Родительское собрание "Готовность ребёнка к школьному обучению"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Хлуднева Ольга Владимировна

Конспект родительского собрания, посвящённого готовности ребёнка к школьному обучению. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

 «Готовность ребенка к школьному обучению»

Цели собрания:

  • повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению;
  • раскрыть понятие «Психологическая готовность к школьному обучению»;
  • помочь родителям осознать собственное отношение к поступлению ребенка в школу.

План

  1. Вступительное слово.
  2. Упражнение «Продолжите фразу»
  3. Готовность к школьному обучению:
  • Физическая
  • Педагогическая
  • Психологическая:
  • Мотивационная
  • Коммуникативная
  • Эмоционально-волевая
  • Интеллектуальная
  1. Сообщение результатов диагностики

5. Тест «Готовы ли вы отдать ребенка в школу?»  (А.Е. Хасанова)

     6.Заключение. Обратная связь.

Ход собрания

1.Вступительное слово

- Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я хочу Вас поздравить с выходом на «финишную прямую по подготовке детей к школьному обучению». Это очень важное событие в жизни  каждого ребенка и его родителей, радостное, но в тоже время волнительное. Что для Вас значит «Ребенок готов к школе?»

2. Упражнение «Продолжите  фразу»

  • Сейчас мы с вами будем передавать по кругу букварь. Тот, у кого он окажется в руках, продолжает фразу: «Ребенок готов к школе, если…». По завершению упражнения ведущий проводит обобщение всех ответов родителей.  
  • А сейчас давайте послушаем ответы ваших детей на вопрос: «Зачем надо учиться в школе?» (включается запись ответов детей). После прослушивания происходит обсуждение ответов.

Родителям предлагается обсудить фразу Л.А. Венгера: «Быть готовым к школе – это не значит уметь, читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Часто под готовностью к обучению в школе подразумевают определенный уровень знаний, умений, навыков ребенка. Но понятие «Готовность к школьному обучению» значительно шире.

3. Готовность к школьному обучению

Рассмотрим каждый из компонентов готовности к школе, но более подробно остановимся на психологической готовности.

Физическая готовность

  • физиологическая зрелость
  • физическая подготовка
  • хорошее здоровье
  • координация движений
  • готовность организма ребенка к  учебным нагрузкам

Для того чтобы выдержать нагрузку в течение урока и тем более, всего учебного дня, необходима выносливость, достаточная физическая подготовка. Следует уделить особое внимание здоровью ребенка.

Проверяем физиологическую готовность к школе.

Доктор биологических наук, Валентин Сонькин, после ряда тестирований и различных обследований детей дошкольного возраста выявил интересную закономерность. На ее основе он составил очень простую диагностику, называемую Филиппинским тестом. Суть теста: Дошкольника просят обхватить голову рукой и попытаться дотронуться до противоположного уха. Смысл теста заключается в оценке исследованиях было подмечено, что малыши до 5 лет «застревают» на полпути и не могут достать до намеченной цели, в то время как детки постарше легко выполняют данное упражнение. Уже к 7 годам правое и левое полушарие претерпевают значительные преобразования, как бы подготавливая дошкольника к новой учебной жизни. Без этих качественных изменений обучение не будет успешным.

Тест для рук:

  • Поза Наполеона: Пусть ребенок скрестит руки на груди. Записываем в таблице, какая рука оказалась сверху.
  • Замок: Предложите сплести пальцы обеих рук в крепкий замок. Отметьте в таблице, большой палец какой руки ребенка оказался сверху.
  • Расческа: Положите расческу на одинаковом расстоянии от обеих рук ребенка и попросите его причесаться. Смотрим, какой рукой он это делает. Записываем.
  • Аплодирование: Попросите ребенка выразить восхищение и похлопать в ладоши. Понаблюдайте, какая ладошка оказывается сверху.
  • Катушка: Предложите ему намотать нитку на катушку (лучше всего деревянную). Какая рука наматывает?
  • Мишень: Нарисуйте на листе бумаги мишень и попросите ребенка иголкой попасть в центр мишени. В какой руке оказалась иголка?
  • Соринка: Пусть дошкольник представит, что стряхивает пыль и соринки со своей
  • одежды. Посмотрите, какую руку он использует.

Некоторые задания ребенок может выполнять как правой, так и левой рукой одинаково. Все свои наблюдения отметьте в таблице. Из этой таблицы вы увидите, какая рука является «ведущей». Если было получено больше результатов на обе руки, ваш ребенок – амбидекстр. Как правило, уже к 5 годам у ребенка можно выявить доминантность одной руки над другой – он пользуется ею гораздо чаще, она является ведущей. Именно той рукой он, в основном, будет писать, рисовать, есть, строить, в то время как другая рука станет как бы «помогать» первой.

Педагогическая готовность овладение ребенком определенными знаниями, умениями и навыками.

Психологическая готовность к школе, прежде всего, означает выраженное желание учиться, узнавать новое (ребенок активно интересуется окружающим, задает вопросы, увлеченно ищет ответы сам или ждет пояснений от взрослых).

  • Мотивационная готовность  - наличие у детей желания учиться.

Это условие является одним из самых важных и значимых.

Поступление в первый класс – это тот шаг, который кардинально изменяет жизнь ребенка: у него появляются новые обязанности, к нему предъявляются новые требования, и необходимо, чтобы ребенок был готов к таким переменам.

Необходимо чтобы у ребенка была сформирована «внутренняя позиция школьника» - понимание ребенком и принятие на себя роли ученика. Когда у ребенка сформировано  желание учиться, узнавать все новое, это помогает ему справляться с возможными трудностями и неудачами.

Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо:

  1. Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы.
  2. Знакомить с основными атрибутами школьной жизни, рассказывать о своей школьной жизни (останавливаясь на приятных моментах), организовать знакомство со школой (экскурсия).
  3. Подбирать развивающие игры («Собери портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?» и т.д.), использовать загадки на школьную тему.

  • Коммуникативная готовность - умение ребенка общаться.

 Умение строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми является важным компонентом готовности к школе.

Важно, чтобы ребенок умел налаживать контакты с разными детьми, разрешать возникающие спорные вопросы, договариваться и выполнять совместные задания. Так же необходимо обратить внимание на то, что роль и позиция учителя по отношению к ребенку значительно отличается от тех ролей и позиций, которые занимали взрослые до поступления в школу. Поэтому необходимо, чтобы первоклассник понимал эту разницу и мог адекватно относиться к учителю – признавать его авторитет, понимать и принимать важность требований,  возлагаемых педагогом на него, как на ученика.

Важно, чтобы у ребенка были сформированы такие качества: общительность, доброжелательность,  уважение к детям, готовность проявить сочувствие.

  • Эмоционально-волевая готовность  (умение слушать + умение слушаться).

К шести годам у ребенка происходит оформление основных компонентов волевого поведения.

Умение регулировать свое поведение и эмоции.

У будущего ученика поведение должно быть произвольным, ребенку необходимо уметь управлять собой, усидеть на уроке, при этом внимательно слушать учителя, понимать все объяснения и правильно выполнять задания. Кроме того, важно, чтобы ребенок мог справляться со своими переживаниями в ситуации неудачи, ссоры, конфликта, а также выражать свои эмоции и чувства адекватно ситуации.

 Уверенность в себе и адекватная самооценка своих возможностей.

Ребенку это необходимо для того, чтобы уверенно отвечать у доски перед одноклассниками.

Ребенок должен иметь представление о том, что он знает хорошо, а что ему пока не удается и над чем надо еще поработать.

  • Интеллектуальная  готовность (развитие психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, речи; познавательных способностей, овладение способами и приемами познавательной деятельности).

Будущий первоклассник должен не только обладать системой знаний об окружающем мире. Но и уметь их применять, устанавливать зависимость между причиной и следствием.

При принятии решения о начале школьной жизни необходимо учитывать все критерии готовности ребенка к школе.

Оцениваем психологический уровень развития дошкольника

Мотивационный тест-опросник:

Чтобы выявить, готов ли ребенок психологически к обучению, пройдите с ним небольшой опросник:

1. Хочешь ли ты пойти в школу?

2. Зачем нужно ходить в школу?

3. Чем ты будешь заниматься в школе? (или Чем обычно занимаются в

школе?)

4. Что нужно иметь для того, чтобы быть готовым идти в школу?

5. Что такое уроки? Чем на них занимаются?

6. Как нужно вести себя на уроках в школе?

7. Что такое домашние задания?

8. Зачем нужно выполнять домашние задания?

9. Чем ты будешь заниматься, когда придешь из школы?

10. Что нового появится в твоей жизни, когда ты начнешь учиться в школе?

Как оценивать ответы ребенка:

Вы получили неполный или неверный ответ? Тогда задайте ему уточняющий вопрос. Если после этого ребенок ответил правильно – ставите 1 балл. Если ответ остался не дополненным – он получает 0.5 балла. За неправильный ответ баллы не начисляются. В итоге максимальное количество баллов – 10. Если ребенок набрал 8-10 баллов – он полностью готов к школе на психологическом уровне. 5-7 баллов – ребенок не совсем готов к обучению (если были получены несколько неполных ответов). Менее 5 баллов – готовность к школе нулевая.

4. Подведение итогов за I полугодие

Родители приглашаются на индивидуальные консультации.

 5.Тест «Готовы ли вы отдать ребенка в школу?»  (А.Е. Хасанова) 

Психологический настрой родителей – важнейший фактор успешного обучения ребенка. Негативно действуют на эмоциональное состояние детей: чрезмерная тревожность родителей  (которая передается ребенку), беспечность, равнодушие родителей  (такое отношение к учебной деятельности формируется и у ребенка).

Ответьте на вопросы «да» или «нет», за каждый положительный ответ вы набираете 1 балл, за отрицательный -  0 баллов.

Вопросы:

  1. Вы считаете, что вашему ребенку будет трудно учиться в школе?
  2. Вы опасаетесь, что, придя в школу, ваш ребенок чаще будет болеть?
  3. Вы сомневаетесь, что ваш ребенок достаточно быстро и успешно овладеет чтением, письмом, счетом?
  4. Вы думаете, он сможет быть успешным?
  5. Вы считаете, что первоклассники не умеют быть достаточно самостоятельными?
  6. Вас волнует, будет ли первый учитель внимательным к вашему ребенку?
  7. Вы опасаетесь, не будут ли обижать или дразнить вашего ребенка?
  8. Вы не уверены в объективности и справедливости будущей учительницы вашего ребенка?
  9. Без вас ребенок плачет, угнетен?
  10. По вашему мнению, в таком возрасте ребенка лучше обучать дома, чем в школе?
  11. Вы считаете, что ваш ребенок будет сильно уставать в школе?
  12. Вам кажется, что в начальной школе дети мало чему могут научиться?
  13. Вы опасаетесь, что с приходом в школу ребенок станет непослушным?
  14. Ваш ребенок напрочь отказывается идти в школу без вас?
  15. Вы уверены, что первоклассники еще не способны на взаимопомощь и дружескую поддержку?

Подсчитайте, какое количество баллов вы набрали.

10 и более балов. Вам необходимо снизить уровень опеки над ребенком. Дайте ему возможность быть более самостоятельным. Не мешайте ему контактировать со сверстниками. Займитесь закаливанием ребенка, поиграйте с ним в школу. Если уровень вашей тревожности не снизился – обратитесь к психологу.

5-10 баллов. Вы волнуетесь – и это нормально! Вы сомневаетесь в успехе вашего ребенка. Поделитесь своими опасениями с будущим учителем. Возможно, вы станете спокойнее и правильно подготовите ребенка к школе.

4 и менее баллов. Вероятно, вам сопутствует оптимизм и уверенность. Хороший совет для вас – не быть беспечным и невнимательным.

  1. Заключение. Обратная связь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О готовности ребёнка к школьному обучению

Показатели готовности ребёнка к школе:...

Проектирование непосредственной образовательной деятельности по оригами «Волшебная мастерская» для детей старшего дошкольного возраста Проблема: Готовность ребёнка к школьному обучению. Подготовка ребёнка к школьному периоду развития – одна из важнейших з

Проектирование непосредственной образовательной деятельностипо оригами «Волшебная мастерская»для детей старшего дошкольного возрастаПроблема: Готовность ребёнка к школьному обучению.Подготовка ребёнка...

Буклет "Параметры речевой готовности ребёнка к школьному обучению":

Подготовка к школе – одна из важнейших задач, как в детском саду, так и в семье. Ведь ребенок с высоким уровнем развития познавательных процессов легко вступает в контакт со сверстниками; может ясно в...

Подготовка ребёнка к школьному обучению.

Материал разработан для родителей будущих первокласников....

Родительское собрание "Готовность к школьному обучению"

                                                      ...

Выступление на педагогическом совете на тему :"Развитие познавательной активности дошкольников. Ребёнок на пороге школы." " Готовность ребёнка к школьному обучению. Особенности развития детей 6-7 лет".

quot; Готовность ребёнка к школьному обучению.Особенности развития детей 6-7 лет."    Нередко родители понимают под готовностью ребёнка к школе только умения ребёнка читать, писать и с...