Статья "Создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста по сохранению, изучению и популяризации культурного наследия в Белгородском регионе"
статья (старшая группа)

Лариса Викторовна Колосова

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СОХРАНЕНИЮ, ИЗУЧЕНИЮ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ  В БЕЛГОРОДСКОМ РЕГИОНЕ 

Колосова Лариса Викторовна, воспитатель МБДОУ ДС № 71 «Почемучка» г. Старый Оскол, Белгородской области 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kolosova_l.v.docx16.49 КБ

Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СОХРАНЕНИЮ, ИЗУЧЕНИЮ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ  В БЕЛГОРОДСКОМ РЕГИОНЕ  

Колосова Лариса Викторовна, воспитатель МБДОУ ДС № 71 «Почемучка» г. Старый Оскол, Белгородской области  

          Воспитательная работа нашего коллектива направлена на сохранение, изучение и популяризацию культурного наследия в регионе в условиях дошкольной образовательной организации, развития у детей понимания исторического наследия и воспитания бережного отношения к нему с дошкольного детства. Особое внимание уделено приобщению детей к исторической памяти земли Белгородской, ознакомлению с историей и культурой Белгородской области. На современном этапе развития системы дошкольного образования приоритетным является художественно-эстетическое и социально-коммуникативное развитие детей предусмотренное Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), задача которого – формирование основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и социальной адаптации. В настоящее время эта проблема особенно актуальна, так как изучение истории и культуры родного края важным являлось всегда, но сегодня стоит вопрос об изучении, сохранении и возрождении народных традиций и конкретный фактический материал по краеведению приобретает особую значимость.  На рубеже ХХ – ХХI веков интерес к культуре, ее истории, культуре русского народа в особенности, необычайно возрос, ни у кого не вызывает сомнения огромная значимость народной культуры в духовном, нравственном, эстетическом и патриотическом воспитании подрастающего поколения, в приобщении детей и молодежи к родной истории, вековым культурным традициям России. Приобщение детей к современному краеведению является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности, которые надо прививать с детства – периода, когда закладываются представления детей о человеке, обществе, культуре. В своей педагогической деятельности мы видим необходимым, донести до сознания своих воспитанников, что именно они являются носителями русской национальной культуры. А также мы видим необходимость воспитывать детей в национальных традициях. Отсюда вопросы изучения, сохранения и развития современного краеведения выходят на новый уровень и требуют глубокого научного подхода. Воспитательная система работы способствует не только социально- личностному развитию дошкольников, но и формированию патриотических чувств и развития духовности, посредством приобщения к истокам народной культуры Белгородского края. Для достижения данной цели определены следующие задачи: 1. Формирование основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми. 2. Содействие раскрытию личности в ребенке через включение его в культуру собственного народа. 3. Знакомство детей с национальным бытом Белгородского края, народным фольклором, русским народным праздничным костюмом Белгородской области, декоративно-прикладным искусством, традиционными и обрядовыми праздниками. 4. Выявление совокупности педагогических условий обеспечивающих развитие социально-личностного потенциала детей старшего дошкольного возраста. Система воспитательной работы базируется на принципе исторического изучения материала. Воспитанникам интересно узнать о жилище и быте народа нашего края, об общерусских строгих традициях использования внутреннего пространства избы (хаты), о промыслах и ремеслах нашего края, о многоцветном

орнаменте геометрического характера в южно-русской вышивке, о прядении и ткачестве, об одном из древнейших промыслов – гончарном искусстве, о яркой, самобытной и своеобразной народной одежде. Постижению специфики культуры Белогорья способствовало знакомство воспитателя и детей с материалами Старооскольского городского краеведческого музея, Русского музея Старооскольского педагогического колледжа (основатель Емельянова М.И.), Старооскольским Домом ремесел, с удивительной книгой  Т.П. Беликовой и М.И. Емельяновой «Живые родники Староосколья».  Посещение Русского музея педагогического колледжа помогло ребятам воочию увидеть народные традиции и разнообразие костюмов. В своей педагогической работе мы опираемся на программу «Приобщение к истокам русской народной культуры» Князева О.Л., Маханева М.Д., «Живые родники Староосколья. Народная традиционная культура» Беликова Т.П., Емельянова М.И. Работу по выполнению намеченных задач начали со специально организованных занятий, экскурсии по родному городу, оформлению семейных альбомов, сюжетно-ролевых игр, проводим игровое моделирование проблемных ситуаций, используем богатейший материал устного народного творчества Белгородской области. Мы формируем у дошкольников интерес к краеведению, народной культуре, фольклору, к городу, в котором они живут. По этой теме на занятиях, даем сведения о достопримечательностях города Белгород, Старый Оскол, учим детей выражать свое отношение к родному городу. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет с раннего детства детям понять, что они часть великого русского народа. Мы широко используем все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре и правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя с поговорками, загадками, сказками, мы приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. В изобразительной деятельности, в беседах, в чтении книг, рассматривании открыток, фотографий, формируем интерес к прошлым и сегодняшним событиям региона. Читаем с детьми художественные произведения, ставим театрализованные сказки, представления, участвуем в народных играх и праздниках: Рождество, Масленица, Красная Горка, Вербное Воскресение. Учим понимать взаимосвязь назначение предмета и материала, из которого он изготовлен. Разбираем существенные признаки, лежащие в основе родовых обобщений: одежда, обувь. Получаем представления о национальном женском и мужском костюме, о воинском снаряжении в древности. Работая с детьми и их родителями по краеведческой деятельности, формируем у дошкольников познавательную активность, умение получать знания и их применять. В будущем это позволит детям занять активную жизненную позицию. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции.

Таким образом, традиционное искусство Белгородского края, имеющее богатую историю и свои регионально-национальные особенности, является мощным средством обучения и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.  

Литература

1. Аникин, В. П. Живая вода : сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок / В. П. Аникин. – Москва, 1987.

2. Аникин, В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор /  В. П. Аникин. – Москва, 1957.

3. Аникин, В. П. Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре / В. П. Аникин. – Москва, 1991.

4. Айсмонтас, Б. Психология и педагогика / Б. Айсмонтас. – Москва, 1996.

5. Беликова, Т. П. Живые родники Староосколья: народная традиционная культура : учебное пособие / Т. П. Беликова, М. И. Емельянова. – Старый Оскол : «ТНТ», 2003. – 336 с. : ил.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет

Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему:«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»...

ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Горница»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

Перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет) с историко - культурным наследием малой Родины на 2019 - 2020 учебный год.

План работы с воспитанниками старшего возраста по ознакомленияю с историко - культурным наследием малой Родины...

Педагогический познавательно - исследовательский проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

laquo;Развитие основ логического мышления у детей старшей группы через дидактические игры »...

Методика изучения познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Данная методика позволяет педагогу организовать мониторинг познавательного развития детей старшего дошкольного возраста....