Дидактическая игра, как метод обучения и воспитания детей
электронный образовательный ресурс
Что такое игра для ребенка? В игре у ребенка формируются познавательные процессы, такие как внимание, память, мышление, воображение...
В игре у ребенка формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающему миру, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми.
В игре ребенок проживает жизнь!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskaya_igra.docx | 26.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра, как метод обучения и воспитания детей.
Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.
Существует прямая связь между эмоциональным состоянием малыша и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти. Если ребенок действуя предметами, активно манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если руки ребенка бездействуют. Поэтому особенно полезны игры, в которых дети действуют: разбирают, собирают, сортируют, разъединяют детали и т.п. С помощью таких игрушек и игр с ними ребята учатся родному языку, знакомятся со свойствами предметов, при этом у них развиваются наблюдательность, сообразительность, ловкость.
Дидактические игры занимают прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством взрослого, а затем и в самостоятельной игре. Цель дидактической игры обогатить чувственный опыт ребенка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения).
Дидактические игры должны соответствовать возрастным возможностям детей.
Все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида:
- Игры с предметами, игрушками, природным материалом,
- Настольно-печатные игры,
- Словесные игры.
Игры с предметами
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся, со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством.
Для детей младшей группы даются предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как дети этой группы еще не могут находить слабозаметные различия между предметами.
В средней группе для использования в игре берутся такие предметы. Где разница между ними становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположение предметов, нахождение отсутствующего предмета.
В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества.
Игры с природным материалом всегда вызывают у детей живой интерес, желание играть. Семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки – все это используется при проведении дидактических игр. Такие игры, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из осенних листочков?», «Собери букет из осенних листьев», «Кто скорее сделает узор из камушков?», «Разложи листья по убывающей величине» и многие другие игры, в которые с легкостью можно поиграть во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой, при этом закрепляя знания детей об окружающей их природной среде, формируя мыслительные процессы и операции, воспитывая любовь к природе и бережное отношение.
Настольно-печатные игры
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, и по фасону. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех картинок два самолета, два яблока.
Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (в лесу, в огороде)?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят их с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Или игра «А что было потом?»: дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных действий.
Запоминание состава, количества и расположение картинок. Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.
Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинок.
Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх ставится обучающая задача: развивать не только речь, но и воображение, творчество. Например, в игре «Отгадай, кто это?» ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, собаки, петуха, лягушки и др.). В более старшем возрасте дети изображают действие, нарисованное не картинке, другие – отгадывают, кто нарисован на картине, что делают там люди. В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.
Словесные игры
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как здесь требуется использование приобретенных ранее знаний в новых связях. Дети должны самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя характерные их признаки и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алгоритмы в суждениях.
В младшем и среднем возрасте игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей активно начинает формироваться мышление, словесные игры чаще используют в целях формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактические игры как средство обучения и воспитания детей» из опыта работы
инновационный опыт...
«Дидактические игры как средство обучения и воспитания детей» из опыта работы
Игры как средство обучения...
Обмен опытом Тема: «Дидактические игры – как средство обучения в воспитании детей»
Обмен опытом Тема: «Дидактические игры – как средство обучения в восптании детей»...
Сообщение из опыта работы на тему: " Дидактические игры как средство обучения и воспитания детей "
Сообщение из опыта работы на тему: " Дидактические игры как средство обучения и воспитания детей "...
Дидактические игры как средство обучения и воспитания детей Из опыта работы
Дидактические игры как средство обучения и воспитания детей Из опыта работы...
Дидактическая игра как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста
Роль дидактической игры в жизни ребенка...