Семинар-практикум для педагогов на тему «Применение нетрадиционного оборудования для развития детей раннего возраста»
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №11 «Умка» г. Павлово
Семинар-практикум для педагогов
«Применение нетрадиционного оборудования для развития детей раннего возраста»
Выполнила:
воспитатель
Матерухина Юлия Альбертовна
2022 г.
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области использования нетрадиционного оборудования для развития детей раннего возраста.
Задачи:
- Дать представление педагогам о современных проблемах в вопросах развития детей раннего возраста;
- обмен опытом работы с педагогами ДОУ;
- познакомить с разнообразными материалами, которые можно использовать для развития мелкой моторики;
- дать практические навыки по изготовлению нестандартного оборудования для развития мелкой моторики.
Методы и приёмы: беседа, практические задания, вопросы.
Предварительная работа: изучение интернет - ресурсов по данной теме.
Теоретическая часть
Ранний возраст считается самым важным в жизни человека, именно в этот период ребенок открывает для себя целый мир во всем его многообразии. Это чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
Ранний возраст - период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша - вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое - вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.
Основным аспектом развития в раннем возрасте является мелкая моторика - это подвижность и ловкость мелких мышц на кистях рук, совершаемая под зрительным контролем человека. Развитие мелкой моторики рук необходимо для развития у детей памяти, логики, речи и мышления. В коре головного мозга зоны, отвечающие за движение пальцев рук и развитие речевого аппарата, расположены очень близко, поэтому стимулируя мелкую моторику, в коре головного мозга активизируются и те процессы, которые связаны с развитием интеллектуальных и речевых способностей.
Существует множество различных способов, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук дошкольников: пальчиковые игры, игры-шнуровки, пальчиковые краски, конструкторы, аппликация, лепка и др.
Наиболее популярным для развития мелкой моторики является использование нетрадиционного оборудования и различных материалов. Самомассаж кистей и пальцев рук грецкими орехами, карандашами, массажными щетками, каштанами; - игры с пальчиками с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.
Использование нестандартного оборудования направлено на решение следующих задач:
- формирование познавательной активности и творческого воображения детей;
- формирование зрительного, слухового восприятия;
- развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
- развитие просодической стороны речи: чувства ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.
Практическая часть
Задание для педагогов. Упражнение: «Дождик»
Цель: снятие напряжения и тревоги, развитие групповой сплоченности.
Задание: участники группы становятся по кругу, друг за другом и кладут открытые ладони на спину впереди стоящего. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине.
Задание для педагогов. Сейчас я предлагаю участникам данного семинара в качестве разминки поиграть в пальчиковую игру.
Под водой
В царстве у морской царицы
Вместо воздуха водица, (делать левой ладонью волнообразные движения)
Вместо подданных – медуза, (поднять вверх расслабленные кисти рук и пошевелить вразнобой пальцами)
Кит огромный толстопузый, (надуть щёки и широко развести руки в стороны)
Осьминог (повернуть ладони друг к другу, сцепить большие пальцы обеих рук, а остальные шевелить вразнобой) и камбала (ладонь тыльной стороной вверх, плавно волнообразным движением перемещать ладонь слева направо),
Рыбы молот (скрестить средние пальцы обеих рук, соединить большие пальцы обеих рук, а остальные сцепить в замок, делать руками волнообразные движения из стороны в сторону, продвигая их вперёд) и пила (попарно соединить большие и средние пальцы обеих рук, а остальные сцепить в замок, делать руками волнообразные движения из стороны в сторону, продвигая их вперёд),
Краб (протянуть руки вперёд ладонями вниз, сцепить их большими пальцами, а остальные опустить на поверхность стола, перебирая пальцами как ногами перемещать краба из стороны в сторону), моллюск (положить ладонь правой руки на ладонь левой, а потом открыть правую ладошку, словно створку раковины), звезда морская (растопырить пальцы и пошевелить ими вразнобой)
И акула очень злая (соединить руки запястьями, расположив ладонями друг к другу, согнуть и растопырить пальцы).
А вот водолаз Федот (делать руками плавательные движения перед собой)
Здесь гостит, а не живет.
Задание для педагогов. Сейчас я предлагаю немного поработать и придумать, как можно использовать тот или иной материал для развития мелкой моторики. Игра «Чудесный мешочек» (В мешочке карандаш, фольга, крупа, носовой платок, счётные палочки, грецкие орехи, бусы, пуговицы, скрепки).
Задание: педагоги поочерёдно достают предметы из мешочка и объясняют, как их можно применить для развития мелкой моторики у детей.
Примеры ответов:
- Бусы можно перебирать бусы, считать количество бус (в прямом и обратном порядке), нанизывать бусинки на нитку, опускать в коробочку с маленьким отверстием и т.д.
- Из пуговиц можно выложить неваляшку, снеговика, цветок, бусы, «вставать» в углубления больших пуговиц указательными и средними пальцами, делать шаги пальцами, можно разложить пуговицы: самые крупные - в коробочку побольше, средние - в среднюю, мелкие - в маленькую.
- Платок можно скомкать, начиная с уголка, носовой платочек так, чтобы он весь уместился в кулачке.
- Карандаш можно покатать между двух ладоней. Удерживать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец снизу. Поставить локти на стол, взять карандаш за концы тремя пальцами правой и тремя пальцами левой руки и покрутить его вперед и назад.
- Можно катать два ореха между ладонями. Удерживать поочередно между пальцами рук. Удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук. Два ореха держать в одной руке и вращать их один вокруг другого.
- Поочередно «кусать» ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно). Цеплять прищепки к натянутой веревке. Прикреплять к фигуркам из картона (лучики к солнцу, дождик к тучке и т.д.).
- Крупу можно перебирать, сортировать, угадывать с закрытыми глазами. Катать между большим и указательным пальцами (горошинки). Придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.
- Пробки можно положить резьбой вверх. На них поставить указательный и средний пальцы. Можно «ходить» одной, двумя руками одновременно (4 пробки). Разложить по цвету. «Рисовать» цветы и т.д.
- Выкладывать на плоской поверхности узоры, фигуры. Собирать палочки одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д. Строить «сруб». Чем выше и ровнее «сруб», тем лучше.
- В фольгу можно завернуть мелкие игрушки и попросить детей найти их среди других или развернуть все.
Задание для педагогов. А теперь я предлагаю вам попробовать изготовить нетрадиционное оборудование своими руками. Для этого нам понадобится картон, цветная бумага, бельевые прищепки, клей, ножницы, фломастеры и ваша фантазия.
Задание: педагоги изготовляют пособие для развития мелкой моторики на основе заготовок из картона (тучка, солнышко, ёжик, кактус, осьминог, морковка, божья коровка, рыбка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для педагогов ДОУ на тему "Театрализованные игры — средство речевого развития детей раннего возраста".
Хочу рассказать вам, как я приобщаю детей к миру прекрасного — к театру. Знакомство детей с миром театра начинается с кукольного, как наиболее близкого детям раннего возраста....
консультация на тему "Применение Су-джок терапии для детей раннего возраста"
Консультация полезна как для воспитателей дошкольных учреждений, так и для родителей воспитанников. В консультации представлены игровые упражнения по Су-джок терапии для детей раннего возраста....
Семинар-практикум «Интерактивная книга лэпбук, как универсальное средство в работе по развитию детей дошкольного возраста».
Ознакомление педагогов с формой работы по познавательно – исследовательской и творческой деятельности с детьми дошкольного возраста по теме «лэпбук»....
Семинар-практикум для родителей «Влияние мультипликационных фильмов на речевое и психическое развитие детей дошкольного возраста»
На семинаре-практикуме родители старшей логопедической группы знакомятся с влиянием мультипликационных фильмов на развитие речи и психику детей дошкольного возраста. Они упражняются ...
Семинар-практикум для родителей «Влияние мультипликационных фильмов на речевое и психическое развитие детей дошкольного возраста»
Цель: познакомить родителей с влиянием мультипликационных фильмов на развитие речи и психику детей дошкольного возраста. Задачи: формировать представление родителей об эмоциональном благополучии дошк...
Семинар-практикум для педагогов «Использование современных технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста»
Семинар- практикум для педагогов "Использование современных технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста"...
Семинар - практикум для педагогов " Использование инновационных технологий в художественно-эстетическом развитии детей раннего возраста".
Организация работы по обобщению опыта воспитателей и повышения уровня их компетенции....