Проект "В дружбе мы едины"
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Тема проекта: « В дружбе мы едины».
Авторы проекта: Воспитатели группы № 10 «Пчёлки» детского сада «Звёздочка»: Васильева А.В., Киселева В. А.
Участники проекта – дети группы, воспитатели группы, родители, музыкальный руководитель.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Время проведения – средней продолжительности (февраль-март).
Цель проекта: Формирование национально культурных отношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Задачи проекта:
Образовательные:
Знакомить детей с понятием «толерантность»; «толерантный человек».
Знакомить детей с устным народным творчеством, с народной игрушкой, народов России
Знакомить с традициями, бытом и костюмом народов России
Развивающие: - Развивать коммуникативные навыки, умения взаимодействовать с сверстниками и со взрослыми;
Развивать познавательный интерес; активизировать и обогащать словарь.
Развивать эстетические способности и духовный потенциал;
Воспитательные:
Воспитывать уважение и толерантное отношение к людям другой национальности, к их традициям, обычаям, культуре, прививать в детях чувство патриотизма, любви к Родине, своему краю, где они родились и живут.
Актуальность:
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».
Э.К.Суслова
Дошкольное детство - один из важнейших периодов в развитии человеческой личности. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Поэтому именно в это время важно сформировать у всех детей начала доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, заложить основы толерантности. Роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов ,населяющих, нашу страну. Развивая ребенка, делать акцент на приобщении его к красоте и добру, прививают желание видеть неповторимость культуру разных народов, стремясь вызывать чувство гордости, уважения и любви к своему народу и своей многонациональной Родине.
Федеральным государственным образовательным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Формирование основ толерантной культуры у старших дошкольников базируется на обучении их навыкам бесконфликтного взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Основным из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС, Стандарт) является требование о том, что ребенок должен «обладать установкой положительного отношения к другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства», он должен быть «способен учитывать интересы других и старается разрешить конфликты». Из этого вытекает, что требования Стандарта подводят педагогических работников дошкольного образования к необходимости формировать основы толерантности у детей.
Проблема: Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. Эта тема особенно актуальна в наши дни, когда среди взрослого населения возникают противостояния по данной проблеме.
Воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордость за свою страну должно сочетаться с формированием уважения к культуре других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку и принятие его таким, каким он есть. И мы, взрослые, должны всему этому научить детей, вложить в них зерно доброты, помочь понять как важно жить в мире со всеми народами.
Этапы проекта:
1 этап. Организационно – подготовительный:
Цель: создание методической базы для реализации проекта и обеспечение необходимой информацией родителей.
• формирование предметно-развивающей среды с учетом использования информационно-коммуникационных технологий;
• предварительная беседа с детьми по выявлению проблемы;
• повседневное наблюдения за детьми их взаимоотношениями на занятиях и в свободной деятельности;
• анкетирование родителей;
2 этап. Реализация:
Цель: обогащение знаний детей и родителей о толерантности.
Основной этап (февраль-март): Задачи.
Осуществлять деятельность в соответствии с тематическим планированием.
Повысить профессиональную компетентность педагогов путем обеспечения методического сопровождения проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Привлекать родителей к участию в мероприятиях детского сада осуществлению проектной деятельности.
• подбор и использование методов и приёмов, способствующих формированию знаний о толерантности;
• подбор и использование занятий, упражнений. информационно – коммуникационных средств обучения, способствующих формированию знаний о толерантности; • накопление знаний о воспитании толерантного отношения к людям через занятия, тематические занятия, беседы с детьми, сюжетно - ролевые игры, подвижные игры, дидактические игры, чтение художественной литературы, заучивания стихотворений, слушание и пение песен, проигрывание этюдов, создание проблемных ситуаций, развивающие и словесные игры и др.;
• совершенствование развивающей предметно-пространственной среды группы;
• изготовление новых пособий и оборудования к играм детей;
• повышение компетентности родителей через разнообразные формы работы;
• сбор и систематизация дидактических и словесных игр;
• проведение мероприятий в рамках реализации проекта;
• подготовка информаций для родителей по воспитанию толерантного отношения к людям.
3 этап. Заключительный:
Цель. Анализ организации проектной деятельности.
Задачи.
1. Обобщить результаты работы;
2. Провести анализ деятельности;
3. Осуществить презентацию материалов проекта;
1. Анализ полученных результатов.
2. Презентация в формате воспитательного мероприятия.
3. Образовательное событие с родителями.
Уголок культуры народов России;
Сформирован необходимый минимум знаний у воспитанников;
Разработан перспективный план по приобщению детей к истокам народной культуры;
Составлены картотеки народных игр;
Создание картотеки произведений устного народного творчества народов России;
Выпуск презентаций;
Разработан цикл презентационных материалов по культуре народов России;
Подготовлен для уголка родителей материал .
Реализация проекта предполагает:
Формирование у детей дошкольного возраста представлений о национальной культуре русского и других народов;
Формирование личности и национального самосознания детей;
Усиление роли семьи в воспитании детей на традициях гуманизма;
Содействие укреплению делового взаимоотношения между участниками образовательного процесса;
Формирование у детей уважения к историческому наследию; интереса к истории и культуре своего народа и народов, населяющих страну.;
Появление у детей устойчивого положительного интереса к эстетическим явлениям окружающей действительности и в искусстве;
Приобретение детьми практических умений по работе с различными изобразительными материалами;
Наличие творческих проявлений в декоративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой.
Формы работы с детьми в процессе реализации проекта:
1. Тематические беседы;
2. Просмотр мультфильмов о толерантности и др.;
3. Просмотр презентаций о стране, о людях, которые живут в ней;
4. Рассматривание иллюстраций с изображением национальной одежды
5. Наблюдение;
6. Сюжетно-ролевые игры;
7. Дидактические игры;
8. Подвижные игры;
9. Чтение художественной литературы;
10. Чтение и заучивание стихотворений;
11. Экскурсии в социально-значимые объекты города (библиотека, изба чайная, краеведческий музей);
12. Тематические занятия;
13. Создание проблемных ситуаций для обыгрывания и обсуждения;
14. Выставки рисунков и поделок (в группе);
15. Использование народных игр, в том числе хороводов;
16. Участие в оформлении уголка по народным промыслам в группе.
17. Рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток,
18. Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
19. Игры: настольные, дидактические.
Формы работа с родителями по реализации проекта:
1. Анкетирование с целью проверки знаний по толерантности;
2. Консультации для родителей, буклет и памятки.
3. Участие в сборе предметов народного творчества;
4. Беседы;
5. Условия организации развивающей среды в группе:
6. Наличие дидактических и развивающих игр;
7. Создание условий для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги, трафареты орнаментов);
8. Наличие различного иллюстрированного материала (изделия декоративно-прикладного искусства.
Ожидаемые результаты:
∙ Воспитание у детей и взрослых национального самосознания,
ощущение причастности к разным культурам.
∙ Воспитание толерантности на основе уважения к людям разных
национальностей.
Продукт проекта:
- Интерактивная игра-путешествие с музыкальным сопровождением
«В дружбе мы едины»;
- Создание мини-музея (куклы в национальных костюмах, куклы-обереги, предметы национальной одежды, предметы художественных промыслов).
- Материально - техническое обеспечение:
• Флаг РФ
• Видеотека мультфильмов, презентаций ,
• Книги «Моя страна Россия» и др.
• Альбомы: «Дымковская игрушка, «Филимоновская игрушка», украшения, куклы, орнаменты,
• Глобус, матрешки
• «Игра-лото «Чудо узоры», раскраски «Праздники России», «Народные костюмы»
• Картотеки игр по патриотическому и толерантному воспитанию, настольно-печатные игры и др.
• Подборка стихотворений, сказок по патриотическому и толерантному воспитанию
• Методические пособия для педагогов и родителей по воспитанию толерантности и патриотическому воспитанию.
• Подборка консультаций, памяток, папок-передвижек для родителей по воспитанию толерантного отношения к человеку.
• Атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
Оборудование: компьютер, муз. центр.
1. Центр игры -сюжетно- ролевые , дидактические, настольно-печатные игры на закрепление знаний о жизни русского народа, народов России.
2. Центр книги - Подборка произведений русских детских писателей и поэтов, русский фольклор, знакомство с фольклором народов России.
3. Центр творчества- Разные виды театров, уголки ряженья, маски, шапочки, сюжетные картинки и произведения, отражающие жизнь русского народа, народов России
4. Центр искусств- Изделия народно- прикладного искусства России, альбомы, буклеты, образцы и трафареты элементов росписи, карточки разнообразный изобразительный материал, дидактические игры.
5.Центр информационный - уголки для родителей ( рекомендательные статьи, буклеты, анкеты , папки- передвижки)
ПЛАН РАБОТЫ по формированию национально культурных отношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Февраль | 1неделя | Беседа «Москва – столица нашей Родины». Цель: совершенствовать знания детей о том, что такое столица, что такое герб. Воспитывать в детях чувство привязанности и любви к столице нашей Родины. Презентация «Экскурсия на Красную площадь». Познавательное занятие «Государственные символы России: герб, флаг, гимн». Цель: закрепить у детей знания о символах России. Конструирование. Занятие: «Спасская башня Кремля» Подвижная игра «Оленьи упряжки». Цель: формировать навык бега друг за другом. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по родному городу». Цель: воспитывать любовь и уважение к своей малой Родине. Чтение художественной литературы. Сказки: «Алёша Попович», «Брат и сестра», «Волшебные ягоды». |
2неделя | Беседа: «День Защитника Отечества». Цель: закрепить знания о Российской армии – надежной защитнице нашей Родины. Воспитывать уважение к российским воинам. Занятие «Защитники Отечества» Цель: Цель: формирование и закрепление знаний дошкольников о защитниках Отечества. Просмотр презентации «Наша Родина – Россия». Цель: закрепить знания детей о России, о ее символах, воспитывать чувства любви к Родине. Подвижная игра «Ручеек» Цель: Воспитание навыка синхронного выполнения команды. Аппликация «Хоровод дружбы». Цель: Закрепить понятие «друзья», Учить ценить дружбу; воспитывать чувство взаимопомощи, желание общаться, налаживать новые контакт. Рисование «Декоративная роспись рубашек». Цель: закреплять знания о русских народных промыслах. Чтение художественной литературы:
Прослушивание народных музыкальных произведений. Посещение Избы — Чайной. Тема: «Кукла-оберег». Цель: Знакомство с традициями русского народа. | |
3неделя | Беседа «Кто помощь оказывает, о тех добрые слова сказывают» Цель: воспитывать у детей взаимовыручку и взаимопомощь. Познавательное занятие: «Какие народы живут в России». Цель: Воспитывать дружелюбное, уважительное отношение детей к людям разных национальностей, населяющих нашу страну. Слушание и пение детских песен о дружбе. Развивающая игра «Переходы». Цель: игра переводит внимание на внешность детей, позволяет осознать внешние сходства и отличия. Выставка рисунков «Мы разные, но мы вместе», Чтение «Былины о богатырях». Чтение художественной литературы: -калмыкская сказка «Лотос»; -мордовская сказка «Перя-богатырь». Просмотр мультфильма «Цветик-семицветик». Цель: подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, оценке поступков и характера главной героини. | |
4неделя | Беседа «Давайте жить дружно» Цель: личностное развитие ребенка. Познавательное занятие «Путешествие в страну Толерантность» Просмотр презентации «Мы разные, но мы вместе». Цель: воспитывать у детей уважение к другим людям, независимо от их нации, веры. Аппликация «Кукла в национальном костюме». Цель: закрепить понятие «национальная одежда». Проигрывание этюдов «Сказка «Гадкий утенок». Сюжет: гадкий утенок попал на птичий двор, все птицы его окружили, и всем он не понравился. Птицы стали шипеть, махать крыльями, гнать утенка со двора. Игра «Дружные ребята» Цель: Совместное разучивание народных игр. Прослушивание народных музыкальных произведений. Чтение художественной литературы: -осетинская сказка «Алдарский сын»; -удмуртская сказка «Красавица берёза»; -чеченская сказка «Спасибо, сказанное ветру». Посещение библиотеки: « Сказки народов России». Цель: Знакомство со сказками народов России | |
Работа с родителями | Анкетирование «Толерантность» Консультация «Как воспитать толерантного ребенка» Памятка: «Основы нравственных отношений в семье» | |
Март | 1неделя | Беседа « Мама – мамочка, мамуля… …» Цель: Воспитывать любовь и уважение к самому близкому человеку – маме. Познавательное занятие «Моя мама». Цель: Учить принимать участие в групповой беседе воспитывать доброе, заботливое отношение к маме – самому родному человеку. Вызывать желание помогать ей во всех делах по мере своих сил. Чтение:
Дидактическая игра «Определи костюм по фрагменту». Цель: закрепление знаний о народах разных национальностей. Прослушивание народных музыкальных произведений. |
2неделя | Беседа: Народы России. Тематическое занятие «На земле друзьям не тесно». Цель: Воспитывать дружелюбное, уважительное отношение детей к людям разных национальностей, продолжить формировать представление о мире и разных странах, о детях, населяющих эти страны. Доказать сходство всех детей в мире независимо от национальности. Лепка «Дети пляшут» Чтение:
Прослушивание народных музыкальных произведений. Посещение Избы- Чайной. Тема: «Русский костюм и народные промыслы». Цель: формирование представления о элементах русского костюма и народных промыслов. | |
3неделя | Беседа: Глупые ссорятся, а умные договариваются Цель: развивать у детей коммуникативные способности. Заучивание стихотворения О. Александрова «Лучшее богатство». Чтение художественной литературы: -сказка «Золотой конь», «Волк и волчица», «Скупой богач», «Кто-то и зайца боится». Лепка: «Посуда разных национальностей». Цель: продолжать учить изображать декоративную посуду. Рисование «Украшение тюбетейки». Цель: познакомить с элементами и цветосочетаниями, характерными для татарского узора (тюбетейки). С/р игра «Путешествие на воздушном шаре в гости к друзьям (знакомство с традициями разных народов). | |
4неделя | Беседа: «Моя малая Родина- Гагарин». Слушание и пение детских песен о Родине. Дидактическая игра «Кто построил этот дом?». Цель: закрепление представлений детей о многообразии народов, населяющих нашу страну. Просмотр альбома «Костюмы разных народов». Чтение стихотворения «Откуда ты родом». Чтение художественной литературы:
Прослушивание народных музыкальных произведений. Посещение краеведческого музея. Мастер-класс в гончарной мастерской. Цель: знакомство с глиной и её свойствами, месторождением и использование человеком. | |
Работа с родителями | Консультация «Воспитываем толерантность в себе и детях»; Буклет «Что такое толерантность?» Памятка: «Рекомендации по формированию толерантности». Участие в создании мини-музея «Кукол в национальных костюмах». |
Литература:
- Акулова О. В. «Проблема воспитания этнотолерантности у детей дошкольного возраста» // Дошк. педагогика. - 2008. - № 8. - С. 8-12.
- Андронова И.С. Технология развития толерантности дошкольников к культурным ценностям разных народов средствами русского и зарубежного фольклора / И.С.
- Бобинова С. Приемы воспитания толерантности // Педагогическая техника – 2008. - №5. – с.40-43
- Бобинова С. Приемы воспитания толерантности // Педагогическая техника – 2008. - №5. – с.40-43
- Ванеева Л.И. Воспитание этнокультурной толерантности у детей старшего дошкольного возраста / Л.И. Ванеева // Образовательная среда сегодня: теория и практика: сб. материалов VIII Междунар. науч.-практ. конф./ Редкол: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары, 2019. - С. 71-73.
- Вострухина Т. Н. «Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения»- Школьная Пресса,2010
- Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.62 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - М.: МГУ, 2001.
- Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 9.62 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - М.: МГУ, 2001.
- Ермолина В.В. Организация образовательной среды в аспекте формирования толерантных взаимоотношений у старших дошкольников / В.В. Ермолина, Е.В. Малыхина / Смальта.- 2017. - № 3. - С. 23-26. –
- Ефремчина Н.Е. «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования» /Издательство Белый ветер, 2009. - 84 стр. 12. Левандовская, Л. В. Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сказками народов мира // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 1 (1). — С. 18-23.
- Ефремчина Н.Е. «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования» /Издательство Белый ветер, 2009. - 84 стр.
- Используемая литература: Асмолов А. Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000. С.
- Левандовская, Л. В. Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сказками народов мира // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 1 (1). — С. 18-23.
- Макарова Т.В., Ларионова Г.Ф. «Толерантность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации» / Издательство: Сфера, 2008. - 80
- Макарова Т.В., Ларионова Г.Ф. «Толерантность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации» / Издательство: Сфера, 2008. - 80
- Орлова, М. Формирование толерантности у дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2003. - №11. – с. 23-24.
- Орлова, М. Формирование толерантности у дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2003. - №11. – с. 23-24.
- Погодина А.А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа. Проблема толерантности в современном мире his.1september.ru
- Погодина А.А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа. Проблема толерантности в современном мире his.1september.ru
- Строгонова Л.В “Воспитание толерантности” М. 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
беседа : " Мы дружбой единой крепки"
Беседа по региональному компоненту в старшей группе...
«Мы дружбой единой крепки»
Формировать у детей представление об окружающем мире, о его многообразии, разных странах, России как о родной стране....
Участие воспитанников в Фестивале культур народов Дона «Дружбой все едины»
Фестиваль культур народов Дона "Дружбой все едины"номинации "Кухни народов Дона", "Национальная елочная игрушка"...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Дружбой все едины" в дошкольном образовательном учреждении
Дошкольное детство - один из важнейших периодов в развитии человеческой личности. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Поэтому именно в это время важно сформиров...
Проект "Дружбой все едины" в ДОУ
Роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов ,населяющих, нашу страну. Развивая ребенка, делать акцент на приобщении его...
Литературная гостиная "Дружбой едины народы России"
lt;h2><a href="https://nsportal.ru//sheshko-o-a">Мои публикации в социальной сети работников образования <span style="color: #ff0000">ns</span><span style=...