Консультации для педагогов
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
"Новый год и всё, что с ним связано"
"Мини-музей как средство патриотического воспитания дошкольников"
"Игровая гимнастика с элементами массажа в группах младшего дошкольного возраста"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Как появился новый год
Сегодня большинство людей придают огромное значение такому великому празднику, как Новый год. И это неудивительно, ведь преддверие нового года, ассоциируется с подарками, морозными вечерами и снегом, а также нарядной ёлкой. Но если спросить у родителей или у бабушки с дедушкой как появился новый год, то никто толком не ответит, потому что сам праздник зародился достаточно давно. Во многих странах мира Новый год считается одним из старейших праздников. Особенно его любят маленькие дети, так как ожидают получить в этот день какой-нибудь интересный подарок. Для взрослых это хороший повод собраться со своей семьёй или друзьями и весело провести время. Где впервые появился новый год
Существует множество различных теорий откуда появился новый год. Кто-то считает, что первыми Новый год стали праздновать в Вавилоне, другие — что его придумали в Месопотамии, третьи — в древнем Египте. Многие историки утверждают, что впервые праздновать Новый год начали древние Кельты. Как бы то ни было, надо признать одно: изначально Новый год был сугубо языческим праздником. В этот день люди отдавали должное злым и добрым духам, в которых верили, устраивали гулянья, сопровождаемые едой и весельем.В древнем Египте Новый год было принято праздновать в сентябре. Именно в это время река Нил выходила из своих берегов, а это означало, что начинался новый сельскохозяйственный сезон, столь важный для земледельцев-египтян. Именно в это время было принято дарить друг другу подарки. У древних Кельтов началом следующего года считался период зимнего солнцестояния. В этот день они целыми семьями собирались в лесу у ёлки, так как верили, именно это дерево наделено магической силой. Они полагали, что поскольку ель — вечнозелёное дерево, то ей неподвластны никакие разрушительные силы, и в нём обитает дух, которого и надо задобрить, чтобы в будущем году иметь обильный урожай. Чтобы задобрить духа, люди приносили жертвы. В качестве таковой выбирали домашних животных, которых разделывали, а их внутренности развешивали на ветвях ели. Постепенно, спустя годы, животных заменили на более гуманные приношения. Ель украшали кусочками хлеба, яблоками и тому подобным. На верхушку зелёного дерева помещали букет из колосьев пшеницы, чтобы умилостивить богов. Под ёлку ставили фигурки людей, чтобы не было болезней, различные овощи, чтобы новый год был урожайным, и многое другое. Данная традиция закрепилась среди народа, так елка на новый год стала неизменным символом праздника. Шло время, и постепенно лесную ель стали переносить в тёплые дома, чтобы не ходить в холодный и продуваемый ветрами лес. Выбранную ель выкапывали и аккуратно пересаживали под крышу, чтобы дерево оставалось живым и не погибло. Традиция спиливать ель появилась гораздо позднее. Когда празднования оканчивались, ель бережно пересаживали обратно, так как по-прежнему верили, что в ней обитает дух.
Как появился новый год в России
Принято считать, что появился Новый год в России благодаря Пётру I. Царь любил всё новое и заграничное, и своим указом от 1699 года велел отмечать Новый год первого января, как это было уже установлено у немцев, так официально появился праздник Новый год у нас. После смерти императора о праздновании Нового года стали постепенно забывать, ёлки ставили всё реже и реже, и то в основном в питейных заведениях. И только в конце 1830-х годов царь Николай I снова возродил этот обычай. Но, как оказалось, опять ненадолго. Через восемьдесят лет, в начале Первой мировой войны, ёлку в России снова убрали, так как считали, что это всё немецкие традиции и не хотели иметь ничего общего с враждующей стороной. Возродить Новый год и ёлку удалось лишь в 1935 году уже советскому правительству. Автором этой идеи выступил секретарь компартии Павел Постышев. Он опирался на тот аргумент, что ранее новогодняя ёлка и праздник в целом был уделом богатых семей, а дети простых рабочих могли лишь, вздыхая, наблюдать за сей роскошью только через окно. Постышев считал, что было бы справедливо сделать празднование Нового года общепринятым праздником, чтобы все дети страны могли наслаждаться тем, что ранее было доступно лишь в богатых буржуазных семьях. Инициатива была поддержана, и благодаря этому вновь появился Новый год в России и дошёл и до наших дней. Конечно, современная ёлка, игрушки и другие новогодние предметы уже не имеют того значения, которое им придавалось людьми в древности. Обычаи задобрить духов давно ушли в прошлое, и Новый год стал ничем иным, как началом нового календарного года и хорошим поводом дарить подарки и собираться вместе для веселья. Однако и современное празднование этого торжества очень отличается в разных странах и имеет свои, местные традиции, которые не приняты в России и странах бывшего СССР.
Как празднуют новый год в других странах
К примеру, в Англии, когда часы начинают бить в полночь, отворяют двери чёрного хода, как бы выпуская таким образом старый год. Затем, с последним ударом, открываются парадные двери и в дом приглашается новый, наступивший год. В Испании, во время боя часов, каждому надо успеть съест двенадцать виноградных ягод, по числу месяцев уходящего года. В Шотландии в Новогоднюю ночь устраивают шествия по улицам города: зажжённые бочки с дёгтем катят перед собой. Это символизирует «сжигание» старого года и освещение пути для нового. А вот во Вьетнаме вместо привычной нам ёлки в доме ставят небольшие мандариновые деревья, обязательно с яркими плодами. В Италии есть своя традиция: перед самым Новым годом из всех окон люди выбрасывают старые и уже ненужные вещи и предметы. Итальянцы считают, что следующий год надо встречать не только с обновлённым домашним интерьером, но и в новой одежде. В Японии же в первую минуту наступившего года все дружно начинают громко смеяться. Японцы уверены, что такой весёлый смех непременно принесёт им удачу в Новом году. В Индии Новый год празднуют четыре раза на протяжении всего года — вот такая у них национальная особенность. А на Кубе 31 декабря наливают воду во все сосуды, которые только есть в доме. А когда наступает полночь, всю воду начинают выливать из окон, таким образом желая новому году светлого, подобно воде, пути. Это лишь некоторые примеры, но по всему видно, что Новый год — очень разносторонний праздник. Возможно, кто-то будет удивлён, но есть страны, в которых люди совсем не празднуют Новый год. Например, в Саудовской Аравии первого января царит обычная будничная атмосфера. Такая же картина и в Израиле. Там в это время люди тоже работают, если только этот день не является субботним. В Иране люди живут по-своему, персидскому календарю, и 21 марта отмечают Навруз, или новый день. С этого дня там и отсчитывается следующий год, и подобная картина наблюдается и в некоторых других мусульманских странах. Впрочем, как праздновать Новый год и праздновать ли вообще — каждый выбирает сам, но рассказав за праздничным столом историю о том, как появился праздник Новый год, вы удивите большинство ваших гостей.Так или иначе, на сегодняшний день это один из самых популярных праздников, который любят и ждут многие.
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Учреждение
«Детский сад №28 «Надежда»
Консультация для педагогов
«Мини-музей как средство патриотического воспитания»
Подготовила воспитатель:
Грязнова О.В.
2020 год
В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей, всё больше проявляется интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины.
В содержании ФГОС отмечается необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в дошкольном возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. В этом возрасте происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Так, одним из них в ДОО стала работа по созданию мини — музея.
«Мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, спальни, раздевалки, коридора и т. д.
Музей- это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к общим ценностям.
Важная особенность, что в создании мини-музеев принимают участие— дети и родители. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.
В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и родители. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. «Мини-музей» дает возможность обогатить знания детей об окружающем мире.
Цель создания мини-музея - это обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями, обогащение предметно-развивающей среды; развитие творческих способностей, формирование у дошкольников представления о музее; вовлечение семей воспитанников в жизнь детского сада.
Создание мини- музеев помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.
Создание мини- музеев проходит в три этапа при участии педагогов, воспитанников и их родителей.
Значение использования мини-музеев.
Экспонаты музея могут использоваться для проведения образовательной деятельности, для развития речи, воображения, интеллекта. Любой предмет мини-музея может подсказать интересную тему для разговора.
Дошкольники разных групп знакомятся с мини-музеями своих «коллег». Причём, в средних, старших и подготовительных группах экскурсии могут проводить сами ребята, а в младших рассказывают воспитатели.
Экспонаты музея могут использоваться и для ознакомления с окружающим миром.
Главное, что мини-музеи могут стать неотъемлемой частью развивающей предметной среды детского сада.
В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей, всё больше проявляется интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины.
В содержании ФГОС отмечается необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в дошкольном возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. В этом возрасте происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Так, одним из них в ДОО стала работа по созданию мини — музея.
«Мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, спальни, раздевалки, коридора и т. д.
Музей- это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к общим ценностям.
Важная особенность, что в создании мини-музеев принимают участие— дети и родители. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.
В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и родители. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. «Мини-музей» дает возможность обогатить знания детей об окружающем мире.
Цель создания мини-музея - это обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями, обогащение предметно-развивающей среды; развитие творческих способностей, формирование у дошкольников представления о музее; вовлечение семей воспитанников в жизнь детского сада.
Создание мини- музеев помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.
Создание мини- музеев проходит в три этапа при участии педагогов, воспитанников и их родителей.
В рамках подготовительного этапа воспитатели,дети и их родители определяют:
-тему и название мини-музея
-место его размещения. При выборе места размещения мини-музея необходимо учитывать, чтобы полки с экспонатами располагались на уровне глаз ребёнка.
-разрабатывают модель будущей экспозиции.
-разработка визитной карточки и паспорта мини-музея.
Визитная карточка: название мини-музея, цель создания, разделы и экспонаты, фотографии.
Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий,как:
- родительские собрания;
- консультации
- индивидуальная работа.
Практический этап предусматривает непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев: сбор экспонатов, их группировку, оформление, изготовление игр, макетов.
В процессе создания мини-музеевучитываются следующие принципы:
- интеграции - мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, «Социально-коммуникативное», по воспитанию у детей патриотических чувств;
- деятельности и интерактивности - мини-музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);
- гуманизации и партнерства - мини-музеи должны предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок";
- культуросообразности - мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве;
- динамичности и вариативности - экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;
- разнообразия - наполнение мини-музеев экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;
-регионального компонента - мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причём сами дошкольники могут предложить, что именно они будут рассказывать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами
Заключительный этап предусматривает:
-открытие мини-музеев в ДОУ, организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве;подведение итогов работы:
-Что было сделано?
-Что понравилось больше всего?
-Что нового узнали?
-Что хотели бы ещё узнать?
-С кем можем поделиться полученными знаниями?
Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших групп. Они привлекаются к проведению экскурсий для родителей и детей младших групп.
Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок.Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях.
Оформление мини-музеев:
Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музеяявляется на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы. Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во – вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. При отсутствии подходящих уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике выстроить разноуровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью.Также освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:
• Размещение материала на настенных полочках;
• Использование ширм;
• Использование стендов;
• Использование мобиле;
• Размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев. Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы. Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку 2-3 небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами.
Значение использования мини-музеев.
Экспонаты музея могут использоваться для проведения образовательной деятельности, для развития речи, воображения, интеллекта. Любой предмет мини-музея может подсказать интересную тему для разговора.
Дошкольники разных групп знакомятся с мини-музеями своих «коллег». Причём, в средних, старших и подготовительных группах экскурсии могут проводить сами ребята, а в младших рассказывают воспитатели.
Экспонаты музея могут использоваться и для ознакомления с окружающим миром.
Главное, что мини-музеи могут стать неотъемлемой частью развивающей предметной среды детского сада.
Ф.И.О. | Дата | Подпись |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Игровая гимнастика с элементами массажа
в группах младшего дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребёнка. В период от трёх до семи лет ребёнок интенсивно растёт и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на сократительную способность и работоспособность мышц массируемой руки, а также эластичность суставов и мышц. Помимо этого, игровой массаж кистей рук – важная составляющая сенсорного воспитания. Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствования таких психических функций, как внимание, память (словесно – моторная координация, тактильная, рефлекторная), зрительно-моторная координация, а также развитие речевой сферы.
Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствует изменению позиции ребёнка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха коррекционной и развивающей работы.
Как уже говорилось, игровой самомассаж рекомендуется использовать в виде динамической паузы на занятии в детском саду или в виде отдельного 5-минутного занятия ежедневно.
Поглаживание
Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти руки подушечками 2-5ти пальцев – это «лучи солнце».
Солнышко лучами гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама лишь одно бывает.
Предварительно необходимо попросить ребёнка изобразить солнышко, расправив пальцы массирующей руки. Направление движения – от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.
Круговое поглаживание ладони подушечками 2 или 3 пальцев.
Сорока – сорока, где была? Далёко.
Дрова рубила, печку топила, воду носила.
Кашу варила, деток кормила.
Спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти руки подушечками 2-5 пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава).
Растирание
Прямолинейное растирание выпрямленными ладонями друг друга.
Чьи руки зимою всех рук горячей?
Они не у тех, кто сидел у печей,
А только у тех, а только у тех.
Кто крепко сжимал обжигающий снег.
И крепости строил на снежной горе,
И снежную бабу лепил во дворе.
На первые две строчки стихотворения, дети потирают руки, с 3-й строки сжимают и разжимают кулачки. Гребнеобразное круговое растирание ладонной впадины (средними и концевыми фалангами).
Разминание
Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки.
Толстушка – ползушка, дом завитушка.
Ползи по дорожке, ползи по ладошке.
Ползи, не спеши, рога покажи.
Щипцеобразное разминание (продольное и поперечное) мышечного валика локтевого края ладони.
Гуси – гуси! Га – га – га! Есть хотите? Да – да – да, так летите же домой. Серый волк под горой. Не пускает нас домой!
Вибрация
Пунктирование 2-5 пальцами (игра на пианино).
Кто там прыгает по крыше? Кап – кап – кап.
Чьи шаги всю ночь я слышу? Кап – кап – кап.
Я усну теперь едва ли. Кап – кап – кап.
Может, кошек подковали? Кап – кап – кап.
Поколачивание ладонной впадины кончиком указательного пальца противоположной руки.
Поглаживание
Лёгкое плоскостное поглаживание тыльной поверхности кисти.
Во дворе у Толика маленькие кролики.
По утрам мы с Толиком кормим наших кроликов,
И едят морковку кролики из рук.
Массируемая рука «изображает» кролика, а массирующая гладит ласковыми, аккуратными движениями. Таким образом, используя самые разнообразные элементы массажа и самомассажа, мы продолжаем целенаправленно развивать мелкую моторику рук, тем самым стимулируем процесс развития речи детей дошкольного возраста.
Игровой самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
Самомассаж ладоней пластмассовым ковриком «травка».
На каждый ударный слог осуществляется поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направление движений – к себе.
Гладила мама – ёжика: «Что за пригожие детки лежат!».
Самомассаж подушечек пальцев.
Большой палец становится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая её. На каждую строчку осуществляется разминание одного пальца. После пятой строчки происходит смена рук.
Дети любят всех зверей: (большой палец)
Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)
Пеликанов, журавлей, (средний палец)
Бегемотов, соболей, (безымянный палец)
Голубей, и глухарей, (мизинец)
И клестов, и снегирей, (большой палец)
Любят горного козла, (указательный палец)
Обезьянку и осла, (средний палец)
Дикобраза и ежа, (безымянный палец)
Черепаху и ужа. (мизинец).
Самомассаж фаланг пальцев.
На каждый ударный слог осуществляется разминание фаланги одного пальца (на каждую строяку – разминание одного пальца). Направление движения – от ногтевой фаланги к основанию пальца. После 4 строчки – смена рук. Последние две строки – разминание больших пальцев каждой руки.
Вырос у нас чесночок,
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немножко горошка.
Овощи мы собирали,
Ими друзей угощали.
Массаж (самомассаж) подушечек пальцев.
Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь (катая его на подушечке вправо-влево). На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5 строки – смена рук.
Шёл медведь к своей берлоге, да споткнулся на пороге.
«Видно очень мало сил я на зиму накопил»,-
Так подумал и пошёл он на поиск диких пчёл.
Все медведи сладкоежки, любят, есть медок без спешки,
А наевшись, без тревоги до весны сопят в берлоге.
Массаж (самомассаж) «Щелчки».
Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъёму). Затем палец отпускают, , и он со стуком резко падает на стол. На каждую строку поднимают один палец. После 5 строки – смена рук.
Поднял ушки бурундук. Он в лесу услышал стук:
- Это что за громкий стук, тук, да тук, тук да тук?
- А пойдём, - сказал барсук, сам увидишь этот трюк:
Это дятел сел на сук, и без крыльев и без рук
Ищет он, где спрятан жук, вот и слышен перестук!
Упражнение «Китайские шары».
Ребёнку даётся по паре каучуковых мячиков. Он кладёт их в ладошку и старается обвести один мяч вокруг другого. После 2 строки – смена рук.
Вы видали циркача? Мяч идёт вокруг мяча!
Кружит с видом знатока, будто шмель вокруг цветка.
Соединение одноимённых пальцев.
На каждую строку стихотворения дети соединяют подушечки одноимённых пальцев и не разъединяют их до слова «арбуз».
На базар ходили мы, много груш там и хурмы.
Есть лимоны, апельсины, дыни, сливы, мандарины.
Но купили мы арбуз – это самый лучший груз.
Самомассаж с прищепками.
Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишья – смена рук. Необходимо проверить, чтобы прищепки были не слишком тугие.
Кусается сильно котёнок глупыш.
Он думает: это не палец, а мышь.
-Но я же играю с тобою малыш!
- А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!
Упражнение «Клювы».
Ребёнок собирает разложенные на столе палочки одноимёнными пальцами – от указательного к мизинцу – и удерживает до тех пор, пока не соберёт все 4 «клюва». На каждую строчку осуществляется по одному взятию палочки.
Клювов длиннее
Не видывал я,
Чем клювы у цапли
И журавля.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Возможности ИД На экране доски дети могут выполнять задания практически так же, как на бумаге - соединять точки, рисовать, писать, что способствует формированию графических навыков. Педагоги могут показывать им на доске, каким образом выполнять задания на бумаге, например при обучении рисованию. ИД можно применять как обычный экран телевизора, монитор или диафильм. • просмотр видео- , аудиофайлов, диафильмов; • просмотр презентаций; • прослушивание истории еще раз, рассматривание иллюстраций и текста, спроецированных на большой экран. Возможности основанные на перемещении изображений или текста на экране доски. Выполняя задания, дети могут расставить изображения в определенном порядке, продолжить последовательность, установить соответствие, выполнить сортировку картинок или надписей по заданному признаку. На экране интерактивной доски можно работать с виртуальным конструктором, использовать ее для моделирования. Интерактивные средства обучения, такие как интерактивные доски способствуют развитию • Внимания • Памяти • Мышления • Речи • Личности • Навыков учебной деятельности
Возможности ИД Примерные задания с использованием интерактивной доски. 1. Сгруппируй предметы по форме, цвету, размеру идр . признакам (фигуры выбираются из коллекции которая есть в каждой интерактивной доске). 2. Разбей фигуры на группы по признакам (абсолютно любым). Фигуры дети двигают пальцами или обводят маркерами, приложенными к доске. 3. Собери новую фигуру (Это задание очень нравится малышам. Они сами двигают фигуры и получают забавные картинки., оно развивает творческие способности и воображение.). 4. Обведи фигуру (это можно сделать двумя способами. Маркерами и линиями с панели управления доской) 5. «Четвёртый лишний» - зачеркнуть или обвести лишний предмет. 6. Установи соответствие (задание можно взять из рабочей тетради по математике в электронном виде). 7. Раздели на два, три множества.
ИД и развитие связной речи детей К этим картинкам можно прикрепить вкладки со звуком (звуки природы, детские песни и т. д., а так же видеоролики (например: мультфильмы, как падает снег, листопад ). Интерактивная доска упрощает подготовку занятий: поиск иллюстраций, дидактических картинок и карточек, использования различного оборудования и т. д. Сюжетные картинки помогают в формирование связной речи.
Лексико-грамматический строй речи Для развития лексико-грамматического строя речи применяются различные дидактические игры. Работа по звуковой культуре речи, становится более эффективной, когда ребенок является активным участником процесса, это ему позволяет лучше запоминать новый материал.
Развитие мелкой моторики Рисование по клеточкам. Развивает у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость. Рисовать можно как маркерами, так и линиями (чем удобнее ребенку)
ФЭМП
Физминутки Проведение физминуток и чистоговорок , становится более музыкальным. К физминуткам прикрепляется звуковая вкладка, это может быть песня и видеоролик). Проговаривание чистоговорок , выполняется по звуковому образцу. Широко используется материал И. Железновой.
Плюсы ИД По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников информационно-коммуникативные технологии обладают рядом преимуществ: предъявление информации на экране - несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей; предоставляет возможность индивидуализации обучения; в процессе своей деятельности за компьютером, около интерактивной доски дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
Минусы ИД Обычно детям дошкольного возраста рекомендуют находиться от 15 до 20 минут, а то и не более 10 минут. Для проведения таких занятий необходим специальный кабинет, площадь которого определяется из расчета 6 кв.м . на одно рабочее место, оборудованное с учетом возрастных и санитарно-гигиенических требований. Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий, влажная уборка до и после занятий. В своей работе педагог должен обязательно использовать комплексы упражнений для глаз. Ограниченное количество одновременных касаний полотна доски.
Вывод Работа с интерактивной доской позволила по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребенка явилось одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.
Используемая литература i nteractiv24.ru › interaktivnaya… v - detskom - sadu / mdou25.ucoz.ru › … interaktivnaja … v _ detskom _ sadu /0-15 nsportal.ru › blog / dets kii -sad… interaktivnoy - doski … openclass.ru › node /439933 resobr.ru › article … vozmojnosti … interaktivnoy … det mi Фото из личного архива.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №28 «Надежда»
Мастер-класс «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ»
Подготовила: воспитатель
Грязнова О.В.
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ
Проблема разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в ДОУ актуальна в течение последних нескольких лет. Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) ДОУ наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС, является созданная РППС.
Поэтому основная задача ДОО: совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с ярким и наглядным материалом и современные технологии.
На сегодняшний день в детских садах формируется новая образовательная среда, появляются высокотехнологические информационные средства развития дошкольников (компьютеры, проекторы, интерактивные доски), расширяется использование в работе с детьми развивающих и образовательных мультимедийных продуктов: компьютерных игр, электронных энциклопедий, мультфильмов, учебных видеофильмов, программ, сайтов.
Не исключением является и наш детский сад. Применение ИКТ позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка и выполняет следующие функции:
- дает возможность расширения использования электронных средств обучения;
- обеспечивает наглядность, позволяющая развивать психические процессы, увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;
- позволяет смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать в процессе непрерывной образовательной деятельности.
Целью моей деятельности является формирование предметно-пространственной среды в ДОУ с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Для реализации поставленной цели, мной были определены следующие задачи:
- повышение компетентности воспитывающих педагогов и родителей по проблеме;
- организация РППС, способствующей разностороннему развитию личности ребенка;
- создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников.
Основными формами использования ИКТ в моей работе являются: оформление групповой документации; подбор познавательного и иллюстративного материала к образовательной деятельности, оформление стендов; проведение консультаций, семинаров и родительских собраний с родителями; использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении; использование компьютера, проектора.
В своей работе использую готовые мультимедийные презентации и развивающие мультфильмы по различным направлениям: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет нам:
• значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков;
• развивать память и концентрацию внимания, которые так необходимы для дальнейшей успешной учёбы в начальной школе;
• развивать высшие психические функции – внимание, память, словесно-логическое мышление, эмоционально-волевую сферу.
РППС группы моделировалась с учетом предоставления ребенку свободы, положительного влияния на мироощущение, самочувствие, здоровье, обеспечивающая гармоничное отношение между ребенком, взрослым и окружающим миром. В группах детского сада оборудованы разнообразные центры с использованием информационно-коммуникационных технологий, позволяющие дошкольникам выбирать занятия по интересам, чередовать их в течение дня, а педагогам дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Это:
- центр опытов и экспериментирования, где дети знакомятся с разнообразием природного мира, учатся бережному отношению ко всему живому, проводят элементарные опыты;
- центр познавательного развития позволяет развивать воображение, память, внимание, логическое мышление, речь ребенка дошкольника;
- центр творчества помогает воспитанникам проявить свое творчество в изобразительной, музыкальной и театральной деятельности;
- центр сюжетно – ролевых игр максимально приближает ребенка к предметам, окружающим их в быту, помогает реализовать их потребность к разным видам игр (сюжетно-ролевым, конструктивным);
- центр физического развития обеспечивает развитие двигательных навыков и умений, развитие представлений о своем здоровье и средствах его укрепления.
Преимущества использования ИКТ в предметно-развивающей среде ДОУ очевидны: предъявление информации на экране ноутбука или проектора в игровой форме вызывает у дошкольников большой интерес; мобильность ИКТ и возможность их использования в любом уголке или зоне предметно-развивающей среды группы.
В нашей мультимедийной копилке собрано большое количество презентаций, например: «Путешествие в космос», «Правила пожарной безопасности», «Игровая математика», «Путешествие по сказкам», развивающие игры и упражнения для детей, «Веселая зарядка» и много других занимательных и развивающих игр для дошкольников.
Поскольку выявлено, что у большинства детей дошкольного возраста преобладает визуальное восприятие над слуховым, то именно ИКТ, которое обладает мультимедийностью, помогает сделать взаимодействие между педагогом и ребенком более интересным и динамичным, позволяет «погрузить» дошкольника в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с объектом, содействовать становлению объемных и ярких представлений. Созданная предметно-развивающая среда способствует приобщению детей к активной самостоятельной деятельности, развитию их индивидуальности.
Хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.
Данный опыт будет всегда актуальным и востребованным, так как информационно-коммуникационные технологии постоянно развиваются и совершенствуются. Это дает нам возможность идти в ногу со временем, делая педагогический процесс более эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....
Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи
Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...