Выступление на ММО "Арт-терапия как средство творческого развития детей дошкольного возраста"
презентация по коррекционной педагогике
Масстер-класс по применению атр-терапевтических техник в работе с детьми дошкольного возраста для развития творческих способностей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 50
Мастер-класс «Арт-терапия как средство творческого развития детей дошкольного возраста»
Подготовил педагог-психолог
МБДОУ детский сад №50
Банникова Елена Николаевна
г.Химки 2022 г.
Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов-психологов посредством использования арт-терапевтических технологий для развития творческого потенциала и способностей детей. Расширение границ творческого восприятия мира.
Задачи:
• познакомить участников мастер-класса с опытом использования арт-терапевтических технологий и их применением на практике;
• создать положительный эмоциональный климат у участников, используя виды арт-терапии, как одну из форм организации мастер-класса;
• способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
Ожидаемые результаты:
1. Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых на мастер-классе.
2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов-психологов в области арт-терапии.
3. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой психологической деятельности.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада нашей встрече. И свое выступление я хотела бы начать со слов
Василия Александровича Сухомлинского
«Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве,
человек открывает прекрасное в самом себе»
Тема моего выступления «Арт-терапия как средство творческого развития детей дошкольного возраста».
Сегодня большое внимание уделяется развитию творческих способностей у детей. И именно дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Но, к сожалению, эти возможности с течением времени постепенно утрачиваются, поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в дошкольном возрасте, когда дети чрезвычайно любознательны, имеют огромное желание познавать окружающий мир.
В настоящее время, когда жизнь становится разнообразнее и сложнее, от человека требуется не шаблонные, привычные действия, а подвижность, гибкость мышления, быстрая ориентация и адаптация к новым условиям, творческий подход к решению различных проблем. Очень важно не упустить сензитивный период для развития способностей к творчеству. Опираясь на свой опыт, я выбрала некоторые приёмы и средства арт – терапии, которые наиболее полно и эффективно активизируют ресурсные возможности ребёнка.
Цели:
- создание условий для развития творческого потенциала и способностей детей;
- стимулирование раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка;
- расширение границ творческого восприятия мира;
Задачи:
- стимулирование творческого самовыражения; - раскрытие творческого потенциала, оригинальности мышления;
- стабилизация психических процессов, снятие напряжения;
- развитие уверенности в себе;
- сплочение детского коллектива.
Раскрепостить детей, вселить в них уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они могут стать маленькими художниками, поможет обучение детей нетрадиционной технике рисования.
Хотелось бы напомнить, современная арт-терапия включает в себя множество направлений: музыкотерапия, сказкотерапия, танце-терапия, фототерапия и изо-терапия.
Сегодня я хотела бы уделить большое внимание изо-терапии. Важно не научить ребенка рисовать или лепить, а помочь научиться выражать собственные чувства средствами искусства.
Одно из упражнений, которое я использую в своей работе, это «Волшебный рисунок». Это упражнение помогает детям выразить свое эмоциональное состояние, развивать творческие способности. Я использую этот способ в работе с детьми начиная с младшего дошкольного возраста.
Для выполнения нам понадобится восковые свечи или восковые мелки белого цвета, белая бумага, губка, краски и вода.
Ребенок с помощью восковой свечи делает рисунок на бумаге, а затем с помощью губки наносит цвет на лист бумаги. Постепенно проявляется восковой рисунок.
Детям очень нравится такой вид деятельности, так как на глазах у ребенка происходит настоящее волшебство.
Еще один очень интересный вид изо-терапии, это «Рисование на пене». Этот способ очень интересный и увлекательный. Пена приятна на ощупь, дарит новые тактильные ощущения и приятно пахнет.
Для рисования таким способом нам понадобится: пена для бритья, бумага, краски гуашь (важно чтобы краска была жидкая), линейка пластиковая, кисти, палочки, зубочистки, поверхность, на которой мы будем создавать рисунок (бумага, поднос, досочки для лепки), вода и салфетки.
На поверхность нашей основы для рисунка наносим пену, перед этим хорошо встряхнем баллон. С помощью линейки равномерно разровняем пену, слой примерно 1 см. Затем наносим капельками на поверхность пены краску и далее шпажкой, палочкой или кисточкой растягиваем краску по поверхности пены, создавая рисунок. Следующим этапом, берем лист бумаги и прикладываем к нашему рисунки, аккуратно приминаем руками, проглаживаем линейкой и затем осторожно снимаем лист. Отпечаток кладем к себе лицевой стороной и с помощью линейки в одном направлении снимаем слой пены. И происходит настоящее чудо, наш рисунок полностью перенесся с пены на бумагу. Каждый рисунок будет неповторимый и уникальным.
Такое рисование с использованием нетрадиционных техник завораживает и увлекает детей не только самим процессом, но и результатом.
Следующий метод, который я использую в своей работе, это «Рисование мыльными пузырями».
Мыльные пузыри – это переливающиеся всеми цветами радуги пузырики. Мыльные пузыри можно не только дуть, но и делать их цветными и переносить на бумагу, для создания неповторимого рисунка.
Для работы нам понадобится: вода, средство для мытья посуды, жидкое мыло или шампунь, краски тоже могут быть разными: гуашь, акварель или пищевой краситель для покраски яиц, плотная бумага, трубочки и ложечку.
В воду добавляем шампунь, примерно, 1:10 и краску. Чем больше добавляем красителя, тем ярче получатся пузыри. Раствор готов.
Есть несколько вариантов создания рисунка:
1способ. Берем трубочку и начинаем вспенивать раствор. Когда пузыри поднялись в баночке шапочкой, берем в руки бумаги и отпечатываем мыльную пену на лист. Таким образом создаем рисунок. Можно развести разные цвета в баночках, и на одном листе сделать отпечатки разного цвета.
2 способ. Также вспениваем цветной раствор с помощью трубочки, но теперь получившуюся пенную шапочку снимаем ложечкой и перекладываем на лист бумаги и так проделываем с разными цветами.
3 способ. В баночках разводим цветной мыльный раствор, а затем с помощью трубочки, макая ее в раствор выдуваем на бумагу пузырик. Этот способ более кропотливый, поэтому я использую его на занятиях с детьми старшей и подготовительной группы.
Вообще дети очень любят комбинировать все три способа. Когда рисунок высохнет можно дополнить работу дорисовав детали цветными карандашами или фломастерами. А можно вырезать узор и использовать в аппликации.
А теперь я хочу предложить 3 активным участникам нашей встречи выполнить коллективную работу в технике «Рисования мыльными пузырями».
А пока наши коллеги рисуют мыльными пузырями остальным я предлагаю тоже присоединиться к творческому процессу и тоже порисовать. Но для создания рисунка мы будем использовать технику скретчинг. Материал для этой техники доступен и любой желающий, будь то ребенок или взрослый, может проявить свое воображение и создать неповторимый шедевр.
Рефлексия
- Что вы почувствовали, когда выполняли упражнения?
- Какие техники арт-терапии будете использовать в своей работе?
В заключении хотелось бы отметить, что развитие творческих способностей у детей с использованием элементов арт-терапии, дарят им радость познания, открытия для себя неповторимого и уникального мира, с которым ребенок знакомится в процессе творчества. А это самое важное в образовательном процессе.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театральная деятельность как средство творческого развития детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС в ДОО
В российском образовании необходимыми условиями формирования гармонически развитого человека являются интеллектуальная свобода, хороший эстетический вкус, телерантность в социальном общении....
статья Декоративно-прикладное творчество народов Саха, как средство творческого развития детей дошкольного возраста
В настоящее время растет интерес к народному творчеству. Дети работая в творческой мастерской "Северные мотивы" смогут яснее и глубже представить художественное творчество предков, представить их мног...
Консультация для воспитателей "Элементарное музицирование как средство творческого развития детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателейhttp://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/07/31/elementarnoe-muzitsirovanie-kak-sredstvo-tvorcheskogo-razvitiya...
Пластилинография как средство творческого развития детей дошкольного возраста
Интересные разработки и работы по пластилинографии детей нашей группы....
Выступление на методическом объединении: «Арт-терапия как средство творческого развития детей дошкольного возраста»
Арт-терапия - это метод оказания психологической помощи посредством художественного творчества....
Мастер - класс для воспитателей МАДОУ "Квиллинг как средство творческого развития детей дошкольного возраста"
Мастер - класс для воспитателей "Квиллинг как средство творческого развития детей дошкольного возраста"...
Элементарное музицирование как средство творческого развития детей дошкольного возраста
О широких возможностях элементарного музицирования для развития творческих способностей детей. В каких творческих заданиях можно использовать элементарное музицирование? Примеры озвучивания стихотворе...
- Мне нравится (1)