Проект «Друзей весёлый хоровод» (социокультурное развитие детей старшего дошкольного возраста)
проект (старшая, подготовительная группа)
Проект по социокультурному развитию детей старшего дошкольного возраста. С целью создания условий для приобщения воспитателей, детей и их родителей к основным социокультурным ценностям человека. Формирование дружеских взаимоотношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_druzey_vesyolyy_horovod._docx.docx | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Д/С Улыбка» г. Тихвин
Проект
«Друзей весёлый хоровод»
(социокультурное развитие детей старшего
дошкольного возраста)
Подготовила: Смирнова Т.В., воспитатель высшей квалификационной
категории.
Пояснительная записка.
Социокультурное воспитание человека – одна из наиболее сложных и весьма актуальных проблем. В процессе социокультурного развития ребенок осваивает и активно воспроизводит социальный опыт, приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, развивает способность общаться и взаимодействовать, ориентироваться в системах социальных норм и правил.
Все это невозможно без специально организованного социально-педагогического вмешательства. Поэтому необходима целенаправленная педагогическая деятельность, способствующая социокультурному развитию дошкольников. Проектная деятельность является эффективным методом социокультурного развития дошкольников. При использовании метода проектов в работе с дошкольниками, необходимо ориентироваться на зону актуального и ближайшего развития воспитанников, ибо проектирование нацелено не на интеграцию уже имеющихся знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение в создание тех или иных проектов даёт ребенку возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
Проект «Живем вместе» направлен на развитие у детей социокультурных навыков, позволяющих активно взаимодействовать ребенку со сверстниками и взрослыми.
Тип проекта:
по методу: познавательно-игровой;
по содержанию: культурные ценности сообщества детей и взрослых;
по форме организации: групповой, фронтальный.
Участники: дети и их родители, воспитатели.
Срок реализации: 1 месяц.
Актуальность:
Актуальность проблемы дружеских взаимоотношений между детьми объясняется тем, что не все дети понимают значимость дружбы, а её значение для формирования личности очень велико.
Проблема:
Всё чаще педагоги стали сталкиваться с проблемами в сфере общения дошкольников. Во время наблюдения за детьми во время общения было замечено, что не все дети умеют сотрудничать. Некоторым тяжело договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, ссор и драк. Трудности возникают и в совместной деятельности, когда надо уступить. Детям ещё трудно определить настроение другого человека, поэтому они не могут оказать поддержку тому ребёнку, который в настоящий момент в ней нуждается.
Цель:
Создание условий для приобщения воспитателей, детей и их родителей к основным социокультурным ценностям человека.
Задачи:
- Обеспечить единство познавательного и эмоционально – нравственного развития старших дошкольников.
- Развивать умение объединяться для совместной игровой и трудовой деятельности.
- Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми развивать умение сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей.
- Способствовать созданию единого социокультурного контекста воспитания и общения в ДОУ и семье, повышать педагогическую культуру родителей.
Ожидаемый результат:
- Освоение участниками проекта системы социокультурных категорий и ценностей.
- Развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.)
- Развитие речевого взаимодействия.
- Развитие способности к самоконтролю, самостоятельности (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов).
- Развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов).
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное,
художественно- эстетическое развитие.
Продукт проекта:
1. Газета –коллаж «Наши мамы».
2. Оформление «энциклопедии»: «Добрые пословицы».
3. Развлечение «Друзей весёлый хоровод»
I этап – подготовительный- постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями,
- Провести опрос детей по теме проекта.
Цель: выявить знания и представления детей об общеловеческих нравственных ценностях (добре, дружбе, вежливости и т.д.).
- Подбор информации, художественной, методической литературы; иллюстраций,
фотографий, аудио и видеоматериалов по теме.
- Включение родителей в проектную деятельность.
Цель: приобщение родителей к участию в проекте
II этап – Основной.
Совместное творчество, чтение художественной литературы, беседы, инсценировка сказки, дидактические игры, пословицы и поговорки о дружбе, пальчиковые игры, подвижные игры, заучивание мирилок. Реализация проекта (Приложение1 «План мероприятий по реализации проекта» и Приложения 2 – 7 (конспекты мероприятий).
III этап – Заключительный:
Развлечение «Друзей весёлый хоровод»
Фотоотчёт проекта (Приложения 8, 9).
Вывод проекта:
Наблюдение за детьми показали наличие позитивных изменений в поведении дошкольников в повседневной жизни. Они стали понимать значение дружбы. Как нормы поведения в системе межличностных отношений, испытывать чувство гордости за свои поступки.
Однако анализ полученных результатов позволил сделать вывод, что не все дети в своих поступках руководствуются желаниями других и ориентируются на дружбу, как нравственную норму. Поэтому в дальнейшем планируем продолжить поиск путей совершенствованию дружеских взаимоотношений в группе.
Приложение1
Мероприятия по реализации проекта социокультурного развития
старших дошкольников
«Друзей весёлый хоровод»
Мероприятия проводятся в совместной деятельности взрослого и детей, как во время образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности, так и в ходе режимных моментов.
Вид деятельности тема | Цель и задачи | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Игры – упражнения, тренинги из серии «Встреча в кругу»: «Оживи камень»; «Рассерженные шарики»; «Ногами топаем»; «Разрывание бумаги»; «Комплименты»; «Волшебный цветок», «Свеча» и др. | 1.Создать положительный эмоциональный настрой, развивать умение контролировать свои эмоций, управлять ими; формирование положительной самооценки, понимания своей неповторимости; воспитание эмпатии. | Вводит детей в проблему. Например, поднять настроение какому-либо ребенку или персонажу. Вводит в игровую ситуацию. Руководит игрой. | Вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию. Активное участие в тренинге, игре, следуя поставленным целям. |
Подвижные игры: «Черепаха-путещественница» «Водонос»; «Водяной»; «Городки»; «Рыбак и рыбки» | Развивать положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, самоощущение «Я – хороший». Формировать способность понимать и принимать речевые инструкции, требования взрослых, осознавать не только свои действия, но и свои желания, предпочтения, настроения. | Знакомит с правилами игры. После игры проводит беседу об отношении к победе и поражению. | Принимают правила игры, соблюдают их. Распределяют роли. Анализируют с воспитателем причины успеха и неудач. |
Серия сюжетно – ролевых игр «Вежливое путешествие»: «Автовокзал», «Магазин игрушек», «Больница», «Парикмахерская», «Лес». | Формировать моральные качества. Развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам. Закреплять умение соотносить игровые действия с выполняемой ролью. | Ставит проблему: Петрушка не знает как правильно вести себя в автобусе. | Вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию. Распределение ролей. Обыгрывание сюжетов. Обсуждение. |
Игра-путешествие на планету «СемьЯ» | Обогащение знаний детей о родственных отношениях. Воспитание любви и уважения к членам семьи. Прививать уважение к труду и его результатам; | Постановка проблемы – предложить составить рассказ о профессии родителей. Руководит игрой. | Входят в проблему. Рассказывают о профессиях своих родителей. Вживаются в игровую ситуацию и ролевые отношения. |
Чтение произведения В.Карасевой «Синяя чашка», сказка В.Сутеева «Под грибом» | Учить оценивать чужие поступки, сравнивать свои поступки с их поступками, делать моральный выбор. | Постановка проблемы – разбилась чашка. Что делать? | Принятие проблему. Поиск решений данной проблемы, высказывание своих мнений, решений. Прослушивание рассказа с последующим обсуждением и оцениванием поступка персонажа. |
Проблемные ситуации | Формировать оценочное отношение не только к поступкам других, но и к своим собственным. Способствовать осознанию морально – этических норм | Предлагает решить проблемные ситуации. | Решают проблемные ситуации. Совместно обосновывают решения. |
Игра – тренинг «Наше настроение» | Закрепить умение понимать свое настроение и настроение других, контролировать свое поведение. Формировать коммуникативные навыки, расширять словарный запас в области чувств и эмоций. | Подготовка материала. Организация игры и руководство ей. Постановка проблемы: к нам гости пришли, какое у нас настроение? | Вхождение в проблему, вживание в игровые роли, выполнение правил, установок, решение проблем. Выполнение практических заданий. |
Продукт проекта: Оформление «Энциклопедии» «Добрые пословицы» | Воспитание нравственных ценностей посредством народной мудрости. | Ставит проблему – узнать пословицы и поговорки о добре, честности, вере, дружбе и т.д. Оформляет альбом. | Совместно с родителями подбирают пословицы и поговорки об отношениях между людьми. Участвуют в составлении «энциклопедии» |
Продукт проекта: Развлечение «Друзей весёлых хоровод» | Формировать умение ценить дружбу и сплоченность; формировать желание быть полезным людям, навыки и привычки организованности, самодисциплины, | Подготовитель- ные, организацион- ные моменты. Выполнение роли ведущего праздника. | Распределение и заучивание стихов совместно со взрослыми. Активное участие в развлечении. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Логоритмика как средство психомоторного развития детей дошкольного возраста"
Настоящий проект направлен на психомоторное и речевое развитие детей методами логоритмики. Рекомендовани для использования воспитателями и специалистами ДОУ, педагогами дополнительного образования, уч...
Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »
В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, И.А Лыковой «Цветные ладошки», пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...
Творческий педагогический проект "Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста"
Проблема развития детского творчества, в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии форм...
«Экологические проекты как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста»
Пусть будет в человеке всё прекрасно:И мысли, и поступки, и душа!В гармонии с природой и собой.На свете, чтобы жили малыши,Воспитывайте в детях, берегите,Храните экологию души!...
Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»
АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...
Проект духовно-нравственного и эстетического развития детей старшего возраста на основе модифицированной программы: «Социокультурные истоки».
Проект реализации рассчитан на один учебный год...
Презентация к проекту духовно-нравственного и эстетического развития детей старшего возраста на основе модифицированной программы: «Социокультурные истоки».
В презентации отображена реализация данного проекта....