Консультация для воспитателей "Развитие познавательных способностей детей через сказку".
консультация
Дошкольнику свойственно удивляться, восхищаться миром. Задача взрослых - помочь ему развить познавательную активность, любознательность. В этой ситуации на помощь приходит чтение сказок, которое доступно, понятно и интересно малышу. Читайте с удовольствием, читайте с радостью, читайте с интересом!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cherez_skazku.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Развитие познавательных способностей детей через сказку.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая пора в жизни человека. Дошкольнику свойственно удивляться, восхищаться миром. Задача взрослых – помочь ему развить познавательную активность, любознательность. Стремление к самостоятельному познанию и размышлению. В.А.Сухомлинский говорил: «От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит его дальнейший путь к знаниям».
Развитие интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка одна из основных образовательных задач. Педагогам необходимо научить детей жить в динамичном, быстро изменяющемся мире. Научить детей ориентироваться в мире, самостоятельно принимать решения, не теряться при встрече с новым, непонятным. Современные дети живут и развиваются в эпоху новых компьютерных технологий. Особую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить.
Одна из важнейших задач дошкольного образования развитие ума ребенка, развитие таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям в дальнейшем, и не только при обучении. Практика показывает, что минимум трудностей испытывают при дальнейшем обучении не те дети, у которых хорошие показатели в усвоении величин, знаний цифр и их свойств. Это происходит по тому, что, сталкиваясь с новой задачей, проблемой ребенок теряется, не зная как применить свои знания в сложной ситуации. Те дети, у которых развито логическое мышление, начинают искать выход из создавшейся ситуации, ищут разные способы решения, а самое главное, не бояться таких ситуаций.
Главное при этом учитывать природу ребенка. Правильно выстроенное обучение должно осуществляться без принуждения, без насилия над ребенком. Дошкольное детство – это радость, игра, это период первоначального раскрытия творческих и познавательных сил ребенка. «Жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок» говорил В.А.Сухомлинский. Сказка дает детям необходимую гамму переживаний, создает особенное, не с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. «Сказка – писал В.А.Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать». В трудной, но занимательной, интересной ситуации концентрируется внимание, активизируются психические процессы – память, мышление, то есть умственная деятельность. Радость от игровой деятельности постепенно перейдет в радость от обучения. Когда учиться интересно – хочется учиться.
Обучению дошкольников началам математики отводится важное место. Это обусловлено рядом причин:
- обилие информации, получаемой ребенком;
- повышенное внимание к компьютеризации;
- стремление родителей, как можно раньше научить ребенка арифметическим приемам (узнавать цифры, считать, решать задачи и др.);
- повышение требований начальной школы к знаниям и умениям детей
Поиском эффективных средств развития познавательных способностей детей, выявлением условий формирования познавательной деятельности в дошкольном детстве занимались многие исследователи (Л.А.ВЕнгер, Е.А.Агаева, О.В.Суворова и другие). Л.А.Венгер на основе своих исследований и работ А.В.Запорожца, Н.Н.Поддьякова и других разработал концепцию развития способностей. Согласно этой теории развитие ребенка, его способностей во многом зависит от его действий в окружающем мире, умении ориентироваться в нем. Сотрудники лаборатории Л.А.Венгера (О.М.Дьяченко, Н.Е.Веракса, Н.А.Короткова и другие) пришли к выводу, что способности – это такие психологические качества, которые присущи человеку в разной степени. Их необходимо отличать от степени обученности и от желания и нежелания чего – либо сделать, от степени заинтересованности.
Познавательные способности проявляются в решении интеллектуальных задач, требующих нахождения верного ответа и тесно связаны с творческими способностями.
Л.С.Выготский в своих исследованиях доказал, что мышление и воображение тесно связаны между собой. Он писал: «Все образы воображения, как бы причудливы они не были, основываются на впечатлениях и представлениях, которые мы получаем в реальной жизни». Отечественные и зарубежные психологи изучили роль отдельных мыслительных операций в развитии мышления. Ж.Пиаже считал уровень сформированности операций классификации и сериации – центральным показателем интеллектуального развития. Дж.Брунер рассматривал установление логических связей как один из центральных видов познавательной деятельности.
По мнению П.Я.Гальперина, умение выделять из целого предмета отдельные его признаки, отбирать наиболее существенные, выявлять связи – важное условие понимания ребенком окружающего мира. Это позволяет привести в систему имеющиеся знания и продуктивно использовать их в процессе мышления.
Значение практической предметной деятельности для развития познавательных способностей показали в своих исследованиях А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин. Они доказали, что внутренним умственным процессам предшествует внешняя предметная деятельность.
Исследования, проводимые в лаборатории Л.А.Венгера, показали, что основной путь развития – обобщение своего собственного чувственного опыта. Поэтому основным в образовании дошкольников является организация его собственного опыта, который взрослый помогает обобщить.
При исследовании проблемы интеллектуального развития важным является вопрос об отборе и систематизации знаний.
Исследования А.в.Запорожца и Н.Н.Поддьякова показали, что наиболее существенные сдвиги в развитии ребенка являются результатом усвоения не каких – либо отдельных знаний, а определенной системы знаний, отражающей существенные связи и зависимости. Именно эти связи и становятся обобщенными знаниями. Проблема систематизации знаний нашла свое отражение и в трудах А.П.Носовой, А.М.Леушиной, П.Г.Саморуковой. и других.
В психолого – педагогических исследованиях называются принципы отбора содержания знаний:
- научность,
- системность,
- доступность,
- направленность на личностное развитие,
- учет среды, которая окружает ребенка.
Обучение для маленького ребенка это труд, а труд основывается на чувстве долга. Но у детей 4 лет еще не сформировано чувство долга. Основной интерес у маленького ребенка – это игра. Игра это не просто ведущий вид деятельности маленького ребенка. Именно в ней формируются основные психологические процессы. Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие педагоги и психологи К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин.
Велико значение игры в развитии мотивационной сферы ребенка. Обращая внимание на эту особенность, Д.Б.Эльконин писал: «Именно в игре происходит переход от мотивов непосредственного желания, к мотивам стоящих на грани сознательности. Ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, нет такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре. Таково первое и основное значение игры для развития ребенка».
Игра является и первой школой воли ребенка. Именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться чьим – то требованиям. Сама роль несет в себе определенные правила, задачу, которую выполняет ребенок.
Ценность игровой деятельности заключатся в том, что она влияет и на формирование детского коллектива. В игре ребенок раньше и легче выделяет социальную цель запомнить и припомнить (З.М.Истомина). В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно – действенного мышления к элементам словесно – логического мышления. Развивается способность создавать системы обобщенных образов и мысленно преобразовывать их. В процессе игры формируется воображение, как психологическая основа творчества.
Основным средством формирования познавательных способностей является сказка. Потому что только сказку, или игру в сказку можно противопоставить игре, как ведущей деятельности дошкольном возрасте.
В свое время русский писатель и педагог К.Д.Ушинский высоко ценил народную сказку, считая ее замечательным методом воздействия на ребенка: «Это первые и блестящие попытки народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто – нибудь был в состоянии состязаться с педагогическим гением народа».
С любимыми героями сказки ребенок, незаметно для себя, решает многие задачи, охотно преодолевает трудности при овладении новыми знаниями. Сказка с великой щедростью дарит детям радость, веселье, счастье.
К.И.Чуковский, создавая свои сказки, говорил: «Все дети в возрасте от 2 до 5 верят, что жизнь создана только для радости, для беспредельного счастья, и эта вера – одно из важнейших условий для их нормального роста».
Сегодня сказка один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка. Сказка дает им необходимую гамму переживаний, создает особое, с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства.
Что за жанр – сказка и почему многие ведущие специалисты в области педагогики и психологии придают ей такое огромное значение?
Сказка это фантастический, вымышленный рассказ, о том чего не бывает. Она возникла раньше всех произведений устной и письменной литературы и существует у всех народов с незапамятных времен.
Сказка имеет большое познавательное значение – она знакомит детей с окружающим миром. Народная сказка отражает быт народа, его обычаи, традиции, язык, через сказку дети приобщаются к истории своего народа, знакомится с богатством его культуры.
Сказка способствует развитию мышления, так как заставляет ребенка задумываться, размышлять. Именно в сказках черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми, об их действиях, поступках, о последствиях, к которым они приведут. Недаром А.С.Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!». Именно «намек», а не диктовка нужной оценки образов героев. Сказка побуждает к самостоятельному переживанию сюжета, образов героев. Сказка имеет огромное воспитательное значение. В период дошкольного детства у детей пробуждаются такие чувства, складываются такие представления, которые в дальнейшем станут фундаментом всей сознательной жизни. В это время закладываются основы личностных качеств, а сказка способствует формированию представлений о честности, трудолюбии, смелости, дружбе. Она глубоко захватывает волю, чувства, воображение ребенка. В.Г.Белинский писал: «Первые впечатления могущественно действуют на юную душу: все дальнейшее ее развитие совершается под их непосредственным влиянием».
Фантастический мир сказки позволяет слушателю преодолеть стереотипы мышления, комплексы, пробудить творческие способности. Формируя через сказку необходимые навыки, приемы, действия и умения, у детей вызывается заинтересованность не столько конечным результатом, сколько самим процессом решения возникшей проблемы или творение новых образов. Используя сказку в процессе развития ребенка можно в полной мере использовать все способы, методы и приемы, формирующие творческие качества личности: воображение, наблюдательность, память, способность к импровизации, мышление, сравнительно – оценочная деятельность, то есть все то, что образует творческий потенциал личности.
Дошкольный возраст – это период активного становления художественного восприятия ребенка. Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что дети разного возраста по - разному воспринимают сказку. Так, например, в младшем возрасте восприятие сказки (ее понимание) напрямую зависит от личного опыта ребенка, который у него еще очень ограничен.
При восприятии в центре внимания ребенка находится главный герой. Детей интересует его внешность, действия, поступки. Но, так как сами представить это дети чаще всего не могут, то нуждаются в наглядной опоре – иллюстрациях. Одной из особенностей детского восприятия является то, что ребенок видит действия и поступки персонажа, но не понимает его мотива.
В среднем возрасте расширяется круг представлений ребенка, обогащается жизненный опыт, знания. В этом возрасте интенсивно развивается воображение. Это способствует формированию умения правильно оценивать героев и события. Уже не обязательно использование иллюстраций к каждому повороту событий сказки, но они по прежнему несут положительную функцию. В этом возрасте дети осмысленно воспринимают сюжет, устанавливают простые причинно – следственные связи. Характеризуя героя чаще всего, высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и личный опыт.
Читайте со своим ребенком – это важно, ценно и полезно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по развитию познавательных способностей детей через проектную деятельность.
формировать у детей представления о профессиях взрослых в ближайшем окружении....
Отчёт о работе кружка «Занимательная математика» платной дополнительной образовательной услуги «Развитие интеллектуально-познавательных способностей детей через использование компьютерных технологий»
В данном отчёте представлен анализ работы кружка "Занимательная математика" за 2014-2015 год...
презентация "Развитие познавательных способностей детей через исследовательскую деятельность»
Материал для проведения консультаци для воспитателей...
консультация для воспитателей «Развитие познавательных способностей детей через исследовательскую деятельность»
Рекомендации для воспитателей из опыта работы...
Стендовый доклад "Развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей через поисково-исследовательскую деятельность".
Формирование у детей основ научного мировоззрения , целостности мыслительного процесса, через развитие познавательной активности, в ходе которого ребенок последовательно выделяет в доступных ему...
Развитие познавательных способностей детей через экспериментальную деятельность с неживой природой
К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая наход...
Представление опыта работы по теме: Развитие творческой активности и познавательных способностей детей через Лего-конструирование
Основана на технологии "Лего-конструирование в детском саду" Фешиной. Старший дошкольный возраст....