Перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет) с историко - культурным наследием малой Родины на 2019 - 2020 учебный год.
методическая разработка (старшая группа)
План работы с воспитанниками старшего возраста по ознакомленияю с историко - культурным наследием малой Родины
Скачать:
Предварительный просмотр:
МДОУ "Детский сад №8 "Сказка"
Перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет) с историко - культурным наследием малой Родины
на 2019 - 2020 учебный год.
Подготовила:
Н. П. Толокнова, воспитатель
г.Семенов
Дата | Тема | Содержание деятельности | Формы работы с детьми | Обогащение РППС | Взаимодействие с родителями. | |||||||||
Блок: "Мой город - Семенов" | ||||||||||||||
Сентябрь 1 -2 неделя | "Семья и семейные традиции" | Способствовать формированию представлений детей о семье, ближайших родственниках, вызвать желание узнать о членах семьи, их занятиях, интересах, семейных традициях; побуждать проявлять заботу о близких . | 1.Составление рассказов на тему "Где мы отдыхали летом" (рассматривание фотоколлажа). 2.Рисование на тему «Моя семья». 3.Сюжетно-ролевая игра «Моя семья» 4.Ситуативная беседа на тему "Из жизни семьи". | Оформление выставки "Где мы отдыхали летом" | Анкетирование родителей "Нравственно -патриотическое воспитание ребенка". Оформление альбомов "Семейные традиции", "Генеалогическое древо семьи" "Герб семьи" Родительское собрание на тему:"Моя семья" | |||||||||
Сентябрь 3 - 4 неделя | "История возникновения города " | Дать знания об истории возникновения города Семенов ; содействовать развитию интереса к истории родного города | 1.Познавательная беседа: "История возникновения"; "Чем славен Семеновский край". 2.Рассматривание альбома "Семенов - прошлое и настоящее". 3.Рисование по теме: "Семенов в прошлом". 4.Экскурсия с детьми в историко - художественный музей. 5.ООД "Путешествие в прошлое". Цель: приобщение к истории родного края через расширение и углубление знаний детей о культуре русского быта, предметов обихода и домашней утвари изб, жителей города Семенов XVIII века. | Изготовление "Колеса истории " -"Прошлое и настоящее". Изготовление лэпбука "Моя малая Родина – город Семёнов". Оформить альбом "Семенов - прошлое и настоящее". | Привлечь родителей к оформлению альбома "Семенов - прошлое и настоящее" , лэпбука "Моя малая Родина – город Семёнов". | |||||||||
Октябрь 1 - 2 неделя | "Мой родной город". | Способствовать формированию первичных представлений детей о родном городе: названии города, символах, содействовать развитию чувства восхищения красотой родного города | 1. Обзорная экскурсия по городу. 2.Просмотр презентации о городе –расширять знания о городе, его достопримечательностях. 3 Рассматривание альбома: " Мой город –Семенов" - формировать интерес к малой Родине, воспитывать любовь к родному городу. 4.ООД "С днем рождения город любимый". Цель: совершенствование представлений детей о родном городе; развитие патриотических и гражданских чувств. | Изготовление дидактической игры "Экскурсовод", "Собери герб города Семенов". | Предложить родителям совершить пешую прогулку по городу. | |||||||||
Октябрь 3 - 4 неделя | Герб Семеновского района | Способствовать формированию представлений о гербе малой Родины | 1.Рассматривание герба города. 2.Беседа "Символика нашего города" 3.ООД по художественному - эстетическому развитию «Герб нашего города» (рисование), (лепка). | Изготовление дидактической игры "Собери герб нашего города" | Совместное творчество детей и родителей "Герб нашего города". | |||||||||
Ноябрь 1 - 2 неделя | Знакомство с русской избой | Познакомить детей с жилищем русского человека - избой, традициями строительства избы. | 1.Рассматриваниеальбома "Народный быт". 2.Экскурсия в музей народного быта "Дом Семена ложкаря". 3.Рисование на тему "Русские избы". 4. Конструирование из деревянного конструктора и конструктора LECO русской избы.. 5.ООД "Как живут в деревне? Добрые избы". | Создание фотоальбома "Русские избы" | Привлечь родителей к созданию фотоальбома "Русские избы". Привлечь родителей к организации экскурсий. | |||||||||
Ноябрь 3 - 4 неделя | Русская печь, её устройство | Познакомить с особенностями русской печи, ее роли в жизни крестьян. | 1. Показ презентации "Роль печи в жизни крестьян". 2. Рисование на тему "Матушка печка". 3.ООД" В гости к тётушке Матрёне". | Создание макета "Русский быт". | Привлечь родителей к созданию макета "Русский быт". | |||||||||
Декабрь 1 - 2 неделя | Природа родного города | Совершенствовать представления детей о природе родного города. | 1.Ситуативная беседа "Природа в разное время года". 2.Экологическая акция "Покормим птиц зимой" . 3.Рассматривание альбома"Керженский заповедник". 4.Акция "Подари кормушку". 4. Коллективная аппликация "Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли" . 5.Выставка рисунков "Зимний пейзаж". 6.Экскурсия в зимний парк. | Оформление выставки "Зимний пейзаж". | Организовать конкурс "Мастерская кормушек" | |||||||||
Декабрь 3 - 4 неделя | Архитектура города | Развивать у детей познавательный интерес к архитектуре современных зданий, к памятникам архитектуры. Вызвать желание сравнить архитектуру прошлого и настоящего родного города. | 1.Просмотр презентации "Архитектура города: прошлое и настоящее". 2.ООД по конструированию "Здания города". 3.Творческая мастерская (рисование) "Мой любимый уголок ". 4.Составление творческого рассказа "Каким я вижу родной город в будущем". | Макеты для группы "Каким я вижу родной город в будущем". | Совместное участие детей и родителей в дне города по созданию макетов будущего города. | |||||||||
Январь 1 - 2 неделя | Достопримечательности родного города | Расширять и систематизировать знания о достопримечательностях родного города; содействовать развитию, желанию сделать его еще красивее. | 1.Беседы: "Достопримечательности нашего города". 2.Рассматривание альбома "Достопримечательности города Семенов". 4. Конструирование «Город, в котором я живу" 4. Дидактические игры "Экскурсовод", "Узнай по описанию" 5.Фотовыставка «Памятные места города» 6.Сюжетно - ролевая игра "Экскурсовод". | Фотоальбом "Мой город Семенов" | Предложить родителям совершить экскурсию по памятным местам города: памятник трем коммунистам; площадь В. И. Ленина; памятник Бориса Корнилова, Памятник Неизвестному солдату. | |||||||||
Январь 3 - 4 неделя | Вот моя улица
| Пополнить знания о названии улиц города Семенов, познакомить детей с историей их возникновения | 1.Познавательная беседа "Улицы города". 2.Словесная игра «Мой адрес». 3.Конструирование «Улица родная» 4.Экскурсия по улице Садовой , где расположен детский сад. 5.Аппликация "Моя улица" 6.ООД по речевому развитию "Прогулка по городу". | Изготовление макета "Микрорайон детского сада" | Оформление альбома "Маршрут от дома до детского сада" Участие в проекте на тему: "История моей улицы". | |||||||||
Блок: "Наши традиции" | ||||||||||||||
Февраль 1 - 2 неделя | Традиции русского гостеприимства | Познакомить с традицией чаепития из самовара | 1.Рассматривание иллюстраций. 2.Беседы по теме. 3.ООД по художественно - эстетическому развитию "Самовар - главное украшение стола". 4.Развлечение "Милости просим чайку откушать, да песенку послушать". | Выполнить самовар в технике папье - маше. | Привлечь родителей к организации и совместном проведении чаепития из самовара. | |||||||||
Ноябрь, Январь, Февраль, Март, Июнь | Знакомство с обычаями и традициями народных праздников | Познакомить с традициями русского народа - обрядовыми праздниками: "Посиделки на Кузьминки", "Святки", " Госпожа широкая Масленица", "Жаворонки прилетают - весну красну зазывают", "Русская березонька" | 1. Презентация на тему "Масленичная неделя ". "Встречаем птиц". 2.ООД по художественному эстетическому развитию (рисование) "Проводы зимы" , "Жаворонки" (лепка из соленого теста), "Белоствольная березка"(аппликация) 3.Беседа на тему "Святочные гадания". 4. Разучивание народных игр "Жаворонки прилетали", "Гори ясно", "Золотые ворота", "Баба - Яга" 4. Развлечение "Масленица", "Жаворонки"., "Посиделки на Кузьминки", "Русская березонька". | Оформление выставок поделок к праздникам | Привлечь детей к участию в праздниках, подготовки костюмов для детей. | |||||||||
Блок "Народные промыслы" | ||||||||||||||
Март 1 - 2 неделя | Народная игрушка родного города | Расширять знания о художественном промысле Семеновского края, ознакомление с процессом создания семеновской матрёшки, Федосеевской игрушки, развитие интереса изделиям народно - прикладного искусства. | 1.Рассматривание альбома "Декоративно-прикладное творчество Семеновского края". 2. Экскурсия в музей матрешки. 3.Просмотр презентации "История возникновения матрешки на Руси" 4.ООД по художественно эстетическому развитию "Роспись матрешки". 5. ООД "Народная игрушка - Федосеевская игрушка". | Оформление выставки народных игрушкек Семеновского края. | Организация и участие в экскурсиях. Помощь в подборе материалов для выставки. | |||||||||
Март 3 - 4 неделя | История возникновения Хохломы | Ознакомление с историей возникновения Хохломы, хохломским узором, с народными умельцами. | 1. Рассматривание альбома "Золотая Хохлома". 2..Экскурсия в музейно - туристический центр "Золотая Хохлома". 3. Экскурсия на фабрику "Хохломская роспись". 4.Просмотр мастер - класса художницей фабрики "Хохломская роспись". 5. ООД по художественно эстетическому развитию "Чудо лебедь" (рисование). | Оформление выставки | Организация встречи с художницей фабрики "Хохломская роспись" -Некукаевой Т. А.
| |||||||||
Блок "Люди прославившие город" | ||||||||||||||
Апрель 1 - 2 неделя | С. В. Афоньшин - сказочник семеновского края | Познакомить детей с творчеством писателя - сказочника С. В. Афоньшина. Вызвать интерес к его творчеству. | 1.Чтение сказок С. В. Афоньшина. 2.Участие в конкурсе театрализованных представлений по сказкам С. В. Афоньшина "Заичьи шубки" 3.Драматизация сказок С. В. Афоньшиная с использование различных театров. | Оформление книги сборника по сказкам С.В Афоньшина. | Участие в конкурсе "Книжки самоделки по творчеству С. В. Афоньшина" | |||||||||
Апрель 3 - 4 неделя | «Детские поэты и писатели города Семенов» | Познакомить детей с творчеством поэтов и писателей Семеновского края; содействовать развитию интереса к их творчеству. | 1.Чтение художественных произведений поэтов и писателей края (Б. Корнилов, Н. В. Остафийчук). 2.Тематическая встреча с поэтессой города Семенов - Н. В. Остафийчук. 3.ООД"Родной земле мы посвящаем строки эти..." 4. Разучивание стихов на конкурс с воспитанниками группы на стихи Н. В. Остафийчук "Моя мечта" ,https://www.youtube.com/watch?v=2OTr2N1a1fc "Я родилась Семенове". https://www.youtube.com/watch?v=Ceej6Qpde1c 5.Экскурсия в детскую городскую библиотеку им. им. Б. П. Корнилова. | Организация выставки книжек самоделок по творчеству поэтессы Семеновского края Н. В. Остафийчук. | Помощь в организации экскурсии в детскую городскую библиотеку им. им. Б. П. Корнилова. Сочинение частушек о родном городе. | |||||||||
Май 1 - 2 неделя | «Боевая слава города» | Способствовать формированию представлений детей о прошлом родного края, героях-земляках; содействовать развитию уважения к старшему поколению, любви к малой Родине. | 1.Беседы о подвигах людей во время Великой Отечественной войны. 2.Знакомство с героями земляками ВОВ. 3. Посещение мини музея боевой славы. 4.Целевая прогулка к памятнику Неизвестного солдата . 5.Выставка творческих работ "Спасибо вам за тишину". 6.Конкурс чтецов "День Победы". 7. Экскурсия в историко - художественный музей на тематическую беседу "Мы помним героев" 8. Участие в конкурсе чтецов "День Победы" | Оформление тематической выставки работ «Спасибо вам за тишину». | Экскурсия выходного дня к вечному огню. Возложение цветов. Совместное творчество детей и родителей "Спасибо вам за тишину». Помощь в подготовке к конкурсу чтецов "День Победы" Веселов Лев стихотворение "Дедушкин портрет" https://www.youtube.com/watch?v=fcM80BTQleY&feature=youtu.be Веселова Евгения с песней "В землянке"https://ok.ru/video/2075593607815 | |||||||||
Май 3 - 4 неделя | "Моя Родина - город Семенов" | Способствовать обобщению и систематизации знаний детей о родном городе; его традициях и обычаях, содействовать развитию уважительного отношения к старшему поколению, к людям прославившим наш город. | 1.КВН «Как ты знаешь любимый город». 2.Составление творческого рассказа «Мой родной Семенов» 3.Разгадывание кроссворда по теме «Город». 4.Викторина «Знатоки родного города» | Оформление выставки: "Моя малая Родина - город Семенов" | Совместное творчество детей и родителей "Мой родной край" |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем ( подготовительная к школе группа).
Мною разработан перспективный план, в который вошел цикл познавательных занятий по кубановедению, а также занятия продуктивными видами деятельности ( рисование, аппликация, лепка, ручной труд) и развл...
Перспективный план работы по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с блоками Дьенеша
В материале представлен перспективный план игр с блоками Дьенеша с детьми младшего дошкольного возраста и конспекты игр- путешествий....
перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с городецкой росписью
данный материал поможет воспитателям групп старшего дошкольного возраста планомерному ознакомлению с приемами рисования элементов городецкой росписи...
Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»
В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....
Перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста по изобразительному искусству «Красивый Полх-Майдан».
Цель:Познакомить детей с росписью «Полх-Майдан»;Задачи:Познакомить детей с историей промысла, его ассортиментом через рассматривание картин, игрушек;Развивать умение детей создавать ...
Рабочая программа «Развитие детей старшего дошкольного возраста с целью профилактики школьной дезадаптации» 6-7 лет на 2019- 2020 учебный год.
Цель: психологическая готовность детей к обучению в школе, формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с во...
Мониторинг уровня развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста по итогам диагностики на середину (промежуточная диагностика) и конец 2019-2020 учебного года
Мониторинг уровня развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста по итогам диагностики на середину (промежуточная диагностика) и конец 2019-2020 учебного года...