Логоритмика – относительно новое понятие в педиатрии, воспитательной и педагогической работе. В первую очередь направление было введено с целью коррекции речи в детском возрасте. С ее помощью удавалось добиться скоординированности работы между нервной и д
консультация (старшая группа)
Цели, задачи логоритмики
Основная цель логоритмики в дошкольном возрасте – профилактика речевых нарушений или их коррекция путем оттачивания двигательных навыков. Ее достижение сопровождается физическим оздоровлением, духовным и психоэмоциональным воспитанием.
Также логоритмика для детей преследует такие цели, задачи:
- оттачивание дыхательных движений;
- отработка контроля над работой органов дыхания, движения, артикуляции;
- улучшение координации и моторики;
- стимуляция высших психических свойств: память, внимание, ориентирование в пространстве;
- отработка чувства ритма;
- культурное, духовное развитие посредством приобщения к музыке;
- расширение кругозора;
- увеличение объема словарного запаса.
Реализация поставленных целей возможна лишь при ответственном подходе к работе по программе. Мало найти комплекс упражнений, нужно учесть особенности ребенка, принять во внимание правила выполнения простых действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_logoritmika_.docx | 32.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое логоритмика – немного теории
Логоритмика – относительно новое понятие в педиатрии, воспитательной и педагогической работе. В первую очередь направление было введено с целью коррекции речи в детском возрасте. С ее помощью удавалось добиться скоординированности работы между нервной и дыхательной системами, органами чувств. Комплексный подход позволял устранить сбои в гармоничном функционировании этих механизмов, ликвидировать или сгладить речевые дефекты.
Логоритмика сочетает в себе двигательные упражнения и произнесение слов и звуков.
Вскоре после введения системы в обращение было замечено, что занятия по логоритмике положительно сказываются на моторике, координации. Она способствует оттачиванию речевого дыхания, нормализует мышечный тонус. Сейчас известно, что логоритмика основывается на связи психоэмоционального состояния дошкольников с их физическими кондициями. Это позволяет применять технику с целью тренировки памяти, восприятия, внимания, формировать у малышей правильные двигательные навыки. При правильном подходе занятия успокаивают легковозбудимых и гиперактивных детей, стимулируют активность медлительных, нерасторопных ребят.
Цели, задачи логоритмики
Основная цель логоритмики в дошкольном возрасте – профилактика речевых нарушений или их коррекция путем оттачивания двигательных навыков. Ее достижение сопровождается физическим оздоровлением, духовным и психоэмоциональным воспитанием.
Также логоритмика для детей преследует такие цели, задачи:
- оттачивание дыхательных движений;
- отработка контроля над работой органов дыхания, движения, артикуляции;
- улучшение координации и моторики;
- стимуляция высших психических свойств: память, внимание, ориентирование в пространстве;
- отработка чувства ритма;
- культурное, духовное развитие посредством приобщения к музыке;
- расширение кругозора;
- увеличение объема словарного запаса.
Реализация поставленных целей возможна лишь при ответственном подходе к работе по программе. Мало найти комплекс упражнений, нужно учесть особенности ребенка, принять во внимание правила выполнения простых действий.
Для кого полезны занятия?
Положительные результаты применения различных программ свидетельствуют о том, насколько полезна логоритмика для малышей разных возрастов, типов темперамента. Даже при отсутствии у ребенка каких –либо проблемных особенностей ,работа благотворно скажется на его общем состоянии. Логоритмические занятия особенно полезны ребятам с заиканием или предрасположенностью к нему, любыми дефектами речи, в том числе, при задержке развития навыка. Также они пригодятся часто болеющим или ослабленным дошкольникам, малышам с плохой координацией, скудной моторикой.
Базовые принципы, рекомендации
Главный плюс логоритмики – простота направления. Для его практического применения не нужно получать профильного образования. Достаточно усвоить ряд базовых правил, а также специфических моментов.
Логоритмика для дошкольников строится на таких принципах:
- занятия должны основываться на подражании. Ведущий не просто говорит, что нужно делать, он все показывает, побуждая ребенка к повторению;
- при наличии заикания работу следует проводить 3-4 раза в неделю, при отсутствии проблем двух раз будет достаточно. Лучше организовывать их во второй половине дня;
- во время занятий малышу должно быть весело и интересно. Не нужно ограничиваться музыкой и движениями, стоит позаботиться об игрушках, картинках и даже костюмах;
- не следует постоянно менять программу. Начинать надо с самого простого, постепенно доводя исполнение ребенка до совершенства. После этого можно вносить дополнения, усложнять действия или фразы;
- работа должна сопровождаться музыкой. Ее надо подбирать так, чтобы звуки и их темп соответствовали типу программы;
- не надо зацикливаться строго на прописанной специалистами программе. Каждый ребенок уникален, поэтому занятия нужно подстраивать под него, уделяя особое внимание проблемным моментам;
- главное – сохранять терпение и радостное настроение. Малыши тонко чувствуют недовольство, из-за которого быстро замыкаются в себе.
Не стоит ожидать мгновенных положительных результатов. Независимо от того, с каких вводных пришлось начинать, стойкий эффект появится через 6-12 месяцев.
Основные комплексы логоритмики
Логопедическая ритмика – это не строгие инструкции, а рекомендации, которые надо модифицировать и развивать самостоятельно. Творческий подход к процессу приветствуется.
Занятие по логоритмике должно включать:
- ходьбу на месте, в разных направлениях;
- действия на отработку речевого дыхания, постановку артикуляции, голоса;
- упражнения для оттачивания внимания, поддержания мышечного тонуса;
- ритмические действия, формирующие чувство темпа;
- пение, произношение звуков, слов или фраз под музыку и без;
- действия, способствующие развитию мелкой моторики.
Все перечисленные виды активности должны быть тесно связаны с музыкой. По этой причине подбору композиций надо уделить повышенное внимание.
Игры и упражнения
Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях – оптимальный вариант отработки нужных действий и оттачивания полезных навыков. Лучше всего систематически давать ребенку простейшие задания, плавно и постепенно усложняя их характер.
Время от времени следует вводить ролевые игры (игроритмика). В них ребята должны действовать по сценарию, видя конечную цель, осознавая важность своих стараний.
Логоритмические игры и упражнения:
- удерживание в воздухе или перемещение легких предметов (перо, кусочек ваты, мыльный пузырь) с помощью дыхания;
- надувание мыльных пузырей, соревнования на самый большой шарик;
- игра на духовых музыкальных инструментах;
- подъем и опускание рук со звуковым сопровождением – сначала вдох и выдох, потом отдельные звуки и слоги, затем ключевые слова и фразы. Постепенно движения можно дополнять и усложнять;
- непрерывное воспроизведение протяжных звуков – для облегчения и разнообразия процесса ребенок может тянуть веревочку, длину которой следует постепенно увеличивать, не предупреждая его;
- чтение стихов под музыку с одновременным выполнением простых движений.
Действенное и интересное логоритмическое упражнение – одновременное пение с попыткой изобразить произносимые слова или их характеристики. Сначала ведущий должен задавать тон, чтобы малыши поняли, что от них требуется. Постепенно ему следует отходить в тень, давая возможность ребятам реализовать себя.
Животные
Одним из базовых приемов обучения логоритмике для самых маленьких является использование их знаний о живой природе. Занятия включают чтение стихотворений, исполнение песенок про животных, воспроизведение их действий с дополнением звуками, которые издаются конкретными видами. При этом нельзя забывать, что звуки и действия должны идти вместе, а не отдельно. Для получения максимального эффекта процесс рекомендуется дополнять использованием картинок, костюмов, атрибутов животного мира.
Овощи и фрукты
Направление «Логоритмика – Фрукты» позволяет детям расширить познания в сфере растительного мира, изучить массу новых слов и движений. Эффективность работы повышается за счет использования картинок и другого визуального дидактического материала. Логоритмика на музыкальных занятиях в детском саду, построенная на фруктовой теме, не ограничивается демонстрацией картинок и выкрикиванием участниками названий предметов. Во время занятий дети «трут» морковь, «режут и солят» капусту», «мешают» варенье» и выполняют множество других действий. Упражнения логоритмики такого профиля обязательно сопровождаются «походами в сад», «работой на огороде».
Составление программы с учетом возрастных особенностей
При правильном и ответственном подходе к проведению занятий цели логоритмики будут достигаться в любом возрасте. Главное, учитывать при этом возрастные и индивидуальные особенности малыша.
Логоритмическая гимнастика в разные периоды жизни детей:
- от 0 до 2 лет – первые попытки приучить ребенка к произношению слов и выполнению движений под музыку можно предпринимать хоть сразу после его рождения. Занятия хоть и будут пассивными, принесут массу пользы, дадут задел на будущее. Сначала достаточно самостоятельно выполнять простейшие движения под аккомпанемент, произнося звуки или слова. Затем надо повторять действия ручками и ножками малыша в такт речи или музыке;
- от 2 до 4 лет – логоритмика для детей 2-3 лет призвана совершенствовать уже приобретенные навыки. Главное, не торопить ребенка, подстраиваться под его ритм развития. Если он еще не говорит фразами, упор надо делать на слова, постепенно складывая их в предложения;
- от 4 до 6 лет – период, когда сложность фраз может быть максимальной. Чтобы избавиться от речевых ошибок надо использовать скороговорки, приемы логопедической гимнастики;
- младшие школьники – в этом возрасте дети особенно полны энергии, поэтому можно смело давать им самые сложные движения. При этом нельзя забывать о речевом сопровождении работы.
Логоритмика позволяет в раннем возрасте выявлять проблемные стороны в развитии детей, своевременно их корректировать. При этом родители должны помнить, что принуждать малышей категорически запрещено. Работа без удовольствия и интереса не даст нужного результата. Если ребенок не воспринимает родителей в качестве учителей, нужно подобрать ему хорошего специалиста или направить на групповые занятия.
Педагогические принципы логоритмической работы в ДОУ
- 1. Принцип опережающего подхода, заключающийся в раннем выявлении детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии и разработке необходимого коррекционного обучения.
- 2. Принцип развивающего обучения, означающий, что обучение должно вести за собой развитие ребенка (по Л. С. Выготскому) .
- 3. Принцип систематичности, предусматривающий планомерность, непрерывность и регулярность коррекционного процесса.
- 4. Принцип полифункционального подхода, предполагающий одновременное решение нескольких коррекционных задач на одном логоритмическом занятии.
- 5. Этиопатогенетический принцип, означающий дифференцированное построение логоритмического занятия в зависимости от речевого дефекта.
- 6. Принцип постепенного усложнения материала, предусматривающий постепенный переход от более простых заданий к более сложным по мере овладения и закрепления формирующих навыков.
- 7. Принцип наглядности, означающий тесную взаимосвязь всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
- 8. Принцип доступности, учитывающий возрастные и физиологические особенности детей и характер речевых нарушений.
- 9. Принцип сознательности и активности детей, заключающийся в том, что педагог должен использовать в работе приемы активизации познавательных способностей детей.
- 10. Принцип успешности, подразумевающий то, что ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.
Занятия логоритмикой рекомендуются для работы с детьми всех возрастных групп детского сада. Их проводить могут музыкальный руководитель, воспитатель и/или логопед.
Основой программы являются еженедельные логоритмические занятия, совместная деятельность педагога с детьми в течение дня.
Особенности занятий логоритмикой по авторской технологии
Логоритмические занятия ведутся с первой младшей группой, что дает возможность для раннего выявления и коррекции нарушений речи.
Занятия отличаются вариативностью. Педагог может заменить какую-либо часть занятия, включить в него чистоговорки или упражнения артикуляционной гимнастики, соответствующие дефекту речи детей. Так, в песенный репертуар можно включать знакомые песни, возможно изменение игрового материала, использование знакомых стихотворений и т.п.
Логоритмические занятия не регламентированы строго по времени. При проведении занятия нужно учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние. При необходимости занятие можно сократить.
В структуру логоритмических занятий тесно вплетены различные виды музыкальной и речевой деятельности, подчиненные одной цели — формированию правильного звуко-произношения.
Важнейшую роль в занятии играет музыка как интегральная основа всего курса. С помощью музыки проводится развивающий дозированный эмоциональный тренинг, который приводит к улучшению психологического и физиологического состояния организма ребенка.
Особое внимание уделяется на занятиях развитию чувства ритма с помощью пластики, звучащих жестов, речевых игр, использования ритмосхем, игры на детских музыкальных инструментах под мело- и ритмодекламацию.
Одна из особенностей программы — использование малых форм народного фольклора (потешек, приговорок, закличек, прибауток) для оздоровительных пауз, что способствует воспитанию детей в национальных традициях. В построении многих занятий использованы сюжеты русских народных сказок.
Все занятия имеют сюжетную основу. Разработаны циклы из 36 занятий для каждой возрастной группы в соответствии с психологическими особенностями детей. Для каждой возрастной группы выпущены издательством «ТЦ Сфера» «Конспекты логоритмических занятий для детей 2—3 (3—4, 4—5, 5—6, 6-7) лет».
Особенности организации занятий
В основу методики таких занятий автором положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядностью и игровыми приемами. В планировании использован принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (времена года, урожаи, новогодний праздник, зимующие птицы и т.д.) . Основа занятий очень разнообразна.
На занятиях могут быть использованы:
сказочный сюжет;
воображаемое путешествие;
включение персонажей;
элементов фольклора;
сюжетно-дидактических игр и т.д.
Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, что помогает достичь высоких результатов в обучении.
Развитие детей проводится через речевую и музыкальную деятельность по основным направлениям.
1. Развитие сенсорных и моторных функций.
2. Формирование основы артикуляционных движений.
3. Развитие мимической мускулатуры.
4. Развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве) .
5. Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности.
6. Формирование черт гармоничной личности (дружбы, уважения, доброты, самокритичности и др.) .
Последовательность ознакомления со звуками может соответствовать рекомендациям Г. А. Каше (1985) или варьироваться в зависимости от конкретного случая.
Логоритмическая работа в течение дня
Эффективность работы по улучшению произношения у детей возможна только при совместной деятельности всех педагогов ДОУ в этом направлении.
Рассмотрим возможности включения логоритмики в жизнедеятельность в детском саду.
1. Утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями.
2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов — умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям.
3. Речевые игры перед едой.
4. Логоритмические паузы на занятиях.
5. Динамические паузы между занятиями.
6. Физкультурные театрализованные занятия с использованием речевого материала.
7. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.
8. Подвижные игры с пением (на прогулке) .
9. Игры малой подвижности (в группе) .
10. Логоритмические досуги.
Многолетняя работа по данной технологии показала:
логоритмика способствует развитию речи и когнитивных процессов у детей дошкольного возраста, что выражается в исправлении дефектов речи, увеличении словарного запаса дошкольников, а также в улучшении внимания и памяти. Наибольший эффект возможен при интегрированном подходе.
Литература
Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика. М., 1997.
Далькроз Ж. Э. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства. Шесть лекций. Пер. Н. Гнесиной. 2-е изд. СПб., 1914.
Микляева Н. В., Полозова О. А., Родионова Ю. Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. М., 2004.
Нищева И. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2001.'
Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.
Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.. 2000.
Франио Г. С, Лифиц И. В. Методическое пособие по ритмике. М., 1995.
Картушина М. Ю. Логоритмика в детском саду. М.,1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий театральной постановки "Теремок на новый лад" из опыта работы"Использование элементов театрализованной деятельности в коррекции речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Представляю вашему вниманию авторский сценарий из опыта работы учителя -логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны с детьми дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи...
Формы работы с родителями по направлению «Общение как ведущее средство развития речи детей дошкольного возраста»
Формы работы с родителями по направлению «Общение как ведущее средство развития речи детей дошкольного возраста»...
Формы работы с детьми по направлению «Общение как ведущее средство развития речи детей дошкольного возраста»
Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикет...
Перспективное планирование работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет)
Перспективное планирование работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи....
Методическая разработка по теме: «Работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности» «Коррекция поведения ребенка дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с помощью игр из фетра»
Коррекция поведения ребенка дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с помощью игр из фетра...
План работы учителя-логопеда Зюляевой М. С. над темой самообразования: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий» на 2021 – 2022 учебный год
Цель: Формировать интерес и мотивацию к логопедическим занятиям....
Воспитательное мероприятие познавательно-физической направленности по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста разновозрастной группы (4-6лет) по итогам работы кружка «Неболейка»«Путешествие по станциям страны Здоровья»
Великая ценность каждого человека – здоровье.В настоящее время одной из наиболее важных задач является состояние здоровья детей. В дошкольном возрасте у ребёнка закладываются основные навыки по ...