Обобщение опыта работы по теме: "Познавательно -исследовательская деятельность детей дошкольного возраста"
презентация по окружающему миру
Дети — природные исследователи окружающего мира.
Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность
Лев Семёнович Выгодский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Ребенок, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовности прийти к нему на помощь. Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера» - Анатолий Шапиро . Дети — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность Лев Семёнович Выгодский
Цель познавательно-исследовательской деятельности дошкольников -Способствовать развитию у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. -Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами). Актуальность познавательно-исследовательской деятельности детей определяется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) . Некоторые задачи познавательно-исследовательской деятельности в рамках ФГОС ДО: -Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; -Развитие познавательных способностей; -Развитие творческого воображения и мышления; -Развитие коммуникативных навыков; -Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задача воспитателя — создать условия для того, чтобы каждый ребёнок мог проявить себя в исследовательской деятельности, ощутить радость от открытия нового, что закладывает фундамент для успешного обучения в школе и в дальнейшем жизни.
Главное достоинство применения метода исследования заключается в том, что в процессе эксперимента: -Дошкольники получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и его средой обитания. -Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы. -Развивается речь. -Формирование самостоятельности, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата. -Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки. Основные формы развития познавательно-исследовательской деятельности в свете требований ФГОС ДО: -Наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами.
Условия для познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста: -Создание развивающей среды, обеспечивающую свободу выбора ребёнка. -Компетентность педагога. Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. При этом ребенок выступает как исследователь. Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает дошкольникам в дальнейшем успешно развивать творческие способности.
Методические рекомендации: Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дошкольники получили в процессе наблюдения или трудовой деятельности. 2. Цель и задачи эксперимента должны быть ясны детям. 3. При проведении опыта нельзя наносить ущерб окружающей природе. 4. Подводить детей в процессе опыта к Самостоятельным выводам. 5. Обеспечить детям безопасные условия для проведения опыта. 6. Применять полученные знания в продуктивной деятельности детей. Что нужно делать Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?» Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива. 4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать. 5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию. 6.Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию. 7.Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы. 8.Создавайте ситуацию успешности
Чего нельзя делать 1.Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования. 2.Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого. 3.Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним. 4.Нельзя запрещать без объяснения. 5.Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему. 6.Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку. 7.Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение. 8.Дети бывают импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним
Памятка для воспитателей и родителей Обучая, не навреди! 1. Помните, чтобы развить мозг ребенка, надо сначала развить его руку. Великий Кант говорил о том, что рука — это выдвинутый вперед мозг человека. Поэтому больше работайте над развитием руки ребенка. 2. Монтень напоминал, что «мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем наполненный». Важно знать, чем наполнять мозг ребенка. Контролируйте, чем наполняется в свободное время мозг детей. 3 .Безграмотное раннее знаковое обучение недопустимо. Оно способствует формированию минимальных мозговых дисфункций. 4. Неподвижный ребенок не обучается. Любая новая информация должна закрепляться движением. 5. Обучая детей, не забывайте о том, что девочки и мальчики разные: -мальчики более подвижные, поэтому они не могут долго сидеть на месте, им надо давать возможность больше двигаться; -у девочек лучше развита мелкая моторика руки, поэтому они пишут аккуратнее и красивее, чем мальчики; -девочки из-за особенностей развития мозга быстрее читают, их речь богаче по содержанию;
-если мальчики устают, то у них снижается активность, а девочки из-за усталости начинают капризничать; -в обучении мальчикам нужно не все договаривать и давать им возможность решить проблему, т. е. создавать ситуацию поиска, а девочкам надо все хорошо объяснять, чтобы им было понятно. 6. Лень ребенка — сигнал к тому, что вы неправильно его обучаете, поэтому, обучая, помните: «Не навреди!» И хочется закончить китайским изречением: То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы на тему «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных видов продуктивной деятельности»
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общ...

Обобщение опыта работы по теме: "Экспериментально - исследовательская деятельность в дошкольном учрежнении".
МАДОУ детский сад № 158 города Тюмени Тема: Экспериментально – исследовательская деятельностьв дошкольном учреждении Воспитатель: Суворо...
Консультация из опыта работы Тема: «Развитие поисково-исследовательских способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности через изучение природы»
Ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисков...

Обобщение опыта "Экперементирование как основа познавательно-исследовательской деятельности дете дошкольного возраста"
Выступление по теме на августовском совещании работников дошкольного образования....
Консультация из опыта работы Тема: «Развитие поисково-исследовательских способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности через изучение природы»
Ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, п...

Обобщение опыта работы. Тема: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность».
Мы уже несколько лет углубленно работаем по экологическому воспитанию дошкольников. Цель нашей работы: воспитание экологически грамотного, социально активного ребён...

Обобщение опыта работы по теме «Развитие экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности»
Обобщение опыта работы по теме«Развитие экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности»...