Родительское собрание "Готовность ребёнка к школьному обучению"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект родительского собрания, посвящённого готовности ребёнка к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie._gotovnost_rebyonka_k_shkolnomu_obucheniyu.docx | 30.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Готовность ребенка к школьному обучению»
Цели собрания:
- повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению;
- раскрыть понятие «Психологическая готовность к школьному обучению»;
- помочь родителям осознать собственное отношение к поступлению ребенка в школу.
План
- Вступительное слово.
- Упражнение «Продолжите фразу»
- Готовность к школьному обучению:
- Физическая
- Педагогическая
- Психологическая:
- Мотивационная
- Коммуникативная
- Эмоционально-волевая
- Интеллектуальная
- Сообщение результатов диагностики
5. Тест «Готовы ли вы отдать ребенка в школу?» (А.Е. Хасанова)
6.Заключение. Обратная связь.
Ход собрания
1.Вступительное слово
- Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я хочу Вас поздравить с выходом на «финишную прямую по подготовке детей к школьному обучению». Это очень важное событие в жизни каждого ребенка и его родителей, радостное, но в тоже время волнительное. Что для Вас значит «Ребенок готов к школе?»
2. Упражнение «Продолжите фразу»
- Сейчас мы с вами будем передавать по кругу букварь. Тот, у кого он окажется в руках, продолжает фразу: «Ребенок готов к школе, если…». По завершению упражнения ведущий проводит обобщение всех ответов родителей.
- А сейчас давайте послушаем ответы ваших детей на вопрос: «Зачем надо учиться в школе?» (включается запись ответов детей). После прослушивания происходит обсуждение ответов.
Родителям предлагается обсудить фразу Л.А. Венгера: «Быть готовым к школе – это не значит уметь, читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Часто под готовностью к обучению в школе подразумевают определенный уровень знаний, умений, навыков ребенка. Но понятие «Готовность к школьному обучению» значительно шире.
3. Готовность к школьному обучению
Рассмотрим каждый из компонентов готовности к школе, но более подробно остановимся на психологической готовности.
Физическая готовность
- физиологическая зрелость
- физическая подготовка
- хорошее здоровье
- координация движений
- готовность организма ребенка к учебным нагрузкам
Для того чтобы выдержать нагрузку в течение урока и тем более, всего учебного дня, необходима выносливость, достаточная физическая подготовка. Следует уделить особое внимание здоровью ребенка.
Проверяем физиологическую готовность к школе.
Доктор биологических наук, Валентин Сонькин, после ряда тестирований и различных обследований детей дошкольного возраста выявил интересную закономерность. На ее основе он составил очень простую диагностику, называемую Филиппинским тестом. Суть теста: Дошкольника просят обхватить голову рукой и попытаться дотронуться до противоположного уха. Смысл теста заключается в оценке исследованиях было подмечено, что малыши до 5 лет «застревают» на полпути и не могут достать до намеченной цели, в то время как детки постарше легко выполняют данное упражнение. Уже к 7 годам правое и левое полушарие претерпевают значительные преобразования, как бы подготавливая дошкольника к новой учебной жизни. Без этих качественных изменений обучение не будет успешным.
Тест для рук:
- Поза Наполеона: Пусть ребенок скрестит руки на груди. Записываем в таблице, какая рука оказалась сверху.
- Замок: Предложите сплести пальцы обеих рук в крепкий замок. Отметьте в таблице, большой палец какой руки ребенка оказался сверху.
- Расческа: Положите расческу на одинаковом расстоянии от обеих рук ребенка и попросите его причесаться. Смотрим, какой рукой он это делает. Записываем.
- Аплодирование: Попросите ребенка выразить восхищение и похлопать в ладоши. Понаблюдайте, какая ладошка оказывается сверху.
- Катушка: Предложите ему намотать нитку на катушку (лучше всего деревянную). Какая рука наматывает?
- Мишень: Нарисуйте на листе бумаги мишень и попросите ребенка иголкой попасть в центр мишени. В какой руке оказалась иголка?
- Соринка: Пусть дошкольник представит, что стряхивает пыль и соринки со своей
- одежды. Посмотрите, какую руку он использует.
Некоторые задания ребенок может выполнять как правой, так и левой рукой одинаково. Все свои наблюдения отметьте в таблице. Из этой таблицы вы увидите, какая рука является «ведущей». Если было получено больше результатов на обе руки, ваш ребенок – амбидекстр. Как правило, уже к 5 годам у ребенка можно выявить доминантность одной руки над другой – он пользуется ею гораздо чаще, она является ведущей. Именно той рукой он, в основном, будет писать, рисовать, есть, строить, в то время как другая рука станет как бы «помогать» первой.
Педагогическая готовность овладение ребенком определенными знаниями, умениями и навыками.
Психологическая готовность к школе, прежде всего, означает выраженное желание учиться, узнавать новое (ребенок активно интересуется окружающим, задает вопросы, увлеченно ищет ответы сам или ждет пояснений от взрослых).
- Мотивационная готовность - наличие у детей желания учиться.
Это условие является одним из самых важных и значимых.
Поступление в первый класс – это тот шаг, который кардинально изменяет жизнь ребенка: у него появляются новые обязанности, к нему предъявляются новые требования, и необходимо, чтобы ребенок был готов к таким переменам.
Необходимо чтобы у ребенка была сформирована «внутренняя позиция школьника» - понимание ребенком и принятие на себя роли ученика. Когда у ребенка сформировано желание учиться, узнавать все новое, это помогает ему справляться с возможными трудностями и неудачами.
Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо:
- Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы.
- Знакомить с основными атрибутами школьной жизни, рассказывать о своей школьной жизни (останавливаясь на приятных моментах), организовать знакомство со школой (экскурсия).
- Подбирать развивающие игры («Собери портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?» и т.д.), использовать загадки на школьную тему.
- Коммуникативная готовность - умение ребенка общаться.
Умение строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми является важным компонентом готовности к школе.
Важно, чтобы ребенок умел налаживать контакты с разными детьми, разрешать возникающие спорные вопросы, договариваться и выполнять совместные задания. Так же необходимо обратить внимание на то, что роль и позиция учителя по отношению к ребенку значительно отличается от тех ролей и позиций, которые занимали взрослые до поступления в школу. Поэтому необходимо, чтобы первоклассник понимал эту разницу и мог адекватно относиться к учителю – признавать его авторитет, понимать и принимать важность требований, возлагаемых педагогом на него, как на ученика.
Важно, чтобы у ребенка были сформированы такие качества: общительность, доброжелательность, уважение к детям, готовность проявить сочувствие.
- Эмоционально-волевая готовность (умение слушать + умение слушаться).
К шести годам у ребенка происходит оформление основных компонентов волевого поведения.
Умение регулировать свое поведение и эмоции.
У будущего ученика поведение должно быть произвольным, ребенку необходимо уметь управлять собой, усидеть на уроке, при этом внимательно слушать учителя, понимать все объяснения и правильно выполнять задания. Кроме того, важно, чтобы ребенок мог справляться со своими переживаниями в ситуации неудачи, ссоры, конфликта, а также выражать свои эмоции и чувства адекватно ситуации.
Уверенность в себе и адекватная самооценка своих возможностей.
Ребенку это необходимо для того, чтобы уверенно отвечать у доски перед одноклассниками.
Ребенок должен иметь представление о том, что он знает хорошо, а что ему пока не удается и над чем надо еще поработать.
- Интеллектуальная готовность (развитие психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, речи; познавательных способностей, овладение способами и приемами познавательной деятельности).
Будущий первоклассник должен не только обладать системой знаний об окружающем мире. Но и уметь их применять, устанавливать зависимость между причиной и следствием.
При принятии решения о начале школьной жизни необходимо учитывать все критерии готовности ребенка к школе.
Оцениваем психологический уровень развития дошкольника
Мотивационный тест-опросник:
Чтобы выявить, готов ли ребенок психологически к обучению, пройдите с ним небольшой опросник:
1. Хочешь ли ты пойти в школу?
2. Зачем нужно ходить в школу?
3. Чем ты будешь заниматься в школе? (или Чем обычно занимаются в
школе?)
4. Что нужно иметь для того, чтобы быть готовым идти в школу?
5. Что такое уроки? Чем на них занимаются?
6. Как нужно вести себя на уроках в школе?
7. Что такое домашние задания?
8. Зачем нужно выполнять домашние задания?
9. Чем ты будешь заниматься, когда придешь из школы?
10. Что нового появится в твоей жизни, когда ты начнешь учиться в школе?
Как оценивать ответы ребенка:
Вы получили неполный или неверный ответ? Тогда задайте ему уточняющий вопрос. Если после этого ребенок ответил правильно – ставите 1 балл. Если ответ остался не дополненным – он получает 0.5 балла. За неправильный ответ баллы не начисляются. В итоге максимальное количество баллов – 10. Если ребенок набрал 8-10 баллов – он полностью готов к школе на психологическом уровне. 5-7 баллов – ребенок не совсем готов к обучению (если были получены несколько неполных ответов). Менее 5 баллов – готовность к школе нулевая.
4. Подведение итогов за I полугодие
Родители приглашаются на индивидуальные консультации.
5.Тест «Готовы ли вы отдать ребенка в школу?» (А.Е. Хасанова)
Психологический настрой родителей – важнейший фактор успешного обучения ребенка. Негативно действуют на эмоциональное состояние детей: чрезмерная тревожность родителей (которая передается ребенку), беспечность, равнодушие родителей (такое отношение к учебной деятельности формируется и у ребенка).
Ответьте на вопросы «да» или «нет», за каждый положительный ответ вы набираете 1 балл, за отрицательный - 0 баллов.
Вопросы:
- Вы считаете, что вашему ребенку будет трудно учиться в школе?
- Вы опасаетесь, что, придя в школу, ваш ребенок чаще будет болеть?
- Вы сомневаетесь, что ваш ребенок достаточно быстро и успешно овладеет чтением, письмом, счетом?
- Вы думаете, он сможет быть успешным?
- Вы считаете, что первоклассники не умеют быть достаточно самостоятельными?
- Вас волнует, будет ли первый учитель внимательным к вашему ребенку?
- Вы опасаетесь, не будут ли обижать или дразнить вашего ребенка?
- Вы не уверены в объективности и справедливости будущей учительницы вашего ребенка?
- Без вас ребенок плачет, угнетен?
- По вашему мнению, в таком возрасте ребенка лучше обучать дома, чем в школе?
- Вы считаете, что ваш ребенок будет сильно уставать в школе?
- Вам кажется, что в начальной школе дети мало чему могут научиться?
- Вы опасаетесь, что с приходом в школу ребенок станет непослушным?
- Ваш ребенок напрочь отказывается идти в школу без вас?
- Вы уверены, что первоклассники еще не способны на взаимопомощь и дружескую поддержку?
Подсчитайте, какое количество баллов вы набрали.
10 и более балов. Вам необходимо снизить уровень опеки над ребенком. Дайте ему возможность быть более самостоятельным. Не мешайте ему контактировать со сверстниками. Займитесь закаливанием ребенка, поиграйте с ним в школу. Если уровень вашей тревожности не снизился – обратитесь к психологу.
5-10 баллов. Вы волнуетесь – и это нормально! Вы сомневаетесь в успехе вашего ребенка. Поделитесь своими опасениями с будущим учителем. Возможно, вы станете спокойнее и правильно подготовите ребенка к школе.
4 и менее баллов. Вероятно, вам сопутствует оптимизм и уверенность. Хороший совет для вас – не быть беспечным и невнимательным.
- Заключение. Обратная связь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О готовности ребёнка к школьному обучению
Показатели готовности ребёнка к школе:...
Проектирование непосредственной образовательной деятельности по оригами «Волшебная мастерская» для детей старшего дошкольного возраста Проблема: Готовность ребёнка к школьному обучению. Подготовка ребёнка к школьному периоду развития – одна из важнейших з
Проектирование непосредственной образовательной деятельностипо оригами «Волшебная мастерская»для детей старшего дошкольного возрастаПроблема: Готовность ребёнка к школьному обучению.Подготовка ребёнка...
Буклет "Параметры речевой готовности ребёнка к школьному обучению":
Подготовка к школе – одна из важнейших задач, как в детском саду, так и в семье. Ведь ребенок с высоким уровнем развития познавательных процессов легко вступает в контакт со сверстниками; может ясно в...
Подготовка ребёнка к школьному обучению.
Материал разработан для родителей будущих первокласников....
«Речевая готовность ребёнка к школьному обучению. Предупреждение нарушений письменной речи»
Речь ребёнка в ваших руках!...
Выступление на педагогическом совете на тему :"Развитие познавательной активности дошкольников. Ребёнок на пороге школы." " Готовность ребёнка к школьному обучению. Особенности развития детей 6-7 лет".
quot; Готовность ребёнка к школьному обучению.Особенности развития детей 6-7 лет." Нередко родители понимают под готовностью ребёнка к школе только умения ребёнка читать, писать и с...