Выступление на ММО "Арт-терапия как средство творческого развития детей дошкольного возраста"
презентация по коррекционной педагогике

Елена Николаевна Банникова

Масстер-класс по применению атр-терапевтических техник в работе с детьми дошкольного возраста для развития творческих способностей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 50

Мастер-класс «Арт-терапия как средство творческого развития детей дошкольного возраста»

Подготовил педагог-психолог

МБДОУ детский сад №50

Банникова Елена Николаевна

г.Химки 2022 г.

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов-психологов посредством использования арт-терапевтических технологий для развития творческого потенциала и способностей детей. Расширение границ творческого восприятия мира.

Задачи:

• познакомить участников мастер-класса с опытом использования арт-терапевтических технологий и их применением на практике;

• создать положительный эмоциональный климат у участников, используя виды арт-терапии, как одну из форм организации мастер-класса;

• способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Ожидаемые результаты:

1. Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых на мастер-классе.

2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов-психологов в области арт-терапии.

3. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой психологической деятельности.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада нашей встрече. И свое выступление я хотела бы начать со слов

Василия Александровича Сухомлинского

 «Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве,

человек открывает прекрасное в самом себе»

Тема моего выступления «Арт-терапия как средство творческого развития детей дошкольного возраста».

Сегодня большое внимание уделяется развитию творческих способностей у детей. И именно дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Но, к сожалению, эти возможности с течением времени постепенно утрачиваются, поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в дошкольном возрасте, когда дети чрезвычайно любознательны, имеют огромное желание познавать окружающий мир.

В настоящее время, когда жизнь становится разнообразнее и сложнее, от человека требуется не шаблонные, привычные действия, а подвижность, гибкость мышления, быстрая ориентация и адаптация к новым условиям, творческий подход к решению различных проблем. Очень важно не упустить сензитивный период для развития способностей к творчеству. Опираясь на свой опыт, я выбрала некоторые приёмы и средства арт – терапии, которые наиболее полно и эффективно активизируют ресурсные возможности ребёнка.

Цели:

- создание условий для развития творческого потенциала и способностей детей;

- стимулирование раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка;

- расширение границ творческого восприятия мира;

Задачи:

- стимулирование творческого самовыражения; - раскрытие творческого потенциала, оригинальности мышления;

- стабилизация психических процессов, снятие напряжения;

- развитие уверенности в себе;

- сплочение детского коллектива.

Раскрепостить детей, вселить в них уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они могут стать маленькими художниками, поможет обучение детей нетрадиционной технике рисования.

Хотелось бы напомнить, современная арт-терапия включает в себя множество направлений: музыкотерапия, сказкотерапия, танце-терапия, фототерапия и изо-терапия.

Сегодня я хотела бы уделить большое внимание изо-терапии. Важно не научить ребенка рисовать или лепить, а помочь научиться выражать собственные чувства средствами искусства.

Одно из упражнений, которое я использую в своей работе, это «Волшебный рисунок». Это упражнение помогает детям выразить свое эмоциональное состояние, развивать творческие способности. Я использую этот способ в работе с детьми начиная с младшего дошкольного возраста.

Для выполнения нам понадобится восковые свечи или восковые мелки белого цвета, белая бумага, губка, краски и вода.

Ребенок с помощью восковой свечи делает рисунок на бумаге, а затем с помощью губки наносит цвет на лист бумаги. Постепенно проявляется восковой рисунок.

Детям очень нравится такой вид деятельности, так как на глазах у ребенка происходит настоящее волшебство.

Еще один очень интересный вид изо-терапии, это «Рисование на пене». Этот способ очень интересный и увлекательный. Пена приятна на ощупь, дарит новые тактильные ощущения и приятно пахнет.

Для рисования таким способом нам понадобится: пена для бритья, бумага, краски гуашь (важно чтобы краска была жидкая), линейка пластиковая, кисти, палочки, зубочистки, поверхность, на которой мы будем создавать рисунок (бумага, поднос, досочки для лепки), вода и салфетки.

На поверхность нашей основы для рисунка наносим пену, перед этим хорошо встряхнем баллон. С помощью линейки равномерно разровняем пену, слой примерно 1 см. Затем наносим капельками на поверхность пены краску и далее шпажкой, палочкой или кисточкой растягиваем краску по поверхности пены, создавая рисунок. Следующим этапом, берем лист бумаги и прикладываем к нашему рисунки, аккуратно приминаем руками, проглаживаем линейкой и затем осторожно снимаем лист. Отпечаток кладем к себе лицевой стороной и с помощью линейки в одном направлении снимаем слой пены. И происходит настоящее чудо, наш рисунок полностью перенесся с пены на бумагу. Каждый рисунок будет неповторимый и уникальным.

Такое рисование с использованием нетрадиционных техник завораживает и увлекает детей не только самим процессом, но и результатом.

Следующий метод, который я использую в своей работе, это «Рисование мыльными пузырями».

Мыльные пузыри – это переливающиеся всеми цветами радуги пузырики. Мыльные пузыри можно не только дуть, но и делать их цветными и переносить на бумагу, для создания неповторимого рисунка.

Для работы нам понадобится: вода, средство для мытья посуды, жидкое мыло или шампунь, краски тоже могут быть разными: гуашь, акварель или пищевой краситель для покраски яиц, плотная бумага, трубочки и ложечку.

В воду добавляем шампунь, примерно, 1:10 и краску. Чем больше добавляем красителя, тем ярче получатся пузыри. Раствор готов.

Есть несколько вариантов создания рисунка:

1способ. Берем трубочку и начинаем вспенивать раствор. Когда пузыри поднялись в баночке шапочкой, берем в руки бумаги и отпечатываем мыльную пену на лист. Таким образом создаем рисунок. Можно развести разные цвета в баночках, и на одном листе сделать отпечатки разного цвета.

2 способ. Также вспениваем цветной раствор с помощью трубочки, но теперь получившуюся пенную шапочку снимаем ложечкой и перекладываем на лист бумаги и так проделываем с разными цветами.

3 способ. В баночках разводим цветной мыльный раствор, а затем с помощью трубочки, макая ее в раствор выдуваем на бумагу пузырик. Этот способ более кропотливый, поэтому я использую его на занятиях с детьми старшей и подготовительной группы.

Вообще дети очень любят комбинировать все три способа. Когда рисунок высохнет можно дополнить работу дорисовав детали цветными карандашами или фломастерами. А можно вырезать узор и использовать в аппликации.

А теперь я хочу предложить 3 активным участникам нашей встречи выполнить коллективную работу в технике «Рисования мыльными пузырями».

А пока наши коллеги рисуют мыльными пузырями остальным я предлагаю тоже присоединиться к творческому процессу и тоже порисовать. Но для создания рисунка мы будем использовать технику скретчинг. Материал для этой техники доступен и любой желающий, будь то ребенок или взрослый, может проявить свое воображение и создать неповторимый шедевр.

Рефлексия

- Что вы почувствовали, когда выполняли упражнения?

- Какие техники арт-терапии будете использовать в своей работе?

В заключении хотелось бы отметить, что развитие творческих способностей у детей с использованием элементов арт-терапии, дарят им радость познания, открытия для себя неповторимого и уникального мира, с которым ребенок знакомится в процессе творчества. А это самое важное в образовательном процессе.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральная деятельность как средство творческого развития детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС в ДОО

В российском образовании необходимыми условиями формирования гармонически развитого человека являются интеллектуальная свобода, хороший эстетический вкус, телерантность в социальном общении....

статья Декоративно-прикладное творчество народов Саха, как средство творческого развития детей дошкольного возраста

В настоящее время растет интерес к народному творчеству. Дети работая в творческой мастерской "Северные мотивы" смогут яснее и глубже представить художественное творчество предков, представить их мног...

Консультация для воспитателей "Элементарное музицирование как средство творческого развития детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателейhttp://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/07/31/elementarnoe-muzitsirovanie-kak-sredstvo-tvorcheskogo-razvitiya...

Пластилинография как средство творческого развития детей дошкольного возраста

Интересные  разработки  и  работы  по  пластилинографии  детей  нашей  группы....

Выступление на методическом объединении: «Арт-терапия как средство творческого развития детей дошкольного возраста»

Арт-терапия - это метод  оказания психологической помощи посредством художественного творчества....

Мастер - класс для воспитателей МАДОУ "Квиллинг как средство творческого развития детей дошкольного возраста"

Мастер - класс для воспитателей "Квиллинг как средство творческого развития детей дошкольного возраста"...

Элементарное музицирование как средство творческого развития детей дошкольного возраста

О широких возможностях элементарного музицирования для развития творческих способностей детей. В каких творческих заданиях можно использовать элементарное музицирование? Примеры озвучивания стихотворе...