План по самообразованию "Сенсорное развитие у детей через дидактические игры"
методическая разработка (младшая группа)
Раннее детство- особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст- самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственныхособностей ребенка. Сенсорное развитие ребенка- это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий. представлений).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План самообразования в 1 младшей группе | 20.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
Детский сад №3 «Буратино» г. Соль- Илецк
План
по самообразованию
«Сенсорное развитие у детей через дидактические игры»
Воспитатель: Шарафиева Д.Ж.
г. Соль- Илецк 2022 г.
Цель:
повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:
- расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста.
- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение новых игр при участии родителей)
- образование родителей по данной теме (подготовка консультаций «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры», проведение бесед, родительского собрания «Путешествие в страну Сенсорику»
Актуальность:
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка в раннем возрасте выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Тема актуален, т.к. ее реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работа в данном направлении поможет мне:
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
* произвольное внимание;
* логическое мышление;
* зрительное и слуховое восприятие;
* память;
* речь детей.
Ожидаемые результаты:
- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста..
- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.
- У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.
Выход темы:
- консультация для родителей
- консультация для педагогов
- родительское собрание «Путешествие в страну сенсорику»
- картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста
Формы работы с родителями и детьми:
- Родители:
- сотрудничество через консультации,
- родительские собрания,
- беседы,
- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
- Дети:
- специальные занятия по сенсорному воспитанию
- сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию
- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений
- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета
Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.
В ходе реализации я разработала подборку дидактических игр:
- Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:
- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:
- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:
1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме
2 этап – проектировочный.
3 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков.
4 этап – создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление картотеки.
Методическая работа | ||
Формы работы | Сроки | Фома отчета |
Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой | Сентябрь 2021 г | Список использованной литературы |
Создание предметно-развивающей среды по сенсорике окружающей ребенка. | В течение года. | Наличие игр по сенсорному развитию |
Проведение консультации для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры» | Январь 2022г. | Конспект консультации |
Подготовка анкет к анкетированию родителей | Март 2022г. | Анкета |
Подготовка и проведение родительского собрания | Май 2022 г. | Конспект родительского собрания, фотоотчет о мероприятии |
Работа с детьми | ||
Формы работы | Сроки | Фома отчета |
Специальные занятия по сенсорному воспитанию | В течение года | |
Занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки) | В течение года | |
Сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, (использование нетрадиционных техник рисования) | В течение года | Работы детей и фотоотчет |
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений: - «Чудесный мешочек» - «Определи на ощупь» - «Узнай фигуру» - «Найди пару» | Сентябрь – ноябрь 2021г. | картотека |
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы. - «Найди предмет указанной формы» - «Найди предмет такой же формы» - «Какая фигура лишняя?» | Декабрь 2021г | картотека |
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины. - «Сравни предметы по высоте» - «Самая длинная, самая короткая» - «Разноцветные кружки» - «В какую коробку?» - «Дальше – ближе» | Январь - Февраль 2022 г. | картотека |
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета: - «Какого цвета не стало?» - «Какого цвета предмет?» - «Собери гирлянду» - «Какие цвета использованы?» - «Уточним цвет» | Март 2022г. | картотека |
Анкетирование родителей | Апрель 2022г. | Анкета |
Отчет по самообразованию | Май 2022г. |
Ну и конечно же, реализация данного проекта не обошлась без участия родителей. С родителями проводились индивидуальные беседы («Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», консультации) («Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей», родительские собрания.) Были оформлены папки - передвижки (например, «Дидактические игры по сенсорике для детей 2-3 лет», а также родители привлекались к изготовлению и приобретению дидактического материала.)
Работа с родителями | ||
Формы работы | Сроки | Фома отчета |
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. | В течение года | |
Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями. | В течение года | |
Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры» | Март 2022г. | консультация |
Анкетирование родителей | Март 2022 г. | Анкета |
Проведение родительского собрания «Путешествие в страну Сенсорики» | Май 2022г. | Протокол собрания |
Список использованной литература:
1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.
2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;
3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г
6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е.
Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.
7. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
8. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова
9. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.
10. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.
11. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.
12. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.
13. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.
14. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное фор...
План по самообразованию "Сенсорное воспитание детей через дидактические игры"
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно но...
План по самообразованию в первой младшей группе "Сенсорное развитие у детей через дидактические игры"
План по самообразованию в первой младшей группе"Сенсорное развитие у детей через дидактические игры"...
Консультация для родителей «Развитие речи детей через дидактическую игру»
В данной консультации для родителей рассказано о том, как при помощи дидактических игр развивать речь детей...
Обобщение опыта работы по теме "Развитие речи детей через дидактическую игру"
Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти...
План по самообразованию "Сенсорное воспитание детей через дидактические игры" вторая младшая группа.
План по самообразованию...
Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе по теме «Развитие речи детей через дидактические игры и рассматривание сюжетной картины «Собака со щенятами» в рамках тематической недели «Мамина неделя»
Данный конспект НОД по речевому развитию разработан для детей второй младшей группы в рамках тематической недели "Мамина неделя". В структуре НОД используются дидактические игры, способствую...