Методическая разработка по теме зима с использованием нетрадиционной техники рисования
методическая разработка (старшая группа)

Серебренникова Ирина Александровна

Печать лапками ели»
 

Тема: «Ёлочка, колкая иголочка»

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования  

Печать лапками ели.

Задачи:

Образовательные:

- Совершенствовать технику рисования- печать растениями;

- Углублять знание детей о хвойных деревьях зимой;

- Учить передавать в рисунке предмет, выделяя основные и второстепенные его части;

Развивающие:

 - Развивать у детей изобразительные навыки и умения;

 - Развивать умение действовать в соответствии с поставленными задачами педагога, развивать мелкую моторику, координацию рук;

- Вызвать положительные эмоции от проделанной работы;

Воспитательные:

- Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к природе;

- Воспитывать умение доводить начатое до конца;

- Воспитывать любознательность и интерес к творчеству.

Демонстрационной материал: иллюстрации, образец «ёлочки» в технике рисования «печать лапками ёлки».

Раздаточный материал: клеёнки для творчества, салфетки для рук, альбомные тонированные листы, гуашь, ёмкость для разведения краски, кисти, лапки ели.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций «ёлки», «Новый год». Хороводные игры вокруг ёлочки, разучивание стихов и песен о ёлочке.

Чтение рассказов о зиме К. И. Чуковский «Ёлка», В. Одоевского «Мороз Иванович»; сказок: С. Я. Маршак «Двенадцать месяце », русская народная сказка «Снегурочка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход   непосредственной образовательной деятельности

I.Вводная часть.

 Воспитатель:- Я недавно гуляла по нашему парку, дышала свежим воздухом и любовалась деревьями, какие они красивые зимой, в снежных шапках и шубках. А больше всего мне понравилось одно дерево. А какое, послушайте стихотворение З. Александровой, и скажите о чём это стихотворение:

Маленькой ёлочке холодно зимой.

Из лесу ёлочку взяли мы домой.

Сколько на ёлочке шариков цветных,

Розовых пряников, шишек золотых!...

Воспитатель:- О чём ребята это стихотворение?

Дети:- О ёлочке.

Воспитатель:- Да, конечно же, о ёлочке, о Новогоднем празднике.

Воспитатель:- У нас в группе тоже есть ёлочка. Давайте рассмотрим, какая она?

Дети:- Зелёная, маленькая, красивая, нарядная, с шариками, с игрушками.

Воспитатель:- Ребята, а что есть у ёлочки?

Дети:- Ствол, ветки, макушка, иголки.

Воспитатель:- А какие иголки у ёлки?

Дети:- Зелёные, колючие.

Воспитатель:- А у нашей ёлки потрогайте иголки колючие?

Дети:- Нет.

Воспитатель:- А почему?

Дети:- Потому что она искусственная, она не настоящая.

Воспитатель:- Молодцы ребята, а вам нравиться ёлочка?

Дети:- Да.

Воспитатель:- А какой праздник мы с ней встречали?

Дети:- Мы встречали Новый год.

Воспитатель:- Да, праздник закончился, но так хочется продлить его! Ребята мы можем оставить воспоминания о празднике? Как вы думаете, что нам сделать, чтобы вспоминать праздник?  

Дети:- Нарисовать ёлочку.

Воспитатель:- Конечно же, нарисовать нарядные ёлочки-красавицы.

II. Основная часть.

Воспитатель:- Ребята садитесь на стульчики. Я вам покажу какую необычную ёлочку мы с вами будем рисовать. Посмотрите, вот она красавица. У меня на столе, как и у вас на столах лежит: салфетка для рук, альбомные тонированные листы, гуашь, ёмкость для разведения краски, кисти, лапки ели.

Воспитатель:- Сначала мы с вами положим перед собой тонированный лист, затем берём ёловую ёлочку и обмакиваем её в краску. Ставим отпечаток в середине листа. Это у нас будет макушка нашей ёлки.

- От полученного отпечатка делаем отпечатки в разные стороны под углом в верх.

-Нижний ярус если закончить отпечатком лапки меньшего размера. У меня получилась 5- ти ярусная ёлочка. Далее рисуем снежный сугроб и порхающий снежок. Вот такая ёлочка, колкая иголочка получилась.

Воспитатель:- а сейчас прежде чем вы приступите к работе, давайте разомнём наши пальчики.

Пальчиковая игра «Наряжаем ёлку»

Раз, два, три, четыре, пять

Будем ёлку наряжать

Мы повесим шарики,

Яркие фонарики,

Весёлого Петрушку,

И разные игрушки:

И мишку – шалунишку

И заиньку – трусишку.

Воспитатель:- А сейчас ребятки садитесь на свои места, и начнём рисование нашей ёлочки.

(Самостоятельная деятельность детей)

 

III.Заключение.

Воспитатель:-Вот и готовы наши замечательные ёлочки. Давайте готовые работы, разложим вот на этом столе, и все вместе посмотрим. Молодцы, ребята, какие у вас получились ёлочки, самые настоящие зелёные – красавицы.

Воспитатель:- Вам понравилось занятие? Что вам удалось сделать легко и быстро? А, что вызвало затруднение?

Ребята, а что можно сделать с вашими рисунками?

Дети:- Подарить мамам, папам, бабушкам, дедушкам.

Воспитатель:- Да, ваши  ёлочки могут быть хорошим  подарком для родителей, бабушек и дедушек и для друзей.

Я, тоже хочу на память о нашем занятии подарить вам вот такие «Ёлочки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_1.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Тычок» жёсткой полусохой кистью.

Тема: «Сказочный зимний лес»

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования  

«тычок» жесткой полусухой кистью.

Задачи:

Образовательные:

-Учить детей передавать особенности изображаемого предмета (ели, дерева, снеговика, зайчика и т. д., используя технику рисования «тычок» жесткой полусухой кистью;

-Совершенствовать у детей мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию;

Развивающие:

-Развивать у детей самостоятельность, творческие способности, воображение;

- Расширять и уточнять представление детей о времени года зима;

- Развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова.

Воспитательные:

-Воспитывать интерес к изобразительным техникам рисования;

-Воспитывать любовь к природе;

Демонстрационной материал: иллюстрации, фотографии с изображением зимних пейзажей, репродукция картины «Сказка зимней ночи», образец «Сказки зимней ночи» в технике рисования «тычок» жесткой полусухой кистью.

Раздаточный материал: клеёнки для творчества, салфетки для рук, альбомные тонированные листы, гуашь, жёсткая (клеевая) кисть №3, мягкая с натуральным ворсом кисть №2 и №5, вода.

Предварительная работа: упражнения для подготовки руки к рисованию в технике тычок жёсткой кистью, графические зарисовки предметов, объектов. Беседы на тему «Что произошло в новогоднюю ночь», «Что бывает в зимнем лесу». Сочинения маленьких сказок на тему «Зимние истории».

Ход   непосредственной образовательной деятельности

I.Вводная часть.

Воспитатель:- Ребята вы любите отгадывать загадки? 

Дети:- Да, любим.

Воспитатель:- Тогда слушайте:

Замела я всё вокруг,

Прилетев из царства вьюг.

Осень, лучшую подружку,

Я отправила на юг.

Я морозна и бела

И, на долго к вам пришла…

Дети:- Зима.

Воспитатель:-Правильно ребята.  

Воспитатель:- Ребята, а сейчас послушайте какими замечательными словами о зиме говорит русский поэт И. З. Суриков.

- Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало, -

Вот пришли морозцы -

И зима настала.

Воспитатель:-  Ребята, сегодня я приглашаю вас отправиться на прогулку в зимний лес! А вы идти со мной готовы? 

Дети:- Да .

Воспитатель:-Прежде чем отправиться в лес, давайте с вами оденемся потеплее (дети выполняют движения, имитирующие одевание, закроем глаза, а на счёт пять откроем (Дети закрывают глаза, и считают) .

– Раз, два, три…. и мы в лесу!

Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Декабрь»

Воспитатель:- Посмотрите ребята, как красиво вокруг!

В группе организованна выставка произведений известных художников

(К. Ф. Юон «Зима», А. А. Пластов «Первый снег», И. Жуковский «Зима», иллюстрации художников на тему зимы, фотографии.

Дети рассматривают выставку.

Воспитатель читает стихотворение:

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,

Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой.

Солнце зимнее ли мечет

На него свой луч косой -

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой. (Федор Тютчев)

Воспитатель:- Ребята, обратите внимание на красоту зимней природы, на деревья, которые вы видите. Какие они по высоте?

Дети:- Высокие, низкие, средние.

Воспитатель:- Какого цвета у них кора?

Дети:- Белая, белоснежная.

Воспитатель:-Заметили ли вы, ребята, среди сугробов небольшие кустики?

Дети:- Да.

Воспитатель:- Посмотрите, сколько вокруг снега, он прижал все веточки, и они не шевелятся, как в стихотворении:

Намело, на вьюжило

Все деревья в кружеве

Снег на соснах

На кустах

В белых шапках ели

И запутались в ветвях

Буйные метели (Н. Гончаров)

Воспитатель:- Ребята давайте пройдём дальше по тропинке, перейдем по запорошенному льду через ручей. Поднимите голову, посмотрите, какие высокие сосны вокруг нас! Кого они напоминают?

Дети:-(Высказывания детей) .

Воспитатель:- Остановимся около этих лесных красавиц-елочек. Как вы думаете, какое у них настроение? 

Дети:-У ёлочек хорошее настроение.

Воспитатель:- Хорошо ли им здесь? Почему? 

Дети:-(Дети высказываются) .

Воспитатель:- А вот на этой заснеженной полянке, мы немножко отдохнём.

Физминутка «Зимний лес»

Мы пришли в зимний лес (ходьба на месте)

Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны)

Справа березка в шубке стоит, (руки отводят в указанную сторону и смотрят.)

Слева елка на нас глядит

Снежинки в небе кружатся, (отводят руки и прослеживают взглядом)

И на землю красиво ложатся. (движение (фонарики) и смотрят вверх) .

Как красивы они!

В лесу красота и покой, (разводят руки в стороны)

А нам пора уже домой (шаги на месте) .

- Ну что ж, нам пора прощаться с лесом.

Лес волшебный, до свидания!

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем,

Добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес!

Воспитатель:- Закроем глаза и возвращаемся обратно. Раз, два, три…. Все на месте? 

Дети:- Да.

Воспитатель:- Раздеваемся, отряхиваем снег, греем ручки.

Воспитатель:- Ребята, вам понравилась наша прогулка? 

Дети:- Да . И мне очень понравилось!

II. Основная часть.

Воспитатель:- А что бы она нам запомнилась надолго, я предлагаю вам стать художниками пейзажистами и нарисовать зимний сказочный лес. Вы согласны? 

Дети:- Да.

Воспитатель:- Сегодня при выполнении работы мы с вами будем использовать: белую гуашь, жёсткую кисточку для клея, тонкую кисточку для рисования деталей.

Дети выбирают тонированную бумагу (приготовленную за ранее, проходят на свои места и приступают к самостоятельной продуктивной деятельности под музыкальное сопровождение. Проводится индивидуальная работа.

Воспитатель:- Сначала мы с вами нарисуем линию горизонта. При рисовании пейзажей самое важное – определить линию горизонта. По ней намного проще обозначать передний и задний план. Линия не обязательно ровная, так как снежные сугробы холмистые, с пригорками.

- Где и что будет расположено – рисуем мысленно глазками.

Рисуем белой гуашью схематично снеговиков, зайчиков, котиков и др. животных; ёлочки, деревья, домики… тонкой мягкой кистью.

- Животные имеют круглые и овальные формы. Рисуем контуры кончиком ворса тонкой кисти.

- Ствол ели рисуем сверху-вниз и веточки к низу.

- Линии дерева каждый раз ведём от корней снизу вверх, словно наше дерево растёт.

- Землю покрываем снежком: белой гуашью сухой щетинной кистью небольшими штрихами.

- Выполнение методом «тычка» по контуру и внутри контура

(Деревья и веточки)

- Выполнение деталей пейзажа: рисуем луну и падающий снег кончиком тонкой мягкой кисти.

- Завершаем работы, рисуем мелких деталей: глазки, усики, носики кончиком тонкой кисти – их очень любят рисовать дети.

III.Заключение.

Воспитатель:- Ребята посмотрите, какие чудесные зимние пейзажи получились! На них лес словно сказочный, волшебный, чудесный, великолепный! У каждого получился свой, неповторимый пейзаж. Как красиво вот здесь изображены деревья, они нарисованы стройными и все запорошенными снегом. А вот здесь деревья выглядят величественно и сказочно.

Воспитатель:- А что больше всего понравилось вам, и почему? ( 2-3 ребёнка дают анализ работ сверстников) .

- Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались, как настоящие художники-пейзажисты! И всегда, посмотрев на эти замечательные работы – мы вспомним о нашей зимней прогулке в лес !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений «Использование нетрадиционной техники рисования в рамках образовательной области «Художественное творчество» с учётом ФГТ»

С введением ФГТ к общеобразовательной программе дошкольного образования существенно изменились подходы к организации деятельности воспитателя и детей....

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования в младшей группе по реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие "Пятнышки для жирафа"

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования в младшей группе по реализации образовательной области "Художественно-эстетическо...

Методическая разработка "Выполнение весеннего пейзажа с использованием нетрадиционной техники рисования в работе с детьми 5-6 лет".

Цель: развитие творческих способностей детей.Тема: «Первые подснежники»Цель: выполнение весеннего пейзажа с использованием нетрадиционной техники рисования.Задачи:Образовательные:- формиро...

Методическая разработка по изобразительной деятельность с использованием нетрадиционной техники рисования крупами Младший и средний дошкольный возраст. «По стихам Агнии Барто»

Методическая разработка содержит объяснение актуальности использования нетрадиционной техники рисования крупами, выявлены цель и основные задачи, описаны методы и приёмы работы с материалом, способы р...

Методическая разработка для педагогов ДОУ по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста

Целью методического пособия является оказание помощи воспитателям дошкольных образовательных организаций при организации занятий и индивидуальной работы с  детьми старшего дошкольного возраста по...

Методическая разработка по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования «Веточка мимозы»

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».Цель: У...