Взаимодействие учителя-дефектолога и музыкального руководителя
консультация (подготовительная группа)
Взаимодействие учителя-дефектолога и музыкального руководителя в коррекционно-развивающем сопровождении детей с ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Взаимодействие учителя-дефектолога и музыкального руководителя | 18.91 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 «Сказка»
Взаимодействие учителя-дефектолога и музыкального руководителя в коррекционно-развивающем сопровождении детей с ЗПР
Подготовила: Степаненко Ю.Г.
2022 г.
Согласно данным исследований конца 90-х гг. XX века, количество детей с задержкой психического развития постоянно увеличивается. Этому можно дать несколько объяснений: во-первых, объективно растет число факторов, способных стать причиной нарушения развития; во-вторых, усложняющиеся школьные программы оказываются посильными для все меньшего количества учеников; и, в-третьих, совершенствующиеся методы диагностики позволяют точнее определять уровень развития ребенка, отделяя не только "норму" от "не нормы", но и выявляя разные формы и степени нарушений.
Уточняются и усложняются задачи, стоящие перед специалистами, работающими с этой категорией детей.
Основной целью коррекционной работы с детьми с ЗПР является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности ребенка. Коррекционно-педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предубеждение нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
Задержка психического развития (ЗПР) у детей является сложным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности.
ЗПР относится к «пограничной» форме нарушения развития ребенка. При ЗПР имеет место неравномерность формирования различных психических функций, типичным является сочетание, как повреждения, так и недоразвития отдельных психических функций с сохранными. При этом глубина повреждений и/или степень незрелости может быть также различной.
В МБДОУ «Детский сад № 17 «Сказка», обучение и воспитание детей с задержкой психического развития осуществляется квалифицированными специалистами – учителем–дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию. Занятия по коррекционной ритмике проводит музыкальный руководитель совместно с учителем-дефектологом.
Музыкальные занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными музыкальным занятиям. С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыкальные занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка.
Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности. На занятиях воспитывается способность восприятия музыкальных образов и умение выразительно двигаться в соответствии с заданным или придуманным образом. Это способствует развитию творческих способностей детей.
В связи с этой взаимообусловленностью музыки и движения сформулированы задачи обучения и воспитания, коррекции отклонений детей с ЗПР. Можно выделить несколько блоков коррекционно-развивающих задач, реализуемых в образовательном процессе.
- Развитие и коррекция основных видов движений, серий движений, музыкально-ритмических движений.
• Формирование чувства музыкального темпа, размера, восприятия ритмического рисунка.
• Изменение характера движений в соответствии с изменением контрастов звучания (громко - тихо, быстро - медленно, высоко - низко).
• Согласование движений с пением.
• Нормализация мышечного тонуса, тренировка отдельных групп мышц, развитие основных видов движений.
• Выработка правильной осанки, чувства равновесия.
• Развитие точности, координации, плавности, переключаемости движений.
• Преодоление двигательного автоматизма движений.
• Развитие выразительных имитационно-подражательных движений (изображение движений медведя, лисы, зайчика, кошки, лыжника, наездника и т. п.) под музыку.
• Развитие выразительных имитационно-подражательных движений без музыки.
- Развитие и коррекция психических функций, компонентов деятельности, совершенствование психомоторики.
• Развитие быстроты и точности реакции на звуковые или вербальные сигналы. • Развитие различных качеств внимания (устойчивости, переключения, распределения).
• Развитие всех видов памяти (зрительной, моторной, слуховой).
• Развитие словесной регуляции действий на основе согласования слова и движений (слово управляет движением).
• Развитие умения реализовывать запрограммированные действия по условному сигналу.
- Развитие способности ориентироваться в пространстве.
• Развитие пространственной организации собственных движений, оптико-пространственной ориентировки в пространстве зала через движение.
• Развитие пространственных представлений: понимание вербальных инструкций, отражающих пространственные отношения и выполнение действий на основе вербальной инструкции; способности к вербальному выражению пространственных отношений (движение влево, вправо, назад, вперед, руки вверх-вниз и т.д.).
- Развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности.
• Формирование способности к пониманию различных эмоциональных состояний на основе восприятия невербальных стимулов (мимика, пластика т.д.).
• Развитие способности к пониманию различных эмоциональных состояний на основе восприятия невербальных стимулов.
• Развитие произвольности при выполнении движений и действий.
• Развитие умения выполнять совместные действия и коммуникативных навыков.
Работа по коррекции речи и движений на музыкальном занятии.
Нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия учителя-дефектолога и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.
Взаимодействие учителя-дефектолога и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:
- коррекционно-развивающее;
- информационно-консультативное.
Выстраивая свою работу, и учитель-дефектолог, и музыкальный руководитель должны учитывать структуру речевого дефекта; осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности; закреплять знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях; всесторонне развивать личность ребенка.
И учитель-дефектолог, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с воспитанниками.
Можно выделить основные задачи при проведении коррекционно-образовательной работы. Это оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные и коррекционные задачи.
Оздоровительные: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие дыхания; развитие координации движений и моторных функций; развитие ловкости, силы, выносливости, воспитание правильной осанки, походки.
Образовательные: формирование двигательных умений и навыков; развитие пространственных представлений, ловкости, силы, переключаемости, координации движений; освоение знаний о метроритмике.
Воспитательные: воспитание и развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность, восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, т.е. умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности, личностные качества, чувства коллективизма, умения соблюдать правила выполнения упражнений и организаторских способностей.
Коррекционные: развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, грамматического строя и связной речи; формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти и др.; воспитание просодических компонентов речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя-дефектолога и музыкального руководителя в коррекционно-развивающем сопровождении детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волев...
Конспект интегрированного занятия по взаимодействию учителя-дефектолога и музыкального руководителя с детьми с ЗПР в старшей возрастной группе. Тема: Путешествие на корабле
Занятие в рамках взаимодействия специалистов детского сада (учителя-дефектолога и музыкального руководителя) с детьми коррекционной группы с ЗПР....
Статья "Взаимодействие учителя-дефектолога и музыкального руководителя на логоритмических занятиях с детьми с ОНР"
Материал будет полезен воспитателям, музыкальным руководителям, учителю-логопеду и учителю-дефектологу в работе с детьми с ОНР....
Открытое занятие, приуроченное ко дню дефектолога и психолога. Взаимодействие учителя-дефектолога и педагога-психолога. Тема: "Путешествие в волшебный лес"
Цель: Совершенствование представлений детей с ЗПР о природе и животных. Задачи.Развивающие:1. Развитие умение определять характер производить логические связи и необходимое обобщение.2. Развитие ...
Система работы взаимодействия учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда в работе детьми, имеющими нарушения зрения и речи
В данной статье показаны примерные формы работы по взаимодействию учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда; конкретно описывается роль специалистов в коррекционной работе. Авторы данной ...
Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов. Тема: "Способы взаимодействия учителя – логопеда и музыкального руководителя"
Выступление посвящено коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи,где положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие с...
Доклад "Взаимодействие учителя - дефектолога и му.руководителя в коррекционно-развивающем сопровождении детей старшего возраста с ЗПР "
Выступление с докладом во Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Современные вызовы психолого-педагогического и дефектологического оразования "...