Обобщение опыта работы по теме: «Познавательно-исследовательская деятельность»
материал

Семечкова Наталья Николаевна

Одним из условий возникновения и становления опыта работы стал собственный интерес к обозначенной теме, обусловленный тем, что что современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает познавательно-исследовательская деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty_semechkova_n.n.docx64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 29 присмотра и оздоровления»

Обобщение опыта работы по теме:

«Познавательно-исследовательская деятельность»

 Воспитатель: Семечкова Н. Н.

г. Мончегорск

2021 г.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическая база опыта

  1.  Теоретическое обоснование опыта

7

  1.  Особенности развития познавательно – исследовательской деятельности детей

9

Глава 2. Технология опыта

13

              2.1. Результативность опыта

18

Заключение

21

Список литературы

22

Приложение

24

1.Фамилия                Семечкова

2.Имя                        Наталья

3.Отчество                Николаевна

4. Образование        Среднее профессиональное, Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Северный колледж физической культуры и спорта», 16 июня 1997г, Преподаватель-организатор физической культуры

5.Должность             Воспитатель

6.Педагогический стаж   18 лет

7.Высшая квалификационная категория (2021 г)

Дата

Тема повышения квалификации

12.04.2018-

28.04.2018

«Менеджмент в сфере дошкольного образования» Управление образования администрации города Мончегорска МБУ «Центр ресурсного обеспечения учреждений образования города Мончегорска»

01.05.2020

«Безопасное использование сайтов в сети «Интернет» в образовательном процессе в целях обучения и воспитания обучающихся в образовательной организации» ООО «Центр инновационного образования и воспитания»

26.12.2019

«Обучение работников образовательных организаций навыкам оказания первой помощи» АНОДПО «Псковский учебно-образовательный центр»

16.12.2020-31.12.2020

«Обучение педагогических работников  навыкам оказания первой помощи»

ООО «Институт новых технологий в образовании»

27.11.2019-

06.07.2020

«Реализация парциальной модульной программы «STEM-образование для детей дошкольного возраста» в соответствии с требованиями ФГОС ДО» ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»

Награждения

-Благодарственное письмо администрации города Мончегорска (распоряжение администрации от 03.10.2018 № 404-р.

-Памятный нагрудный знак за вклад в развитие Кольского Заполярья. (г.Мурманск 2019г.)

-Почётная грамота администрации муниципального образования город Мончегорск (распоряжение администрации от 10. 09.2020 № 873)

Информация об опыте работы.

Условия возникновения опыта: педагогическая деятельность осуществлялась в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №29 присмотра и оздоровления». Одним из условий возникновения и становления опыта работы стал собственный интерес к обозначенной теме, обусловленный тем, что что современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает познавательно-исследовательская деятельность. Этому подчинен и стандарт второго поколения в начальной школе, поэтому познавательно-исследовательская деятельность в детском саду становится очень важной ступенькой при подготовке детей к обучению в школе.

Введение.

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности: формирование базиса личностной культуры, нравственных и духовных ценностей, развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей и умений, которыми человек будет оперировать на протяжении всей своей жизни.

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-исследовательская деятельность.

Актуальность.

ФГОС ДО выдвигает требования к познавательно-исследовательской деятельности такие как:

-развитие любознательности и познавательной мотивации;

-формирование познавательных действий, становление сознания;

-развитие воображения и творческой активности;

-формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

Дети – прирождённые исследователи и изобретатели. Эти задатки заложены самой природой и особенно быстро реализуются и совершенствуются в познавательно – исследовательской деятельности.

Наша задача, не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умение добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.

Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи), и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.

Кроме того, следует отметить положительное влияние экспериментально-исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца.

Достоинства метода экспериментирования:

-Способствует формированию интегративных качеств:

любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный решать интеллектуальные и личностные задачи; имеющий первичные представления о себе, мире и природе; способный управлять своим поведением и планировать свои действия; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

-Обеспечивает интеграцию образовательных областей:

Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, ФЭМП, социализация, труд, безопасность, здоровье, художественное творчество.

-Развивает интерес ребенка к окружающему миру, активность, инициативу и самостоятельность в его познании в ходе практической деятельности.

Новизна. Степень новизны опыта работы заключается в комплексном использовании элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для детей дошкольного возраста.

Длительность работы над опытом.

Исследование рассчитано на 4 года (с 2017 по 2021 год ).

1 этап. Аналитико – диагностический. Проведены: анализ литературных источников, сравнение, анализ и обобщение передового педагогического опыта, сбор информации, диагностика.

2 этап. Практический. В единой системе проведена образовательная деятельность - наблюдение; эксперимент, поисковая деятельность, репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, наглядный метод, индивидуальная работа.

3 этап. Аналитико – обобщающий. Подведён итог работы: пополнены пособия, атрибуты к играм по изучаемой теме, разработаны рекомендации работы с детьми, обобщен опыт работы.

Глава 1. Теоретическая база опыта.

1.1Теоретическое обоснование опыта

В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой.

Очень жаль, что долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования. Единственный выход здесь, как считают педагоги и психологи – это широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского экспериментирования – дома и в детском саду.

В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность.

По мнению Н.Г.Черниловой, которая рассматривает экспериментальное обучение как развивающее, состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети:

-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

-приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

-развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации,

наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

-развивают системное мышление.

Свою работу по развитию  познавательной активности детей через

экспериментальную деятельность  я строила исходя из следующих

 принципов:

1.Принцип научности:

-предполагает подкрепление всех средств познания  научно-обоснованными и   практически апробированными методиками;

- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии     и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике     дошкольного образования.

2.Принцип доступности:

-предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных   возрасту     формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей           детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме;

-предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

3.   Принцип систематичности и последовательности:

-обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;

  -предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет

детям   применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных    повторений.

4.Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

-предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

-обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности  ребенка.

5.Принцип целостности:

 - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и  непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности        педагогов, детей и родителей.

6.Принцип активного обучения:

-предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой   экспериментальной детской  деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

-обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию  у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

7.Принцип креативности:

-предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать      и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных      задач и проблемных ситуаций.

8.Принцип результативности:

-предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Теоретический анализ, проведенный по проблеме исследования в процессе становления опыта показал, что необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т. к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование, которое стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий, содействующих развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредствам опытно — экспериментальной деятельности.
 

Технологичность опыта заключается в том, что мои разработки могут быть использованы и другими педагогами для работы с детьми, так как данная работа вполне предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педагога,  а также потому, что описание опыта работы опиралось на исследования ведущих специалистов в данной области.

1.2 Особенности развития познавательно – исследовательской деятельности детей

Познавательно-исследовательская деятельность занимает не менее важное место в организации самостоятельной деятельности дошкольников, чем игровая. Эта деятельность прогрессирует в наш век модернизации, но это не является новшеством в образовании, еще в начале ХХ века известный прогрессивный общественный деятель России, врач и педагог Лесгафт П.Ф. писал: «Вообще ребенку доставляется большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие то, что он сделал сам и достиг без указания других».

По мнению психологов познавательно-исследовательская деятельность является ведущей с первого года жизни ребенка. Она реализует не только задачи развития детей, но и их интересы. Благодаря познавательно-исследовательской деятельности реализуется творческий потенциал ребенка, его потребность в новых знаниях, формируются предпосылки учебных качеств, развиваются такие личностные качества, как: самостоятельность, инициативность, креативность, целеустремленность. Большое значение имеет то, что ребенок получает новые знания не в готовом виде, как догму, а имеет возможность самому пройти весь путь к ним. Информация, полученная таким путем более осознанна, лучше запоминается и эффективнее применяется в жизни.

Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)

Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.

Считаю необходимым остановиться более подробно на характеристике этапов процесса познания окружающей действительности детей дошкольного возраста с позиций личностного развития ребенка.

Первый этап характеризуется проявлением любопытства.

А.Н. Леонтьев отметил, что ребенок появляется на свет, уже обладая определенными задатками, с «готовностью воспринимать мир» и «способностью приобретать человеческие способности». Ребенок - дошкольник в процессе восприятия окружающего мира одновременно организует свои психические функции, активно обследует свое окружение, сам ищет впечатления, необходимые ему как «питательный материал» для развития. Жизнь в дошкольном детстве, по мысли Монтессори М., соответствует состоянию «психического эмбриона», а ребенок в этот период подобен «сухой губке», впитывающей влагу.

Отличительной особенностью второго этапа восприятия окружающего мира у дошкольников является резкое увеличение его осмысленности. Дети уже не просто смотрят на яркий, незнакомый окружающий мир, они выделяют интересные, значимые для них объекты. Необычное, несовпадающее с их прежними представлениями явление дает толчок мышлению, развитию любознательности, что приводит к зарождению исследовательской деятельности.

Как отмечала Морозова Н.Г.: «…на этапе раннего и дошкольного детства любознательность необходима и может быть достаточна для широкого ознакомления с окружающим предметным миром». Содержание активности ребенка, по мнению Дусавицкого А.К., с возрастом меняется, оно становится более целенаправленным и углубленным, меняется характер дошкольника, его отношение к действительности.

Основное значение третьего этапа в познании дошкольником окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление и воображение. Они дают ребенку возможность усваивать обобщенные знания о предметах и явлениях действительности. Пользуясь образным мышлением, изучая заинтересовавший их объект, дошкольники могут обобщать свой собственный опыт, устанавливать новые связи и отношения вещей, если ребенок действительно заинтересован в данном объекте, то он может без особого труда усваивать полученные понятия о нем и научиться использовать их при решении исследовательской деятельности. Отсюда начинают закладываться основы логического мышления.

Овладевая исследовательской деятельностью, ребенок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения, свои способы действий и приобретает внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой исследовательской деятельности (Венгер Л.А., Запорожец А.В., Пантюхина Г.В., Поддьяков Н.Н. и др.). На первоначальном этапе своего развития исследовательская деятельность ребенка характеризуется направленностью на особенности предметов, на выбор (поиск) предметов с заданными свойствами. Наблюдаются практические действия - ориентировочно-исследовательские.

Четвертый этап характеризуется удовлетворением исследовательской деятельности; используя разные (приобретенные) способы действий, ребенок начинает ориентироваться на процесс и на конечный результат, достижение которого приводит к тому, что он получает удовлетворение, в результате чего потребности становятся «ненасыщенными». У ребенка формируется механизм вероятностного прогнозирования, он учится предвидеть результат своей деятельности. Именно в этот период, как отмечает Пантина Н.С., главное противоречие в деятельности ребенка состоит в том, чтобы оторваться от ситуации, от старого стереотипа выполнения действия и учесть новые условия решения исследовательской деятельности: у ребенка развивается способность к обобщению явлений окружающей действительности и способность к преодолению трудностей.

Следующий этап исследовательской деятельности характеризуется тем, что доминирующим мотивом действительности выступает познавательный, а не практический. Ребенок выполняет эту деятельность не потому, что ему важен процесс или результат, а потому, что ему «это очень интересно». Цель и мотив деятельности ребенка слиты и выступают как направленность сознания и мышления на предмет или объект (Петровский А.В., Ярошевский М.Г.). Как отмечает Кудрявцева Е.М., именно на этом этапе ребенок осмысленно принимает познавательную задачу.

Говоря о научной логике познания в дошкольном возрасте, имеется в виду: овладением ребенком не только способностью выявлять особенности предметов, но и приобретения умения их сопоставлять, устанавливать сходства и различия, связи между ними, осуществлять многосторонний анализ на уровне видовых понятий и родовых обобщений и пр. Для того чтобы эти знания привести в соответствии с научной логикой познания, необходимо осуществлять целенаправленный и педагогически-организованный процесс.

Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания - не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

В сознании ребёнка постепенно меняется картина мира. Она становится более адекватной и целостной, отражает объективные свойства вещей, взаимосвязи, взаимообусловленности. В результате происходит непрерывное и постоянное перестроение, переосмысление и осознание ребенком этого мира, что позволяет ему осуществлять не только воспроизводящую, но и регулирующую и рефлексирующую деятельность.

Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину традиционно рассматриваются как важнейшие индикаторы детской любознательности. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

Глава 2. Технология опыта.

Цель: развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме.
  2. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
  3. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
  4. организация работы с родителями по развитию познавательной деятельности дошкольника;

1 этап: Констатирующий

   На первом этапе я изучила теоретические аспекты по данной проблеме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования и выявила необходимость в расширении поля деятельности в данном направлении, выделила актуальность изучения данной проблемы.

   Также на подготовительном этапе я постаралась обогатить развивающую предметную среду для реализации на практике поисково-познавательной деятельности с детьми:

  • В книжном уголке поместила детские справочники, энциклопедии, посвященные разной тематике, прекрасно иллюстрированные, имеющие хорошие, краткие и доступные детям информативные тексты, детскую художественную литературу.
  • Создала картотеку опытов и наблюдений, направленных на развитие у детей умения видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определение понятиям, делать выводы и умозаключения.
  • Оформила дидактические игры с элементами моделирования; игры, развивающие внимание и наблюдательность.
  • В центре природы создала мини-музей "Эти удивительные камни". Здесь в свободное время дошкольники превращаются в настоящих геологов. Они с большим интересом рассматривают коллекции камней и минералов, проводят эксперименты, изучают их свойства и значение в жизни, создают из камушков различные композиции, украшения, строят сказочные дворцы, изучая при этом свойства камней и их разнообразие. 
  • Также в уголке природы организовала мини-лабораторию, в которой  имеется всё необходимое оборудование для проведения опытов и экспериментов:увеличительные стекла, весы, песочные часы,  компас, камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.;

  При оборудовании мини-лаборатории учитывала следующие требования: безопасность для жизни и здоровья детей, достаточность, доступность расположения.

   На основе изученного теоретического материала, а также с учетом результатов мониторинга, я разработала комплексно-тематический план познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

  1. этап: Формирующий.

  На данном этапе работы реализация поставленных задач осуществлялась в трех основных формах: Организованная образовательная деятельность (ООД); Самостоятельная деятельность детей; Совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником.

   Во время проведения ООД я старалась вызвать у детей интерес к изучаемому материалу для того, чтобы побудить их к дальнейшей самостоятельной деятельности.

    ООД является основной формой работы с детьми в детском саду. И мы все знаем, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме,  чтобы решить все поставленные задачи. 

   А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. Для поддержания интереса у детей я познакомила их с хозяином мини-лаборатории — Дедушкой АУ, который рассказывает детям о правилах поведения, о том как правильно обращаться с оборудованием, а также показывает детям забавные опыты. Кроме дедушки АУ к детям «заходят» его внук Почемучка, Капелька, «залетает» галчонок Любознайка, «приплывает» Золотая рыбка и другие известные детям персонажи.

   Всё это способствует тому, что после занятий  у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует, например, почему варежки, полежав на батарее, становятся сухими? Куда исчезает вода?        

  В этих случаях я не тороплюсь с ответом, а стараюсь способствовать тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. Для этого тщательно продумываю организацию развивающей среды, ведь процесс познания основывается на любознательности и пытливости, которые в свою очередь возникают и реализуются в условиях новизны и необычности поля деятельности .

   Опытно-экспериментальную работу я веду по пяти взаимосвязанным направлениям:

  • живая природа (наблюдения за растениями, насекомыми, животными);
  • неживая природа (изучение свойств воды, снега, воздуха, ветра, песка, глины);
  • человек («наши помощники» - нос, уши, глаза, руки, ноги, кожа);
  • рукотворный мир (изучение предметов из дерева, пластмассы, бумаги, ткани, резины, металла, мыла);
  • физические явления (изучение свойств магнита, света, электричества, звука).

   Чтобы успешно решать задачи по живой природе мы высаживаем с детьми рассаду и семена на подоконнике в группе, дополняем уголок природы комнатными растениями.

  Привлекая детей в уголок природы, я  решаю  задачи по расширению познавательного опыта, и его использованию в трудовой деятельности.

  Особую значимость для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности.

   Рассмотрим несколько примеров:    

  • Наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.

   Например, после ознакомления со  свойствами  воды, чтения рассказ «Умная галка» в уголке помещали такие алгоритмы, которые помогали детям понять, что уровень воды повышается при добавлении камней. В результате дети сами делали вывод: камни, заполняя емкость, поднимают уровень воды, тем самым выталкивая находящиеся в ней предметы на поверхность.

  • Проблемная ситуация;

   После ознакомления детей со свойствами магнита случайно на глазах детей роняли  скрепки в таз с водой. Как достать их из воды, не намочив рук?

   После того, как у детей сформировались навыки самостоятельной деятельности по решению познавательных задач, мы переходим на реализацию полученных знаний в совместной деятельности.

   Совместная деятельность наиболее привлекательная для нас форма организации работы с детьми по поисково-исследовательской деятельности. Могу отметить следующие позитивные моменты:

- закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;

- продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;

- свобода действий, как для меня, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);

- роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер);

-  в процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно).     

  Организую работу с детьми так, чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями в проводимых мероприятиях, а полноправными их участниками. Таким образом, обеспечиваю личностно-ориентированное взаимодействие с детьми (вместе, на равных, как партнеров).

  Результат в работе с детьми достигается с помощью соблюдения последовательности проведения опытов и экспериментов от «простого к сложному» на протяжении запланированного временного промежутка.

  Целенаправленное ознакомление дошкольников с объектами живой и неживой природы проходит с помощью запланированных наблюдений и экспериментов в несколько этапов. Например, при знакомстве детей со свойствами воды на первом этапе я провожу беседу «Вы слыхали о воде!?

Цель: познакомить детей со свойствами воды, способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная, льется, ее пьют, готовят пищу, воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

   Второй этап - наблюдения детей за экспериментами с водой на тему: «Какая бывает вода?».

  Цель: выявить свойства воды: вода может быть теплой, холодной, в ней можно нагревать другие вещества, вода может иметь цвет и запах.

  Третий этап - ООД «Волшебное превращение».

  Цель: познакомить детей с агрегатными состояниями воды - жидким и твердым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать; принимать на холоде форму емкости, в которой находится; теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).

   Четвертый этап - опыт «Взаимодействие воды и снега».

   Цель: выявить свойство воды: чем выше температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег. Сравнить свойства снега и воды: хрупкость, твердость, прозрачность, текучесть.

   Пятый этап - занятие «Интересное знакомство».

   Цель: рассказать детям, где можно найти воду в быту и в природе по одному из свойств - текучести (в природе - река, ручей, дождь; в быту - из крана, в батареях, в чайнике).

  Наиболее интересными для детей стали такие опыты-эксперименты с водой, как: «Если воду заморозить в бутылке», «Почему сосульки растут вниз головой? Как они растут?», «Какой лёд быстрее тает: колотый или пластом?», «Почему грязный и цветной лёд тает быстрее?», «Не все вещества растворяются в воде».

  В процессе работы я  поощряю  детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время стараюсь не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

   Важным моментом во время любого эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.

  Выводы можно делать в словесной форме,  а иногда избирать другие способы. Мы с детьми  фиксируем результаты графически, т.е. оформляем в рисунках, схемах.

   Любой эксперимент можно осуществлять в 2 вариантах:

  • дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;
  • дети вначале предсказывают вариант, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

  Дети работают самостоятельно, я оказываю помощь, советую, интересуюсь   результатами.  По окончанию дети рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, необычного.

   После эксперимента -  дети самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).

   Не раз проводили совместно с детьми случайные эксперименты. Такие эксперименты проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке.

  Помимо запланированных и случайных экспериментов, провожу эксперименты, которые называются "ответ на вопрос ребенка". Выслушав вопрос, я не отвечаю на него, а советую  ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение: «А ты сам посмотри, будет ли воробей есть творог!» Или: «Ребята, Коля спрашивает, нужно ли сегодня поливать цветы, как проверить?», «Ребята, Женя говорит, что под снегом травы нет, а Лена считает, что есть. Как это узнать? 

Работа с родителями

   Не остаются в стороне от экспериментальной работы и родители моих воспитанников.

   Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я  привлекаю родителей к активной помощи.

  Так, например, детям предлагала дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий. 

  Кроме этого, родители помогают мне в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес.

   Кроме этого, родители привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.

   Для информирования родителей я проводила консультации по  темам: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников», «Экспериментирование с водой» и др. 

2.1 Результативность опыта.

Для определения эффективности своей работы проводила педагогическую диагностику по познавательно-исследовательской деятельности, начиная с младшего дошкольного возраста.

 Благодаря использованию продуманной системе дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили  знания и умения без перегрузок и утомления.

Уровень сформированности познавательного развития:

Младшая группа:

Начало года

Конец года

низкий

65%

10%

средний

35%

60%

высокий

-

30%

Средняя группа:

 

Начало года

Конец года

низкий

45%

5%

средний

40%

55%

высокий

15%

40%

 

Старшая группа:

 

Начало года

Конец года

низкий

38%

5%

средний

44%

35%

высокий

18%

60%

 

Подготовительная группа:

 

Начало года

Конец года

низкий

20%

-

средний

60%

30%

высокий

20 %

70%

 

Положительная динамика у детей заметна в показателях:

  1. Повысилась познавательная активность детей при работе с природными объектами и явлениями.
  2. Дети научились высказывать свои предположения о причинах наблюдаемых явлений, выбирать способ решения познавательной задачи.
  3. У детей заметно повысилась способность сравнивать, делать выводы, высказывать свои суждения, анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения.
  4. Дети самостоятельно могут проводить элементарные опыты и эксперименты.

В начале года в младшей группе дети не могли самостоятельно выполнить задания, а 35% детей выполняли еще с помощью взрослого. Сравнительный анализ результатов диагностики показал положительную динамику, которая возросла на 30% к концу года.

Сравнительный анализ результатов диагностики в средней группе показал положительную динамику у воспитанников, она возросла на 15%. К концу года 40%

Сравнительный анализ результатов диагностики в старшей группе показал положительную динамику у воспитанников, которая возросла на 25%.

К концу года 60% самостоятельно выполняет задания, а 35%  детей еще с помощью взрослого.

Сравнительный анализ результатов диагностики в подготовительной группе показал положительную динамику у воспитанников, которая возросла на 50%.

К концу года все дети самостоятельно выполняют задания или с небольшой помощью педагога.

Таким образом, доказано, что при целенаправленном систематическом использовании экспериментов в процессе организованной образовательной деятельности и в режимных моментах в детском саду и дома ребенок учится моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер, вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность.

Вывод:

Положительные результаты были достигнуты благодаря осуществлению личностно-ориентированного подхода к ребенку при тесном взаимодействии с родителями, педагогами и проведению планомерной и систематической работы. Проведённая диагностика показала, что регулярное использование на занятиях исследовательской работы, направленной на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет кругозор дошкольников, способствует их развитию, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать полученные знания в повседневной жизни. Благодаря использованию продуманной системы игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили  знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.

Таким образом, проведенная работа показала, что проявления интереса дошкольников к исследовательской деятельности успешно формируется в содержательной детской деятельности с игровым  материалом. Занимательный материал очень разнообразен, по характеру, тематике, способу решения. Самые простые задачи, упражнения, требующие проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления, умение критически оценивать свои условия, активизируют познавательную деятельность детей в ходе обучения.

Заключение.

Взаимодействие с семьёй обеспечивает более полное выявление потенциала каждого ребенка, тем самым способствуя реализации поставленных задач. Родителями отмечено, что дети при экспериментировании получали ощущение радости, рассказывали дома об экспериментах, которые проводили в детском саду, вовлекали родителей в совместную экспериментальную деятельность в домашних условиях. Дети все охотнее обращались за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе, стали намного активнее в желании и стремлении узнать что-то новое и интересное.

Гипотеза, поставленная нами в работе о том, если в процессе реализации проекта включать эксперименты во все виды образовательной деятельности, то это будет способствовать формированию умения принимать и выдвигать гипотезу; ее анализировать; выдвигать предположения о возможном течении явления и его причинах; отбору способов и проверки предположений; умению формировать выводы подтвердилась.

   Процесс познания, освоение новых знаний детьми очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

   В заключении хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Библиографический список:

-Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.

-И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.        

-Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.

-Журнал  Современное Дошкольное Образование № 1, 2012.

-Гальперштейн Л. 100 фокусов. М, 2001.

-Фасий. И.М. Освоение принципа сохранения количества и величины детьми шести лет в процессе экспериментирования// Методические со веты к программе «Детство». — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

-Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).

-Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.

-Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1

-Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.

-Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.

-«Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации»/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.

-Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.

-Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России,2007

-Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3





Диссеминация передового педагогического опыта

  1. МАДОУ № 29 (январь 2018) «Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, при организации сюжетно-ролевой игры»
  2. МАДОУ № 29 (декабрь 2019) Мастер-класс «Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников»

Приложение

  1. Приложение № 1- Перспективное планирование
  2. Приложение № 2- Консультации для родителей
  3. Приложение № 3 – Конспект организованной образовательной деятельности
  4. Приложение № 4 – Картотека опытов и экспериментов в младшей группе
  5. Приложение № 5 - Картотека опытов и экспериментов в средней группе
  6. Приложение № 6 - Картотека опытов и экспериментов в старшей группе
  7. Приложение № 7 - Картотека опытов и экспериментов в подготовительной группе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме «Управление проектной деятельностью в ДОУ»

        Современное общество предъявляет большие требования к таким качествам личности, как креативность, способность к поиску знаний, к саморазвитию.Развивающемуся об...

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста"

Раскрыт опыт работы с детьми раннего возраста о значении игры....

Выступление из опыта работы По теме: «Познавательно-исследовательская деятельность при изучении истории родного детского сада»

Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким – отцу, матери, бабушке, дедушке, любви к своему дому, улице, на которой живешь, микрорайону, детскому саду, городу. История нашего детског...

Обобщение опыта работы по теме: "Экспериментально - исследовательская деятельность в дошкольном учрежнении".

МАДОУ детский сад № 158 города Тюмени     Тема: Экспериментально – исследовательская деятельностьв дошкольном учреждении      Воспитатель: Суворо...

Обобщение опыта работы по теме: «Влияние моторной деятельности на речевое развитие дошкольников с ТНР»

Мою группу посещают дети в возрасте 5-7 лет с отклонениями в речевом развитии. Специфика моей работы для детей с тяжелым нарушением речи определяется у каждого из них: речевым недоразвитием; недостато...

Обобщение опыта работы по теме: « Опытно – экспериментальная деятельность в экологическом образовании дошкольников»

Обобщение опыта работы по теме: « Опытно – экспериментальная деятельность в экологическом образовании дошкольников»...