Дидактическая игра-современный и признанный метод обучения и воспитания
занимательные факты (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
did.igra_.docx | 947.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра-современный и признанный метод обучения и воспитания
Игра – это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки из окружающего мира полученных впечатлений. В игре ярко проявляются мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.
Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.
Дидактические игры способствуют, главным образом развитию умственных способностей детей, поскольку содержат умственное задание, в решении которого и есть смысл игры. Они также способствуют развитию органов чувств, внимания, логического мышления. Обязательным условием дидактической игры являются правила, без который деятельность приобретает стихийный характер.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребёнка.
Дидактическая игра, как игровой метод обучения рассматривается в двух видах:
- Игры – занятия;
- Дидактические игры.
Дидактическая игра используется при совместной деятельности педагога и детей, в свободной деятельности детей и в непосредственно образовательной деятельности.
Виды дидактических игр:
- Игры с предметами;
- Настольно-печатные игры
- Словесные игры
Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к "рубежным играм", представляя собой переходную форму от игровой деятельности к обучению. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игры, но облекают ее в занимательную для детей форму.
Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.
Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.
Структура дидактических игр:
Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов:
- обучающая задача,
- игровые действия
- правила
Народные корни дидактических игр
Дидактические игры существуют много веков. Их первым создателем был народ, подметивший удивительную особенность маленьких детей - восприимчивость к обучению в игре, с помощью игр и игрушек. За всю историю человечества у каждого народа сложились свои дидактические игры, были созданы своеобразные дидактические игрушки, ставшие частью его культуры. В содержании дидактических игр и игрушек отразились особенности национального характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа.
Подведём итог
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка - дошкольника.
Ведущее положение игры определяется:
- не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности;
- в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности;
- игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.
В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника.
Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых.
По мере развития ребенка расширяется осознаваемый им мир, возникает внутренняя потребность участвовать в такой деятельности взрослых, которая в реальной жизни ему недоступна. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства.
Игра вырабатывает у ребенка умения выделять в окружающем существенное, характерное, помогает ему глубже и полнее осознать явления действительности. Игра способствует развитию творческого воображения, которое необходимо для последующей учебной и трудовой деятельности ребенка.
Игра формирует у детей волевые качества: умение подчинять свои действия определенным правилам, согласовывать свое поведение с задачами целого коллектива. Наконец, в игре ребенок овладевает нравственными нормами и правилами поведения, играющими решающую роль в формировании его личности.
Игра – важное средство умственного воспитания. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2.2. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых педагогических мероприятий на уровне ДОУ
Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых педагогических мероприятий на уровне ДОУ...
2.3. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых педагогических мероприятий на уровне ДОУ
Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых педагогических мероприятий на уровне ДОУ...
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОУ СРЕДСТВАМИ ИННОВАЦИОННЫХ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно важная, и чрезвычайно сложная. Особенно, когда она ставится применительно к детям младшего дошкольного возрас...
Дидактическая игра, как метод обучения и воспитания детей
Что такое игра для ребенка? В игре у ребенка формируются познавательные процессы, такие как внимание, память, мышление, воображение...В игре у ребенка формируются нравственные представления о бе...