«Мини-музей как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini_-_muzey_v_dou.docx | 24.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Мини-музей как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»
Актуальность. Музейная педагогика – достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только последние десятилетия. Актуальность музейной педагогики обусловлена соответствием основных характеристик музейной педагогики, как современной образовательной технологии, концептуальным основам ФГОС ДО:
-имеет богатый содержательный и методологический аспект, для познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития дошкольников, несет потенциал развития личности, мотивации и способности дошкольника в различных видах деятельности, представляет собой ресурс интеграции образовательных областей в предметно-развивающем пространстве ДОУ.
Музейная педагогика позволяет комплексно решать вопросы воспитания, обучения, развития и духовно-нравственного оздоровления воспитанников на основе создания педагогически организованной воспитательной среды. Деятельность музея способствует интегрированному восприятию и обобщению знаний, значительно расширяет кругозор воспитанников, развивает интеллектуальную, эмоциональную, творческую сферы личности. Мини-музеи ДОУ соответствуют содержанию образовательной программы дошкольного образования ДОУ и помогают реализовать ее общие задачи, а также задачи отдельных разделов программы. Внедрение музейно-педагогических программ в образовательный процесс дошкольников является актуальным и своевременным шагом
Новизна данной технологии заключается в наличие партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного замещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Важная особенность - участие в создании мини-музеев не только детей, но и родителей. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей -результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют выставку своими рисунками и поделками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.
Таким образом, Музейная педагогика в ДОУ - это симбиоз творческой деятельности всего педагогического коллектива, который знакомит дошкольников с феноменами окружающего мира, приобщает к системе общечеловеческих ценностей, к истории, обогащает и развивает художественный вкус.
Работа по организации музея именно в нашей группе началась с привезенного в подарок всем ребятам сувенира из Египта. Большую роль сыграл познавательный интерес и инициатива детей. Ребят удивил необычный сосуд с непонятно как попавшей внутрь картинкой.
Еще большее удивление вызвало то, что картинка внутри оказалась из песка.
У ребят сразу возникло множество вопросов: откуда взялся песок, почему он разного цвета, зачем нужен песок, сможем ли мы сами сделать такие поделки и много – много других.
В итоге, было принято решение – непременно найти ответы на все вопросы.
Таким образом, возникла идея организовать мини музей, название которого - «Чудесный песок» придумали сами ребята.
Цель: Формирование представлений о песке, как объекте неживой природы
Задачи:
- систематизировать знания о природном происхождении песка и его свойствах
- познакомить с использованием песка, как природного ресурса, в деятельности человека
- познакомить с природно-климатической зоной «Пустыня»
- формировать интерес к исследовательской деятельности
Вместе с детьми, мы выяснили, что песок входит в состав почвы и является полезным ископаемым. Ветер, вода и солнце разрушают твердые породы, так в природе образуется песок. Просматривая презентации, ребята узнали, что в природе множество видов песка – морской, речной, карьерный, пустынный и даже искусственный.
В итоге мы организовали первый раздел нашего музея - «От камня до песчинки», в котором представили макет слоев Земли, схематичное изображение происхождения песка, виды песка, с которыми познакомились.
Рассматривая в лупу песок, ребята узнали, что он состоит из мелких камешков, которые имеют разную окраску, форму, размеры. Пересыпая сухой песок из одной емкости в другую, узнали, песок – сыпучий, рыхлый, под воздействием ветра – движется. Определили, что песок впитывает и пропускает воду, может изменить свои свойства под воздействием воды,
может приобрести форму.
Таким образом, был сформирован второй раздел «Мини - лаборатория», куда поместили картотеку опытов с песком, емкости разного размера, песочные часы, воронки для определения сыпучести песка, материалы для фильтрации воды, лупы, микроскоп и др.
В беседе с ребятами мы пришли к выводу, что больше всего песка в пустыне.
В ходе тематических занятий дети познакомились с природно-климатической зоной - Пустыня. Узнали о растениях и обитателях песчаных пустынь и создали свою «пустыню в коробке». А соответственно – следующий раздел нашего музея – «Пустыня»
Но больше всего, безусловно, понравилось ребятам играть в игры с песком:
«Песочные прятки», «Кто к нам приходил?», «Кто больше назовет?», «Положи фигуру правильно», «Узоры на песке», «Песочные строители», «Рисуем на песке».
Дети много рисовали, самостоятельно создавали картины из песка.
Все наши работы мы поместили в раздел: «Играем, строим, творим», который дополнили наборами для творчества, материалами для изготовления поделок, картотекой игр с песком настольными играми, энциклопедиями, иллюстративным материалом, родители сделали нам песочницы для игр с песком, рисования и макетирования.
И получился такой Мини – музей «Чудесный песок»
В ходе работы по организации музея у нас собралась мини коллекция предметов из стекла, в изготовлении которого тоже используется песок.
Что стало одной из перспектив развития музея наряду с такими, как
- Пополнение раздела «От камня до песчинки» кварцевым песком
- Оформление раздела «На дне морском»
- Подбор электронных материалов по теме музея: видеофильмы, презентации, фото - материалы
- Поиск и пополнение фондов музея новыми экспонатами, представляющими интерес для музея
Вывод: В процессе создания нашего мини-музея дошкольники получили знания о природном происхождении песка и его свойствах, познакомились с использованием песка в деятельности человека, у детей сформировались навыки сотрудничества в парах и мини группах, дети проявляли личную изобретательность при выполнении разнообразных работ.
В свою очередь родители расширили аспекты сотрудничества с детьми и ДОУ, принимая активное участие в организации и оформлении мини-музея. Совместная работа способствовала единению детско-родительского и педагогического коллектива.
Список литературы:
- Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008
- Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В.М. Воронович. N 12. – 2007. – С.
- Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. М. ТЦ «Сфера», 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме «Информационно-коммуникационные технологии, как одно из средств познавательного развития детей дошкольного возраста»
Система работы со всеми участниками образовательного процесса....
Проектная деятельность как средство познавательного развития детей дошкольного возраста
Рекомендации для педагогов ДОУ....
Консультация для воспитателей "Сказки - средство познавательного развития детей дошкольного возраста"
Для чего нужны нам сказки? Что в них ищет человек? Может быть, добро и ласку. Может бы...
Театр как средство познавательного развития детей дошкольного возраста
Ознакомить родителей с театральными играми как средством познавательного развития детей дошкольного возраста.Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомлен...
Лэпбук - инновационное средство познавательного развития детей дошкольного возраста
Использование лэпбука в работе с детьми...
ЛЭПБУК как средство познавательного развития детей дошкольного возраста
Лэпбук — инновационная форма работы познавательно–исследовательской деятельности....
Доклад "Игры с песком в условиях тёмной сенсорной комнаты как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает возможность получения высокого воспитательного и образовательного эффекта. Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, э...