитие
- приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;
- развитие воображения;
- приобщение к совместной дизайн - деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов; создание выразительного художественного образа;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие
- Согласование действий и сопровождающей их речи;
- умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
- выразительность исполнения основных видов движений;
- развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование осанки.
- Блиц- опрос по теме семинара - практикума.
Условно все игры детей дошкольного возраста можно разделить на 2 группы.
Назовите их. Сюжетно-ролевые (творческие) и игры с правилами.
- Какие игры относятся к играм с правилами? (дидактические и подвижные игры)
- Какие игры относятся к сюжетно-ролевым (творческим)? (игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, игры-забавы, театрализованные игры)
- Театрализованная игра очень тесно связана с сюжетно — ролевой игрой и является её разновидностью. Они обе имеют общую структуру (строение).
- Назовите основные элементы этой структуры? (творческий замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевые и организованные действия и отношения, правила).
- Назовите различие между сюжетно - ролевой и театрализованной игрой. В сюжетно-ролевых играх дети отражают жизненные явления, а в театрализованных играх берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, а в театрализованной игре продуктом является поставленный спектакль или инсценировка.
Театральная деятельность представлена в ДОУ кукольным театром и театрализованными играми.
Все театрализованные игры делятся на 2 основные группы:
- режиссерские игры
- игры — драматизации.
В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объёмный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.
К режиссёрским играм относится:
- настольный театр,
- теневой театр,
- театр на фланелеграфе.
В этих играх ребёнок или взрослый действует за всех персонажей (как режиссёр). В настольном театре традиционно используется театр игрушек, театр картинок. Сейчас появляются и другие виды театра: вязаный театр, театр ложек, театр кружек, театр коробочек и др. К стендовым видам театра исполнителя роли (взрослого или ребёнка), который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо или пальчиковый театр, а так же элементы костюма. В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Видами драматизации являются:
- игры-имитации образов животных,
- людей,
- литературных персонажей;
- ролевые диалоги на основе текста;
- Инсценировки произведений;
- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки;
- игры-драматизации с пальчиками - атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа.
(Например, сказки «Репка», Коза и семеро козлят», «Гуси-лебеди». Показ таких сказок могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой).
- Игры-драматизации с куклами бибабо — в этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.
- Импровизация - разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки, очень сложная, но и интересная игра.
Для организации детского театра нужны куклы различных систем.
И сейчас, я приглашаю Вас на экскурсию в музей театральных кукол.
- Экскурсия в музей театральных кукол.
- Практическая работа с куклами разных систем.
- Презентация театральных «кукол"
Сегодня вы, уважаемые коллеги, превратились в волшебников. Вы своими руками создали прекрасных кукол. Такая кукла удивит ребенка, привлечёт его внимание, а главное — ребёнок получит радость от игры с куклой.
Педагоги презентуют своих кукол.
Жюри оценивает работы педагогов.
Работы оцениваются по следующим критериям:
Оригинальность
Эстетичность
Качество исполнения.
Использование в педпроцессе.
- «Антракт».
Как известно, в любом театре есть время для отдыха зрителей и артистов. И оно называется (все вместе) АНТРАКТ!
Приглашаю вас посетить наш фитобар и отдохнуть, пока жюри будет работать.
- Подведение итогов семинара.
(Подведение итогов конкурса «Театральная мастерская», определение победителей, награждение победителей) Уважаемые педагоги! Разрешите поблагодарить вас за активное участие, за вашу фантазию и творчество, которое вы проявили.
В ходе нашего семинара-практикума мы еще раз убедились в огромном развивающем потенциале театрализованных игр в детском возрасте. Театрализованная деятельность интегративна, в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, проявляются в разных видах детской активности: речевой, двигательной, музыкальной, художественной. Через различные виды детской театральной деятельности проходит самореализация ребенка, он переносится в сказочный, увлекательный мир познает, что такое дружба, доброта, честность, правдивость; учится перевоплощаться в роль, используя разные средства выразительности: мимику, пантомимику, интонацию.
Закончить нашу встречу замечательными словами
Б.М.Теплова
"Театр — это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идет развитие
Духовного мира Детей ... "
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для педагогов ДОУ на тему "Театрализованные игры — средство речевого развития детей раннего возраста".
Хочу рассказать вам, как я приобщаю детей к миру прекрасного — к театру. Знакомство детей с миром театра начинается с кукольного, как наиболее близкого детям раннего возраста....
Семинар-практикум для педагогов детского сада «Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога детского сада с детьми ТНР».
- Мы много раз задавали сами себе вопрос, что же самое главное есть в жизни человека?Важным является очень многое, но все же без здоровья, нет жизни. Когда мы...
Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
Экспериментирование – это самостоятельная деятельность дошкольников, возникающая в раннем возрасте и интенсивно развивающаяся на протяжении всего дошкольного детства. Это деятельность, которая п...
Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование как особая форма поисково-исследовательской деятельности ребенка»
Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность....
Семинар-практикум для педагогов «Использование современных технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста»
Семинар- практикум для педагогов "Использование современных технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста"...
Семинар-практикум для педагогов на тему «Применение нетрадиционного оборудования для развития детей раннего возраста»
Семинар-практикум для педагогов...
Семинар - практикум для педагогов " Использование инновационных технологий в художественно-эстетическом развитии детей раннего возраста".
Организация работы по обобщению опыта воспитателей и повышения уровня их компетенции....