«Формирование культуры поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста посредствам проблемно-игровых ситуаций».
методическая разработка
«Формирование культуры поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста посредствам проблемно-игровых ситуаций».
«За безопасность необходимо платить,
а за ее отсутствие расплачиваться».
Уинстон Черчилль
Современный мир полон опасностей, постоянно угрожающих здоровью, жизни детей. Не проходит и дня, чтобы газеты, радио и телевидение не принесли сообщения об очередной аварии, катастрофе, повлекшими за собой гибель людей. Подобные события возникают, как правило, внезапно, требуя от человека немедленных активных действий. Чтобы как-то повысить защищенность детей им необходимо овладеть не такими уж сложными знаниями и умениями – наблюдательностью, умением анализировать свои ошибки, приведшие к неприятностям, отдавать себе отчет о возможных последствиях тех или иных своих поступков, а также навыками грамотных действий в случае проявления опасностей.
Цель моей работы – эффективность использования проблемно - игровых ситуаций при формировании культуры поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Формирование культуры поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста посредствам проблемно-игровых ситуаций.
- Создание условий для решения проблемной – игровых ситуаций способствующих сформировать культуру поведения на дорогах, устанавливая связь между тем, что известно, и тем, что нужно узнать, чтобы найти верное (лучшее) решение.
- Повышение компетентности родителей (законных представителей) воспитанников в вопросе формирования культуры поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста
Работа по формированию культуры поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста посредствам проблемно-игровых ситуаций строилась в три этапа.
1.Этап:
- Анализ программно – методического обеспечения по данной тематике.
- Анализ развивающей предметно – пространственной образовательной среды существующих программ обучения детей дошкольного возраста.
- Анализ сформированности культуры поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста
- Анализ компетентности родителей (законных представителей) воспитанников в формировании культуры поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста
Анализ программ показал, что они являются составной частью общей образовательной программы воспитания детей дошкольного возраста.
Анализ знаний дошкольников о поведении на дорогах показал, что дети недостаточно хорошо знаниями ПДД. А родители воспитанников в 45%, считают, что обучения правилам поведения на дороге с 5-ти лет ещё рано.
Данные анализа свидетельствуют о необходимости разработки и внедрения системы работы, которая сделает обучение дошкольников правилам дорожного движения более интересным, позволит реализовать принцип обучения в игре и поднимет уровень знаний детьми правил дорожного движения.
2.Этап:
На данном этапе работы мы определили формы, методы и приемы работы:
Суть проблемно-игровых ситуаций состоит в том, чтобы воспитанник не только усваивал конкретные знания и навыки, но и овладевал способами действий, обучался конструировать и управлять своей деятельностью. Основным звеном является проблемная ситуация, которая позволяет выявить глубину знаний о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста.
Методика предусматривает выполнение детьми различных заданий. Например, ребенку предлагается серия картинок, фотографий на которых были изображены различные ситуации поведения людей на улицах нашего города, при переходе через дорогу, нахождения рядом с проезжей частью, поведения детей на дороге, нужно было рассмотреть и объяснить, что правильно или неправильно делали люди.
Первый цикл занятий «Наш город»:
- Расширение представлений у воспитанников город, улица, перекрёсток, транспорт, пассажир, пешеход;
- Познакомить детей с движением транспорта и пешеходов;
- Дать представление о том, как важно учить правильно ходить и ездить по городу;
- Изучения правил поведения пешехода на улицах города;
Второй цикл занятий «Светофор наш друг»:
- Закрепление правил «Светофор»;
- Знакомство с регулировщиком;
- Изучение дорожных знаков;
Третий цикл «Поведение детей на улице»:
- Продолжать знакомить детей с основными правилами поведения на улице;
- Закреплять знания о ПДД;
- Продолжать знакомить детей с основными правилами поведения в транспорте – «Я пассажир»;
- Экскурсия на улицы города.
Четвёртый цикл «Результат»:
- Экскурсия по улицам города;
- Составление схемы проезда транспорта от детского сада до дома (совместная работа ребенка с родителями)
- Конкурс рисунков «Наш друг – Светофорик»;
- Познавательное развлечение «Знатоки правил дорожного движения»;
- Фото отчёт семей воспитанников «Учим правилам дорожного движения в семье»
Для реализации данного этапа работы так же составлена картотека проблемно- игровых ситуаций: «Угадай транспорт», «Что нам скажет светофор», «Раскрась светофор», «Светофор на перекрёстке», «Если бы я стал(а) водителем», «Научи малыша переходить дорогу», «Проводи товарища домой используя схему», «После ремонта дороги нарисуй разметку», «Маша потерялась», «Найди отличия», «Найди пару», «Составь их частей целое», «Строим город», «Составим книгу «Законы улиц и дорог», «Автошкола»
Картотека подвижных игр:
«Мяч в корзину» - в 2—3 шагах от игроков ставят 3 корзинки: красного, желтого, зеленого цветов. По команде ведущего нужно: крас¬ный мяч бросить в красную корзину, желтый — в желтую, зеленый — в зеленую. Ведущий может несколько раз под¬ряд называть один и тот же цвет или после красного назвать зеленый и т.д.
«Цветные автомобили» - по сигналу двигаются автомобили того цвета, который показывает воспитатель. Воспитатель может поднимать один, два или все три флажка вместе, и тогда все автомобили выезжают из своих гаражей. Если дети не видят, что флажок опущен, воспитатель дополняет зрительный сигнал словесным: «Автомобили (называет цвет) остановились». Воспитатель может заменить цветной сигнал словесным (например: «Выезжают синие автомобили», «Синие автомобили возвращаются домой»).
«Самый быстрый»- в обручи раскладываются дорожные знаки, детям так же раздаются знаки по сигналу необходимо найти свой обруч. Знаки в ходе игры перекладываются
«Умелый пешеход»- на расстоянии 60 см параллельно друг другу кладутся два шнура длиной около 5 м. Надо пройти с завязанными глазами между ними по дорожке.
Вариант 2. Из двух шнуров делают два круга: внешний и внутренний. Расстояние между ними 1 метр. Нужно с завязанными глазами пройти по кругу между шнурами.
«Лабиринт»- эта игра проводится, когда дети уже знакомы с обозначениями отдельных знаков и указателей («Въезд запрещен», «Пешеходный переход», «Велосипедное движение запрещено» и др.).
Зимой снежными валами, расположенными на расстоянии 1 м друг от друга, строится лабиринт высотой 0,5—0,7 м. В лабиринте устанавливаются знаки. Дети проезжают по лабиринту (на имитационных машинах), точно соблюдая указания знаков. Тот, кто не нарушил правил, сможет выйти из лабиринта.
3.Этап:
Проведенная работа показала, что проблемно – игровые ситуации являются одним из эффективных методов формирования культуры поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста при условии содержательной и эмоциональной подготовки детей к решению игровой и проблемной задач. В проблемно - игровых ситуациях повышение продуктивности запоминания правил поведения на дорогах объясняется собственной активностью ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование культуры поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста посредствам проблемно-игровых ситуаций».
«За безопасность необходимо платить,
а за ее отсутствие расплачиваться».
Уинстон Черчилль
Современный мир полон опасностей, постоянно угрожающих здоровью, жизни детей. Не проходит и дня, чтобы газеты, радио и телевидение не принесли сообщения об очередной аварии, катастрофе, повлекшими за собой гибель людей. Подобные события возникают, как правило, внезапно, требуя от человека немедленных активных действий. Чтобы как-то повысить защищенность детей им необходимо овладеть не такими уж сложными знаниями и умениями – наблюдательностью, умением анализировать свои ошибки, приведшие к неприятностям, отдавать себе отчет о возможных последствиях тех или иных своих поступков, а также навыками грамотных действий в случае проявления опасностей.
Цель моей работы – эффективность использования проблемно - игровых ситуаций при формировании культуры поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Формирование культуры поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста посредствам проблемно-игровых ситуаций.
- Создание условий для решения проблемной – игровых ситуаций способствующих сформировать культуру поведения на дорогах, устанавливая связь между тем, что известно, и тем, что нужно узнать, чтобы найти верное (лучшее) решение.
- Повышение компетентности родителей (законных представителей) воспитанников в вопросе формирования культуры поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста
Работа по формированию культуры поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста посредствам проблемно-игровых ситуаций строилась в три этапа.
1.Этап:
- Анализ программно – методического обеспечения по данной тематике.
- Анализ развивающей предметно – пространственной образовательной среды существующих программ обучения детей дошкольного возраста.
- Анализ сформированности культуры поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста
- Анализ компетентности родителей (законных представителей) воспитанников в формировании культуры поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста
Анализ программ показал, что они являются составной частью общей образовательной программы воспитания детей дошкольного возраста.
Анализ знаний дошкольников о поведении на дорогах показал, что дети недостаточно хорошо знаниями ПДД. А родители воспитанников в 45%, считают, что обучения правилам поведения на дороге с 5-ти лет ещё рано.
Данные анализа свидетельствуют о необходимости разработки и внедрения системы работы, которая сделает обучение дошкольников правилам дорожного движения более интересным, позволит реализовать принцип обучения в игре и поднимет уровень знаний детьми правил дорожного движения.
2.Этап:
На данном этапе работы мы определили формы, методы и приемы работы:
Суть проблемно-игровых ситуаций состоит в том, чтобы воспитанник не только усваивал конкретные знания и навыки, но и овладевал способами действий, обучался конструировать и управлять своей деятельностью. Основным звеном является проблемная ситуация, которая позволяет выявить глубину знаний о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста.
Методика предусматривает выполнение детьми различных заданий. Например, ребенку предлагается серия картинок, фотографий на которых были изображены различные ситуации поведения людей на улицах нашего города, при переходе через дорогу, нахождения рядом с проезжей частью, поведения детей на дороге, нужно было рассмотреть и объяснить, что правильно или неправильно делали люди.
Первый цикл занятий «Наш город»:
- Расширение представлений у воспитанников город, улица, перекрёсток, транспорт, пассажир, пешеход;
- Познакомить детей с движением транспорта и пешеходов;
- Дать представление о том, как важно учить правильно ходить и ездить по городу;
- Изучения правил поведения пешехода на улицах города;
Второй цикл занятий «Светофор наш друг»:
- Закрепление правил «Светофор»;
- Знакомство с регулировщиком;
- Изучение дорожных знаков;
Третий цикл «Поведение детей на улице»:
- Продолжать знакомить детей с основными правилами поведения на улице;
- Закреплять знания о ПДД;
- Продолжать знакомить детей с основными правилами поведения в транспорте – «Я пассажир»;
- Экскурсия на улицы города.
Четвёртый цикл «Результат»:
- Экскурсия по улицам города;
- Составление схемы проезда транспорта от детского сада до дома (совместная работа ребенка с родителями)
- Конкурс рисунков «Наш друг – Светофорик»;
- Познавательное развлечение «Знатоки правил дорожного движения»;
- Фото отчёт семей воспитанников «Учим правилам дорожного движения в семье»
Для реализации данного этапа работы так же составлена картотека проблемно- игровых ситуаций: «Угадай транспорт», «Что нам скажет светофор», «Раскрась светофор», «Светофор на перекрёстке», «Если бы я стал(а) водителем», «Научи малыша переходить дорогу», «Проводи товарища домой используя схему», «После ремонта дороги нарисуй разметку», «Маша потерялась», «Найди отличия», «Найди пару», «Составь их частей целое», «Строим город», «Составим книгу «Законы улиц и дорог», «Автошкола»
Картотека подвижных игр:
«Мяч в корзину» - в 2—3 шагах от игроков ставят 3 корзинки: красного, желтого, зеленого цветов. По команде ведущего нужно: крас¬ный мяч бросить в красную корзину, желтый — в желтую, зеленый — в зеленую. Ведущий может несколько раз под¬ряд называть один и тот же цвет или после красного назвать зеленый и т.д.
«Цветные автомобили» - по сигналу двигаются автомобили того цвета, который показывает воспитатель. Воспитатель может поднимать один, два или все три флажка вместе, и тогда все автомобили выезжают из своих гаражей. Если дети не видят, что флажок опущен, воспитатель дополняет зрительный сигнал словесным: «Автомобили (называет цвет) остановились». Воспитатель может заменить цветной сигнал словесным (например: «Выезжают синие автомобили», «Синие автомобили возвращаются домой»).
«Самый быстрый»- в обручи раскладываются дорожные знаки, детям так же раздаются знаки по сигналу необходимо найти свой обруч. Знаки в ходе игры перекладываются
«Умелый пешеход»- на расстоянии 60 см параллельно друг другу кладутся два шнура длиной около 5 м. Надо пройти с завязанными глазами между ними по дорожке.
Вариант 2. Из двух шнуров делают два круга: внешний и внутренний. Расстояние между ними 1 метр. Нужно с завязанными глазами пройти по кругу между шнурами.
«Лабиринт»- эта игра проводится, когда дети уже знакомы с обозначениями отдельных знаков и указателей («Въезд запрещен», «Пешеходный переход», «Велосипедное движение запрещено» и др.).
Зимой снежными валами, расположенными на расстоянии 1 м друг от друга, строится лабиринт высотой 0,5—0,7 м. В лабиринте устанавливаются знаки. Дети проезжают по лабиринту (на имитационных машинах), точно соблюдая указания знаков. Тот, кто не нарушил правил, сможет выйти из лабиринта.
3.Этап:
Проведенная работа показала, что проблемно – игровые ситуации являются одним из эффективных методов формирования культуры поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста при условии содержательной и эмоциональной подготовки детей к решению игровой и проблемной задач. В проблемно - игровых ситуациях повышение продуктивности запоминания правил поведения на дорогах объясняется собственной активностью ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство формирования безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста.
Одной из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками является проектная деятельность. Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сот...
консультация для воспитателей "Проектная деятельность как средство формирования безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста»
Цель : Формирование у детей представлений о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дорогах города у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность...
Рубрика "Воспитатель года 2018" Презентация применения инновационных образовательных технологий" -ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТРИЗ - ТЕХНОЛОГИИ
В статье представлена система работы по обучению старших дошкольников правилам дорожного движения посредством использования технологии ТРИЗ, отражены новые подходы в применении...
Методические рекомендации для педагогов "СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Методические рекомендации для педагогов - картотека сюжетно - ролевых игр как средство формирования основ безапосного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста....
Проблемная ситуация как средство формирования навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста.
Главной задачей для воспитателей является формирование у детей сознательного отношения к соблюдению правил безопасного поведения на улице, выработка прочной привычки в применении знаний и выполнения п...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: "РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Работа с родителями по формированию безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста...
- Мне нравится (1)