Обобщение опыта работы по теме: «Влияние моторной деятельности на речевое развитие дошкольников с ТНР»
консультация по развитию речи на тему

Банку Джамиля Габдульхаковна

Мою группу посещают дети в возрасте 5-7 лет с отклонениями в речевом развитии. Специфика моей работы для детей с тяжелым нарушением речи определяется у каждого из них: речевым недоразвитием; недостаточной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, характерологическими особенностями. У таких детей в старшем возрасте отсутствует готовность к звуковому анализу и синтезу. Словарь указанных детей ниже возрастной нормы. Рассказы таких детей схематичны, примитивны, лишены эпитетов и сравнений. Им недоступно творческое рассказывание, употребление в речи сложных грамматических конструкций. Часты неточности в согласовании слов, пропуски или замены предлогов, то есть так называемые «аграмматизмы». Другими словами, этот сложный речевой дефект – стойкое отставание в развитии всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. С каждым годом число детей, страдающих речевыми дефектами, возрастает. Любой речевой дефект оказывает отрицательное влияние на развитие личности ребенка, на его психическое, интеллектуальное и физическое развитие. Одним из основных направлением  коррекционно – развивающего обучения детей с тяжелым нарушением речи  является работа по развитию речевой и моторной деятельности. Существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                              «Детский сад № 4 « Снегурочка»

Обобщение опыта работы по теме:

«Влияние моторной деятельности на речевое развитие дошкольников с ТНР»

Составитель:  Банку Д.Г.

воспитатель подготовительной  группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

г. Салехард 2018 г.

Мою группу посещают дети в возрасте 5-7 лет с отклонениями в речевом развитии. Специфика моей работы для детей с тяжелым нарушением речи определяется у каждого из них: речевым недоразвитием; недостаточной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, характерологическими особенностями. У таких детей в старшем возрасте отсутствует готовность к звуковому анализу и синтезу. Словарь указанных детей ниже возрастной нормы. Рассказы таких детей схематичны, примитивны, лишены эпитетов и сравнений. Им недоступно творческое рассказывание, употребление в речи сложных грамматических конструкций. Часты неточности в согласовании слов, пропуски или замены предлогов, то есть так называемые «аграмматизмы». Другими словами, этот сложный речевой дефект – стойкое отставание в развитии всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. С каждым годом число детей, страдающих речевыми дефектами, возрастает. Любой речевой дефект оказывает отрицательное влияние на развитие личности ребенка, на его психическое, интеллектуальное и физическое развитие. Одним из основных направлением  коррекционно – развивающего обучения детей с тяжелым нарушением речи  является работа по развитию речевой и моторной деятельности. Существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности.

Включение упражнений на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук, двигательной активности на моих занятиях играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи.

Такой подход позволяет:

  • регулярно стимулировать речевые зоны коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;
  • совершенствовать психологические процессы – внимание, память, мышление, которые тесно связаны с речью;
  • развивать общие движения, скорость, собранность.

Ребенок, имеющий высокий уровень развития общей и мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. Они должны научиться хорошо ориентироваться на листе бумаги, у них должны быть развиты моторные навыки, но к сожалению, их подготовленность не всегда соответствует этим требованиям. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом. У них быстро устает рука, не получается правильное написание букв и цифр, часто встречается «зеркальное» письмо, они не укладываются в общий темп работы. Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно- двигательной координации. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость ежедневных организаций игр и упражнений по развитию  моторной деятельности.

Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует:

  • формированию правильного произношения;
  • избавлению от монотонности речи;
  • нормализации темпа речи;
  • соблюдению речевых пауз;
  • снижению психического напряжения.

Поэтому я считаю, что представленная мною тема очень актуальна и своевременна.

Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находиться в пределах нормы; если развитие движений отстает, то задерживается и речевое развитие.

Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка.

Учитывая этот факт,  я стараюсь целесообразно расширять объем пальчиковых игр и упражнений по ручному труду, систематически использовать их в работе с детьми, знакомя детей с новым упражнением, опираюсь на ранее усвоенные ими умения и навыки.

При проведении пальчиковых игр, театральных представлений я обращаю внимание на точность и качество выполнение движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.  В результате такой целенаправленной работы у детей развивается и формируется речь, зрительно – моторная координация, текст и действия воспринимаются детьми как единое целое, а упражнения вызывают наибольший интерес. При большом объеме  и продолжительности работы у детей развивается утомление под влиянием комплексного воздействия зрительной и моторной нагрузки. В связи с этим в течении дня провожу с ними логоритмические упражнения. В них различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Ритмичные, четкие упражнения для ног, рук, туловища и головы подготавливают совершенствование движений артикуляционного аппарата: губ, языка, челюстей и т. д., стимулируют развитие мозга, а соответственно и речи. Прекрасный инструмент в коррекционной практике – это игры с мячами. Эти игры развивают не только мелкую моторику, но и общую, и ориентировку в пространстве, а так же глазомер, ловкость и быстроту реакции. Для успешного обучения детей в школе необходимо уже с раннего возраста заниматься их многосторонним развитием для развития ручной координации как в игровой, так и в свободной деятельности, поэтому систематически занимаюсь с ними разнообразными видами ручной деятельности, такими, как:

  • конструирование из строительного материала;
  • выполнение поделок из природного и бросового материала;
  • шнуровки, застежки, молнии;
  • угадывание предметов на ощупь;
  • выполнение фигур и выкладывание букв из счетных  и спичечных палочек;
  • работа с ножницами;
  • выкладывание различных узоров из мозаики;
  • раскраски с различными заданиями;
  • рисование пальчиками.

Творческие работы детей

Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, артикуляционной,  мелкой и общей моторики у детей, создает благоприятные условия для нормального развития речи детей дошкольного возраста. Если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь, внимание, память, мышление ребенка, отпадут прблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.

Библиография

 1. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения» – М. : ТЦ Сфера, 2006.

2. Ермакова И. А. «Развиваем мелкую моторику у малышей» – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

3. Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры» – СПб: Изд. дом «Литера», 2007г.;

4. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. «Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики»  – СПб: Корона-Век, 2007г.;

5. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме «Управление проектной деятельностью в ДОУ»

        Современное общество предъявляет большие требования к таким качествам личности, как креативность, способность к поиску знаний, к саморазвитию.Развивающемуся об...

Обобщение опыта работы на тему: «Формирование позитивной мотивации здорового питания у дошкольников и их родителей»

Данный опыт адресован воспитателям и педагогам ДОУ и призван помочь им формированию у детей представления о правильном и здоровом питании....

Обобщение опыта работы по теме "Влияние развития мелкой моторики на речь дошкольников"

Материал посвящен актуальной проблеме коррекции речи дошкольников посредством развития мелкой моторики рук...

Представление опыта работы по теме "Использование мультипликационных фильмов в речевом развитии дошкольников"

Мультипликационные фильмы предоставляют отличную возможность для внесения разнообразия и индивидуализации в воспитательно-образовательный процесс....

Обобщение опыта работы по теме: « Использование метода проекта в экологическом образовании дошкольников»

Обобщение опыта работы по теме:« Использование метода проекта в экологическом  образовании дошкольников»...

Обобщение опыта работы по теме: « Опытно – экспериментальная деятельность в экологическом образовании дошкольников»

Обобщение опыта работы по теме: « Опытно – экспериментальная деятельность в экологическом образовании дошкольников»...

Обобщение опыта работы на тему: Лепбук как новая форма для развития познавательной деятельности. Создание лэпбука «Золотая Осень»

Обобщение опыта работы на тему: Лепбук как новая форма для развития познавательной деятельности. Создание лэпбука «Золотая Осень»...