Проект «Друзей весёлый хоровод» (социокультурное развитие детей старшего дошкольного возраста)
проект (старшая, подготовительная группа)

Проект по социокультурному развитию детей старшего дошкольного возраста. С целью создания условий для приобщения воспитателей, детей и их родителей к основным социокультурным ценностям человека. Формирование дружеских взаимоотношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_druzey_vesyolyy_horovod._docx.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Д/С Улыбка» г. Тихвин

Проект

«Друзей весёлый хоровод»

(социокультурное развитие детей старшего

дошкольного возраста)

Подготовила: Смирнова Т.В., воспитатель высшей квалификационной

категории.

Пояснительная записка.

     Социокультурное воспитание человека – одна из наиболее сложных и весьма актуальных проблем. В процессе социокультурного развития ребенок осваивает и активно воспроизводит социальный опыт, приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, развивает способность общаться и взаимодействовать, ориентироваться в системах социальных норм и правил.

     Все это невозможно без специально организованного социально-педагогического вмешательства. Поэтому необходима целенаправленная педагогическая деятельность, способствующая социокультурному развитию дошкольников. Проектная деятельность является эффективным методом социокультурного развития дошкольников. При использовании метода проектов в работе с дошкольниками, необходимо ориентироваться на зону актуального и ближайшего развития воспитанников, ибо проектирование нацелено не на интеграцию уже имеющихся знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение в создание тех или иных проектов даёт ребенку возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

   Проект «Живем вместе» направлен на развитие у детей социокультурных навыков, позволяющих активно взаимодействовать ребенку со сверстниками и взрослыми.

Тип проекта:

     по методу: познавательно-игровой;

     по содержанию: культурные ценности сообщества детей и взрослых;

     по форме организации: групповой, фронтальный.

 Участники: дети и их родители, воспитатели.

 Срок реализации: 1 месяц.

Актуальность: 

Актуальность проблемы дружеских взаимоотношений между детьми объясняется тем, что не все дети понимают значимость дружбы, а её значение для формирования личности очень велико.

 Проблема: 

Всё чаще педагоги стали сталкиваться с проблемами в сфере общения дошкольников. Во время наблюдения за детьми во время общения было замечено, что не все дети умеют сотрудничать. Некоторым тяжело договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, ссор и драк. Трудности возникают и в совместной деятельности, когда надо уступить. Детям ещё трудно определить настроение другого человека, поэтому они не могут оказать поддержку тому ребёнку, который в настоящий момент в ней нуждается.

Цель:

Создание условий для приобщения воспитателей, детей и их родителей к основным социокультурным ценностям человека.

   

Задачи:

  1. Обеспечить единство познавательного и эмоционально – нравственного развития старших дошкольников.
  2. Развивать умение объединяться для совместной игровой и трудовой деятельности.
  3. Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми развивать умение сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей.
  4. Способствовать созданию единого социокультурного контекста воспитания и общения в ДОУ и семье, повышать педагогическую культуру родителей.

Ожидаемый результат:

  1. Освоение участниками проекта системы социокультурных категорий и ценностей.
  2. Развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.)
  3. Развитие речевого взаимодействия.
  4. Развитие способности к самоконтролю, самостоятельности (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов).
  5. Развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов).

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное,

художественно- эстетическое развитие.

Продукт проекта:

  1. Газета –коллаж «Наши мамы».

  2. Оформление «энциклопедии»: «Добрые пословицы».

  3. Развлечение «Друзей весёлый хоровод»

   

I этап – подготовительный- постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями,  

  1. Провести опрос детей по теме проекта.

      Цель: выявить знания и представления детей об общеловеческих нравственных ценностях (добре, дружбе, вежливости и т.д.).

  1. Подбор информации, художественной, методической литературы; иллюстраций,  

      фотографий, аудио и видеоматериалов по теме.

  1. Включение родителей в проектную деятельность.

      Цель: приобщение родителей к участию в проекте

II этап – Основной.

Совместное творчество, чтение художественной литературы, беседы, инсценировка сказки, дидактические игры, пословицы и поговорки о дружбе, пальчиковые игры, подвижные игры, заучивание мирилок.  Реализация проекта (Приложение1 «План мероприятий по реализации проекта» и Приложения 2 – 7 (конспекты мероприятий).

III этап –  Заключительный:

Развлечение «Друзей весёлый хоровод»

Фотоотчёт проекта (Приложения 8, 9).

Вывод проекта:

Наблюдение за детьми показали наличие позитивных изменений в поведении дошкольников в повседневной жизни. Они стали понимать значение дружбы. Как нормы поведения в системе межличностных отношений, испытывать чувство гордости за свои поступки.

Однако анализ полученных результатов позволил сделать вывод, что не все дети в своих поступках руководствуются желаниями других и ориентируются на дружбу, как нравственную норму. Поэтому в дальнейшем планируем продолжить поиск путей совершенствованию дружеских взаимоотношений в группе.

Приложение1

Мероприятия по реализации проекта социокультурного развития

старших дошкольников

«Друзей весёлый хоровод»

     Мероприятия проводятся в совместной деятельности взрослого и детей, как во время образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности, так и в ходе режимных моментов.

Вид деятельности

тема

Цель и задачи

Деятельность педагога

Деятельность детей

Игры – упражнения, тренинги

из серии «Встреча в кругу»:

«Оживи камень»;

«Рассерженные шарики»;

«Ногами топаем»;

«Разрывание бумаги»;

«Комплименты»;

«Волшебный цветок»,

«Свеча» и др.

 1.Создать положительный эмоциональный настрой,  развивать умение контролировать свои эмоций, управлять ими; формирование положительной самооценки, понимания своей неповторимости; воспитание эмпатии.

Вводит детей в проблему. Например, поднять настроение какому-либо ребенку или персонажу. Вводит в игровую ситуацию.

Руководит игрой.

Вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию.

Активное

 участие в тренинге, игре, следуя поставленным целям.

Подвижные игры:

«Черепаха-путещественница»

«Водонос»;

«Водяной»;

«Городки»;

«Рыбак и рыбки»

Развивать положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, самоощущение «Я – хороший».     Формировать способность понимать и принимать речевые инструкции, требования взрослых, осознавать не только свои действия, но и свои желания, предпочтения, настроения.

Знакомит с правилами игры.

После игры проводит беседу об отношении к победе и поражению.

Принимают правила игры, соблюдают их.

Распределяют роли.

Анализируют с воспитателем причины успеха и неудач.

Серия сюжетно – ролевых игр «Вежливое путешествие»: «Автовокзал», «Магазин игрушек», «Больница», «Парикмахерская», «Лес».

 Формировать  моральные качества.

Развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам.

Закреплять умение соотносить игровые действия с выполняемой ролью.

Ставит проблему: Петрушка не знает как правильно вести себя в автобусе.

Вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию.

Распределение ролей. Обыгрывание сюжетов. Обсуждение.

Игра-путешествие на планету «СемьЯ»

Обогащение знаний детей о родственных отношениях. Воспитание любви и уважения к членам семьи. Прививать уважение к труду и его результатам;

Постановка проблемы – предложить составить рассказ о профессии родителей.

Руководит игрой.

Входят в проблему. Рассказывают о профессиях своих родителей. Вживаются в игровую ситуацию и ролевые отношения.

Чтение произведения В.Карасевой «Синяя чашка», сказка В.Сутеева «Под грибом»

Учить оценивать чужие поступки, сравнивать свои поступки с их  поступками, делать моральный выбор.  

Постановка проблемы – разбилась чашка. Что делать?

Принятие проблему. Поиск решений данной проблемы, высказывание своих мнений, решений. Прослушивание рассказа с последующим обсуждением и оцениванием поступка персонажа.

Проблемные ситуации

Формировать оценочное отношение не только к поступкам других, но и к своим собственным. Способствовать осознанию морально – этических норм

Предлагает решить проблемные ситуации.

Решают проблемные ситуации. Совместно обосновывают решения.

Игра – тренинг «Наше настроение»

Закрепить умение понимать свое настроение и настроение других, контролировать свое поведение. Формировать коммуникативные навыки, расширять словарный запас в области чувств и эмоций.

Подготовка материала. Организация игры и руководство ей. Постановка проблемы: к нам гости пришли, какое у нас настроение?

Вхождение в проблему, вживание в игровые роли, выполнение правил, установок, решение проблем. Выполнение практических заданий.

Продукт проекта:

Оформление «Энциклопедии»

 «Добрые пословицы»

Воспитание нравственных ценностей посредством народной мудрости.

Ставит проблему – узнать пословицы и поговорки о добре, честности, вере, дружбе и т.д. Оформляет альбом.

Совместно с родителями подбирают пословицы и поговорки об отношениях между людьми. Участвуют в составлении «энциклопедии»

Продукт проекта:

Развлечение «Друзей весёлых хоровод»

Формировать умение ценить дружбу и сплоченность;   формировать желание быть полезным людям, навыки и привычки организованности, самодисциплины,    

Подготовитель-

ные, организацион-

ные моменты. Выполнение роли ведущего праздника.

Распределение и заучивание стихов совместно со взрослыми.

Активное участие в развлечении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Логоритмика как средство психомоторного развития детей дошкольного возраста"

Настоящий проект направлен на психомоторное и речевое развитие детей методами логоритмики. Рекомендовани для использования воспитателями и специалистами ДОУ, педагогами дополнительного образования, уч...

Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »

В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы,  И.А Лыковой «Цветные ладошки»,      пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...

Творческий педагогический проект "Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста"

Проблема развития детского творчества,  в настоящее время является одной из наиболее  актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии форм...

«Экологические проекты как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста»

Пусть будет в человеке всё прекрасно:И мысли, и поступки, и душа!В гармонии с природой и собой.На свете, чтобы жили малыши,Воспитывайте в детях, берегите,Храните экологию души!...

Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»

АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...