Семинар-практикум для педагогов на тему «Применение нетрадиционного оборудования для развития детей раннего возраста»
консультация (младшая группа)

Матерухина Юлия Альбертовна

Семинар-практикум для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx514.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №11 «Умка» г. Павлово

Семинар-практикум для педагогов

«Применение нетрадиционного оборудования для развития детей раннего возраста»

Выполнила:

воспитатель

Матерухина Юлия Альбертовна

2022 г.

Цель: Повышение  профессиональной компетентности педагогов в области использования нетрадиционного оборудования для развития детей раннего возраста.

Задачи:

  1. Дать представление педагогам о современных проблемах в вопросах развития детей раннего возраста;
  2. обмен опытом работы с педагогами ДОУ;
  3. познакомить с разнообразными материалами, которые можно использовать для развития мелкой моторики;
  4. дать практические навыки по изготовлению нестандартного  оборудования для развития мелкой моторики.

Методы и приёмы: беседа, практические задания, вопросы.

Предварительная работа: изучение интернет - ресурсов по данной теме. 

Теоретическая часть

             Ранний возраст считается самым важным в жизни человека, именно в этот период ребенок открывает для себя целый мир во всем его многообразии.  Это чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность,  любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, а  требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. 

           Ранний возраст - период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша - вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое - вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.

        Основным аспектом развития в раннем возрасте является мелкая моторика - это подвижность и ловкость мелких мышц на кистях рук, совершаемая под зрительным контролем человека. Развитие мелкой моторики рук необходимо для развития у детей памяти, логики, речи и мышления. В коре головного мозга зоны, отвечающие за движение пальцев рук и развитие речевого аппарата, расположены очень близко, поэтому стимулируя мелкую моторику, в коре головного мозга активизируются и те процессы, которые связаны с развитием интеллектуальных и речевых способностей.

        Существует множество различных способов, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук дошкольников: пальчиковые игры, игры-шнуровки, пальчиковые краски, конструкторы, аппликация, лепка и др.

        Наиболее популярным для развития мелкой моторики является  использование нетрадиционного оборудования и различных материалов.   Самомассаж кистей и пальцев рук грецкими орехами, карандашами, массажными щетками, каштанами; - игры с пальчиками с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.  

Использование нестандартного оборудования направлено на решение следующих задач:

- формирование познавательной активности и творческого воображения детей;

- формирование зрительного, слухового восприятия;

- развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;

- развитие просодической стороны речи: чувства ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

  Практическая часть

        Задание для педагогов.   Упражнение: «Дождик»

Цель: снятие напряжения и тревоги, развитие групповой сплоченности.

Задание: участники группы становятся по кругу,  друг за другом  и кладут открытые ладони на спину впереди стоящего. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине.

       Задание для педагогов. Сейчас я предлагаю участникам данного семинара в качестве разминки поиграть в пальчиковую игру.

Под водой

В царстве у морской царицы
Вместо воздуха водица, (
делать левой ладонью волнообразные движения)
Вместо подданных – медуза, (
поднять вверх расслабленные кисти рук и пошевелить вразнобой пальцами)
Кит огромный толстопузый, (
надуть щёки и широко развести руки в стороны)
Осьминог (
повернуть ладони друг к другу, сцепить большие пальцы обеих рук, а остальные шевелить вразнобой) и камбала (ладонь тыльной стороной вверх, плавно волнообразным движением перемещать ладонь слева направо),
Рыбы молот (
скрестить средние пальцы обеих рук, соединить большие пальцы обеих рук, а остальные сцепить в замок, делать руками волнообразные движения из стороны в сторону, продвигая их вперёд) и пила (попарно соединить большие и средние пальцы обеих рук, а остальные сцепить в замок, делать руками волнообразные движения из стороны в сторону, продвигая их вперёд),
Краб (
протянуть руки вперёд ладонями вниз, сцепить их большими пальцами, а остальные опустить на поверхность стола, перебирая пальцами как ногами перемещать краба из стороны в сторону), моллюск (положить ладонь правой руки на ладонь левой, а потом открыть правую ладошку, словно створку раковины), звезда морская (растопырить пальцы и пошевелить ими вразнобой)
И акула очень злая (
соединить руки запястьями, расположив ладонями друг к другу, согнуть и растопырить пальцы).
А вот водолаз Федот (
делать руками плавательные движения перед собой)
Здесь гостит, а не живет.

       Задание для педагогов. Сейчас я предлагаю немного поработать  и придумать, как можно использовать тот или иной материал для развития мелкой моторики.   Игра «Чудесный мешочек» (В мешочке карандаш, фольга, крупа, носовой платок, счётные палочки, грецкие орехи, бусы, пуговицы, скрепки).

Задание: педагоги поочерёдно достают предметы из мешочка и объясняют, как их можно применить для развития мелкой моторики у детей.

Примеры ответов:

-  Бусы можно перебирать бусы, считать количество бус (в прямом и обратном порядке), нанизывать бусинки на нитку, опускать в коробочку с маленьким отверстием и т.д.

-  Из пуговиц можно выложить неваляшку, снеговика, цветок, бусы, «вставать» в углубления больших пуговиц указательными и средними                пальцами, делать шаги пальцами,  можно разложить пуговицы: самые крупные - в коробочку побольше, средние - в среднюю, мелкие - в маленькую.

- Платок можно скомкать, начиная с уголка, носовой платочек так, чтобы он весь уместился в кулачке.

-  Карандаш можно покатать между двух ладоней. Удерживать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец снизу. Поставить локти на стол, взять карандаш за концы тремя пальцами правой и тремя пальцами левой руки и покрутить его вперед и назад.

- Можно катать два ореха между ладонями. Удерживать поочередно между пальцами рук. Удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук. Два ореха держать в одной руке и вращать их один вокруг другого.

- Поочередно «кусать» ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно). Цеплять прищепки к натянутой веревке. Прикреплять к фигуркам из картона (лучики к солнцу, дождик к тучке и т.д.).

-  Крупу можно перебирать, сортировать, угадывать с закрытыми глазами. Катать между большим и указательным пальцами (горошинки). Придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

- Пробки можно положить резьбой вверх. На них поставить указательный и средний пальцы. Можно «ходить» одной, двумя руками одновременно (4 пробки). Разложить по цвету. «Рисовать» цветы и т.д.

- Выкладывать на плоской поверхности узоры, фигуры. Собирать палочки одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д. Строить «сруб». Чем выше и ровнее «сруб», тем лучше.

- В фольгу можно завернуть мелкие игрушки и попросить детей найти их среди других или развернуть все.

           Задание для педагогов. А теперь я предлагаю вам попробовать изготовить нетрадиционное оборудование своими руками. Для этого нам понадобится картон, цветная бумага, бельевые прищепки, клей, ножницы, фломастеры и ваша фантазия.

Задание: педагоги изготовляют пособие для развития мелкой моторики на основе заготовок из картона (тучка, солнышко, ёжик, кактус, осьминог, морковка, божья коровка, рыбка).

C:\Users\Пользователь\Desktop\c2d0d6f6aa4fa8e82de7fdda06oy--kukly-i-igrushki-razvivayuschaya-igra-zabavnye-prischepki-iz-.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов ДОУ на тему "Театрализованные игры — средство речевого развития детей раннего возраста".

Хочу рассказать вам, как я приобщаю детей к миру прекрасного — к театру. Знакомство детей с миром театра начинается с кукольного, как наиболее близкого детям раннего возраста....

консультация на тему "Применение Су-джок терапии для детей раннего возраста"

Консультация полезна как для воспитателей дошкольных учреждений, так и для родителей воспитанников. В консультации представлены игровые упражнения по Су-джок терапии для детей раннего возраста....

Семинар-практикум «Интерактивная книга лэпбук, как универсальное средство в работе по развитию детей дошкольного возраста».

Ознакомление педагогов с формой работы по познавательно – исследовательской и творческой деятельности с детьми дошкольного возраста по теме «лэпбук»....

Семинар-практикум для родителей «Влияние мультипликационных фильмов на речевое и психическое развитие детей дошкольного возраста»

На семинаре-практикуме родители  старшей логопедической группы знакомятся с влиянием мультипликационных фильмов на  развитие  речи и психику детей дошкольного возраста. Они упражняются ...

Семинар-практикум для родителей «Влияние мультипликационных фильмов на речевое и психическое развитие детей дошкольного возраста»

Цель: познакомить родителей с влиянием мультипликационных фильмов на развитие речи и психику детей дошкольного возраста. Задачи: формировать представление родителей об эмоциональном благополучии дошк...

Семинар-практикум для педагогов «Использование современных технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста»

Семинар- практикум для педагогов "Использование современных технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста"...