Развитие творческих способностей с применением нетрадиционных форм рисований.
картотека (подготовительная группа)

Пенечко Галина Геннадьевна

 

Цель:

развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию.

 

Задачи:

  1. Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества.
  2. Прививать  умение производить точные движения кистью, нетрадиционными материалами.
  3. Формировать  целостную  картину мира;
  4. Расширять  кругозор  детей;
  5. Учить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_netraditsionoy_tehniki_risovaniya1.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

          Нетрадиционные техники рисования «Рисование пальцами»

(«пальцевая живопись», пальцеграфия, «пальчики - палитра»)

Можно придумать правило: каждому пальчику - определенный цвет, особенно хорошо рисовать, когда нет кисточки под рукой. Для этого удобны гуашевые краски, которые наливают в плоские тарелочки, крышки от баночек с гуашью.

1. Обмакнув ПОДУШЕЧКИ пальцев в краски можно нарисовать: «Новогодние конфетти», «Рассыпавшиеся бусы», «Огоньки на елке», «Веселый горох», «Следы», «Узоры на платья», «Пушистый снег», «Солнечных зайчиков», «Одуванчики», «Распушилась вербочка», «Сладкие ягоды», «Гроздья рябины», «Цветы для мамы», «Дымка свистунья».

2. Если обмакнуть в краску БОКОВУЮ СТОРОНУ ПАЛЬЦА и приложить к бумаге, то получаются «Следы» более крупных зверей, «Летние и осенние листья», «Овощной салат», «Праздничные листочки».

Если, таким образом, ПРОВОДИТЬ ЛИНИИ РАЗНОЙ ДЛИНЫ, вновь набирая краску, то можно нарисовать более сложные предметы: деревья, птиц, животных, пейзажные картинки и даже декоративные узоры, совмещая с рисованием подушечкой пальцев.

3. СЖАТЬ РУКУ В КУЛАК И НАЛОЖИТЬ ЕЕ НА КРАСКУ (разведенную в старой тарелочке), поводить его из стороны в сторону, чтобы краска хорошо размазалась на руке, после этого ПОДНЯТЬ И ПРИЛОЖИТЬ К БУМАГЕ - остаются крупные отпечатки «бутоны цветов», «детеныши зверей», «птицы», и др.

4. Если приложить боковую часть кулака к листу бумаги, а потом сделать отпечатки, то на листе появляются «гусеницы», «драконы», «тело чудовища», сказочные деревья и прочее.

СОВЕТЫ: прежде чем начать, сделайте на отдельном листке несколько отпечатков разных частей руки, чтобы понять, какие формы могут у Вас получиться. Меняйте руки, чтобы отпечатки пальцев и кулака изгибались в разных направлениях.

Монотипия

Понадобится гуашь или акварель, белая или черная бумага, фотобумага (осветленная), целлофан, стекло, полиэтиленовая пленка.

Разновидности работы:

1. Лист бумаги складывается пополам. НА ОДНУ ИЗ ПОЛОВИН НАНОСЯТ ПЯТНА (теплые или холодные); вторая половина прижимается к первой, тщательно разглаживается в разные

стороны и разворачивается. Угадай, что получилось? Зеркальное отображение (бабочка, цветы, мордочки животных и прочее). МОЖНО ДАТЬ ГОТОВУЮ ФОРМУ БАБОЧКИ и также заполнить пятнами одну сторону (была заколдованная белая бабочка —предложить детям расколдовать - раскрасить ее способом монотипии);

2. ЛИСТ БУМАГИ МОЖНО СКЛАДЫВАТЬ НЕ ТОЛЬКО ПО ВЕРТИКАЛИ, НО И ПО ГОРИЗОНТАЛИ - получаются симметричные изображения или двойники (братья - близнецы, «два цыпленка», «веселые медвежата», «город на реке» - нарисовать город на согнутой по горизонтали бумаге, раскрыли - город отразился на реке), «маски» к Новому году и другим народным праздникам.

3. Бумажную салфетку смочить разведенной краской и прижимать к ней различные формы предметов - заготовки. Затем, отпечатать их на чистом листе бумаги или на гладкой поверхности.

4. На стекле, зеркале, пластмассовой доске, бумаге, полиэтиленовой пленке наносятся пятна или рисунок гуашью, сверху накладывается лист бумаги и отпечатывается. Начинать с маленького листочка бумаги, потом - размер альбомного листа и т.д. Темы работ очень разнообразны: «Жизнь на севере», «Аквариум», «Ваза с фруктами, овощами», «Лес».

 

Диатипия

Нужна картонная папка, на ЕЕ ЕЛАДКУЮ ПОВЕРХНОСТЬ НАНОСИТСЯ СЛОЙ КРАСКИ (гуашь) тряпочным ТАМПОНОМ. Затем сверху накладывается белый лист бумаги, по нему рисуется заостренной палочкой или карандашом (но не давить руками на бумагу!). Получается оттиск - зеркальное повторение рисунка.

Детям нравятся пейзажные картинки «Ночь в лесу», «Ночной город», «Праздничный салют» и прочие. Все зависит от цвета выбранной гуаши, т.е. цветовая палитра уже продумана.

Тампонирование

Нужно сделать тампоны из марли или кусочка поролона.

1. Палитрой может служить штемпельная чистая подушка или просто квадратный кусок плоского поролона. Это увлекательное занятие для детей дает навыки нежного и легкого прикосновения к бумаге тампоном с краской любого цвета, чтобы нарисовать что - то пушистое, легкое, воздушное, прозрачное, теплое, горячее, холодное (облака, солнышко, солнечных зайчиков, одуванчики - портреты солнышка, сугробы, волны на море и др.)

2. Если взять большие тампоны, то можно нарисовать много любопытных пушистых цыплят, утят, веселых зайчиков, снеговиков, ярких светлячков (дорисовывая нужные мелкие детали).

3. В старшем возрасте можно сочетать эту технику с техникой «ТРАФАРЕТ». Сначала вырезается трафарет, затем, прижав его пальцами к листу бумаги, обвести по контуру частыми легкими прикосновениями тампона. Осторожно приподнять трафарет - какой четкий и ясный след остался на бумаге! Можно вновь повторить другим цветом и в другом месте сколько угодно раз!

 

                                                                                   Штампы, печатка

Позволяют многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки, «платки» (павлово - посадские), «цветы на лужайке», «осенние грядки», пейзажные картинки и др.

Штампы и печатки несложно сделать из овощей (картофель, морковь), ластика, нарисовать на срезе или торце задуманный рисунок и срезать все ненужное. С другой стороны овоща или ластика сделать надрез и вставить спичку без серы - получается удобная ручка у готовой печатки.

Теперь нужно прижать ее к подушечке с краской, а

затем - к листу бумаги, должен получиться ровный и четкий отпечаток. Можно составить любую композицию и декоративную, и сюжетную.

Старшие дети составляют более сложные композиции, дорисовывая к отпечаткам нужные детали и расширяя предметы для печаток: подошвы детских сапожек с рифленым рисунком (можно изобразить огромный подсолнух, дерево - великан и т.д.). особенно хороши крупные отпечатки для оформления зала, летних детских площадок.

Печатки можно заменить СУХИМИ ЛИСТЬЯМИ от разных деревьев и кустарников (листья для гербария). Приготовить гуашь, кисточки или кусочек поролона, лист бумаги. Придумать, что мы хотим нарисовать (лето, зиму, осень или весну), т.е. выбрать цвет. Сухой лист повернуть левой (выпуклой) стороной вверх, хорошо прокрасить, затем осторожно перевернуть крашеной стороной на бумагу, помня о композиции, и легонько прижать пальцем, убрать - получаем оттиск, отпечаток, похожий на силуэт дерева или кустарника (если это не большой лист округлой формы). Ствол чуть - чуть дорисовать, а ветки - это отпечатанные жилки листа.

Используя этот прием можно научить детей ориентироваться на листе бумаги, продумывать двух - трех плановую композицию, раскладывая сухие листья по листу бумаги, а потом их закрашивая и отпечатывая.

 

                                                         

Рисование по сырой (мокрой) бумаге

Лист бумаги смачивается чистой водой( тампоном, поролоном или флейцевой широкой кистью), а потом кисточкой или пальцами нанести изображение.

На сырой бумаге можно рисовать акварелью, начиная с младшей возрастной группы. Рассказать детям о художнике - анималисте ЧАРУШИНЕ Е.И., который пользовался таким средством выразительности, изображая пушистых маленьких животных, птенцов, забавных и любопытных, как маленькие дети. Рассмотрите написанные и иллюстрированные им книги.

А там для такой техники очень много: «Волшебные живые облака», которые превращаются из линий и пятен в различных зверьков, «Жили, - были в аквариуме рыбки», «Зайчики и кролики», «Маленький добрый друг (щенок, котенок, цыпленок и т.д.)».

Чтобы бумага дольше не высыхала, ее кладут на влажную салфетку. Иногда изображения получаются как в тумане, размытые дождем. Если нужно прорисовать детали, необходимо подождать, пока рисунок подсохнет или набрать на кисть очень густую краску.

Иногда применяется ДРУГОЙ СПОСОБ РАЗМЫТОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ. Взять тазик с водой, на лист бумаги наносят линии, например контуры осенних деревьев, в верхней части - синяя линия (небо).Затем этот лист положить изображением вниз на поверхность воды, немного подождать и резко поднять вверх. Вода растекается по бумаге, размывая краску, цвет попадает на цвет, в результате получается яркая и необычная картина. Когда она подсохнет, можно дополнительно дорисовать необходимые детали, например, ветки, ствол, т.е. любые необходимые детали. Также можно подчеркнуть контур тонкой кистью черной краской.

Еще один вариант - РАСТЯГИВАНИЯ КРАСКИ - можно подсказать детям, когда они только начинают рисовать свою картину, пейзаж или сюжет и надо заполнить весь лист, все пространство. Или когда ребенок знает, что у него будет двухплановая композиция и небо будет занимать определенное место. Для этого берется нужный цвет краски и в верней части листа проводится линия, потом ее растянуть и размыть водой по горизонтали.

 

                                                 

Рисование по мятой (предварительно скомканной) бумаге

Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги (там где нарушается ее структура) краска, при закрашивании, делается более интенсивной, темной - это называется «эффектом мозаики».

Рисовать по мятой бумаге можно в любом возрасте, т.к. это очень просто. А старшие дети сами аккуратно сминают лист бумаги, расправляют и рисуют на нем. Потом можно детские рисунки вставить в рамочку и устроить выставку.  Рисование двумя красками одновременно

Для этой технике характерна различная радостная тематика: весенняя верба, как воробышек, выглянувший из почки.

На кисточку берутся одновременно две краски, на весь ворс - серая (гуашь), а на кончик - белая. При нанесении красок на лист бумаги получается эффект «объемного» изображения. Также необычно красиво и ярко получаются цветы, особенно сказочные, чудо - деревья или необычная урало-сибирская роспись, когда на плоскую кисть берутся две краски , и кисточка, как бы пляшет в пальцах мастера, оставляя ягоды, цветы и листья на дереве, бересте, металле.

Рисование «пушистиков»

Для этого размазывается контур влажного рисунка сухой, жесткой кистью и получаются цветы, цветущие весенние деревья, элементы урало - сибирской росписи, птенцы, одуванчики и проч.

Такие же выразительные образы можно получить сухой жесткой кистью(щетина), если ее держать вертикально по отношению к листку и наносить отрывистыми мазками по сухой бумаге на набросок, сделанный простым карандашом, или сразу изображать животных, их пушистую шерсть, цветущие кусты сирени, яблоневые или вишневые деревья и многое другое.

Особенно хорошо дети рисуют портреты своих любимых игрушек, для которых они сперва прорисовывают контур, а потом наносят резкие мазки, заходя на контур изображения, Чем чаще мазки, тем лучше передается фактура(пушистость).

После таких занятий можно устроить выставку портретов любимых игрушек или сказочных образов. А может быть, устроить персональную выставку юного художника - анималиста.

Точечный рисунок

Наносится рисунок кончиком кисти, пальцами разного размера и разными по цвету красками. Получается мозаичный рисунок или опять «пушистик».

Рисование штрихом

Чтобы быстро изобразить зверей, птиц, придумать и воплотить необычные сказочные картины можно побывать в удивительной стране «ГРАФО». Ее нет на географической карте, но она есть везде, где живут любознательные дети.

Для этого стоит только взять в руки волшебную палочку, которой может стать любой карандаш, фломастер, восковой или простой мелок, сангина, пастель, художественный карандаш - соус.

Дотронуться до листа бумаги и откроются двери этой страны «ГРАФО». Здесь все любят рисовать, чертить, писать. В этой стране свой язык : штрих, линия, пятна, контур, силуэт, декоративная линия, декоративное пятно, геометрический рисунок.

Основными законами красоты являются законы композиции, которые включают в себя ритм, равновесие, симметрию , контраст, новизну, сюжетно - композиционный центр.

Штрих - это линия, черта, которая может быть короткой и длиной, наклонной и ровной, чуть заметной и яркой, волнообразной и двигающейся по кругу, пересекающиеся и с наплывом одна на другую.

При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать его мягкость, воздушность, нежность, но и тяжесть, мрачность, резкость, остроту, агрессивность и раскрыть образ героя, его отношение к окружающему.

Серия упражнений «ИЗОБРАЗИ»:

штрих, чуть касаясь бумаги;

постепенно усиливая нажим;

короткий и длинный штрих;

меняющиеся паузы - просветы между штрихами;

постепенно укорачивающийся штрих и изменяющиеся паузы - просветы;

штрих - зигзаг с постепенным удлинением и укорачиванием;

меняющийся наклон штриха;

наклон в одну сторону;

волнообразный штрих - зигзаг;

штрих в несколько рядов;

штрих, двигающийся по кругу;

штрих, идущий от центра круга.

Все эти упражнения учитель должен сам изобразить, показать детям, что благодаря штриху может получиться. Занятия графикой просты, они даются легче живописи и скульптуры. Проще, рисование - графика очень интересна, она развивает пространственное воображение, неординарное мышление, которое учит думать, фантазировать, принимать самостоятельные решения, воспитывает в ребенке искать темы посложнее: «Я» (про себя), «Дождь», «Деревья», «Лес».

Если рисовать мягким карандашом (соус) - можно растереть пальцем (растушевать), что придаст мягкость изображению.

Акватипия

Необходимо: оргстекло (стекло с гладкими закругленными углами), лист бумаги, мыло, акварель, тушь, кисти.

На стекло накладываются краски (акварель с помощью мыла или туши), на высохшую поверхность накладывается лист бумаги и плотно прижимается.

Можно немного сдвинуть лист по стеклу - отпечаток будет интереснее.

В этих отпечатках ищем образы, пейзажные изображения и дорисовываем карандашами, мелками, фломастерами.

Клише

Крупная печать; на деревянный брусок или картонный цилиндр наклеивают с одной стороны узор из плотной бумаги или веревки, на цилиндре по всей поверхности. Накатывают краску и штампуют - цветы, листья, коврики, салфетки, обои для кукольных комнат, ткань для плоскостных кукол, упаковочную бумагу для подарков и т.д.

У бруска или цилиндра есть ручки, чтобы удобно было держать, штамповать или делать плакат (цилиндром).

Акватушь

Необходимо: бумага, гуашь, тушь, вода наливается в большой плоский сосуд (таз).

Развести гуашь и нарисовать изображение. Когда гуашь подсохнет, покрыть весь лист одной тушью (черной). После того как тушь подсохнет, рисунок опустить в тазик (ванночку) с водой, т.е. «проявить». В воде гуашь смывается, а тушь - лишь частично. Бумага должна быть плотной, изображение крупное, получается эффект фотографии.

Детям предложить побыть фотографами. На предыдущих занятиях по конструированию - сделать бумажный «фотоаппарат», гуляя на участке можно сфотографировать кому, что нравиться, а потом «проявить» в лаборатории, используя технику «акватушь».

Еще один вариант работы по жирному слою: на лист бумаги предварительно наносится жирный слой - свечой (можно нанести ладошкой), мылом (тампоном) и др. А уже сверху наносятся краски.

Рисунок получается «пушистый», как бы ощетинивается (мохнатый).

 

Мимика в рисунках

На занятиях психогимнастикой можно тренировать умение распознавать эмоциональное состояние по МИМИКЕ - выразительном движении мышц лица, по ПАНТОМИМИКЕ - выразительном движении всего тела, по ВОКАЛЬНОЙ МИМИКЕ - выразительным свойствам речи.

Раскроем мимику в рисунках. Тренировать умение распознавать эмоциональное состояние по линии можно с помощью РАЗРЕЗНЫХ ШАБЛОНОВ - своеобразных ПИКТОГРАММ. Это набор карточек, на которых с помощью простых знаков изображены различные эмоции, 5 пиктограмм:

1. Радостное лицо

2. Огорченное лицо

3. Страх

4. Гнев

5. Удивление

Сначала дети рассматривают, называют настроение, затем карточки разрезаются по линии, делящей на верхнюю и нижнюю часть лица. Перемешивают и находят вновь по заданию, или те, которые понравились. Можно дорисовать тело, показать мимику на себе перед зеркалом и др. Сам процесс рисования способен влиять на детей, они делаются спокойнее и доступнее.

Музыка

Послушав мелодию, музыкальную пьесу, дети должны поднять одну карту (пиктограмму). Сначала молча, а потом словно описывают чувства, вызываемые контрастными музыкальными произведениями, соотнося их с картами настроения. Можно использовать полярные определения: веселый - грустный; бодрый - усталый; больной - здоровый; смелый - трусливый и др. Затем предложить нарисовать образ, увиденный в картах, услышанный в музыке.

Дети чаще собирают радостные и веселые лица, меньше - грустные или с другими настроениями.

Эти игры упражняют способность к взаимодействиям. Обычно дети без подсказки дорисовывают на карточке недостающие детали: глаза, волосы, уши, иногда - головной убор, бантики, очки или делают фон. Такие задания - помогают в будущем рисовать портрет товарища, мамы или себя.

Пантомимика в рисунках

Особенно любимы детьми занятия, во время которых на бумаге с ПОМОЩЬЮ УСЛОВНЫХ ФИГУРОК изображаются различные позы. Дети называют их «скелетиками», а лучше – «человечками».

Получив карточку с изображением фигурки в той или иной позе дети дорисовывают ее, - происходит запоминание, какая поза, какому эмоциональному состоянию соответствует. Дети быстрее начинают рисовать позы людей и достаточно выразительно, уже без опоры на условные фигурки.

Новые, полученные в результате иго с шаблонами, условными фигурками и кляксами, дети затем используют в своих свободных и тематических рисунках.

Игры - «невидимки»

Нужны бумага и простые (графитные ) карандаши.

Детям старшего возраста предлагается закрыть глаза и под музыку(вальс) наносить на лист бумаги карандашом непроизвольные линии(загогулины, каракули - их так дети называют), под ритм музыкального произведения (1 мин.). Открыть глаза, посмотреть на линии и найти среди них спрятанный образ (животных птиц, человека, деревья, транспорт). Цветными карандашами или фломастерами их выделить, обвести, чтобы стало видно - понятно, чуть чуть добавляя элементы для увиденного образа.

Характер музыки может быть самым разным. Сначала можно дать спокойную музыку, а затем более быструю, веселую и в соответствии с этим и ритм наносимых карандашных линий будет другой, поэтому и образы увидятся уже другими.

Фантазия детей подскажет, их воображение очень яркое.На первых таких играх нужна помощь учителя, т.к. дети иногда теряются, не всегда видят спрятавшихся невидимок.

Рисование свечой или восковыми мелками

Этот способ рисования также удивляет детей, радует их, учит сосредоточиться, быть точным и аккуратным в рисунке. Таким способом издавна пользовались народные мастера при расписывании пасхальных яиц.

Суть в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком или свечой. Берется флейцевая нить или большой тампон с краской и ведется по листу - на цветном фоне появляется рисунок: «Заиндевелое дерево», «Лес ночью», «Узоры деда Мороза н оконном стекле», «Шубка для Снегурочки», «Снежинки», «Кружевные салфетки, воротнички, панно», «Северная Королева». Другой вариант: нарисовать каракули свечой или просто хаотично расположить линии, а затем задуманным цветом нарисовать изображение животного, птицы; сначала контур, а потом его весь закрасить - получается «пушистость» (воск не закрашивать), или панцирь у черепахи, или полоски у тигра, клетки у жирафа.

Очень веселый зоопарк! Быстро, легко и весело!

Рисование на ткани

Ткань наклеивается на рамку (лучше шелковая, однотонная).

Рисунок наносится тушью, акварелью, фломастерами, ручками, остро отточенной палочкой, ученическим пером, пером птицы и др. Затем рисунок проглаживается ученическим утюгом.

Это очень изящная, тонкая, кропотливая техника, которая требует от детей усидчивости, терпения, аккуратности. Такие работы для подарочной открытки, как сувенир (эстамп на стену).

Рисование пластилином

Плотный лист бумаги натереть тем цветом пластилина, который задумали как фон (толщина 1 мм). Затем тампоном сверху, накладывая кусочки пластилина, создавая выпуклый образ «барельеф»

Можно предложить выцарапывание, убирание пластилина (как в технике граттаж). Оформить в рамку, и получиться эстамп для оформления классной комнаты, в подарок. Такие интересные эстампы - панно выполняются коллективно.

Во всех предложенных вариантах проведения занятий в нетрадиционной технике рисования необходима помощь взрослого

Работа с копировальной бумагой

На белый лист бумаги сверху накладывается копировальная бумага; рисунок наносится поверх копировки пальцем, ногтем, палочкой. Потом копировальная бумага снимается остается - графический рисунок.

Копировальную бумагу предложить детям - цветную.

Граттаж

Техника процарапывания, она использовалась в России и называлась «рисованием по восковой прокладке».

Плотную бумагу покрыть воском, парафином или свечой (затереть лист восковыми штрихами плотно друг к другу). Широкой кистью или губкой нанести слой туши несколько раз. Для плотности закрашивания можно приготовить такую смесь: в гуашь или тушь добавить немного шампуня (или мыла) и тщательно все перемешать в розетке.

Когда высохнет, наносится рисунок путем процарапывания спицей, острой палочкой и появления белого цвета. Получается очень похоже на гравюру!

Белый цвет бумаги можно закрасить цветными пятнами или затомпонировать одним цветом, смотря, что задумали изобразить, тогда после процарапывания - рисунок становится цветным, дети называют такую бумагу «волшебной», т.к. не известно какой цвет может проступить через черный восковой слой. Удивляются, восторгаются и очень заинтересованно работают. В результате - очень выразительные сказочные образы: «волшебный цветок», «жар - птица», «веселая хохлома», «подводное царство», «неизвестный космос», «новогодняя ночь», «вечерний город», «В подводном царстве Берендея», «Дворец для Снегурочки», «Костюм для деда Мороза», «Ночные мотыльки», «Чудо - дерево», «Ночные пейзажи», «В гостях у гномов».

Линотипия

«Цветные ниточки». Нужна нитка (или несколько ниток) длиной 25-30 см, окрасить ее в разные цвета, выложить, как захочется на одной стороне сложенного пополам листа бумаги. Концы нитки (ниток) вывести наружу.

Сложить половинки листа, прижать левой рукой сверху, разгладить. Затем, не снимая левой ладони с листа, правой рукой осторожно выдернуть одну нитку за другой или только одну. Развернуть лист ..., а там волшебный рисунок: «птицы - лебеди», «огромные цветы», «вологодские кружева», «морозные узоры» (если нитки окрасить в белый цвет и выложить на цветной фон).

И нет конца фантазии, игре воображения. И опять красивая выставка! Дорисовать можно только чуть - чуть, там где это надо.

Аппликация из сухих листьев: бабочка, гриб, утенок, дерево, цветы - самые простые образы. Или, приложив сухой листок от дерева к бумаге, обвести контур краской, убрать, а белое пятно закрасить так, как хочется - видится.

Кляксография

Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию движений, фантазию и воображение. Эти игры обычно помогают снятию напряжения эмоционально расторможенных детей.

1. Поставьте большую и яркую кляксу (тушь, акварельная краска), чтобы капля - клякса была «живая», если потрясти листок бумаги - она начинает двигаться, а если на нее подуть (лучше из соломки или трубочки от сока), то она побежит вверх, оставив за собой след. Снова подуть, поворачивая лист в ту сторону, где уже виден какой - то образ. Можно еще капнуть кляксу другого цвета и снова подуть - пусть эти цвета встретятся, пересекут друг друга, сольются и получиться новый цвет. Посмотреть на что же они похожи, если надо чуть - чуть подрисовать смысловые элементы.

2. Можно получить фантастическое изображение не выдувая воздуха, а встряхивая бумагу, и капельки - кляксы забегают по листу. А если предварительно на лист бумаги нанести свечкой восковые линии, а потом капнуть краску или тушь, то клякса быстрее «забегает» по бумаге, оставляя множество интересных следов.

3. Взять большой длинный лист бумаги (обратную сторону обоев или склеенных старых чертежей), постелить его на полу или дорожку. Дети берут свечку (кусочки) и рисуют загогулины, хаотические линии, затем берут тушь (черную, красную) или цвет и разбрызгивают по всей поверхности бумажной

дорожки (под руководством воспитателя), а потом, лежа на полу лицом друг к другу вдоль дорожки, начинают дуть на кляксы. Это веселая игра, импровизация - кляксы бегают, скатываются, сталкиваются, убегают, находят друг друга. Когда поиграли, порисовали воздухом, встать, отдохнуть и посмотреть что же получилось? - кружевная дорожка, сказочная картина, отдельные образы (чертик, заячьи ушки, птицы, рыбы, деревья, кусты и т.д.). Если хочется, то можно дорисовать или оставить в таком виде и украсить стену в коридоре, переходе, в раздевальной комнате, зале.

4. Среди вспомогательных средств обучения самым действенным и организующим является МУЗЫКА. Кляксографию можно соединить с музыкой. Дать детям небольшие листочки бумаги, набрызгать капли краски или туши. Взяв листок в руки, дети двигаются под музыку и ритм их тела передается на «живую» капельку, она тоже рисует танцуя. Посмотреть, что получилось и при необходимости дорисовать. Характер музыки может быть различный.

Набрызг

Или разбрызгивание краски. Это техника простая и многим знакомая. Ее суть - разбрызгивание капель с помощью зубной щетки или щеточкой для чистки одежды, стеки (деревянной или пластмассовой палочки в виде скальпеля, ножа). На щетку набирается краска, щетка в левой руке, а стекой проводить по поверхности щетки быстрыми движениями по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу, если на ней расположен трафарет, то они не забрызгаются - образуя белые силуэты.

Со временем капли будут мельче, станут ложиться более ровно и туда куда нужно. Такой техникой удобно работать летом на веранде или в группе в вечернее время с небольшой подгруппой детей или индивидуально. Темой для этой техники могут быть сюрпризы, подарочные поздравления (пригласительные билеты, открытки, афиши, объявления): «Салфетки для мамы», «Снегопад», «Закружила осень золотая», «Весенние картинки».

Показ не догма, а толчок к поиску!

В этом случае ВАРИАТИВНЫЙ показ - один из важнейших возбудителей накопления у школьников опыта изобразительного творчества. Это совет, помощь, беседы, похвала, учение и игра, рассказ и показ. Творчески

используя предлагаемые рекомендации, можно пробудить у детей устойчивый интерес к рисованию, помочь им овладеть изобразительными умениями.

Нетрадиционные техники рисования, а их еще очень много, помогут детям почувствовать себя свободными, дают возможность удивляться и радоваться миру, познакомиться с техникой многих художников и попытаться самим создать красоту.

Упражнение № 1 «Волшебные пятна»

Ребенку предлагается свернуть альбомный лист пополам и на одной половине нарисовать акварельные или гуашевые пятна. Затем сложить листок по линии сгиба и прогладить рукой так, чтобы пятна отпечатались на другой половине листа. Полученные симметричные пятна ребенку предлагается рассмотреть и подумать, на что они похожи. Далее можно взять кисть, карандаш или фломастер и дорисовать кляксу, чтобы получился предметный рисунок: животное, человек, сюжетная сценка и пр.

Упражнение № 2 «Волшебная линия»

Ребенку предлагается с закрытыми глазами на листке бумаги нарисовать "почеркушку", внимательно посмотреть на нее и подумать, что она напоминает. Затем дорисовать изображение.

Упражнение № 3 «Три краски».

Предложите ребенку взять три краски, по его мнению, подходящие друг к другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ребенку это трудно сделать, разрешите ему немного дорисовать рисунок, если требуется. Теперь предложите придумать как можно больше названий к рисунку.

Упражнение № 4 «Дорисуй-ка»

На карточке вклеены 2-3 кусочка цветной бумаги. Очертание и цвет вклеенных рисунков - самые разные.

Задание детям: внимательно рассмотреть предложенную карточку, можно повернуть ее по-разному. А затем дорисовать аппликацию, так, чтобы получилось что-то узнаваемое: фигура человечка, предмет, животное.

 

Игра - эстафета № 5 «Превращение».

Каждый из участников игры к заданному предмету (например, кружка) пририсовывает по одному элементу так, чтобы этот предмет превратился в другой (например, яхту и т.п.).

Примеры переноса свойств с одного предмета на другой:

Рыба - машина

Чашка с блюдцем - корабль

Тарелки - парашюты

Утюг - паровоз и т.п.

Упражнение № 6 «Составление образа из геометрических фигур»

Из одинаковых наборов геометрических фигур предлагается составить фигуру животного или сказочного героя. Возможен вариант изготовления геометрических фигур из квадрата цветной бумаги (100x100 мм). Разрезается он следующим образом:

Составление образа из геометрических фигур

Упражнение № 7 «Пейзаж»

Учащимся выдаются карточки с двухцветным фоном, на котором предлагается нарисовать пейзаж. Элементы рисунка надо подобрать к заданному фону.

Мотив придуманного пейзажа может быть несложным - всего два - три дерева, речка, тропинка. Но общее настроение пейзажа должно быть интересным, возможно, это будет пейзаж с небольшим сюжетным рисунком.

Игра № 8 «Цветные рассказы»

Игра протекает следующим образом: детям предъявляют цветную полоску, указывают на верхний крайний квадрат и спрашивают: «На что он похож? Что бывает такого цвета?» Опираясь на детский ответ, взрослый

придумывает первое предложение, а все остальное сочиняют дети на основе ассоциаций каждого следующего цветного квадрата с реалиями окружающего мира.

Одна восьмицветная полоска позволяет придумывать множество рассказов. Полоска может быть преобразована в цветик- семицветик, а в дальнейшем для сочинительства возможно использование наборов из разрозненных цветных квадратов, выбор определенного количества которых, может осуществляться наугад.

Упражнение № 9 «На что похожи пятна?»

Ребенку предлагается гуашью или акварелью нарисовать цветные пятна на одном листе бумаги. Затем отпечатать эти пятна на другой лист. Полученные одинаковые пятна требуется дорисовать, чтобы получились разные изображения предметов, растений, животных и т.п.

Упражнение № 10 «Дорисовка сюжетного рисунка по

заданному фрагменту»

Ребенку предлагается лист бумаги, с наклеенным на него лоскутком ткани. Узор ткани подскажет мотив будущего рисунка. Это может быть пейзаж, портрет, натюрморт, бытовая сценка. Выполнив свой рисунок, надо постараться включить в него кусочек ткани.

Упражнение №11 «Чья вещь?»

Учащимся выдается карточка с рисунком одной детали: туфелькой, ключом, метлой и другими атрибутами сказочных персонажей. Ученику требуется узнать героя и дорисовать Золушку, Буратино или Бабу-Ягу соответственно.

Упражнение № 12 «Жилище для сказочного героя»

На листе изображен какой-либо сказочный герой. Задание: нарисовать дом для этого героя. Выполняя рисунок, необходимо представить себе, где жил этот герой сказки, вообразить, как выглядит его место обитания.

Упражнение № 13 «Веселые человечки»

Веселых человечков предлагается изобразить из разных цифр или из одной. Цифры можно рисовать в разных направлениях и в зеркальном отражении.

Можно нарисовать семейку единичек и т.п.

Упражнение № 14 «Несуществующее животное»

Упражнение построено на способе агглютинации. Ребенку предлагается нарисовать несуществующее животное, соединив части известных животных и придумать ему название.

Упражнение № 15 «Создание изображений из отпечатков»

Используя различные материалы для штампа - гвозди, колпачки, пробки и т.д. предлагается нарисовать зверей и человечков.

Интерес у учащихся к этому упражнению может быть вызван нетрадиционным подбором штампа. Его роль могут выполнять пальцы.

Упражнение № 16 «Музыка»

Детям предлагается прослушать фрагмент музыкального произведения, например, кусочки пьесы "Песня жаворонка" или любой другой из «Времен года» П.И.Чайковского. После прослушивания музыки ребенку дается четыре краски: красная, зеленая, синяя и желтая. Он должен изобразить услышанную музыку с помощью этих красок и озаглавить свой рисунок. По окончании работы проводим конкурс полученных рисунков и названий к ним.

Игра № 17 «Рисование натюрморта по воображению»

Дети должны нарисовать натюрморт на заданную тему. Обычно художники рисуют предметы с натуры, но сейчас ребенку необходимо создать свое изображение в воображении, а затем перенести это на бумагу. Интересные, разнообразные решения такого задания могут получиться в технике грунтографии. Тема задается всем детям одна и та же.

Оригинальные темы для натюрморта:

«Бабочка на распустившемся цветке»

«Яблоко на фарфоровом блюде»

«Осенние листья на холодной земле»

Можно придумать свои темы. По окончании необходимо провести конкурс художественных работ и выбрать победителя. Можно просто устроить выставку работ детей.

Упражнение № 18» Поиск эмоционально адекватных образов»

Задается какая-либо эмоциональная ситуация (предмет, существо, переживания) и предлагается изобразить ее в виде схематичного рисунка (или словами описать суть предлагаемых изображений). Например,в ответ на вопрос ведущего «как можно изобразить радующегося человека?», ребята могут изобразить или выписать следующие варианты: человек летит, искрится, танцует, в теле человека светит солнышко и т.п. При подведении итогов учитывается как общее количество предложенных ответов, так и оригинальность; возможно коллективное обсуждение и творчество.

Упражнение № 19 «Перевертыши»

Упражнение закрепляет правильные, адекватные представления об окружающем мире, которые утверждаются в сознании ребенка будучи пропущены сквозь призму воображения.

Ребятам предлагается придумать город, где существует все наоборот, пусть они вообразят себе небывалые плоды на деревьях (носки, варежки и т.д.), цвета в которые окрашены предметы. Для активизации образного воображения можно прочитать стихотворение Б.Заходера «Сорока»:

Взлетела сорока высоко.

И вот тараторит сорока, Что сахар ужасно соленый, Что сокол не сладит с вороной, Что раки растут на дубе, Что рыбы гуляют в шубе, Что яблоки синего цвета, Что ночь наступает с рассвета, Что в море сухо-пресухо, Что лев слабее, чем муха, Всех лучше летают коровы, Поют же всех лучше совы, Что лед горячий-горячий,Что в печке холод собачий И что никакая птица В правдивости с ней не сравнится! Стрекочет сорока, стрекочет –Никто ее слушать не хочет: Ведь в том, что болтает сорока, Нет никакого прока!

 

Упражнение № 20 «Вот какая гиена»

Упражнение развивает воссоздающее воображение на основе стихотворения С.Черного «Гиена». Это стихотворение очень живописно и «зримо», поэтому дети без особого труда могут воссоздать в своем воображении образ гиены и изобразить ее.

Гиена такая мерзкая:

Морда у нее дерзкая,

Шерсть на загривке торчком,

Спина - сучком,

По бокам (для чего непонятно)

Ржавые пятна,    

Живот грязный и лысый,

Пахнет она керосином и крысой...

Ткнется в решетку - хвост у ноги,

Глаза, как у Бабы Яги.

А мне ее жалко...

Разве ей не обидно?

Даже моль, даже галка

Симпатична и миловидна.

Мне объяснила невеста дяди Володина,

Тетя Аглая:

«Почему она злая?

Потому, что уродина»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные формы изобразительной деятельности"

quot;Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные формы изобразительной деятельности"...

«Развитие творческих способностей детей через нетрадиционную форму обучения рассказыванию.»

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей....

Творческий отчет (из опыта работы) «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»

На организованной деятельности по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эсте...

Творческий проект по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»

Основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, поэтому необходимо начиная с дошкольного возраста развивать творческий потенциал подрастающего поколения. Развитие творческих способностей возм...

Творческий проект в старшей группе по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования"

Творческий проект в старшей группе по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования"...